Научная статья на тему 'Административно-правовая защита права граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления как правовой институт'

Административно-правовая защита права граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления как правовой институт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
657
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОРГАНЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ADMINISTRATIVELY-LEGAL PROTECTION / THE RIGHT TO THE REFERENCE IN AUTHORITIES / PUBLIC AUTHORITIES / MUNICIPAL AUTHORITY BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова Н. Ф., Калинина С. В.

Рассматриваются вопросы административно-правовой защиты права граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления как правовой институт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попова Н. Ф., Калинина С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVELY-LEGAL PROTECTION OF THE RIGHT OF NATIONALS ON APPEAL TO PUBLIC AUTHORITIES AND LOCAL GOVERNMENTS AS LEGAL INSTITUTE

In article some questions of administratively-legal protection of the right of nationals on appeal to public authorities and local governments as legal institute are considered.

Текст научной работы на тему «Административно-правовая защита права граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления как правовой институт»

ной экономикой), так и для нетто-доноров инвестиций. Причем ограничения инвестирования чаще всего касаются именно притока ПИИ.

Отток прямых иностранных инвестиций также должен находиться под наблюдением надзорных органов, поскольку бесконтрольный вывоз капитала приведет к недоинвестированности отечественных производителей и к ряду социально-экономических проблем, таких как снижение ВВП, дефицит отечественной продукции, рост безработицы, снижение социальных выплат из-за недосбора налоговых платежей, дефицит платежного баланса. Впоследствии такая ситуация может привести к ослаблению экономического суверенитета страны из-за привлечения иностранных инвестиций и замещения ими национальных ПИИ. В ситуации нехватки национальных инвестиций в настоящее время находится Россия, инновационным предприятиям которой остро необходимы вливания капитала. Однако, иностранных инвесторов в России больше интересуют стратегические отрасли газо- и нефтедобычи, военного производства, а также некоторые сырьевые отрасли.

Важной проблемой регулирования иностранного инвестирования является защита национального суверенитета. Вследствие экономической инвестиционной экспансии ТНК, в том числе и со значительным государственным участием, страны-реципиенты инвестиций могут попадать в экономическую и политическую зависимость от деятельности таковых ТНК. Проблему границ иностранного инвестирования современной экономике еще предстоит решать, хотя определенные действия в этой области уже совершаются на международном и региональном уровнях.

1 Лисица В.Н. Принципы международного инвестиционного права / Рос. акад. наук, Ин-т философии и права СО РАН; Новосибирский гос. ун-т. Новосибирск, 2009. С.23-201.

2 Agreement on Trade-Related Investment Measures (TRIMS) (Marrakesh, 15 April 1994) // Legal Problems of International Economic Relations: 2002 Documents Supplement / Ed. by J.H.Jackson, W.J.Davey, A.O.Sykes. St.Paul, 2002. P. 170-173.

3 Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18.03.1965 г. Международное частное право: Сб. док. / Сост. К.А.Бекяшев, А.Г.Ходаков. М.: Изд-во БЕК, 1997. С. 592-606.

4 Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций от 11 октября 1985 г. Международное частное право: Сб. док. / Сост. К.А. Бекя-шев, А.Г. Ходаков. М.: Изд-во БЕК, 1997. С. 606-632.

5 World Investment Report 2011 review. New York and Geneva: UNCTAD, 2011. С.11.

6 Лучко М.Л. Роль транснациональных компаний в процессах иностранного инвестирования. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002. С.110.

7 Подробнее см. Лисица В.Н. Правовое регулирование иностранных инвестиций: проблемы теории и практики / Рос. акад. наук, Ин-т философии и права. Новосибирск, 2007. С. 58-70.

8 К примеру, The ASEAN Agreement for the Promotion and Protection of Investments (Manila, 15 December 1987). http:// www.aseansec.org; The North American Free Trade Agreement (17 December 1992) // Legal Problems of International Economic Relations: 2002 Documents Supplement / Ed. by J.H.Jackson, W.J.Davey, A.O.Sykes. - St.Paul, 2002. - P. 512-734.; The Treaty on European Union (Maastricht, 7 February 1992). http://www. europa.eu/eur-lex/en/treaties/dat/EU_consol.html

9 Лучко М.Л. Роль транснациональных компаний в процессах иностранного инвестирования. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002. С. 94-104.

