Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
УДК 34 https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/54
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДЕЛИКТ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕСТУПНЫЕ ДЕЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
©Бочков В. С., ORCID: 0000-0001-7534-225 7, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, г. Краснодар, Россия, [email protected] ©Габибова А. Р., ORCID: 0000-0002-2095-3269, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, г. Краснодар, Россия, [email protected]
ADMINISTRATIVE DELICT ORGANIZATIONS AND CRIMINAL ACTS
OF NATURAL PERSONS
©Bochkov V., ORCID: 0000-0001-7534-225 7, Kuban State Agrarian University,
Krasnodar, Russia, [email protected] ©Gabibova A., ORCID: 0000-0002-2095-3269, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia, [email protected]
Аннотация. Рассматриваются проблемы соотношения норм административного и уголовного права не только распространяющихся на физических лиц, но и на юридических. Данная проблема является актуальной в Российской Федерации на сегодняшний день, так как порой за одно и тоже правонарушение два кодекса (Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ) предусматривают разные наказания. Также в данной статье предпринят анализ «административного деликта» для организаций.
Abstract. This article deals with the problems of the relationship between the norms of administrative and criminal law, not only applicable to natural persons, but also to legal entities. This problem is relevant in the Russian Federation today, since sometimes, for the same offense, two codes (the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation) impose different penalties. Also, in this article, an analysis of the 'administrative delict' for organizations is undertaken.
Ключевые слова: административное право, уголовное право, физические лица, юридические лица, нормы, деликт, правонарушение.
Keywords: administrative law, criminal law, natural persons, legal entities, norms, delict, offense.
Административное право является комплексной отраслью права, и оно же есть базис для других институтов права, таких как уголовное, гражданское, трудовое право и т. д. В настоящее время именно административные правонарушения наиболее чаще встречаются среди других противоправных деяний в современной России. Административный деликт — это то, что не только стоит на одном месте с преступностью, но и представляет собой разностороннюю опасную деструктивную систему, которая постоянно растет в наших реалиях.
Анализируя административные и уголовные правонарушения можно сделать вывод о схожести этих двух правовых отраслей. Например, такие наказания как штраф или карательные санкции нашли свое отражение как в Уголовном Кодексе, так и в Кодексе об Административных Правонарушениях Российской Федерации. Это объясняется охраной и защитой схожих правовых объектов [1].
Для полного понимания стоит проанализировать статью 1.2 в КоАП РФ и ч. 1 ст. 2 УК РФ. Так, например, часть 1 ст. 2 УК РФ гласит: «Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.», а в статье 1.2 КоАП РФ написано следующее: «Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административн ых правонарушений »
Как можно понять, в двух этих статьях из разных отраслей права фигурирует такие понятия как: «охрана прав и свобод человека», «охрана окружающей среды», а также схожие превентивные меры по отношению к будущим деликтным деяниям: «предупреждение преступлений» в УК РФ и в КоАП РФ «предупреждение административных правонарушений». Законодатель, обращаясь к Конституции РФ, попытался обеспечить охрану и защиту тех базовых принципов, которые закреплены в ней путем объединения схожих норм Административным и Уголовном правом.
Но нельзя говорить о полной или даже подавляющей схожести этих двух отраслей права. Так Административное право отличается от уголовного права ответственностью за определенные деяния:
1. Органы, которые могут привлекать за определенные деликтные деяния.
2. Правовые последствия, которые следует за совершенным деянием
3. Разные субъекты, которые привлекаются к ответственности и др.
Для четкого понимания следует привести пример. Один из ярких примеров — частичная декриминализация статьи 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». 19 декабря 2018 г. по предложению Президента РФ В. В. Путина в данную статью были внесены поправки. Ранее за совершенное преступное деяние предполагалось лишения свободы сроком на 2 года. После декриминализации в КоАП РФ появилась ст. 20.3.1. «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» которое предполагает наказание в виде наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей. Как можно заметить правовые последствия за одно и то же преступное деяние разное.
Другое немало важно отличие Уголовного и Административного права состоит в их источнике. Так, любые изменения в Уголовном законодательстве могут быть только в виде поправок к Федеральному Закону № 63 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 г. Отсюда следует, что никакие постановления, указы или какие-либо еще подзаконные акты не могут являться поправками к Уголовному законодательству. В то время как Административное законодательству, согласно пункту к ст. 72 Конституции РФ отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ гласит: «Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях» [2].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
Но стоит отметить, что в отечественной юриспруденции выделяют взаимосвязь административного и уголовного права в виде схожих составов преступление за схожие делкитные деяния [3]. То есть существует проблема в понимание, где «преступление», а где «административный проступок», что в свою очередь приводит к размывчатому разграничению этих противоправных деяний.
Эти два понятия очень часто перекликаются между собой, что вызывает некоторые трудности в определение меры наказания. Законодатель, оценивая все факторы, которые влияют на противоправные деяния, может сам определять в какой момент данное деяние будет преступлением, а когда административным проступком (например, как писалось выше о декриминализации 282 ст. УК РФ).
Но для того, чтобы полностью раскрыть взаимосвязь административного и уголовного права стоит осветить проблему, когда физические лица, совершившие одно и то же преступления, привлекаются к уголовной ответственности, а юридические лица (или организации) — к административной ответственности.
Одно из главных преимуществ КоАП РФ перед УК РФ состоит в том, что круг субъектов, попадающих под ответственность, представляется не только физическими лицами, но и юридическими. Анализируя статьи КоАП РФ и УК РФ, то можно сделать вывод, что в Уголовном кодексе есть множество статей, где физические лица за совершение одного и того правонарушения попадают под уголовную ответственность, а юридические к административной или же к налоговой ответственности [4].
Таким образом, ч. 4 ст. 108 НК РФ гласит: «Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации».
Обращаясь к КоАП РФ такая же норма закреплена в ч. 3 ст. 2.1, в которой сказано, что физическое лицо, которое привлечено к административной ответственности не освобождает юридическое лицо от ответственности за данное противоправное деяние.
Анализируя вышеуказанный довод, можно привести ряд примеров, в которых административный деликт включает в себя преступления связанные с налоговой сферой: преступления связанные с уклонением (неуплатой) различных налогов, взносов, страховых выплат — ч. 1 ст. 199 УК РФ — с отсылкой на примечание 2.
Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, а так же другие (ст. 199-1, 199-2, 199-4 УК РФ).
Из этого анализа следует отметить, что между нормами уголовного, административного и налогового права отсутствует согласование, и именно поэтому можно наблюдать проблемы в процессуальной реализации взаимосвязи административной и уголовной ответственности.
Одно из решений преодоления этой ситуации является совершенствование процессуальных форм, а именно создание современной, точной и объективной терминологии, которая будет помогать в разграничение административной и юридической ответственности.
Таким образом, можно попытаться составить термин «административный деликт» следующим образом: административный деликт — это такой вид ответственности, при котором юридическое лицо привлекается к административной ответственности,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42
организация к налоговой ответственности, а физическое лицо, совершившее то же самое деяние, к уголовной ответственности.
Однако не стоит забывать, что в последнее время очень часто выдвигается инициатива введения института ответственности юридических лиц в уголовное законодательство и внесение соответственных норм в данную отрасль права. В таком случае, институт ответственности юридических лиц, который уже нашел место в административном праве, станет важнейшим элементом для рационального и легального введения в систему уголовного права. И если такое событие произойдет, то взаимосвязь уголовной и административной ответственности будет выражаться в виде конкурентных составах преступлений и административных правонарушений.
Список литературы:
1. Курдюк Г. П., Чернов Ю. И. Взаимосвязь административно-деликтного и уголовного процессов (вопросы общей и отраслевой теории). Краснодар: Эпомен, 2018. 116 с.
2. Попова Н. Ф. Административное право. М.: Юрайт, 2017. 308 с.
3. Хрипков И. И., Чернов Ю. И. Уголовная и административная ответственность за правонарушения посягающие на режим государственной границы Российской Федерации // Научный журнал «Эпомен». 2019. №23. С. 343-348.
4. Пащенко Е. В., Чернов Ю. И. Уголовная и административная ответственность за мошенничество // Научный журнал «Эпомен». 2018. №20. С.157-162.
References:
1. Kurdyuk, G. P., & Chernov, Yu. I. (2018). Vzaimosvyaz' administrativno-deliktnogo i ugolovnogo protsessov (voprosy obshchei i otraslevoi teorii). Krasnodar, Epomen, 116.
2. Popova, N. F. (2017). Administrativnoe pravo. Moscow, Yurait, 308.
3. Khripkov, I. I., & Chernov, Yu. I. (2019). Ugolovnaya i administrativnaya otvetstvennost' za pravonarusheniya posyagayushchie na rezhim gosudarstvennoi granitsy Rossiiskoi Federatsii. Epomen Scientific Journal, (23), 343-348. (in Russian).
4. Pashchenko, E. V., & Chernov, Yu. I. (2018). Ugolovnaya i administrativnaya otvetstvennost' za moshennichestvo. Epomen Scientific Journal, (20), 157-162. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 14.04.2019 г. 19.04.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Бочков В. С., Габибова А. Р. Административный деликт организаций и преступные деяния физических лиц // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №5. С. 395-398. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/54.
Cite as (APA):
Bochkov, V., & Gabibova, A. (2019). Administrative Delict Organizations and Criminal Acts of Natural Persons. Bulletin of Science and Practice, 5(5), 395-398. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/54. (in Russian).