Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСВОЕНИИ УГЛЕРОДНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСВОЕНИИ УГЛЕРОДНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
углеводородное сырье / добыча / освоение / недропользование / безопасность.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сорокин И. Д.

Освоение углеродных месторождений в Российской Федерации сопряжено с рисками техногенного и природного характера, учитывая, что в процессе недропользования при добыче нефти, газа, нефте и газопродуктов осуществляются опасные виды производственной деятельности. Необходимым является установление комплекса правил, норм и требований в области обеспечения безопасности при производстве различных работ по добыче, обработке, переработке, хранению и использованию углеводородов, в виде соответствующих нормативно-правовых актов федерального, подзаконного и ведомственного уровней. В настоящей статье проводится краткий анализ нормативных актов, регулирующих сферу административно-правового регулирования безопасности при освоении углеродных месторождений в Российской Федерации, делается вывод о значении института регламентации опасной производственной деятельности при недропользовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сорокин И. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСВОЕНИИ УГЛЕРОДНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК

№ S - 2Q24

СОРОКИН Иван Дмитриевич,

магистрант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: becelii0601@gmail.com

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСВОЕНИИ УГЛЕРОДНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Освоение углеродных месторождений в Российской Федерации сопряжено с рисками техногенного и природного характера, учитывая, что в процессе недропользования при добыче нефти, газа, нефте и газопродуктов осуществляются опасные виды производственной деятельности. Необходимым является установление комплекса правил, норм и требований в области обеспечения безопасности при производстве различных работ по добыче, обработке, переработке, хранению и использованию углеводородов, в виде соответствующих нормативно-правовых актов федерального, подзаконного и ведомственного уровней.

В настоящей статье проводится краткий анализ нормативных актов, регулирующих сферу административно-правового регулирования безопасности при освоении углеродных месторождений в Российской Федерации, делается вывод о значении института регламентации опасной производственной деятельности при недропользовании.

Ключевые слова: углеводородное сырье, добыча, освоение, недропользование, безопасность.

SOROKIN Ivan Dmitrievich,

graduate of the Institute of Public Administration and Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF SAFETY IN THE DEVELOPMENT OF CARBON DEPOSITS IN THE RUSSIAN

FEDERATION

Annotation. The development of carbon deposits in the Russian Federation is associated with risks of man-made and natural nature, given that in the process of subsoil use in the production of oil, gas, oil and gas products, hazardous industrial activities are carried out. It is necessary to establish a set of rules, norms and requirements in the field of ensuring safety in the production of various operations for the extraction, processing, refining, storage and use of hydrocarbons, in the form of relevant regulations at the federal, subordinate and departmental levels.

This article briefly analyses the normative acts regulating the sphere of administrative and legal regulation of safety in the development of carbon deposits in the Russian Federation, concludes on the importance of the institute of regulation of hazardous production activities in subsoil use.

Key words; hydrocarbon raw materials, production, development, subsoil use, safety.

В настоящее время повышенное внимание уделяется безопасности при освоении углеродных месторождений в Российской Федерации в силу особой значимости углеводородного сырья для экономики страны и жизнеобеспечения граждан, обеспечения функционирования предприятий и организаций. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 37), любая деятельность должна отвечать требованиям безопасности. Российская Федерация

совместно с субъектами обязана обеспечить охрану окружающей среды и экологическую безопасность (статья 72) [1].

Конкретизируются данные положения в отраслевых законах. Например, федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [3] закрепляет требования безопасности при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации различных производственных объектов, в том

числе - используемых при добыче углеводородного сырья. Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 [4] регулирует правила и порядок недропользования при осуществлении производственной деятельности.

В свою очередь, легальное понятие углеводородного сырья содержится в Налоговом кодексе Российской Федерации [2] (ст. 333.43). Фактически, законодатель к данному виду продукции относит нефть, газ и газопродукты. Под нефтью понимаются обезвоженная, обессоленная и стабилизированная нефть; под газом - природный горючий газ, добываемый через нефтяные скважины (попутный газ) и добываемый иным способом; под газопродуктами - газовый конденсат, содержащийся в таком состоянии до его направления на переработку.

Деятельность по добыче углеводородов относится к опасной производственной деятельности. В рамках добычи нефти, газа, нефте- и газопродуктов осуществляются такие виды работ, как:

- геологические изыскания, разведка месторождений;

- непосредственная добыча (извлечение из недр) углеводородного сырья;

- транспортировка добытого сырья от месторождения до места подготовки, обработки, переработки;

- осуществление производственных процессов, связанных с разделением природной смеси на ее производные;

- доведение углеводородного сырья до необходимого качества;

- хранение углеводородного сырья;

- утилизация (переработка) углеводородного сырья и ряд других производственных процессов, в ходе осуществления которых могут возникать различные риски и угрозы безопасности для человека, объектов инфраструктуры, окружающей среды и экологии, а также риски возникновения чрезвычайных ситуаций.

Соответственно, необходимым является установление комплекса правил, норм и требований в области обеспечения безопасности при производстве различных работ по добыче, обработке, переработке, хранению и использованию углеводородов, в виде соответствующих нормативно-правовых актов федерального, подзаконного и ведомственного уровней. Следует согласиться с авторами, которые под обеспечением безопасности при освоении углеводородных месторождений понимают создание безопасных условий, охватывающих весь производственный цикл - от геологических изысканий и транспортировки оборудования до подачи готовой продукции потребителю, включая отправку продуктов нефтегазовой отрасли на экспорт [11, а 22].

В.Б. Агафонов рассматривает понятие безопасности при освоении месторождений нефти и газа еще более широко, включая в этот термин все виды безопасности, в том числе - экологическую. Ученый справедливо пишет, что добыча углеводородов оказывает существенное негативное влияние на окружающую среду и экосистему. На примере Арктического региона В.Б. Агафонов рассуждает о тех последствиях, которые могут наступить при упущениях в обеспечении уровня экологической безопасности. Так, интенсивная разработка недр, содержащих углеводородное сырье, происходит таяние вечной мерзлоты, что приводит к выбросам метана, размыванию берегов, наносит критический ущерб инфраструктуре, необходимой для судоходства и транспортировки, а также для добычи газа, нефти и полезных ископаемых в северных широтах [10, а 162].

Очевидно, что обеспечение безопасности при разработке углеводородных месторождений должно базироваться на строгой нормативной основе. В качестве базового ведомственного документа в этой сфере можно выделить Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 533 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» [6].

Как следует из наименования нормативного правового акта, в нем сконцентрированы правила поведения и обеспечения безопасности на объектах, действующих в области добычи и переработки углеводородов.

Настоящий приказ состоит из 11 разделов. Нормы и правила, установленные этим нормативным актом, распространяются на пять категорий объектов в сфере оборота углеводородов и полученной из них продукции:

1) производства нефтегазового комплекса, на которых осуществляется оборот опасных веществ - продуктов переработки нефте- и газопродуктов;

2) склады нефти и нефтепродуктов, эксплуатируемые по своему прямому назначению;

3) объекты, предназначенные для транспортировки опасных веществ данной категории;

4) газо- и нефтепроводы, резервуары, эстакады, транзитные узлы;

5) участки, где хранятся и транспортируются нефть, газ и продукты их переработки. Приказ оперирует термином «взрывоопас-

ность» для определения одной из трех категорий, исходя из которой дается обоснование по применению эффективности и надежности мер и технических средств противоаварийной защиты,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК

№ 8 - 2024

направленных на обеспечение взрывобезопасно-сти данного блока и в целом всей технологической системы.

Отдельные меры безопасности при осуществлении технологических процессов, связанных с нефтегазодобывающей промышленностью, регулируются многочисленными ГОСТами и другими нормативными документами. Так, межгосударственный стандарт «Система газоснабжения. Добыча газа. Промысловые трубопроводы. Механическая безопасность. Испытания на прочность и проверка на герметичность» в разделе 10 содержит перечень мер безопасности, необходимых для соблюдения при очистке полостей промысловых трубопроводов. Эти меры включают в себя:

- обеспечение работников, инженерно-технических работников, членов комиссий специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты;

- запрет для людей пересекать границы опасных зон во время производства работ;

- выставление охранных постов, контролирующих процессы перемещения людей, транспорта, механизмов;

- уведомление близко расположенных организаций о проведении очистных работ в трубопроводах;

- обустройство защитных сооружений на объектах транспортной инфраструктуры [2]. Кроме этого, в данной сфере действуют

такие нормативные документы, как:

1. Приказ Ростехнадзора от 11.12.2020 № 521 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности объектов сжиженного природного газа», регулирующий особенности обращения с указанными объектами [7];

2. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» [8];

3. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 534 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» [9] и множество других.

Реализация вышеуказанных мер по обеспечению безопасности при разработке нефтегазовых месторождений подвергается контролю со стороны федеральных органов исполнительной власти. Большую роль в этой сфере играет МЧС России, которое осуществляет проверки готовности нефтедобывающих организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций; раз-

рабатывает нормативные акты, устанавливающие порядок действий при разливе нефти и нефтепродуктов; принимает меры к лицам, не подтвердившим готовность к локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

В области специального контроля и надзора за деятельностью в сфере недропользования контрольными полномочиями наделено Минприроды России, в задачи которого входит, в том числе, охрана природных ресурсов при осуществлении деятельности по разработке и добыче полезных ископаемых, а также контроль за соблюдением организациями существующих норм и правил, направленных на предотвращение загрязнения земли, поверхностных и подземных вод, воздушного бассейна жидкими и газообразными нефтепродуктами, промысловыми сточными водами, химреагентами.

Нарушение требований по охране земель при разработке и добыче полезных ископаемых влечет безусловную юридическую ответственность для виновных лиц даже при отсутствии материальных последствий. Если же несоблюдение правил привело к загрязнению почвы, недр, иных природных объектов и окружающей среды, к гибели флоры и фауны, к причинению вреда жизни и здоровью людей, ответственность в этой ситуации неизмеримо возрастает и может реали-зовываться в таких видах, как гражданско-правовая, административная, уголовная.

