УДК 655.3.06
БУТОРИН Михаил Вениаминович, кандидат исторических наук, доцент Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 40 научных публикаций, в т.ч. одной монографии
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА И СТАНОВЛЕНИЕ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ПЕЧАТИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
В статье рассматриваются вопросы становления провинциальной печати на Европейском Севере России. На основе анализа фактов автор приходит к выводу, что появление губернских ведомостей, как и губернских статистических комитетов, связано с реализацией административной реформы, начало которой было положено в 1802 году.
Административная реформа, провинциальная печать, губернские ведомости, губернский статистический комитет
Прошло более ста лет после того, как периодическая печать, издающаяся в двух столичных городах - Санкт-Петербурге и Москве начала повсеместно выходить в провинции. Вначале это были отдельные издания, например в Тамбове - «Тамбовские известия», которые выходили в 1788 году по инициативе местного губернатора Г. Державина. Позднее, с 1811 по 1820 год, в Казани издавались «Казанские известия». Первые провинциальные российские газеты являлись полуофициальными. Они не имели под собой никакой правовой основы.
Потребность, тем не менее, в провинциальных изданиях к тому времени постепенно давала о себе знать. Вначале инициатива, нужно отметить, исходила не столько от центра, сколько от местных администраций или отдельных ее представителей.
К числу тех, кто ставил вопрос об издании собственной газеты, в частности, следует отнести иркутские власти1.
© Буторин М.В., 2010
Поэтому нельзя не согласиться с утверждением известного историка Г.М. Дейча о том, что именно ходатайства, поступающие со всей страны, заставили Министерство финансов Российской империи обратиться в Комитет Министров с предложением об издании в губерниях собственных газет2. В них приводились весьма веские основания, вызванные самой меняющейся действительностью. Жизнь, как известно, не стояла на месте - развивалась, пусть и не столь ускоренными темпами, промышленность, укреплялись торговые связи, как внутренние, так и международные. Всему этому, по мнению авторов обращений в правительственные органы, могла бы способствовать провинциальная периодическая печать.
Это был важный, нужно заметить, но не основной аргумент, который заставил Правительство обратиться к вопросам организации периодики на местах. В условиях централизованного государства, продолжавшегося укреп-
ления самодержавной власти оно вряд ли с такой легкостью согласилось на создание провинциальных газет, прекрасно при этом понимая, что их появление может привести к ослаблению сложившихся в государстве и обществе устоев, их ломке. Следовательно, был еще один, более весомый аргумент, который, на мой взгляд, стал определяющим при рассмотрении и принятии кабинетом министров Российской империи положительного решения.
Дело в том, что начатая в 1802 году административная реформа, которая основывалась на отраслевом принципе управления страной, заставила многое пересмотреть в отношениях между центром и провинциями. Для того чтобы знать о состоянии дел на местах, для каждой губернии была установлена обязательная отчетность. Она должна была содержать в себе самые необходимые первоначальные сведения:
о численности населения, податях, произрастании хлебов, о сельских магазинах и народном продовольствии, о фабриках и заводах, о городских доходах и публичных зданиях. Эти данные, отмечалось в циркуляре министра внутренних дел страны В.П. Кочубея, датированного 19 сентября 1802 года, требовались для «полного и коренного познания каждой губернии»2.
Однако достоверность представленных сведений нередко вызывала сомнения в силу разных причин. Но прежде всего они были связаны с неготовностью самих губерний заниматься сбором, обобщением и анализом информации, составлением отчетности. В этом вынуждены были признаться в Министерстве внутренних дел, ведавшем тогда многими делами российской провинции, представляя свой первый отчет, в котором отмечалось: «... Недостаток многих сведений на самих местах был причиною того, что вообще работа сия не имеет еще того совершенства и точности, какой бы желать надлежало»3. Вместе с тем в этом отчете подчеркивалось: «.при всем том сей первый опыт подает основательную надежду на то, что при подробнейшем объяснении предметов, при замечании на недостатки, в первый раз допущенные, при точнейшем означении вопросов посредством рассылки табелей и при
усердии исполнителей, можно будет достигнуть в сих сведениях более точности и единообразия, и тем приблизиться к их цели»4.
Вопрос решился таким образом, что, в конечном счете, была создана первоначально на уровне всего государства, а затем и на местном уровне единая организационная структура государственной статистики. Это произошло в 1834 году на основании Высочайше утвержденных 20 декабря Правилам. Согласно им, при Совете Министерства внутренних дел Российской империи было создано Статистическое отделение. Одновременно во всех губернских городах учреждались статистические комитеты под председательством гражданских губернаторов. Следующим шагом стало создание в большинстве провинций официальных газет.
Дело в том, что самодержавная власть, создавая и налаживая эту связь, понимала, что и сама губерния испытывала недостаток в информации, которая следовала из центра. Поэтому в качестве надежного источника и «удобнейшего средства получать в надлежащее время сведения о постановлениях и распоряжениях Правительствующего Сената и губернского начальства» рассматривала именно создание в провинции периодической печати.
Таким образом, этот аргумент, не отбрасывая, естественно, другие, следует расценивать в качестве определяющего, подвигнувшего правительственные круги пойти на повсеместное создание периодики в провинции, рассматривая ее в первую очередь как официальный печатный орган. Эта мысль находит свое подтверждение в исследовании Е.Е. Шуруповой. Она считает, что губернские газеты «возникли в рамках государственной программы, прежде всего, как носители официальной информации, что впоследствии определило способы их существования и распространения, а также круг первых ее подписчиков»5.
