предприятий). Более того, они, как правило, функционируют на достаточно узких сегментах рынка, не допускающих значительного расширения производства. В современных российских условиях действует еще один фактор, сдерживающий их рост — достаточно жесткие спросовые ограничения со стороны других хозяйствующих субъектов. Поэтому эффект объединения деятельности малых и крупных строительных предприятий следует считать не эффектом роста масштаба, а эффектом, обусловленным применением новых способов более рационального расходования производственных факторов; способов, которые можно реализовать лишь с привлечением в процесс производства новых участников.
Важно отметить, что изменение основных экономических индикаторов в процессе деятельности происходит нелинейно, и наблюдается падение показателей в точке переходного периода. Нелинейность объясняется тем, что вначале процесса кластеризации требуется произвести необходимые затраты, а эффект проявляется в конце процесса.
С точки зрения кибернетики, образование и функционирование кластерных структур можно объяснить достигаемым синергическим эффектом: того, что не может достичь малое строительное предприятие в одиночку, оно достигает при совместном функционировании вместе с другими малыми предприятиями строительного кластера.
Для того, чтобы малые строительные предприятия образовали кластерную структуру, необходимо, чтобы эффекты (выгоды) от их взаимодействия были бы больше затрат на формирование кластера; тогда появятся стимулы к объединению их в кластер. Для того, чтобы новое образование было й устойчивым, превышение кластерных эффектов над кластерными затратами должно обеспечивать компенсацию убытков от воздействия внешней среды. При этом должно соблюдаться еще одно усло-
П
л ь
о
^ вие: внутри подобных структур должна существовать «сила взаимного притяжения», которая долж-
^ на превышать преимущества автономного функционирования объектов.
Заметим, что с течением времени эффекты кластерных связей могут исчерпываться; при при-
о влечении большого числа участников затраты на формирование кластерных связей могут превы-
^ сить возникающие при этом выгоды; могут значительно усилиться негативные воздействия внешней
^ среды; могут усилиться центробежные силы внутри кластерной структуры. В этом случае кластер-
□ ная структура распадается, и, если возникают для этого предпосылки, через некоторое время созда-
^ ется новая структура.
^ В современном мировом экономическом пространстве кластерным структурам начинают уде-
0 лять все больше внимания, важно отметить, что данные структуры встречаются лишь на общегосу-
® дарственном (отраслевом) уровне, практически не уделяется внимание региональным кластерным
0 структурам.
® В целом же можно сказать, что кластерная форма взаимодействия существует на данном этапе
1 как новая недостаточно разработанная схема. В Российской экономике данному виду взаимодействия о не уделялось должного внимания, хотя использование данной структуры может являться решающим
фактором при разработке эффективной структуры управления в сфере малого бизнеса.
о
х (В
¡3 ЛИТЕРАТУРА.
о 1. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2002. <
>
о о
о о о.
о ф
о
ТУПИХА Н.А.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ КАК ИСТОЧНИК ТРАНСАКЦИОННЫХИЗДЕРЖЕК
Одной из наиболее актуальных проблем современной российской экономики является высокий уровень административных барьеров при осуществлении хозяйственной деятельности всех субъектов национальной экономической системы.
Административные барьеры — это формальные обязательные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках товаров и услуг, устанавливаемые органами государственной власти и мес-
тного самоуправления, связанные с социальными и частными издержками хозяйствующих субъектов, попадающих под их воздействие.
Особое значение приобретает деление административных барьеров по критериям эффективности, на основе которого соотносятся выгоды и издержки субъектов хозяйствования. Так, все барьеры делятся на эффективные с точки зрения государства и неэффективные с точки зрения интересов субъектов экономической деятельности.
Эффективные барьеры — это такие административные барьеры, при которых социальные выгоды превышают частные издержки. К ним можно отнести: меры по преодолению монополизации, возможности снижения оппортунистического поведения чиновников с одной стороны и участников рыночных трансакций с другой, асимметрии информации, что способствует рациональному распределению ресурсов и формированию оптимальной структуры экономики. Неэффективные барьеры — наоборот.