Тем самым законодатель создает условия для максимальной защиты правоотношений, связанных с охраной земель и окружающей среды при осуществлении деятельности по добыче полезных ископаемых.

Подводя итоги, необходимо сделать вывод о том, что объекты, на которых производится добыча, обработка, переработка, хранение и иные виды оборота углеводородного сырья, относятся к объектам повышенной опасности в силу природных свойств нефти, газа, продуктов их переработки. Данные вещества обладают таким качествами, как взрывоопасность, пожароопас-ность; при их неконтролируемом или неправильном использовании способны стать причиной экологической и техногенной катастрофы, создать угрозу для жизни и здоровья людей, угрозу уничтожения и повреждения имущества.

В этой связи важнейшую роль приобретает административно-правовое регулирование безопасности при освоении углеродных месторождений в Российской Федерации, реализуемое путем создания комплекса норм и правил в сфере обеспечения безопасности данных объектов, а также персонала, объектов инфраструктуры, прилегающей территории и окружающей среды становится важнейшей задачей государства, правительства и уполномоченных органов, действующих в рассматриваемой области правоотношений.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. ШЬ: http://www.pravo.gov.ru, дата публикации -06.10.2022.

[2] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 26.02.2024) // Российская газета. 1998. № 148149.

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 25.12.2023) // Российская газета. 2002. № 6.

[4] Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (ред. от 25.12.2023) // Российская газета. 1995. № 52.

[5] ГОСТ 34068-2017. Межгосударственный стандарт. Система газоснабжения. Добыча газа. Промысловые трубопроводы. Механическая безопасность. Испытания на прочность и проверка на герметичность (введен в действие Приказом Росстандарта от 31.03.2017 N 224-ст). - М.: Стан-дартинформ, 2017.

[6] Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 №

533 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взры-вопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.12.2020.

[7] Приказ Ростехнадзора от 11.12.2020 № 521 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности объектов сжиженного природного газа» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 21.12.2020.

[8] Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo. gov.ru, 30.12.2020.

[9] Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 №

534 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.12.2020.

[10] Агафонов В.Б. Правовое обеспечение экологической безопасности Арктической зоны Российской Федерации при разведке и добыче нефти и газа в условиях санкционных ограничений // Актуальные проблемы российского права. 2023. № 8. С. 160 - 168.

[11] Брославский Л.И. Утечка нефти и экологическая безопасность: проблемы совершенствования российского законодательства // Экологическое право. 2020. № 6. С. 20 - 25.

Spisok literatury:

[1] The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote 01.07.2020) //Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru, publication date - 06.10.2022.

[2] Tax Code of the Russian Federation (part one) dated 31.07.1998 No. 146-FZ (as amended by 26.02.2024) //Rossiyskaya Gazeta. 1998. № 148149.

[3] Federal Law of 10.01.2002 No. 7-FZ "On Environmental Protection" (as amended by 25.12.2023) //Rossiyskaya Gazeta. 2002. № 6.

[4] Law of the Russian Federation of 21.02.1992 No. 2395-1 "On Subsoil" (as amended by 25.12.2023) //Rossiyskaya Gazeta. 1995. № 52.

[5] GOST 34068-2017. Interstate standard. Gas supply system. Gas production. Flowlines. Mechanical safety. Strength and leak tests (put into effect by Rosstandart Order No. 224-st dated 31.03.2017). -M.: Standartinform, 2017.

[6] Order of Rostekhnadzor No. 533 dated 15.12.2020 "On Approval of Federal Norms and Rules in the Field of Industrial Safety" General Explosion Safety Rules for Explosion and Fire Hazardous Chemical, Petrochemical and Oil Refining Industries "//Official Internet Portal of Legal Information http:// pravo.gov.ru, 25.12.2020.

[7] Order of Rostekhnadzor No. 521 dated 11.12.2020 "On Approval of Federal Norms and Rules in the Field of Industrial Safety" Safety Rules for Liquefied Natural Gas Facilities "//Official Internet Portal of Legal Information, http://pravo.gov.ru 21.12.2020.

[8] Order of Rostekhnadzor dated 15.12.2020 No. 529 "On Approval of Federal Norms and Rules in the Field of Industrial Safety" Industrial Safety Rules for Oil and Petroleum Product Storage Facilities "// Official Internet Portal of Legal Information, http:// pravo.gov.ru 30.12.2020.

[9] Order of Rostekhnadzor dated 15.12.2020 No. 534 "On Approval of Federal Norms and Rules in the Field of Industrial Safety" Safety Rules in the Oil and Gas Industry "//Official Internet Portal of Legal Information, http://pravo.gov.ru 29.12.2020.

[10] V.B. Agafonov. Legal Support of Environmental Safety of the Arctic Zone of the Russian Federation during Oil and Gas Exploration and Production under Sanctions Restrictions//Actual Problems of Russian Law. 2023. № 8. S. 160-168.

[11] Broslavsky L.I. Oil leakage and environmental safety: problems of improving Russian legis-lation//Environmental law. 2020. № 6. S. 20-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.