В 1828 году Комитет Министров Российской империи, рассмотрев все поступившие предложения, создал межведомственную комиссию для разработки законопроекта об официальных газетах в провинции. Высочайшее утверждение Положения об издании губерн-
ских ведомостей последовало более года спустя - 2 октября 1830 года6. В нем определялось, что «редакция состоит при губернском правлении и печатается в губернской типографии»7. В документе особо оговаривалось содержание издания. Устанавливалось, что материалы печатаются по четырем направлениям: 1. Постановления и предписания. 2. Объявления казенные. 3. Известия. 4. Объявления частные. В этом же Положении, состоящем из 7 разделов и 65 параграфов, обращалось внимание на то, что «статьи третьего отделения (т.е. известия) печатаются не иначе, как с одобрения начальника губернии, а всякое частное объявление должно быть подписано предъявителем, а если автор не известен редакции, то засвидетельствован полицией. Частные объявления являются платными, они стоят от j до S копейки за букву»8. Выдвинутые требования ставили провинциальную периодику в весьма жесткие рамки. При этом нужно отметить, ни при каких обстоятельствах не допускалось «печатание политических статей, как не соответствующих цели губернских ведомостей»9.
Отсюда следует, что царское правительство, с одной стороны, признавало необходимость в провинциальной прессе, а с другой стороны, понимало, какую опасность она может представлять для самой власти, если дать ей хотя бы какую-то свободу и послабление. Поэтому в соответствии с Положением, издание губернских ведомостей в стране вводилось постепенно. Вначале печатание их было разрешено только в шести губерниях - Астраханской, Казанской, Киевской, Ниже-Городской, Слободско-Украинской и Ярославской. Архангельская губерния, несмотря на обширность территории (занимала весь Европейский Север Российской империи, от ее западных границ до Урала), обладая в связи с этим особым положением, не была включена в указанное число.
Это можно объяснить многими причинами, в т.ч. и не зависящими от местных властей. В качестве основной следует отметить отсутствие необходимой полиграфической базы. Первая типография на Европейском Севера, создан-
ная еще по указу императора Александра I, подписанному 5 августа 1807 года «Об устройстве типографий при губернских правлениях», была открыта 23 (11) июля 1819 года. Ориентирована она была главным образом на изготовление бланочной продукции. Выпуск газеты требовал совершенствования технической базы, и эта подготовка могла затянуться на неопределенное время.
Поэтому в Положении о порядке производства дел в губернских правлениях, утвержденном 3 июня 1837 года, наряду с решением других вопросов, связанных с совершенствованием управления в провинции, губернаторам предписывалось в обязательном порядке организовать издание при каждом губернском правлении ведомостей10.
На основании указанного Положения Министерство внутренних дел разослало на места циркулярное письмо, датированное 31 августа
1837 года. Документом определялось, что в качестве первоочередной задачи, учитывая слабое состояние полиграфической базы, является приведение «в приличное состояние губернской типографии, чтобы не встретилось никакой остановки в печатании губернских ведомостей, коих издание должно начаться с 1 января
1838 года»11. Центральным ведомством на реализацию этой задачи выделялось только для Архангельской губернии 4 тыс. р.
Все это свидетельствует о том огромном внимании, какое царское правительство уделяло становлению и развитию периодической печати в провинции.
Архангельская губерния оказалась в числе сорока регионов, где должна была издаваться собственная газета. В последующие, пятидесятые-семидесятые годы девятнадцатого столетия, они начнут выходить и в остальных губерниях Российской империи. Таким образом, это позволило охватить всю страну сетью провинциальных газет. Имея свое официальное предназначение, они со временем будут доводить до сведения населения, кроме официальной, и другую общественно-значимую информацию.
Но, несмотря на это, губернские ведомости, как и созданные в свое время повсеместно
в стране статистические комитеты, останутся вплоть до 1917 года, пока будет существовать самодержавная власть, связующим звеном между центром и провинциями, государством и обществом, выполняя свою роль, которая ей была предписана изначально. Эти два органа, ставшие институтом государства на местах, будут выполнять задачи, предписанные им цен-
тром, способствуя реформированию экономической и социальной жизни в провинции, ее совершенствованию.
Так что появление в провинции официальной печати, как и статистических комитетов, следует рассматривать как реализацию планов, выдвинутых административной реформой на длительную перспективу.
Примечания
1 ЦГИА РФ. Ф. 1286. Оп. 11. Д. 645.
2 Дейч Г.М. Губернские «Ведомости» как исторический источник // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1978. С. 237.
2 Санкт-Петербург, журнал. 1804. N° 1.
3 Там же.
4 Там же.
5 Шурупова Е.Е. «Губернские ведомости» и формирование интереса к местной истории в дореволюционной провинции (на примере Архангельской губернии): автореф. ... канд. ист. наук. Архангельск, 2005. С. 13.
6 Полн. собр. законов Российской империи. СПб., 1831.
7 Там же.
8 Там же. 1830. СПб., 1831.
9 Там же.
10 Там же. 1837. СПб., 1838.
11 ГААО (Гос. арх. Арх. обл.). Ф. 4. Оп. 1. Д. 852. Л. 47-60.
Butorin Mikhail
ADMINISTRATIVE REFORM AND PROVINCIAL PRESS FORMATION IN THE RUSSIAN EMPIRE
The issues of provincial press formation in the Russian empire are considered in the article. On the basis of factual analysis the author comes to the conclusion that the emergence of the provincial gazette as well as provincial statistical committees is connected with the administrative reform realization which was initiated in 1802.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Шубин С.И., доктор исторических наук, профессор кафедры регионоведения Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова