ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Административно-правовая характеристика фиктивной регистрации
Завгородняя Лариса Васильевна
Кандидат юридических наук, доцент кафедры кафедры административного и служебного права Южно-Российского института управления-филиала РАНХиГС
e-mail: [email protected]
Larisa V. Zavgorodniaya
Candidate of Juridical Sciences, associate professor, associate professor of the department of Administrative and Service Rights the South-Russian Institute of management of the branch of RANEPA.
e-mail: [email protected]
УДК 342.95
Administrative and legal characteristics of fictitious registration
Исследован правовой институт фиктивной регистрации. Выявлены признаки фиктивной регистрации. Обусловливается необходимость введения административной ответственности в отношении фиктивной регистрации.
Ключевые слова и словосочетания: фиктивная регистрация, регистрационный учет, право на выбор места жительства и места пребывания, административная ответственность, уголовная ответственность.
The legal institute of fictitious registration is studied in the research. The characteristics of fictitious registration are revealed, and the administrative responsibility is described as the consequences
of fictitious registration.
Key words and word combinations: fictitious registration, registration, right to choice of accommodation and locality, administrative responsibility, criminal responsibility.
Новеллой российского законодательства является понятие фиктивной регистрации, которая была введена Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1]. Основной причиной принятия такого закона послужило значительное количество адресов, по которым граждане регистрируются фиктивно, то есть без намерения реально проживать в соответствующих помещениях. Согласно данным ФМС России, в 2011 г. было зафиксировано более 6,4 тыс. таких адресов, по которым было зарегистрировано почти 300 тыс. граждан. В течение последующих двух лет данные показатели возросли в 1,5 раза. По состоянию на конец 2013 г. таких адресов насчитывалось уже свыше 10 тыс., а количество зарегистрированных по ним граждан, в том числе и иностранных, оценивается более чем в 500 млн. человек. В результате регистрирующие органы не имеют возможности направлять необходимые и достоверные данные в налоговые органы, военные комиссариаты, судебные органы, также затруднен учет иностранных граждан[2].
Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» Закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»[3] был дополнен определением фиктивной регистрацией гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства, под которой понимается регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 4/2014
- 27 -
Legal Aspects of the State Management
(проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Данное определение позволяет нам выделить признаки фиктивной регистрации. В частности, это регистрация, то есть административно-правовая процедура [4, с.32.] постановки на регистрационный учет гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства, обладающая одной или несколькими приведенными ниже характеристиками:
- основанием данной процедуры послужило представление заведомо недостоверных сведений или документов;
- процедура была совершена на основании достоверных сведений, но у лица, регистрируемого по данному адресу, отсутствует намерение пребывать (проживать) в этом помещении;
- процедура была совершена на основании достоверных сведений, но у нанимателя (собственника) данного жилого помещения отсутствует намерение предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) регистрируемого лица.
Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» было внесено также дополнение в Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»[5]. В результате Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ был пополнен двумя терминами: «фиктивная регистрация по месту жительства» и «фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении». На наш взгляд, хотя в данном законе в статье 1 и прописано, что он регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, тем не менее данные дефиниции следовало бы определить как «фиктивная регистрация по месту жительства иностранного гражданина и лица без гражданства» и «фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении иностранного гражданина и лица без гражданства».
Фиктивная регистрация по месту жительства формулируется в соответствии с законом как регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, обладающая теми же признаками, что и фиктивная регистрация граждан РФ, то есть: её основанием стало представление заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации; либо такая регистрация осуществляется без намерения проживать в соответствующем жилом помещении; либо такая регистрация была реализована без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.
Под фиктивной постановкой на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении законодатель понимает постановку иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении, при наличии тех же признаков, что и фиктивная регистрация по месту жительства.
Согласно ст. 19 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» правовым последствием выявления органом Федеральной миграционной службы факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, является возможность принятия данным органом решения о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, в порядке, установленном ФМС, то есть во внесудебном порядке.
Контроль за соблюдением российскими гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства правил регистрации осуществляют должностные лица соответствующих органов ФМС [6, с.211].
Нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении влечет за собой административную ответственность по ст. 19.15.2 КоАПРФ, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния [7]. По данной статье одновременно могут быть привлечены, во-первых, сам российский гражданин, нарушивший правила регистрации, во-вторых, наниматели, собственники жилого помещения (физические лица), в-третьих, должностные лица, ответственные за регистрацию.
Но следует отметить, что сама фиктивная регистрация отнесена как раз к уголовным преступлениям. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» Уголовный кодекс РФ [8] был дополнен статьей 322.2 «Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ» и статьёй 322.3 «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в России».
Вызывает сомнения необходимость введения уголовной ответственности по всем признакам фиктивной регистрации.
- 28 -
ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 4/2014
Правовые аспекты государственного управления
Мы согласны, что к уголовным преступлениям отнесена регистрация, основанием которой послужило предоставление заведомо недостоверных сведений или документов.
Аналогичным образом предусмотрена уголовная ответственность за незаконную выдачу паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ (ст. 292.1 УК РФ). Но за такое деяние к ответственности привлекается лишь должностное лицо, либо государственный служащий или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, который осуществил незаконным образом выдачу паспорта либо же внёс заведомо ложные сведения. Сам же гражданин за получение незаконным образом паспорта ответственности не несёт.
В статье 322.2, посвященной фиктивной регистрации, специальный субъект преступления не выделен, из чего следует, что за такое деяние могут быть привлечены к ответственности:
- гражданин Российской Федерации либо иностранный гражданин, предоставивший недостоверные сведения и документы для получения регистрации;
- наниматель, собственник жилого помещения, также предоставивший недостоверные сведения и документы для получения регистрации;
- должностное лицо, ответственное за регистрацию.
Представляется, что уголовная ответственность за такое деяние должна быть установлена лишь в отношении тех должностных лиц, которые на основании заведомо недостоверных сведений или документов осуществили процедуру регистрации, так как должностные лица обладают специфичным административно-правовым статусом и должны нести повышенную ответственность по сравнению с другими субъектами административно-правового регулирования. В отношении же граждан, иностранных граждан и собственников, нанимателей жилого помещения, следует предусмотреть административную ответственность, создав отдельную статью в КоАП РФ.
К административным правонарушениям следует, на наш взгляд, отнести и регистрацию гражданина РФ, иностранного гражданина, осуществляемую без намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания, так как такие действия не обладают общественно-опасным характером.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2013. 25 декабря.
2. Филимонов А. Меры по борьбе с «резиновыми» квартирами и фиктивной регистрацией граждан // Информационное агентство «ГАРАНТ». - [ Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// www.garant.ru/artide/522528/#sdfootnote 1sym#ixzz2vseqz 1j3
3. Закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 (ред. от 28 декабря 2013 г.) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ.1993. № 32. Ст. 1227.
4. Душакова Л.А., Завгородняя Л.В. Административно-правовые процедуры на государственной службе Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Изд-во: ЮРИФ РАНХиГС, 2012.
5. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г.) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»//Российская газета.2006.20 июля.
6. Гензюк Э.Е., Шмалий О.В. К вопросу о контрольно-надзорных функциях органов исполнительной власти // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 6.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 28 июня 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 28 июня 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 4/2014
- 29-