10 Правовое регулирование иностранных капиталовложений в развивающихся странах. (Страны Африки и Арабского Востока): Сб. нормативных актов / Под ред. М.И.Кулагина. М.: Изд-во УДН, 1991. С. 38-45.

11 Schwarzenberger G. Foreign Investments and International Law / G. Schwarzenberger. N.Y.,1969. C.156-178.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

Н.Ф. ПОПОВА,

главный научный сотрудник НИЦ № 7 ФГУ «ВНИИ МВД России», заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации,

доктор юридических наук, профессор;

СВ. КАЛИНИНА, кандидат юридических наук [email protected]

12.00.14 - административное право; финансовое право; информационное право

Аннотация. Рассматриваются вопросы административно-правовой защиты права граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления как правовой институт.

Ключевые слова: административно-правовая защита, право на обращение в органы власти, органы государственной власти, органы муниципальной власти.

ADMINISTRATIVELY-LEGAL PROTECTION OF THE RIGHT OF NATIONALS ON APPEAL TO PUBLIC AUTHORITIES AND LOCAL GOVERNMENTS AS LEGAL INSTITUTE

N.F. POPOVA,

main research assistant of the research center № 7 of «All-Russia scientific research institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia», deserved employee of law-enforcement bodies of the Russian Federation, doctor of jurisprudence, professor;

S.V. KALININA, candidate of jurisprudence

Annotation. In article some questions of administratively-legal protection of the right of nationals on appeal to public authorities and local governments as legal institute are considered.

Key words: administratively-legal protection, the right to the reference in authorities, public authorities, municipal authority bodies.

Административно-правовая защита права граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления — это деятельность уполномоченных органов публичной власти и их должностных лиц по обеспечению реализации, охраны и восстановления права на обращение посредством административного воздействия на виновных1.

В данном нами определении четко прослеживаются цели административно-правовой защиты права на обращение: а) охрана общественных отношений, складывающихся по поводу реализации этого права; б) привлечение к ответственности должностных лиц органов публичной власти за нарушения законодательства об обращениях граждан; в) восстановление нарушенных прав и социальной справедливости; г) предупреждение совершения новых нарушений права граждан на обращение.

Административно-правовая защита права граждан на обращение может рассматриваться как правовой институт, в котором определенная группа правовых норм регулирует общественные отношения, возникающие по поводу реализации данного права. Для выделения основных признаков этого правового института, на наш взгляд, необходимо дать его характеристику.

Итак, институт административно-правовой защиты права граждан на обращение имеет свою обособлен-

ную нормативно-правовую базу, которая включает в себя: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы2, соответствующие законы субъектов Российской Федерации3, инструкции органов исполнительной власти по работе с обращениями граждан4.

Реализуя норму ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в которой указано, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом» многими регионами Российской Федерации приняты правовые акты, содержащие в себе соответствующие положения5.

Среди основных направлений дополнительного усиления гарантий надлежащего соблюдения и реализации права граждан на обращения в указанных нормативных актах можно четко выделить следующие направления: дополнительное расширение каналов, по которым граждане могут представлять свои обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Так, в ст. 1 Закона Брянской области от 11 ноября 2008 г. № 90-З «О дополнительных гарантиях реализации права граждан

на обращение в Брянской области» указано, что обращения могут быть представлены в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телефаксу, телеграфу, информационным системам общего пользования. Это приводит нас к выводу о важной тенденции в осуществлении нормативного закрепления административно-правовой защиты права граждан на обращения, когда все виды обращений уравнены между собой и гражданин для реализации своего законного права может избрать любой подходящий ему вид связи. Также в рассматриваемом нами документе правом на внеочередной личный прием обладают ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий; инвалиды I и II групп и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель); лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В свою очередь, ст. 6 Указа Президента Карачаево-Черкесской Республики от 22 января 2008 г. № 5 «О дополнительных гарантиях защиты права граждан на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам в Карачаево-Черкесской Республике»6 расширяет этот список гражданами, подвергшимися воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; родителями, супругами погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы; бывшими узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период Великой Отечественной войны; реабилитированными лицами и лицами, признанными пострадавшими от политических репрессий; многодетными родителями, родителями (лицами, их заменяющими) ребенка-инвалида, родителями-воспитателями семейных детских домов; беременными женщинами. Относительно регламентации сроков рассмотрения обращений гражданина в данном документе говорится, что безотлагательному рассмотрению, не позднее трех рабочих дней со дня обращения, подлежат обращения, если в них содержатся вопросы защиты прав ребенка, предложения по предотвращению противоправных действий, возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций (п. 2.2 ст. 2).

По нашему мнению, в ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» следует закрепить, что и нормативные правовые акты, принятые федеральными органами государственной власти, могут также устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Институт административно-правовой защиты права граждан на обращение начинает действовать

с момента обращения гражданина в органы публичной власти по поводу нарушения данного права и претворяется в жизнь в виде определенных правоотношений, возникающих в связи с нарушением законодательства об обращениях граждан со стороны субъектов публичной власти.

Так, Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных право-нарушениях»7 введена ст. 5.59, устанавливающая ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Стоит отметить, что ранее Кодексом об административных правонарушениях была предусмотрена ответственность только за нарушение порядка предоставления информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления (ст. 5.39). А вот материальной ответственности должностных лиц за нарушение положений Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» просто не было. Согласно новой норме на провинившегося чиновника может быть наложен штраф от 5 до 10 тыс. рубей.

Что касается восстановления нарушенного права гражданина на обращение, возмещения причиненного ему вреда (в том случае если таковой имел место) и ликвидации общественно вредоносных последствий от имевшего место нарушения данного права, то Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ст. 16 «Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений» предусмотрено, что гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда. Споры по возмещению причиненного вреда рассматриваются в установленном Гражданским кодексом порядке.

Реализация института административно-правовой защиты права граждан на обращение урегулирована административными регламентами органов исполнительной власти, инструкциями органов публичной власти, разработанных на основе Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», направленных на обеспечение государственной функции по рассмотрению обращений граждан8, т.е. подразумевает четко прописанную процедуру рассмотрения обращений граждан, принятия по ним решений и их исполнения.

Стоит отметить, что в настоящее время не все феде-

ральные органы исполнительной власти разработали и приняли такой регламент. Поэтому, на наш взгляд, представляется целесообразным ст. 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» дополнить ч. 3 следующего содержания: «органы исполнительной власти Российской Федерации обязаны рассматривать обращения граждан в соответствии с административными регламентами».

Анализируя существующие административные регламенты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по исполнению государственной функции «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок» можно сделать вывод о том, что в них представлена обобщающая структура тех процедур, которые осуществляются в ходе рассмотрения письменных обращений граждан: прием письменных обращений; первичная обработка и регистрация письменных обращений; аналитическое сопровождение письменных обращений; рассмотрение письменных обращений уполномоченным должностным лицом, в адрес которого поступило обращение; рассмотрение письменных обращений специалистами соответствующего органа в установленные сроки; продление срока рассмотрения письменных обращений; подготовка ответов на письменные обращения; контроль за рассмотрением письменных обращений; архивное хранение письменных обращений и документов, связанных с их рассмотрением, с копиями направленных по ним ответов.

Думается, что именно указанная административная процедура может стать основой для дальнейшей проработки процессуальных вопросов соблюдения права граждан при рассмотрении представленных ими письменных обращений как важной составляющей административно-правовой защиты права граждан на обращения.

Процедура рассмотрения обращения, переданного по сети Интернет, почти не отличается от письменного, за исключением того, что ответ может быть направлен по электронной почте, указанной отправителем. Что же касается сроков регистрации (три дня) и общего срока рассмотрения (30 дней), то они также применяются и к такому виду обращений. Хотя, на наш взгляд, общий срок регистрации обращений может быть сокращен до одного дня, а для электронного обращения — регистрация должна осуществляться моментально при получении обращения, а присвоенный номер направляться по указанному адресу электронной почты. Гражданин, зная номер своего сообщения, может проследить за его движением, позвонив по телефону в то ведомство, в которое он

обратился. Ведь система оповещения, закрепленная законодательно, работает не всегда9.

Также трехдневный срок регистрации письменного обращения с момента поступления (ч. 2 ст. 8), на наш взгляд, создает опасность волокиты и неоправданной задержки в рассмотрении обращения, данную норму предлагается изложить в следующей редакции: «Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в день поступления. Регистрационный номер при подаче обращения заявителем лично ставится на копии обращения, которая остается у заявителя; при направлении обращения по почте — отправляется по указанному адресу; при направлении обращения в электронной форме — направляется на электронный адрес заявителя».

Практически во всех подзаконных нормативных правовых актах установлена одинаковая процедура рассмотрения устных обращений граждан. Так, в «Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России» сведения о сути устного обращения и результатах приема вносятся в карточку личного приема гражданина и они должны носить конкретный и информативный характер. Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных вопросов10.

Нельзя, на наш взгляд, обойти вниманием, то, что в административных регламентах и инструкциях органов исполнительной власти по рассмотрению обращений граждан предусматривается обязательное ведение аналитической отчетности для выявления положительных сторон, недостатков и подготовки предложений по совершенствованию деятельности должностных лиц при работе с обращениями граждан.

Так, в «Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России» указывается, что письменные и устные обращения граждан, а также содержащиеся в них критические замечания должны систематически анализироваться и обобщаться в целях своевременного выявления причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы подразделений системы МВД России. Особое внимание должно быть обращено на устранение причин, вызывающих повторные и коллективные жалобы, а также вынуждающих граждан обращаться в редакции средств массовой информации по вопросам, которые могут и должны разрешаться в подразделениях системы МВД России.

Данным нормативным правовым актом предписано «состояние работы с обращениями граждан систематически обсуждать на заседаниях коллегий, опера-

тивных совещаниях с заслушиванием руководителей подразделений системы МВД России.

По результатам анализа организации работы с обращениями граждан в подразделении системы МВД России для информирования руководства и дальнейшего использования в служебной деятельности не реже чем один раз в полугодие составляется справка, обзор или информационное письмо с конкретными предложениями по дальнейшему совершенствованию организации этой работы.

Результаты аналитической работы по обращениям граждан используются при проведении проверок в подразделениях системы МВД России, разработке мер по улучшению охраны правопорядка и усилению борьбы с правонарушениями, совершенствованию оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел»11.

Итак, на основе представленной нами характеристики института административно-правовой защиты права граждан на обращение в органы государственной власти органы местного самоуправления можно выделить его основные признаки:

а) имеет свою нормативную правовую базу: Конституцию РФ, Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», законы субъектов РФ, а также подзаконные акты, принятые в целях их исполнения;

б) начинает действовать с момента обращения гражданина в органы публичной власти по поводу нарушения данного права;

в) претворяется в жизнь в виде определенных правоотношений, возникающих в связи с нарушением законодательства об обращениях граждан со стороны субъектов публичной власти;

г) имеет свой объект — право граждан на обращение, посредством которого они могут воздействовать на решения социально значимых вопросов, участвовать в управлении делами государства;

д) реализуется в строго установленном процессуальном порядке в виде административной процедуры, закрепленной в административных регламентах, инструкциях органов публичной власти, разработанных на основе Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

1 Авторское определение.

2 См.: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (в ред. 27 июля 2010 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (в ред. 9 февраля 2009 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»; и др.

3 См.: Закон Алтайского края от 29 декабря 2006 г. № 152-ЗС «О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации на территории Алтайского края» // Сборник законодательства Алтайского края. 2006. № 128. Ч. 2. С.

36; Закон Республики Башкортостан от 12 декабря 2006 г. № 391-з «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2007. № 3 (249). Ст. 82; и др.

4 См.: Приказ Генпрокуратуры РФ от 17 декабря 2007 г. № 200 (в ред. от 17 марта 2010 г.) «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Прокуратуры Российской Федерации» // Законность. 2008. № 4; Приказ МВД России от 22 сентября 2006 г. № 750 (в ред. 11 января 2010 г.) «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 49; и др.