Однако и в том и другом случае преодоление административных барьеров различными субъектами экономики связано с издержками, которые относятся к категории трансакционных.
Наиболее значимой для хозяйственной деятельности имеет следующая группировка административных барьеров:
- при получении доступа к ресурсам и правам собственности на них (регистрация предприя- ^ тия, регистрация изменений в статусе предприятия, его уставных документах, получение права на ^ аренду помещения, доступ к кредитам, лизингу оборудования и т.п.);
- при получении права на осуществление хозяйственной деятельности (ее лицензировании, регистрация товаров, сертификация товаров и услуг и т.п. );
- при текущем осуществлении хозяйственной деятельности (санкции за нарушение установлен- ^ ных правил, согласование принимаемых решений с контролирующими организациями, получение ^ различных льгот). ^
Следует отметить, что административные барьеры входа в рынок отражают институциональные о ограничения общества, призванные оградить потребителей от некачественной продукции, снизить возможность оппортунистического поведения предпринимателей, обеспечить эффективную конкурен- □ цию. Этим определяются выгоды общества в результате установления определенных правил входа в О рынок. Но превышение этих оптимальных границ администрирования рынков ведет к снижению степени конкурентности рыночной среды и формирует предпочтения предпринимателей к преодоле- ^ нию барьеров нерыночными методами. о
В целом вся совокупность институтов государственного регулирования, хотя и имеет в своей £ основе созидательные мотивы, на практике часто оказывает обратное — дестимулирующее воздей- о
(В
ствие на отраслевые структуры. Институты государственного регулирования создают дополнительные барьеры для входа в отрасль новых фирм, увеличивая монопольную власть действующих про- х изводителей, способствуют появлению и расширению институтов теневой экономики, а также явля- о ются ограничивающим фактором на пути развития отраслевых структур экономики.
о
х
Двойственная роль государственного администрирования в вопросах его влияния на величину ф трансакционных издержек столь же двойственно проявляется в функционировании административ- о
ных барьеров. С одной стороны административные барьеры необходимы и способствуют сокраще- о
^
о о
нию трансакционных издержек; с другой стороны эти же барьеры не только повышают уровень трансакционных издержек, но и вызывают к жизни другие факторы их возрастания.
Так, чрезмерный контроль над деятельностью предприятия также вызывает рост трансакцион- 2 ных издержек. Непрозрачность процедуры формирования и применения подзаконных нормативных о
Ш
актов, нацеленных на регулирование и контроль предпринимательской деятельности, также оказывает влияние на величину трансакционных издержек, поскольку здесь играет фактор неполноты о информации, что значительно увеличивает трансакционные издержки. ^
Создаваемые государством институциональные барьеры отвлекают ресурсы, необходимые для полноценного развития бизнеса. В России вследствие административных барьеров и ограничений ф средние трансакционные издержки остаются на недопустимо высоком уровне, что ограничивает объем и количество сделок, приводит к увеличению предельных издержек предприятий, подвергающихся ¡^ их воздействию. ®
Воздействие растущих трансакционных издержек на рыночное равновесие осуществляется по механизму введения дополнительных налогов. Как видно из рисунка 1, на рынке отдельного товара § это ведет к росту цены и снижению объемов продаж. Это положение модели согласуется с реалиями о
хозяйственной практики России, где наблюдаются относительно высокие цены по сравнению с доходами населения.
Смещение кривой предложения будет тем сильнее, чем выше уровень трансакционных издержек (ТС). Невыполнение государством принятых им же решений порождает неуверенность в завтрашнем дне, ведет к снижению деловой активности населения, стимулирует развитие теневого бизнеса.
П
л ь
и
CD 7
0J
Ol
z ш
о
ь
N □
□
ГУ
Ö
I—
ф
I—
X
о а ф
X >
0
1_
О х х Ф ш
I—
О
а
ö <
>
о о
о о
CL
Dx
fTG
S,
S
Q
Рисунок 1. Смещение равновесия под действием роста трансакционных издержек
Вышесказанное не является основанием для утверждения о необходимости устранения государства от вмешательства в деятельность предприятий. Речь идет о превышении допустимой степени такого вмешательства, о зарегулированности экономики, которая имеет ряд существенных отрицательных последствий.
Одно из наиболее серьезных — экономические потери общества. Аузан A.A. справедливо делит экономические потери общества от существования административных барьеров ведения хозяйственной деятельности на две составные части [1]:
- трансакционные издержки, связанные с необходимостью преодоления барьеров, значительная часть которых трансформируется в потери населения за счет роста розничных цен — прямые потери1'
- снижение эффективности использования ресурсов и недопроизводства стоимости — косвенные потери.
Непосредственным основанием для возникновения прямых потерь для населения от роста розничных цен служат официальные и теневые выплаты, которые вынуждены осуществлять хозяйствующие субъекты для формального выполнения правил, устанавливающих административные барьеры хозяйствования. Эти выплаты по своей экономической природе представляют разновидность трансакционных издержек.
Первый блок непроизводительных выплат, которые вынуждены нести предприниматели, связан непосредственно с соблюдением правил, формирующих административные барьеры (процедуры регистрации, лицензирования, сертификации товаров, соблюдение правил маркирования некоторых видов товаров, формальных правил противопожарной безопасности, требований санэпиднадзора, правил согласования инвестиционных и иных решений и т.п.).
Корректность полученных количественных оценок подтверждается данными, приведенными в упомянутом исследовании В.В. Радаева: «В целом размер трансакционных издержек, связанных с оплатой услуг представителей органов государственной власти, варьирует от «скромных» подарков (стоимость которых ныне может измеряться одной или несколькими сотнями долларов) до 10% размера выделенной субсидии или стоимости обеспеченного контракта» [2].
Попытаемся оценить совокупные ежемесячные затраты на преодоление административных барьеров в сфере торговли и производства.
Издержки регистрации. Ежемесячно в РФ регистрируется около 30 тыс. юридических лиц.
о
х О
О
Исследование, проведенное группой специалистов экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством В.Л. Тамбовцева по заказу ИНП «Общественный договор», 2001 г.
Принимая издержки за 10 тыс. руб., получаем совокупные затраты 300 млн. руб.
Издержки работы розничных торговых организаций. В торговле занято около 10 млн. работников. Оценивая ежемесячные издержки преодоления барьеров в 700 руб. на 1 занятого (мы полагаем, что величина поборов пропорциональна уровню жизни в регионе), получаем величину 7 млрд. руб.
Издержки работы промышленных и иных хозяйственных организаций. Число таковых составляло около 2 млн. единиц, в них было занято около 45 млн. работников. Величина поборов с данного типа организаций наиболее трудно оценить, поэтому условно положим их равными трети от величины поборов с 1 работника, занятого в торговле (250 руб.), что дает величину в 11,25 млрд. руб.
Итого: от 18 до 19 (прямой подсчет показывает 18,55) млрд. руб./ месяц.
Ежемесячный оборот розничной торговли в России в январе-ноябре 2006 г. составил 7,678 трлн. руб., что на 12,8% больше по сравнению с показателем аналогичного периода 2005 г.2 Об этом свидетельствует поступивший данные Федеральной службы государственной статистики. 3 Таким образом, доля поборов в товарообороте составляет около 20%.
Косвенные экономические потери общества (тип II) от существования административных барьеров входа на рынок и оперирования на нем поддаются теоретической и эмпирической оценке. Они связаны со снижением уровня конкуренции на рынках и, как следствие, неэффективным использованием ресурсов. По оценкам исследований, существует нереализуемый из-за наличия избыточных административных барьеров потенциал роста российской экономики на уровне 5-7% ВВП, связанный с запретительно высокими издержками входа на рынок для мелкого и среднего бизнеса, а также с пониженной конкурентоспособностью российской экономики по сравнению с развитыми странами, где предприниматели не страдают от избыточных административных барьеров.
Среди бизнесменов наиболее серьезную проблему барьеры представляют для мелких предпринимателей. В отличие от среднего и крупного бизнеса, мелкий предприниматель не всегда может заплатить за вход на рынок «авансом».
