DOT: 10.24412/2071-7830-2022-144-73-78 ВАНЬКАЕВА О Б
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ: ИНФОРМИРОВАННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)
1>НУ Р.К «Институт комплексных исследовании аридных территорий», г. Элиста, Россия,
olyavankae va'a,mail, ru
Аннотация. В данной статье рассмотрены сущность административного регламента, результаты внедрения регламентов и стандартов в сфере оказания государственных и муниципальных услуг, а также уровень осведомленности населения о нормативных документах, регулирующих процесс предоставления государственных/муниципальных услуг на примере Республики Калмыкия.
Ключевые слова: государственная услуга, государственные / муниципальные услуги, административный регламент.
ВЕСТНИК институт
Важной задачей государственного управления является обеспечение реализации государственной политики, направленной на повышение качества жизни граждан. Степень удовлетворения потребностей в разнообразных услугах, таких, как здравоохранение, образование, правопорядок и т.д., определяют уровень и качество жизни населения.
Предоставление государственных и муниципальных услуг также влияет на качество жизни граждан. Результаты этой деятельности органов государственного и муниципального управления население ежедневно ощущает на себе, т.к. у каждого человека возникает необходимость в получении в органах власти официальных справок, разрешений, других документов и различной информации. Если эти услуги доступны и качественны, население не испытывает неудобств, в противном случае это вызывает в обществе недовольство, снижает доверие к органам власти.
Государственным и муниципальным услугам стали уделять внимание в ходе административной реформы. Важнейшими её целями были определены: реформирование системы оказания государственных и муниципальных услуг, формирование и внедрение комплекса административных регламентов, разработка и применение стандартов государственных и муниципальных услуг.
Понятие «государственные услуги» в России стало использоваться только в процессе проведения административной реформы, в то время как во многих зарубежных странах государственные услуги — одна из основных форм отношений гражданина, юридического лица и власти, где государство рассматривается как «поставщик услуг». Однако в нашей стране такой подход к определению понятия государственной услуги стал развиваться сравнительно недавно. Термин «государственные услуги» закреплен в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре органов исполнительной власти» в контексте определения компетенции федерального агентства как федерального органа исполнительной власти, реализующего функции по оказанию государственных услуг.
В концепции нового государственного управления отмечалось, что по аналогии с частными организациями государственная служба должна быть ориентирована на клиентов. Граждане рассматриваются как потребители государственных или муниципальных услуг, т.е. как равноправный субъект отношений. Поэтому, реформа системы государственного управления связана с построением модели «эффективного и результативного государства», и внедрением в практику государственного управления формализованных процедур, закрепленных достаточным количеством регламентов и стандартов.
Важной частью административных регламентов являются стандарты предоставления государственных услуг. Они содержат обязательные требования о сроках исполнения, перечнях и формах необходимых документов для получения услуг, требования к информированию и качеству обслуживания, оборудованию помещений для приема граждан.
Предоставление государственных и муниципальных услуг регулируется федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июня 2010 г. № 210-ФЗ.
Обратимся к понятию «административный регламент». Это официальный документ, регламентирующий предоставление государственными органами услуг гражданам и организациям. Административный регламент исполнения государственных функций — обязательный для исполнения порядок действий (решений) органа исполнительной власти, его структурных подразделений и должностных лиц, направленный на осуществление их полномочий в процессе исполнения государственных функций. Административные регламенты должны четко определить круг обязанностей и прав органа власти, сферу его юрисдикции, раскрыть возможные формы внутренних взаимодействий различных органов между собой на всех этапах прохождения документов в процессе принятия решений. Введение административных регламентов даёт как предприятиям, так и отдельным гражданам,
возможность осуществления контроля за процедурами рассмотрения их документов и обращений. Таким образом, создается реальная база для прозрачности деятельности ведомства. Административный регламент принимается, как правило, самими органами на основе и в соответствии с законом, определяющим правовой статус данных организаций. Регламент может быть также представлен совокупностью фактически сложившихся правил и процедур работы какого-либо органа, общественного объединения. Таким образом, можно сделать вывод: регламенты - это прямая принадлежность государственного управляющего воздействия.
Целью использования административных регламентов является решение определенных общих задач:
- детальная регламентация деятельности государственных служащих;
- обеспечение открытости деятельности органов исполнительной власти;
- противодействие коррупции, снижение коррупциогенных факторов; оптимизация деятельности органов исполнительной власти, повышение ее
эффективности.
Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие:
1. Общие положения;
2. Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
3. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах. Раздел должен содержать варианты предоставления государственной или муниципальной услуги, включающие порядок предоставления указанных услуг отдельным категориям заявителей, объединенных общими признаками, в том числе в отношении результата государственной или муниципальной услуги, за получением которого они обратились;
4. Формы контроля за исполнением административного регламента;
5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, организаций, а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников
Регламенты дали возможность систематизировать полномочия органов государственной власти и восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве Российской Федерации, а также упорядочить административные процедуры и в отдельных случаях исключить лишние действия.