5См., напр.: Закон Краснодарского края от 28 июня 2007 г. № 1270-КЗ «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Краснодарском крае» // Кубанские новости. 2007. 4 июля; Закон Брянской области от 30 октября 2008 г. № 90-З «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Брянской области» // Информационный бюллетень «Официальная Брянщи-на». 2008. № 23; Указ Президента Карачаево-Черкесской Республики от 22 января 2008 г. № 5 «О дополнительных гарантиях защиты права граждан на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам в Карачаево-Черкесской Республике» // День Республики. 2008. № 14, (17368).

6 См.: День Республики. 2008. № 14 (17368).

7 СЗ РФ.2011. № 29. Ст. 4290.

8 См.: Приказ Минобрнауки РФ от 19 июня 2007 г. № 177 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции «Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 44; Приказ Спецстроя РФ от 18 февраля 2009 г. № 74 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства специального строительства по исполнению государственной функции «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 25; Административный регламент аппарата Губернатора и Правительства Нижегородской области по исполнению государственной функции «Организация работы с обращениями граждан», утвержден постановлением Правительства области от 10 декабря 2007 г. № 468 (в ред. 8 октября 2008 г. № 445) // Нижегородские новости. 2008. № 46 (3938); Постановление Мэра города Тынды от 3 февраля 2009 г. № 203 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Организация работ по рассмотрению обраще-

ний граждан»» // Авангард. 2009. 20 февр.; Постановление главы администрации г. Тулы от 14 апреля 2008 г. № 1266 «Об утверждении Административного регламента исполнения муниципальной функции «Обеспечение рассмотрения письменных и устных обращений граждан, осуществление контроля за организацией и соблюдением установленного порядка работы с обращениями граждан»» // Тула: 2008. 24 апр; ч. III и Приложение 1 Административного регламента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции «Прием граждан, рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности», утвержденном приказом

ФСКН РФ от 1 июня 2009 г. № 260; и др.

9 См.: Ст. 10-12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (в ред. 27 июля 2010 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

10 См.: «Инструкция по работе с обращениями граждан в системе МВД России», утверждена приказом МВД России от 22 сентября 2006 г. № 750 (в ред. 11 января 2010 г.) // Российская газета. 2006. 23 нояб.

11 См.: «Инструкция по работе с обращениями граждан в системе МВД России», утверждена приказом МВД РФ от 22 сентября 2006 г. № 750 (в ред. 11 января 2010 г.) // Российская газета. 2006. 23 нояб.

О СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

А.С. ПРУДНИКОВ, ученый секретарь ученого совета Московского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор;

Е.Д. ПРОЦЕНКО, доктор юридических наук, профессор [email protected] 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право

Аннотация. Освещаются сущность и особенности современного государственного устройства. Исследуется эволюция этнического разнообразия российского государства в контексте общих тенденций развития федерализма.

Ключевые слова: федерализм, субъекты Российской Федерации, демократия, многонациональное государство, государственное устройство

ON MODERN THEORETICAL AND LEGAL BASES OF RUSSIAN

FEDERALISM

A.S. PRUDNIKOV

Scientific secretary of the Academic Council of Moscow University, the Russian Interior Ministry, Doctor of Law, Professor

E.D. PROTSENKO Doctor of Legal Sciences, Professor

Annotation. The article highlights the essence and peculiarities of the modern state structure. The evolution of ethnic diversity of the Russian state is under study in the context of general trends in federalism development.

Key words: federalism, constituent entities of the Russian Federation, democracy, multinational state, state structure

Российский вариант государственного устройства с исторической точки зрения ближе к Америке, конечно, без учета культурной составляющей. В течение двухсот лет, с момента принятия Конституции США, ее территория увеличилась в четыре раза, т.е. происходили подобные России процессы присоединения земель (освоение Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока).

Тезис о «многонациональности» России имеет схожую основу с большевистским призывом к интернационализму, следовательно, в России утвердилось равноправие народов, а не прав гражданина. Это позволяет сепаратистам, вернее исходящей от них угрозе, требовать привилегии и льготы, федерализм становится способом для достижения их целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.