Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ 
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ «СНИФФИНГУ»
'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ «СНИФФИНГУ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
236
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административное принуждение / административная ответственность / административ-ное правонарушение / одурманивающие вещества / сниффинг / незаконная пропаганда закиси азота. / administrative coercion / administrative responsibility / administrative offense / intoxicating substances / sniffing / illegal propagation of nitrous oxide.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анисифорова Марьям Владимировна

Введение: статья посвящена изучению проблемных вопросов применения мер административной ответственности за правонарушения, связанные со «сниффингом», в молодежной среде. Материалы и методы: материалами исследования послужили нормативные правовые акты, в том числе подзаконные, регламентирующие вопросы противодей-ствия «сниффингу», а также судебная практика. При подготовке научной статьи ис-пользовались, прежде всего, формально-юридический и эмпирический методы, а также метод системного анализа. Результаты исследования: обобщение опыта правоприменительной деятель-ности в области борьбы с новым видом подростковой токсикомании — «сниффингом» позволило выявить общие проблемы, связанные с недостаточностью правовой регла-ментации вопросов оборота одурманивающих веществ, и сформулировать отдельные, корректирующие законодательство в этой сфере предложения. Выводы и заключения: обоснован вывод о необходимости признания «сниф-финга» в качестве патогенного вредоносного и социально-опасного явления наряду с наркоманией и установления эффективных и достаточных мер административно-правового реагирования за соответствующие правонарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анисифорова Марьям Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE LIABILITY MEASURES USED IN THE FIGHT AGAINST SNIFFING

Introduction: the article is devoted to the study of problematic issues of the appli-cation of measures of administrative responsibility for offenses related to “sniffing” in the youth environment. Materials and methods: the materials of the study were normative legal acts, in-cluding bylaws, regulating the issues of counteracting “sniffing”, as well as judicial prac-tice. When preparing a scientific article, first of all, formal legal and empirical methods were used, as well as the method of system analysis. The results of the study: generalization of the experience of law enforcement in the field of combating a new type of adolescent substance abuse — “sniffing” made it possible to identify common problems associated with the lack of legal regulation of the circulation of intoxicating substances, and to formulate individual corrective legislation in this area of proposals. Findings and Conclusions: in the conclusion, the conclusion is substantiated that it is necessary to recognize “sniffing” as a pathogenic harmful phenomenon along with others (drug addiction, alcoholism) and to establish effective and sufficient measures of administrative and legal response for the corresponding offenses.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ «СНИФФИНГУ» »

Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2021. № 4 (99). С. 230—238. Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. no.4 (99). P. 230—238.

12.00.14. Административное право. Административный процесс.

Научная статья УДК 342.95

Б01: 10.24412/2312-3184-2021-4-230-238

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ «СНИФФИНГУ»

Марьям Владимировна Анисифорова

Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, г. Москва, Российская Федерация, marianisiforova@mail.ru

Введение: статья посвящена изучению проблемных вопросов применения мер административной ответственности за правонарушения, связанные со «сниффингом», в молодежной среде.

Материалы и методы: материалами исследования послужили нормативные правовые акты, в том числе подзаконные, регламентирующие вопросы противодействия «сниффингу», а также судебная практика. При подготовке научной статьи использовались, прежде всего, формально-юридический и эмпирический методы, а также метод системного анализа.

Результаты исследования: обобщение опыта правоприменительной деятельности в области борьбы с новым видом подростковой токсикомании — «сниффингом» позволило выявить общие проблемы, связанные с недостаточностью правовой регламентации вопросов оборота одурманивающих веществ, и сформулировать отдельные, корректирующие законодательство в этой сфере предложения.

Выводы и заключения: обоснован вывод о необходимости признания «сниффин-га» в качестве патогенного вредоносного и социально-опасного явления наряду с наркоманией и установления эффективных и достаточных мер административно-правового реагирования за соответствующие правонарушения.

Ключевые слова: административное принуждение, административная ответственность, административное правонарушение, одурманивающие вещества, сниффинг, незаконная пропаганда закиси азота.

Для цитирования: Анисифорова М. В. Административно-правовая обеспеченность противодействия «сниффингу» // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2021. — № 4 (99). — С. 230—238. DOI: 10.24412/2312-3184-2021-4230-238

© Анисифорова М. В., 2021

12.00.14. Administrative law. Administrative process.

Original article

ADMINISTRATIVE LIABILITY MEASURES USED IN THE FIGHT

AGAINST SNIFFING

Maryam V. Anisiforova

National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation, Moscow, Russia, arianisiforova@mail.ru

Introduction: the article is devoted to the study of problematic issues of the application of measures of administrative responsibility for offenses related to "sniffing" in the youth environment.

Materials and methods: the materials of the study were normative legal acts, including bylaws, regulating the issues of counteracting "sniffing", as well as judicial practice. When preparing a scientific article, first of all, formal legal and empirical methods were used, as well as the method of system analysis.

The results of the study: generalization of the experience of law enforcement in the field of combating a new type of adolescent substance abuse — "sniffing" made it possible to identify common problems associated with the lack of legal regulation of the circulation of intoxicating substances, and to formulate individual corrective legislation in this area of proposals.

Findings and Conclusions: in the conclusion, the conclusion is substantiated that it is necessary to recognize "sniffing" as a pathogenic harmful phenomenon along with others (drug addiction, alcoholism) and to establish effective and sufficient measures of administrative and legal response for the corresponding offenses.

Keywords: administrative coercion, administrative responsibility, administrative offense, intoxicating substances, sniffing, illegal propagation of nitrous oxide.

For citation: Anisiforova M. V. Administrative liability measures used in the fight against sniffing // Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. —2021. — N. 4 (99). — pp. 230—238. DOI: 10.24412/2312-3184-2021-4-230238

Количество людей с аддиктивными расстройствами неуклонно возрастает. Традиционными причинами возникновения таких заболеваний принято считать случаи злоупотребления алкоголем и немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и новых потенциально опасных психоактивных веществ, их аналогов. В этом ряду нечасто можно встретить упоминание об одурманивающих веществах, которые, в свою очередь, представляют серьезную опасность с клинической точки зрения.

Анализ специальной литературы показал, что однозначного подхода в вопросах действия веществ, признаваемых одурманивающими, нет, в том числе касающихся возникновения в результате их потребления абстинентного синдрома. С точностью можно сказать одно — в результате их применения страдает интеллект. Токсическое опьянение изменяет сознание, может способствовать параличу дыхательного центра в головном мозге, удушью, отеку легких. Оценка последствий отдельных случаев

употребления одурманивающих веществ обнаруживает и смертельные исходы, а главная опасность кроется в том, что подвержены «сниффингу» (слово английского происхождения to sniff дословно переводится как «нюхать») дети, подростки и молодые люди. При этом согласно известному в психиатрии закону Г. Г. Клерамбо, чем моложе психически больной, тем массивнее оказываемое на его головной мозг органическое воздействие и короче латентный период. Понятно, что, если подросток начинает употреблять одурманивающие вещества в 10—13 лет, то к совершеннолетию полноценного и стабильного функционирования его психики ожидать не стоит.

Несмотря на обоснованные беспокойства в виду активного приобщения к «сниффингу» молодых людей, само понятие «одурманивающие вещества», встречающееся в различных нормативных правовых актах и, прежде всего, в положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) [1] и Уголовного кодекса Российской Федерации [2], до сегодняшнего дня не нашло своего легального толкования. Не упоминается оно и в базовом Федеральным законе от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Федеральный закон «О наркотиках») [3]. В то же время само слово narkotikos в переводе с греческого языка означает «одурманивающий, приводящий в оцепенение» [7, с. 49].

В этой связи мнения в научной литературе разделились. Одни авторы при определении одурманивающих веществ ограничиваются их простым перечислением. Так, в энциклопедическом словаре-справочнике для оперативных и следственных подразделений, подготовленном в 2013 г. Научно-исследовательским центром Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков1, под одурманивающими веществами предлагается понимать смесь клофелина с алкоголем в любых процентах, смесь димедрола с алкоголем, эфир, толуол, закись азота, спиртовые экстракты растений, содержащих алкалоиды тропановой группы и иные [8, с. 147—148].

Другая группа авторов, в свою очередь, все же осуществляет попытки определения одурманивающих веществ, исходя из их характеристик (потребительских свойств). Например, П. А. Иванов, Т. В. Попова и др. при характеристике одурманивающих веществ обращают внимание на стойкое состояние опьянения, которое их применение вызывает, в связи с чем человек не может дать себе отчет в производимых действиях и испытывает эффект полной или частичной амнезии [9, с. 92].

Следует отметить, что список веществ, признаваемых одурманивающими, был утвержден в 1996 г. Постоянным комитетом по контролю наркотиков (далее — Список одурманивающих веществ) [6]. Наряду с одурманивающими веществами в нем также были установлены перечни психотропных веществ, крупных и особо крупных размеров наркотических средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в незаконном хранении или обороте и, что особенно примечательно, критерии для отнесения веществ к одурманивающим и психотропным.

В частности, для причисления вещества к числу одурманивающих следует руководствоваться следующими критериями:

1 Прим.: Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков прекратила свое существование в 2016 г.

— наличием доказательных данных об использовании токсического вещества для получения одурманивающего эффекта (источниками такой информации могут стать экспертные, судебно-следственные, медицинские либо правоохранительные органы публичной власти);

— фармакологической и токсикологической оценкой действия конкретного вещества (т. е. должны быть подтверждены факты его вредоносного воздействия на организм человека, его психику);

— наличием сведений о том, что данное вещество не является предметом широкого повседневного потребления (при этом любопытно, что закись азота, включенная в перечень, применяется активно, используется в медицинских целях и пищевой промышленности) и не включено в перечни запрещенных к обороту или ограниченно оборотоспособных наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ.

Интересны и небезосновательны споры в отношении юридической силы Спис-

__/-Ч и и

ка одурманивающих веществ. С одной стороны, новых перечней таких токсических веществ на законодательном или подзаконном уровне принято не было, а меры административной ответственности за их потребление в общественных местах установлены ч. 2 и 3 ст. 20.20 КоАП РФ. С другой стороны, признана динамичность Списка одурманивающих веществ и необходимость его периодического пересмотра и пополнения Постоянным комитетом по контролю наркотиков. Однако ввиду того, что государственный орган специальной компетенции прекратил свое существование, вплоть до сегодняшних дней перечень одурманивающих веществ не изменялся. В этой связи, например, А. П. Фильченко заявляет о ничтожности с позиций юридической силы Списка одурманивающих веществ и невозможности его применения [10, с. 71].

Если списки психотропных веществ и наркотических средств, а также сильнодействующих и ядовитых веществ были пересмотрены и утверждены Правительством Российской Федерации, то вот одурманивающие вещества остались без внимания законодателя. Никаких кардинальных правовых решений в отношении последних длительное время не принимается.

Отсутствие актуального списка одурманивающих веществ и административно-правового механизма его пересмотра существенно затрудняют правоприменительную деятельность, о чем свидетельствуют и отдельные судебные решения. Например, Московским городским судом в своем апелляционном определении от 4 декабря 2018 г. было указано на то, что углеводород (бутан) не относится к одурманивающим веществам, поскольку не включён в Список одурманивающих веществ, утвержденный Постоянным комитетом по контролю наркотиков, а также в перечень наименований токсичных веществ, наиболее часто встречающихся при острых отравлениях, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 460 [5]. Тем самым, судом была формально признана юридическая сила Списка одурманивающих веществ и одновременно невозможность принятия законного и обоснованного решения в отношении факта токсического отравления гражданином бутаном в силу неопределенности правового статуса этого вещества. Вместе с тем бутан и аналогичные ему газы (пропан, изобутан и др.) при вдыхании вытесняют кислород из воздуха, что приводит к эффекту «удавки», поэтому даже единичный факт вдыхания этого газа может привести к смерти человека.

Только недавно рассматриваемая проблема вновь «ожила» с принятием Федерального закона от 29 декабря 2020 г. № 472-ФЗ «Об ограничении оборота закиси азота в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об ограничении оборота закиси азота») [4]. Целью законодательного акта послужила необходимость пресечения незаконной деятельности по распространению закиси азота — бесцветного негорючего газа, имеющего губительные свойства для организма при его употреблении не по назначению. Способствовали решению об установлении ограничений однозначные выводы Министерства здравоохранения Российской Федерации о целесообразности ограничения его оборота, поскольку нецелевое использование одурманивающего вещества может привести, по мнению экспертов органа власти, к необратимым последствиям для жизни и здоровья граждан: нарушению ритма сердца, недостаточности кровообращения, угнетению дыхания, острой гипоксии и смерти.

Подобные выводы, несомненно, имеют под собой достаточно твердую основу, поскольку нередкими стали в последние годы случаи смертей подростков на фоне употребления веществ ярко выраженного токсического свойства — закиси азота, называемого также «веселящим газом». Новая угроза разновидности подростковой токсикомании успела проявить себя на территории всей страны и особенно в Московском регионе. При этом законодательные инициативы с запретом свободной продажи закиси азота выдвигались с 2013 г. Первой стала Дума Ставропольского края, предложившая Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять закон, который бы ограничил оборот среди несовершеннолетних портативных газовых зажигалок и баллончиков газа для их заправки. Вслед за ней представительный орган Республики Чувашия выступил с инициативой установления запрета на продажу таких предметов. Вплоть до принятия в декабре прошлого года закона похожие предложения высказывались и в Кемеровской, Пензенской, Владимирской областях, Приморском и Краснодарском крае и других субъектах Российской Федерации.

Однако, к сожалению, ни в одном из предложений законодательных органов власти субъектов Российской Федерации не прозвучала необходимость установления ограничений оборота не только закиси азота, но и иных видов одурманивающих веществ, а также принятия соответствующего списка и установление надлежащего механизма его пересмотра.

Федеральный закон «Об ограничении оборота закиси азота» состоит из одной содержательной статьи, включающей четыре части, первая из которых устанавливает начальные сроки введения ограничений оборота. Во второй части предусматривается запрет на производство, изготовление, закупку, поставку, хранение, перевозку, пересылку закиси азота, а равно ее реализацию (сбыт), пропаганду, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, использование (потребление) закиси азота, распространение информации о реализации закиси азота.

т~ч __и и

В качестве исключительной деятельности, когда такие действия с закисью азота возможны, называются производство пищевой продукции (в части охлаждения, замораживания и хранения пищи), продовольственных товаров, а также при медицинском, промышленном или техническом применении вещества (сварочные работы, изготовление двигателей внутреннего сгорания и т. д.). Все иные случаи рассматриваются как не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья граждан.

По смыслу ч. 3 ст. 1 рассматриваемого законодательного акта использование (потребление) физическими лицами закиси азота, являющейся одурманивающим веществом, не по назначению в целях изменения состояния организма человека, не связанного с медицинскими поводами (помощью или иным вмешательством), находится под запретом.

Конечно же, принятие Федерального закона «Об ограничении оборота закиси азота» оценивается положительно. Это важный шаг, свидетельствующей об официальном признании проблемы незаконного оборота одурманивающих веществ.

Однако одновременно с этим следует обратить внимание на следующие спорные позиции, которые могут отрицательно сказаться на правоприменительной деятельности.

Во-первых, шаги по контролю над закисью азота казались бы более убедительными при условии легального определения термина «одурманивающее вещество». Необходимо не только определиться, что понимать под таким токсическим веществом, но и со списочным составом. Правовая предпосылка формирования такого перечня установлена ч. 4 ст. 1 Федерального закона «Об ограничении оборота закиси азота», согласно которой список одурманивающих веществ определяется Правительством Российской Федерации.

Основаниями для формулировки понятия «одурманивающее вещество» должны послужить три фактора: медицинский (доказанность специфического негативного воздействия одурманивающих веществ на организм и психику человека), социальный (подтвержденность значимости проблемы токсикомании в обществе и тяжелые последствия, вызванные ею), юридический (установление мер административной ответственности за употребление одурманивающих веществ в общественных местах, а также уголовно--правовых санкций в случае вовлечения несовершеннолетнего в систематическое употребление одурманивающих веществ и т. д.).

В отношении юридического критерия справедливым будет заметить определенную «неполноценность» статуса одурманивающего вещества, поскольку его юридическое признание предполагает обязательное включение в соответствующий контролируемый перечень, и, что не менее важно, выработку специального механизма внесения изменений в такой перечень.

Из этого можно сделать вывод, что одурманивающие вещества, в отличие от наркотических средств, психотропных и новых потенциально опасных психоактивных веществ, не содержат в себе в полной мере юридического критерия.

Во-вторых, действительно, в публичном пространстве большой резонанс получают случаи отравления «веселящим газом», однако не только закись азота признается товаром специфического свойства. Равносильно ей к отрицательным последствиям может привести употребление иных видов одурманивающих веществ. И в этом смысле остается неясным, почему законодатель обошел их вниманием. Представляется правильным вывести из свободного гражданского оборота все виды веществ, признаваемых в установленном порядке одурманивающими, т. е. те вещества, которые могут привести к хроническим заболеваниям мозгла и (или) оказать пагубное влияние на поведение человека.

В-третьих, в детализации нуждаются отдельные термины, описывающие действия, совершаемые с закисью азота и, по сути, составляющие процедуры его оборо-

та. Применительно к одним из них (производство, изготовление, хранение, перевозка, пересылка) можно использовать по аналогии положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».

Что понимать под второй группой действий — закупкой и поставкой — вовсе неясно. Термин «закупка» используется преимущественно в экономической сфере при обеспечении государственных и муниципальных нужд, а понятие «поставка» — в положениях гражданского законодательства. Однако ни в одном, ни в другом случаях четких определений таким действиям не сформулировано.

Отрицательно оценивается и отождествление в тексте ч. 2 ст. 1 Федерального закона «Об ограничении оборота закиси азота» понятий «использование» и «потребление». Исходя из разъяснений, сделанных Верховным Судом Российской Федерации, очевидно, что данные термины не применяются в качестве равнозначных. Использование не во всех случаях предполагает потребление: вещество может использоваться в иных целях, не связанных с личным потреблением.

Отсутствует в законодательных актах и разъяснениях и обзорах судебной практики также определение термина «пропаганда».

Итак, возникла ситуация, требующая скорейшего разрешения. Недопустимо вводить новые термины в отсутствии нормативных определений уже имеющихся понятий.

В-четвертых, в продолжение предыдущего вывода надо сказать, что может сложиться ситуация, которая долгое время существовала в отношении пропаганды наркотических средств и психотропных веществ. Так, официальный запрет на пропагандирование запрещенных и ограниченных в обороте веществ, установленный ст. 46 Федерального закона «О наркотиках», не имел на протяжении нескольких лет механизмов для реализации, поскольку в административном и уголовном законодательстве отсутствовала санкция за такие действия.

Во избежание аналогичной ситуации и терминологических споров необходимо не только нормативно определить содержание понятий «закупка», «поставка», «использование (потребление)», но и предусмотреть меры административной ответственности за соответствующие правонарушения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 дек. 2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2001 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

2. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 5 июня 1996 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

3. О наркотических средствах и психотропных веществах [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26 февр. 2006 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 1 марта 2006 г. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

4. Об ограничении оборота закиси азота в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2020 г. № 472-ФЗ: принят Гос. Думой Фе-дер. Собр. Рос. Федерации 22 дек. 2020 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 25 дек. 2020 г. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

5. Об утверждении учетной документации токсикологического мониторинга [Электронный ресурс]: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 460. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

6. Критерии и перечни психотропных веществ, одурманивающих веществ. Крупных и особо крупных размеров количеств наркотических средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в незаконном хранении или обороте; Список веществ, находящихся под специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ, в соответствии с Конвенцией ООН 1988 г.; критерии и Список инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ [Электронный ресурс]: Протоколы Постоянного комитета по контролю наркотиков от 9 октября 1996 г. № 51/7-96, от 17 декабря 1996 г. № 53/9-96, от 25 декабря 1996 г. № 54/10-96. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

7. Анисифорова М. В. Административно-правовое регулирование оборота наркотиков (опыт компаративного исследования): моногр. / М. В. Анисифорова. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 226 с. - (Научная мысль).

8. Евтеев С. П. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ: энциклопедический словарь-справочник для оперативных и следственных подразделений: учебное пособие / С. П. Евтеев, К. А. Колесников, В. А. Степанов; под ред. И. И. Батырши-на. — М.: Научно-исследовательский центр Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (НИЦ ФСКН России), 2013. — 389 с.

9. Иванов П. А. Криминалистическое исследование наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ: учеб. пособ. / П. А. Иванов, Т. В. Попова, А. Г. Звонарев, Ю. Н. Баранов. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. — 120 с.