В мировой практике создание административных барьеров в форме входного контроля являются исключительной мерой регулирования экономики вводимой в случаях, когда иные методы регулирования на практике показали свою недостаточность. Поэтому они применяются в ограниченной сфере. Так, в Европейском Союзе обязательной сертификации подлежит 4% товарной номенклатуры. В России же в настоящее время под обязательную сертификацию попадают около 80% номенклатуры товаров потребительского рынка, что также является административным барьером.
Нужно обратить внимание на такой фактор влияния государства на экономику, как информационная открытость государственных органов.
К числу причин, заметно увеличивающих трансакционные издержки, необходимо относить высокую стоимость экономической информации, ее недостаток или выборочное (не равное для всех) предоставление.
Отсутствие прозрачности в экономике создает условия для сохранения и роста коррупции, злоупотребления властью, использования своих полномочий с целью получения личных выгод.
В целом экономические последствия от отсутствия прозрачности показаны на рисунке 2.
Результаты недостаточного поступления экономической информации от государства
о
ь
N □
□
N о
I—
ф
I—
х о а ф
ш
X
X >
0
1_
О х
X ф
ш
I—
О
а
о <
>
о
0
1_
0
1_
о о
ш
о
I—
о о о.
о ф
о ф
Коррупция Решения Доминирование Бесконтрольная Ухудшение
принимаются определенных концентрация делового
на основе структур собственности климата
искаженной
информации
Рисунок 2. Последствия отсутствия прозрачности в деятельности правительства
По данным [5].
о
X
О О
Таким образом, по нашему мнению, решения, связанные с развитием информационной открытости в России, должны базироваться как на создании соответствующих правовых рамок, так и формировании нового образа мышления.
Первое направление предполагает создание правовых норм, обеспечивающих предоставление информации населению. Вторую группу мер нужно сконцентрировать вокруг «борьбы за общественное мнение», что предполагает вовлечение общественности, бизнесменов, СМИ в деятельность по обеспечению открытости, в борьбу против коррупции, за прозрачность работы государственных органов.
Для того, чтобы перейти к иным, более эффективным схемам государственного регулирования, требуется кардинальный пересмотр нормативной базы и общественное давление, ставящее препятствия на пути рентоориентированного поведения отдельных групп административно-экономических агентов.
В целом можно сделать следующие выводы:
1. Система административных барьеров как способ государственного регулирования рынка является избыточной и неэффективной и приводит, во-первых, к возникновению трансакционных издержек, связанных с необходимостью преодоления искусственных административных барьеров, а во-вторых, к снижению эффективности использования имеющихся ресурсов.
2. Неэффективность существующих барьеров приводит к тому, что вводятся новые дополнительно ные барьеры, которые, в свою очередь, также оказываются неэффективными.
3. Необходимы кардинальные шаги по снятию административных барьеров и созданию прин-
П
л ь
и
ципиального новых систем регулирования рынка, а в частности, повышения ответственности всех субъектов хозяйственной деятельности, в том числе государства, за реальные результаты этой деятельности.
о Отрицательные последствия высоких и нерациональных административных барьеров самым
непосредственным образом характеризует качество государственного управления и оказывает раз-
Ь
^ лагающее воздействие на нравственную составляющую менталитета нации через усиление негативен ных неформальных правил и установок.
^ ЛИТЕРАТУРА.
0 1. Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // Воп-® росы экономики. 2001. № 5.
о 2. Белокрылова О.С., Бережной И.В., Вольчик В.В. Ограничения конкуренции как экономические ® мультигенерации // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2003. № 2.
3. Евтушенкова В.П. Политика повышения конкурентоспособности экономики России. Национальный доклад. РСПП, 2004.
4. Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контро-о ля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998.
о 5. Федеральная служба государственной статистики. <
>
о о
х
0
1_
о
х Ф
О
о
CL
о ф
УСАДСКАЯ Е.В.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ В РОССИИ
g История колбасных изделий исчисляется тысячелетиями, упоминания встречаются в летописях
^ Греции, Вавилона, Древнего Китая.
IE Первое упоминание о блюде, похожем на колбасу, найдено в древнегреческой пьесе «The Orya»
о или «The Sausage», а написана она была в 500 г. до н.э. Позднее это слово довольно часто встречает-
9 ся в греческих письменах.