Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ: ИНФОРМИРОВАННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)'

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ: ИНФОРМИРОВАННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
170
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная услуга / государственные/муниципальные услуги / административный регламент. / public service / public / municipal services / administrative policies.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ванькаева О.Б.

В данной статье рассмотрены сущность административного регламента, результаты внедрения регламентов и стандартов в сфере оказания государственных и муниципальных услуг, а также уровень осведомленности населения о нормативных документах, регулирующих процесс предоставления государственных/муниципальных услуг на примере Республики Калмыкия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ванькаева О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE POLICIES FOR PROVISION OF PUBLIC AND MUNICIPAL SERVICES: PUBLIC AWERENESS (USING THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA)

This article discusses the concept of administrative policies and the results of the regulations and standards implementation in the provision of public and municipal services, as well as the public awareness level of the regulations governing the process of providing state / municipal services on the example of the Republic of Kalmykia.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ: ИНФОРМИРОВАННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)»

DOT: 10.24412/2071-7830-2022-144-73-78 ВАНЬКАЕВА О Б

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ: ИНФОРМИРОВАННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)

1>НУ Р.К «Институт комплексных исследовании аридных территорий», г. Элиста, Россия,

olyavankae va'a,mail, ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены сущность административного регламента, результаты внедрения регламентов и стандартов в сфере оказания государственных и муниципальных услуг, а также уровень осведомленности населения о нормативных документах, регулирующих процесс предоставления государственных/муниципальных услуг на примере Республики Калмыкия.

Ключевые слова: государственная услуга, государственные / муниципальные услуги, административный регламент.

ВЕСТНИК институт

Важной задачей государственного управления является обеспечение реализации государственной политики, направленной на повышение качества жизни граждан. Степень удовлетворения потребностей в разнообразных услугах, таких, как здравоохранение, образование, правопорядок и т.д., определяют уровень и качество жизни населения.

Предоставление государственных и муниципальных услуг также влияет на качество жизни граждан. Результаты этой деятельности органов государственного и муниципального управления население ежедневно ощущает на себе, т.к. у каждого человека возникает необходимость в получении в органах власти официальных справок, разрешений, других документов и различной информации. Если эти услуги доступны и качественны, население не испытывает неудобств, в противном случае это вызывает в обществе недовольство, снижает доверие к органам власти.

Государственным и муниципальным услугам стали уделять внимание в ходе административной реформы. Важнейшими её целями были определены: реформирование системы оказания государственных и муниципальных услуг, формирование и внедрение комплекса административных регламентов, разработка и применение стандартов государственных и муниципальных услуг.

Понятие «государственные услуги» в России стало использоваться только в процессе проведения административной реформы, в то время как во многих зарубежных странах государственные услуги — одна из основных форм отношений гражданина, юридического лица и власти, где государство рассматривается как «поставщик услуг». Однако в нашей стране такой подход к определению понятия государственной услуги стал развиваться сравнительно недавно. Термин «государственные услуги» закреплен в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре органов исполнительной власти» в контексте определения компетенции федерального агентства как федерального органа исполнительной власти, реализующего функции по оказанию государственных услуг.

В концепции нового государственного управления отмечалось, что по аналогии с частными организациями государственная служба должна быть ориентирована на клиентов. Граждане рассматриваются как потребители государственных или муниципальных услуг, т.е. как равноправный субъект отношений. Поэтому, реформа системы государственного управления связана с построением модели «эффективного и результативного государства», и внедрением в практику государственного управления формализованных процедур, закрепленных достаточным количеством регламентов и стандартов.

Важной частью административных регламентов являются стандарты предоставления государственных услуг. Они содержат обязательные требования о сроках исполнения, перечнях и формах необходимых документов для получения услуг, требования к информированию и качеству обслуживания, оборудованию помещений для приема граждан.

Предоставление государственных и муниципальных услуг регулируется федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июня 2010 г. № 210-ФЗ.

Обратимся к понятию «административный регламент». Это официальный документ, регламентирующий предоставление государственными органами услуг гражданам и организациям. Административный регламент исполнения государственных функций — обязательный для исполнения порядок действий (решений) органа исполнительной власти, его структурных подразделений и должностных лиц, направленный на осуществление их полномочий в процессе исполнения государственных функций. Административные регламенты должны четко определить круг обязанностей и прав органа власти, сферу его юрисдикции, раскрыть возможные формы внутренних взаимодействий различных органов между собой на всех этапах прохождения документов в процессе принятия решений. Введение административных регламентов даёт как предприятиям, так и отдельным гражданам,

возможность осуществления контроля за процедурами рассмотрения их документов и обращений. Таким образом, создается реальная база для прозрачности деятельности ведомства. Административный регламент принимается, как правило, самими органами на основе и в соответствии с законом, определяющим правовой статус данных организаций. Регламент может быть также представлен совокупностью фактически сложившихся правил и процедур работы какого-либо органа, общественного объединения. Таким образом, можно сделать вывод: регламенты - это прямая принадлежность государственного управляющего воздействия.

Целью использования административных регламентов является решение определенных общих задач:

- детальная регламентация деятельности государственных служащих;

- обеспечение открытости деятельности органов исполнительной власти;

- противодействие коррупции, снижение коррупциогенных факторов; оптимизация деятельности органов исполнительной власти, повышение ее

эффективности.

Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие:

1. Общие положения;

2. Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;

3. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах. Раздел должен содержать варианты предоставления государственной или муниципальной услуги, включающие порядок предоставления указанных услуг отдельным категориям заявителей, объединенных общими признаками, в том числе в отношении результата государственной или муниципальной услуги, за получением которого они обратились;

4. Формы контроля за исполнением административного регламента;

5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, организаций, а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников

Регламенты дали возможность систематизировать полномочия органов государственной власти и восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве Российской Федерации, а также упорядочить административные процедуры и в отдельных случаях исключить лишние действия.

Административный регламент на данный период — это единственный документ, содержащий всю необходимую информацию о предоставлении государственных и муниципальных услуг, предусмотренную законодательными актами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Здесь указываются стандарты, основания для отказа, ответственность и порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц и контактная информация.

Приведенные ниже данные социологического исследования «Оценка удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Калмыкия» за 2021 г. иллюстрируют уровень осведомленности населения Республики Калмыкия о нормативных документах, регулирующих процесс предоставления государственных/муниципальных услуг: 66,0% опрошенных знакомы с административным регламентом той услуги, которую они получали. Вместе с тем, значительная доля получателей

услуг — 34,0% — не знакомы с административным регламентом, регулирующим предоставление той или иной услуги (рис. 1).

Рис. 1. Знакомы ли Вы с административным регламентом (стандартом услуги), регулирующим предоставление данной услуги?, в %

Выявленный в процессе исследования уровень знаний респондентами административных регламентов в разрезе государственных и муниципальных услуг выглядит следующим образом (рис. 2):

- с административным регламентом государственной услуги знакомы 70,6 % опрошенных;

- с административным регламентом, регулирующим предоставление муниципальной услуги, знакомы 58,6% получателей услуг.

Рис. 2. Уровень осведомленности респондентов об административных регламентах в разрезе государственных и муниципальных услуг, в %

Сравнение уровня знаний об административных регламентах (стандарта услуги), регулирующих предоставление той или иной услуги, жителями города и жителями районов показало (рис. 3): в г. Элиста 72,2 % получателей услуг были знакомы с административным регламентом полученной услуги, значительно меньше в районах республики - 56,4%.

Рис. 3. Уровень осведомленности респондентов об административных регламентах

жителей города и районов, в %

№ 1(44), 2022 г.

Следует отметить, что уровень осведомленности респондентов об административных регламентах среди жителей Республики Калмыкия вырос в сравнении с предыдущими результатами мониторинга (рис. 4).

30 70 60 50 40 30 20 10 о

68,6

60,0 61,0 д 54,2 66,С

■ ' У

40,4 -Л" ч

ллл 47,8 ■ 4Ь,8

31,4 34,0

■ Да, знаком Нет, не знаком

2015 2016 2017 2018 2019 2020

2021

Рис. 4. Знакомы ли Вы с административным регламентом (стандартом услуги), регулирующим предоставление данной услуги?, в %

На постоянной основе проводится оптимизация административных регламентов. Указанная оптимизация затрагивает как структуру административных регламентов, так и содержание, основными целями являются наиболее полное и наглядное представление информации об услугах для заявителей и ее максимальная адаптация к лучшему восприятию заявителями. Одним из основных направлений работы является закрепление в административных регламентах предоставления государственных и муниципальных услуг требования о максимальном сроке ожидания в очереди при подаче запроса и получении результата — не более 15 минут.

На наш взгляд, на сегодняшний день оптимизация предоставления государственных услуг в ходе их регламентации состоялась, особенно в части сокращения сроков и устранения избыточных административных процедур, что является подтверждением важности внедрения регламентов и стандартов. Это также подтверждают и данные мониторинга: если в 2014 году среднее ожидание в очереди на подачу запроса и получения результата услуги составляло 46,5 минут, то в 2021 году — 12 минут. Для выявления временных затрат на ожидание в очереди получателям государственных / муниципальных услуг предлагалось ответить на 2 вопроса: «Сколько времени Вы потратили на ожидание в очереди для подачи документов?» и «Сколько времени Вы потратили на ожидание в очереди для получения\резульпшпшуслуги?». Итоговые показатели временных затрат как на подачу запроса, так и на получение результата услуги рассчитаны нами как среднестатистические по всему массиву исследования. Далее представлены данные исследования за период с 2014 по 2021 гг. (рис. 5).

■ ■ 2014 год 2015 год 201Бгод

2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год

Фактический показатель среднего ожидания в очереди

Время ожидания для подачи документов

Врямя ожидания на получение результата услуги

Рис. 5. Временные показатели

Разработка административных регламентов позволила систематизировать полномочия органов исполнительной власти, оптимизировать и детализировать административные процессы, восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве Российской Федерации. Сейчас административные регламенты стали основными нормативными правовыми актами, регулирующими внутреннюю организацию органов исполнительной власти, процедуры исполнения государственных и муниципальных функций, предоставления государственных и муниципальных услуг. Административные регламенты имеют непосредственное отношение к формированию в России «электронного правительства» (электронных сервисов для граждан и бизнеса, электронного и межведомственного взаимодействия). В настоящее время созданы и успешно применяются все ключевые элементы центральной инфраструктуры «электронного правительства». Переход к электронным государственным услугам ведется по уже утвержденным административным регламентам.

1. Аналитическая записка «Оценкаудовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Калмыкия» (2014 - 2021 гг.) / Институт комплексных исследований аридных территорий // Архив отдела социологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.