Административный регламент на данный период — это единственный документ, содержащий всю необходимую информацию о предоставлении государственных и муниципальных услуг, предусмотренную законодательными актами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Здесь указываются стандарты, основания для отказа, ответственность и порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц и контактная информация.
Приведенные ниже данные социологического исследования «Оценка удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Калмыкия» за 2021 г. иллюстрируют уровень осведомленности населения Республики Калмыкия о нормативных документах, регулирующих процесс предоставления государственных/муниципальных услуг: 66,0% опрошенных знакомы с административным регламентом той услуги, которую они получали. Вместе с тем, значительная доля получателей
услуг — 34,0% — не знакомы с административным регламентом, регулирующим предоставление той или иной услуги (рис. 1).
Рис. 1. Знакомы ли Вы с административным регламентом (стандартом услуги), регулирующим предоставление данной услуги?, в %
Выявленный в процессе исследования уровень знаний респондентами административных регламентов в разрезе государственных и муниципальных услуг выглядит следующим образом (рис. 2):
- с административным регламентом государственной услуги знакомы 70,6 % опрошенных;
- с административным регламентом, регулирующим предоставление муниципальной услуги, знакомы 58,6% получателей услуг.
Рис. 2. Уровень осведомленности респондентов об административных регламентах в разрезе государственных и муниципальных услуг, в %
Сравнение уровня знаний об административных регламентах (стандарта услуги), регулирующих предоставление той или иной услуги, жителями города и жителями районов показало (рис. 3): в г. Элиста 72,2 % получателей услуг были знакомы с административным регламентом полученной услуги, значительно меньше в районах республики - 56,4%.
Рис. 3. Уровень осведомленности респондентов об административных регламентах
жителей города и районов, в %
№ 1(44), 2022 г.
Следует отметить, что уровень осведомленности респондентов об административных регламентах среди жителей Республики Калмыкия вырос в сравнении с предыдущими результатами мониторинга (рис. 4).
30 70 60 50 40 30 20 10 о
68,6
60,0 61,0 д 54,2 66,С
■ ' У
40,4 -Л" ч
ллл 47,8 ■ 4Ь,8
31,4 34,0
■ Да, знаком Нет, не знаком
2015 2016 2017 2018 2019 2020
2021
Рис. 4. Знакомы ли Вы с административным регламентом (стандартом услуги), регулирующим предоставление данной услуги?, в %
На постоянной основе проводится оптимизация административных регламентов. Указанная оптимизация затрагивает как структуру административных регламентов, так и содержание, основными целями являются наиболее полное и наглядное представление информации об услугах для заявителей и ее максимальная адаптация к лучшему восприятию заявителями. Одним из основных направлений работы является закрепление в административных регламентах предоставления государственных и муниципальных услуг требования о максимальном сроке ожидания в очереди при подаче запроса и получении результата — не более 15 минут.
На наш взгляд, на сегодняшний день оптимизация предоставления государственных услуг в ходе их регламентации состоялась, особенно в части сокращения сроков и устранения избыточных административных процедур, что является подтверждением важности внедрения регламентов и стандартов. Это также подтверждают и данные мониторинга: если в 2014 году среднее ожидание в очереди на подачу запроса и получения результата услуги составляло 46,5 минут, то в 2021 году — 12 минут. Для выявления временных затрат на ожидание в очереди получателям государственных / муниципальных услуг предлагалось ответить на 2 вопроса: «Сколько времени Вы потратили на ожидание в очереди для подачи документов?» и «Сколько времени Вы потратили на ожидание в очереди для получения\резульпшпшуслуги?». Итоговые показатели временных затрат как на подачу запроса, так и на получение результата услуги рассчитаны нами как среднестатистические по всему массиву исследования. Далее представлены данные исследования за период с 2014 по 2021 гг. (рис. 5).
■ ■ 2014 год 2015 год 201Бгод
2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год
Фактический показатель среднего ожидания в очереди
Время ожидания для подачи документов
Врямя ожидания на получение результата услуги
Рис. 5. Временные показатели
Разработка административных регламентов позволила систематизировать полномочия органов исполнительной власти, оптимизировать и детализировать административные процессы, восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве Российской Федерации. Сейчас административные регламенты стали основными нормативными правовыми актами, регулирующими внутреннюю организацию органов исполнительной власти, процедуры исполнения государственных и муниципальных функций, предоставления государственных и муниципальных услуг. Административные регламенты имеют непосредственное отношение к формированию в России «электронного правительства» (электронных сервисов для граждан и бизнеса, электронного и межведомственного взаимодействия). В настоящее время созданы и успешно применяются все ключевые элементы центральной инфраструктуры «электронного правительства». Переход к электронным государственным услугам ведется по уже утвержденным административным регламентам.
1. Аналитическая записка «Оценкаудовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Калмыкия» (2014 - 2021 гг.) / Институт комплексных исследований аридных территорий // Архив отдела социологических исследований.