10. Фильченко А. П. Категория «одурманивающие вещества» в российском законодательстве // Академическая мысль: сетевое издание. — № 3 (12). — 2020. — URL: https://cyberleninka.m/article/n/kategoriya-odurmanivayuschie-veschestva-v-rossiyskom-zakonodatelstve (дата обращения 10.03.2021).

REFERENCES

1. The Code of Administrative Offences of the Russian Federation [Electronic resource]: adopted by the State Duma Feder. Sobr. Grew. Federation 20 Dec. 2001: approved. Federation Council Feder. Sobr. Grew. Federation 26 Dec. 2001: introduction. Feder. the law grew. Federation from 30 Dec. 2001 No. 195-FZ. - Access from the help.-legal system "Consultant Plus".

2. The Criminal Code of the Russian Federation [Electronic resource]: adopted by the State Duma Feder. Sobr. Grew. Federation 24 May 1996: approved. Federation Council Feder. Sobr. Grew. Federation June 5, 1996: input. Feder. the law grew. Federation of June 13, 1996,no. 63-FZ. -Access from the help.-legal system "Consultant Plus".

3. On narcotic drugs and psychotropic substances [Electronic resource]: Feder. the law grew. Federation of January 8, 1998 No. 3-FZ: adopted by the State Duma Feder. Sobr. Grew. Federation February 26, 2006: approved. Federation Council Feder. Sobr. Grew. Federation March 1, 2006 -Access from the help.- legal system "Consultant Plus".

4. On limiting the turnover of nitrous oxide in the Russian Federation [Electronic resource]: Feder. the law grew. Federal Law No. 472-FZ of December 29, 2020: adopted by the State. Do-my Feder. Sobr. Grew. Federation 22 Dec. 2020: approved. Federation Council Feder. Sobr. Grew. Federation 25 Dec. 2020 - Access from the help.- the legal system "Consult-tant Plus".

5. On the approval of the accounting documentation of toxicological monitoring [Electronic resource]: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated December 29, 2000 No. 460. - Access from the reference.- legal system "Consultant Plus".

6. Criteria and lists of psychotropic substances, intoxicating substances. Large and especially large quantities of narcotic drugs and psychotropic substances detected in illegal storage or Circulation; List of substances under special control used in the Illicit Manufacture of Narcotic Drugs or Psychotropic Substances, in accordance with the UN Convention of 1988; criteria and List of tools and Equipment under special control used in the Illicit Manufacture of Narcotic Drugs, Psy-chotropic or Potent Substances [Electronic resource]: Protocols of the Standing Committee on Drug Control dated October 9, 1996 No. 51/7-96, dated December 17, 1996 No. 53/9-96, dated December 25, 1996 No. 54/10-96. - Access from the help.- legal system "Consultant Plus".

7. Anisiforova M. V. Administrative and legal regulation of drug trafficking (comparative research experience): monogr. / M. V. Anisiforova. - M.: INFRA-M, 2018, 226 p. - (Scientific thought).

8. Evteev S. P. Illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances: an encyclopedic dictionary-reference for operational and investigative divisions: a textbook / S. P. Evteev, K. A. Kolesnikov, V. A. Stepanov; edited by I. I. Batyrshin. - M.: Research Center of the Federal Service of the Russian Federation for Drug Control (SIC Federal Drug Control Service of Russia), 2013, 389 p.

9. Ivanov P. A. Forensic investigation of narcotic drugs, psychotropic and potent substances: textbook. manual / P. A. Ivanov, T. V. Popova, A. G. Zvonarev, Yu. N. Baranov. - M.: IMC GUK of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2004, 120 p.

10. Filchenko A. P. Category "intoxicating substances" in Russian legislation // Academic thought: online edition. — № 3 (12). — 2020. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-odurmanivayuschie-veschestva-v-rossiyskom-zakonodatelstve (Available at: 10.03.2021).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Анисифорова Марьям Владимировна, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник. Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России. 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1 ORCID: 0000-0002-2398-0422 INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Anisiforova Maryam Vladimirovna, Candidate of Law, leader Research Scientist, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation. 1, d. 25, Povarskaya st., Moscow, Russia, 121069. ORCID: 0000-0002-2398-0422

Статья поступила в редакцию 12.03.2021; одобрена после рецензирования 22.03.2021; принята к публикации 02.12.2021.

The article was submitted 12.03.2021; approved after reviewing 22.03.2021; accepted for publication 02.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.