Научная статья на тему 'Административно-правовые средства предупреждения преступлений террористической направленности'

Административно-правовые средства предупреждения преступлений террористической направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
TERRORISM / ADMINISTRATIVE OFFENSES / ARTICLES 205-206 / 208 / 211 / 220 / 221 / 277-280 / 282.1-282.3 / 360 AND 361 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яндукин Александр Андреевич

За преступления террористической направленности законодатель устанавливает не только уголовную ответственность, но и административную. В статье как-раз и рассматриваются административно-правовые средства предупреждения преступлений данной направленности. Возможность административного влияния в противостоянии преступлениям, которые предусмотрены ст. 205 206, 208, 211, 220, 221, 277 280, 282.1 282.3, 360 и 361 УК РФ. Рассмотрены соответствующие статьи Кодекса об административных правонарушениях, федеральные законы, приказы Роскомнадзора и иные законодательные и нормативные документы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яндукин Александр Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For crimes of a terrorist nature, the legislator establishes not only criminal liability, but also administrative responsibility. The article discusses the administrative and legal means of preventing crimes of this kind. The possibility of administrative influence in confronting crimes under Art. 205-206, 208, 211, 220, 221, 277280, 282.1282.3, 360 and 361 of the Criminal Code of the Russian Federation. The relevant articles of the Code of Administrative Offenses, federal laws, orders of Roskomnadzor and other legislative and regulatory documents were reviewed.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые средства предупреждения преступлений террористической направленности»

УДК 34

Юридические науки

Яндукин Александр Андреевич, студент 2 курса магистратуры ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация: За преступления террористической направленности законодатель устанавливает не только уголовную ответственность, но и административную. В статье как-раз и рассматриваются административно-правовые средства предупреждения преступлений данной направленности. Возможность административного влияния в противостоянии преступлениям, которые предусмотрены ст. 205 - 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 280, 282.1 - 282.3, 360 и 361 УК РФ. Рассмотрены соответствующие статьи Кодекса об административных правонарушениях, федеральные законы, приказы Роскомнадзора и иные законодательные и нормативные документы.

Ключевые слова: терроризм, административные правонарушения, статьи 205 - 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 280, 282.1 - 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса РФ, Кодекс об административных правонарушениях.

Annotation: For crimes of a terrorist nature, the legislator establishes not only criminal liability, but also administrative responsibility. The article discusses the administrative and legal means of preventing crimes of this kind. The possibility of administrative influence in confronting crimes under Art. 205-206, 208, 211, 220, 221, 277- 280, 282.1- 282.3, 360 and 361 of the Criminal Code of the Russian Federation. The relevant articles of the Code of Administrative Offenses, federal laws, orders of Roskomnadzor and other legislative and regulatory documents were reviewed.

Keywords: terrorism, administrative offenses, articles 205-206, 208, 211, 220, 221, 277-280, 282.1-282.3, 360 and 361 of the Criminal Code of the Russian Federation, Code of Administrative Offenses.

За совершение преступлений террористической направленности законодатель устанавливает не только уголовную ответственность, но и административную. Рассмотрим некоторые статьи КоАП РФ, предусматривающие ответственность в данной сфере.

Так, в ст. 13.37 КоАП РФ предусмотрена ответственность за распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалов, публично оправдывающих терроризм, или других материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности.

Совершение данного правонарушения карается административным штрафом в размере 50 000 -100 000 рублей на физических лиц; 200-400 тысяч рублей на должностных лиц; 600-1000 тыс. рублей на юридических лиц [2].

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 10.5 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» аудиовизуальный сервис - это сайт либо страница в сети Интернет, информационная система или программа для ЭВМ, применяемые для распространения в сети Интернет аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляют при условии просмотра рекламы или (и) за определенную плату, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей сети «Интернет», находящихся на территории России [5].

Сейчас для контроля за процессом соблюдения собственниками аудиовизуальных сервисов требований закона, существует методика определения количества пользователей сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных

вычислительных машин, которые используются для формирования и (или) организации распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» совокупности аудиовизуальных произведений, в сутки. Такая методика утверждена приказом Роскомнадзора от 09.06.2017 № 99 [7].

Критерии и порядок определения информационных ресурсов, на которых пользователи размещают в сети Интернет аудиовизуальные произведения, Роскомнадзор определил в своем приказе от 26.06.2017 № 113 [8].

Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации установлена в ст. 13.15 КоАП РФ. Следует здесь отметить, что формулировки закона о средствах массовой информации и ст. 13.15 КоАП РФ предусматривают ответственность только за злоупотребление свободой СМИ, которая может заключаться в использовании скрытых вставок, оказывающих воздействие над подсознание и на здоровье человека. Указанная технология зачастую называется эффектом 25-го кадра, но с технической точки зрения это определение не точно. Считается, что применение данной технологии оказывает прямое воздействие на подсознание человека и заставляет его совершать определенные действия.

Субъектом данного правонарушения могут являться физические и юридические лица, должностные лица, которые несут ответственность дифференцировано. Изготовление указанных в статье программ, фильмов и иных аудиовизуальных произведений может совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

В ст. 15.27 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В Законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» определены те организации, которые в России осуществляют операции с денежными средствами либо иным имуществом [3; 4]:

- профессиональные участники рынка ценных бумаг;

- кредитные организации;

- лизинговые и страховые компании;

- организации российской почтовой связи;

- ломбарды;

- организации, которые скупают, продают лом драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий и их лома;

- букмекерские конторы и тотализаторы, проводящие лотереи и прочие

игры;

- организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами.

В указанный перечень уполномоченным органом могут быть внесены изменения и дополнения.

Согласно с положениями закона о борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, операции с денежными средствами более 600 тысяч рублей подлежат контролю.

В соответствии со ст. 7 названного закона осуществляющие такие операции лица обязаны их документально фиксировать и предоставлять сведения в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России). Срок подачи сведений - не позже следующего дня за днем совершения операции.

К иному имуществу, которое подлежит контролю, в соответствии с рассматриваемой статьей, относятся драгоценные металлы, камни, ювелирные изделия и их лом.

Для того, чтобы проверить достоверность получаемой информации о выявленных операциях КФМ РФ имеет право отправлять в организации письменные запросы, требовать предоставления соответствующих материалов и документов. Организации же могут предоставить КФМ РФ не только затребованные материалы, но и те, которые по мнению организации нужны для выполнения КФМ РФ своих функций в данной области. Если лицо нарушило правила предоставления информации, то оно может быть привлечено к

административной ответственности согласно ст. 15.27 КоАП РФ. Формы документации для предоставления указанных сведений утверждены в письме КФМ России от 17 мая 2002 г. N 02-1-27/632.3 [9].

Закон о противодействии отмыванию доходов обязывает организаций, которые осуществляют операции с денежными средствами и иным имуществом, разрабатывать собственные правила внутреннего контроля и программы реализации этих правил, назначать уполномоченых должностных лиц, которые будут нести ответственность за соблюдения правил, а также предпринимать иные внутренние меры с целью обеспечения выполнения положений указанного закона.

В правила внутреннего контроля организации должны быть включены:

- порядок документирования соответствующей информации;

- порядок обеспечения конфиденциальности данных;

- требования к квалификации кадров;

- критерии необычности сделок.

Вся полученная в роде применения правил и программ информация должна быть зафиксирована и сохранена. При этом организация обязана обеспечить конфиденциальность такой информации.

В российском административном законодательстве установлена административная ответственность за оказание финансовой поддержки терроризму (ст. 1527.1 КоАП РФ) с максимальным штрафом до 60 миллионов рублей для юридических лиц, а также за неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму.

Указанная статья КоАП РФ была введена только в 2014 году законом от 05.05.2014 № 130-ФЗ [6]. В ней установлены меры административной ответственности за оказание финансовой поддержки терроризму. Наказуемым согласно данной нормы является сбор, предоставление денежных средств, оказание каких-либо финансовых услуг для террористических организаций или отдельных лиц, для целей совершения преступлений террористической

направленности, поименованных в УК РФ [1], или для обеспечения террористических групп.

Субъектами административного правонарушения могут являться организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, а также ее должностные лица. Предусмотренные комментируемой статьей административные правонарушения совершаются умышленно.

Таким образом, борьба с преступлениями террористической направленности осуществляется не только уголовно-правовыми мерами, но и административно-правовыми. Действующее административное

законодательство предусматривает большие штрафы за совершение соответствующих правонарушений. Размеры штрафов достигают 1 миллиона рублей.

Библиографический список:

1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) [электронный ресурс] // режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_10699/.

2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.11.2018) [электронный ресурс] // режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.

3. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О противодействии терроризму» [электронный ресурс] // режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/.

4. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018) [электронный ресурс] // режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/.

5. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 19.07.2018)

[электронный ресурс] // режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/.

6. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 05.05.2014 № 130-Ф3 (ред. от 03.07.2016) [электронный ресурс] // режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162576/.

7. Приказ Роскомнадзора от 09 июня 2017 года № 99 «Об утверждении Методики определения количества пользователей сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые используются для формирования и (или) организации распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» совокупности аудиовизуальных произведений, в сутки» [электронный ресурс] // режим доступа: http://docs. pravo.ru/document/view/98546383/25456513/.

8. Приказ Роскомнадзора от 26.06.2017 № 113 «Об утверждении порядка и критериев определения информационных ресурсов, на которых аудиовизуальные произведения размещаются преимущественно пользователями информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.08.2017 № 47623) [электронный ресурс] // режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221782/.

9. Письмо КФМ РФ от 17.05.2002 N 02-1-27/632 О предоставлении сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» [электронный ресурс] // режим доступа: http://old. lawru.info/legal2/se11/pravo11771/index.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.