DOI 10.47643/1815-1329_2023_5_72 УДК 343.97
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОПАГАНДУ И ПУБЛИЧНОЕ ДЕМОНСТРИРОВАНИЕ НАЦИСТСКОЙ АТРИБУТИКИ И СИМВОЛИКИ: ТЕОРИЯ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR PROPAGANDA AND PUBLIC DISPLAY OF NAZI PARAPHERNALIA AND SYMBOLS: THEORY AND JUDICIAL PRACTICE
КИРЬЯНОВА Ольга Викторовна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет». 664003, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Ленина, 11. E-mail: [email protected];
Kiryanova Olga Viktorovna,
Candidate of Law Sciences, associate professor
Associate professor of Constitutional and Administrative Law FGBOOU WAUGH Baikal State University. 664003, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lenin str., 11. E-mail: olgakirianova59@ gmail.com
Краткая аннотация. В статье рассматриваются положения отдельных законодательных актов о важнейшем направлении государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне, которым является решительная борьба с проявлениями фашизма. Также в статье рассматриваются некоторые особенности обеспечения запрета на пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики и символики. Анализируется судебная практика о привлечении виновных лиц к административной ответственности по ст. 20.3 КоАП РФ, где особое внимание уделено видам применяемых административных наказаний.
Abstract. The article examines the provisions of certain legislative acts on the most important direction of the state policy of the Russian Federation to perpetuate the Victory of the Soviet people in the Great Patriotic War, which is a decisive struggle against manifestations of fascism. The article also discusses some features of ensuring a ban on propaganda and public display of Nazi paraphernalia and symbols. The article analyzes the judicial practice on bringing the perpetrators to administrative responsibility under art. 20.3 The Administrative Code of the Russian Federation, where special attention is paid to the types of administrative penalties applied.
Ключевые слова: административное правонарушение, административная ответственность, нацистская атрибутика и символика, пропаганда, публичное демонстрирование, административный штраф, административный арест.
Keywords: administrative offense, administrative responsibility, Nazi paraphernalia and symbols, propaganda, public demonstration, administrative fine, administrative arrest.
Для цитирования: Кирьянова О.В. Административная ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики и символики: теория и судебная практика // Аграрное и земельное право. 2023. № 5(221). С. 72-75. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_72.
For citation: Kiryanova O. V. Administrative responsibility for propaganda and public display of Nazi paraphernalia and symbols: theory and judicial practice // Agrarian and Land Law. 2023. No. 5(221). pp. 72-75. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_72.
Статья поступила в редакцию: 03.04.2023
9 мая 2023 года Россия отметит 78-ю годовщину Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. День Победы является таким праздником, который заслуживает того, чтобы не быть забытым ни нынешним поколением, ни последующими, очень важно воспитывать подрастающее поколение в духе уважения к Великому празднику и его значимости в их жизни. А наша задача - не исказить историю, не преуменьшить значение подвига российского народа в этой войне [1, с. 494-503; 2, с. 79-82; 3, с. 106-114].
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. №80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 19411945 годов» установлено, что важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма.
Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории.
В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистской деятельностью (экстремизмом), признается в том числе пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибу-
тики или символики экстремистских организаций. Под нацисткой символикой понимаются знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии и фашисткой партией Италии: свастики и других отличительных знаков государственных, военных и других структур, признанных преступными Нюрнбергским международным трибуналом, приветственных жестов и т.д., а также всякая другая символика и атрибутика, напоминающая нацистскую (фашистскую).
Под демонстрацией нацисткой символики понимается ее публичное выставление, показ, ношение, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или в фото, кино- и видеоматериалах, тиражирование и другие действия, делающие ее восприятие доступным.
Пропаганда нацисткой символики - это умышленное распространение информации, направленное на формирование в сознании других людей установок привлекательности нацизма, искаженного о нем представления, либо информации, вызывающей интерес к нацизму.
Запрет на использование указанной атрибутики и символики представляет собой меру, направленную на противодействие нацизму, экстремизму, фашизму и другим действиям, оскорбляющим память о жертвах, понесенных в Великой Отечественной войне, и ассоциирующимся с идеологией, запрещенной в силу статьи 13 (часть 5) Конституции Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 23.10.2014 г. №2480-0, само по себе использование нацистской атрибутики (символики), равно как и атрибутики (символики), сходной с нацистской атрибутикой (символикой) до степени смешения, - безотносительно к ее генезису - может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны, что также предполагает право законодателя принимать меры в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Запрет на использование нацистской символики в любой форме, направлен, в том числе, на защиту прав и свобод других лиц.
Поскольку любая личная страница как интернет-сайт является Интернет-ресурсом и представляет собой совокупность информации, содержащейся в сети Интернет, то физическое лицо, зарегистрированное в сети на данном сайте по определенному адресу, вправе обеспечивать доступ к информации, размещенной на его странице неопределенному кругу лиц, в соответствии с Правилами, устанавливаемыми администратором данного сайта.
Следовательно, размещение запрещенных законом нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения на своей странице, при наличии доступа к ней иных лиц, следует рассматривать как их фактическое публичное демонстрирование пользователем данной страницы.
Статей 20.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение указанных действий. Так, пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Указанные действия могут быть квалифицированы как по части 1, так и по части 2 ст. 20.3 Ко АП РФ, если они направлены на пропаганду такой атрибутики и символики. При этом не влекут административной ответственности такие действия, если они совершены в целях, не связанных с пропагандой нацистской атрибутики и символики, включая, в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовку других материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события. Так, примечанием к данной статье закреплено «Положения настоящей статьи не распространяются на случаи использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии».
В основе решения суда о наличии состава правонарушения лежит заключение или исследование специалиста или эксперта, в соответствии с которым конкретный символ или атрибут признается экстремистским [4, с. 770-778].
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.3 КоАП РФ, рассматривают судьи районных судов.
Анализ судебной практики позволяет сделать определенные выводы об особенностях квалификации подобных правонарушений и мерах ответственности, применяемых судебными органами к лицам, совершившим такие правонарушения. Чаще всего в действиях правонарушителей усматривается публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, как правило, пропаганда не имеет доказательственной силы.
Так, постановлением Дзержинского районного суда г. Ярославля подтвержден признак данного правонарушения в виде публичного демонстрирования нацистской атрибутики. Вместе с тем, суд установил, что при вменении в вину такого признака правонарушения как пропаганда нацистской атрибутики (кроме ее публичного демонстрирования), должностным лицом административного органа не приведено ни каких данных, в чем же именно такая пропаганда выразилась. В связи с чем, данный признак правонарушения в вину ставиться не должен.
При назначении вида и размера административного наказания суд учел характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное и семейное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено, а в качестве смягчающего обстоятельства, явились такие как: признание вины, а также тот факт, что правонарушение совершено впервые.
С учетом всех указанных обстоятельств дела в совокупности, суд посчитал возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальных размерах санкции статьи, а это составляет одну тысячу [5].
Судьей Первореченского районного суда рассмотрено дело о размещении нацистской символики и символики экстремистской организации «Правый сектор» в социальной сети «ВКонтакте», что является публичной их демонстрацией, поскольку странницу в социальной сети «ВКонтакте» имеет возможность посетить неограниченное число пользователей. Кроме того, пользователи, посещающие данную страницу, могут оставлять свои комментарии под текстовыми сообщениями, фотографиями и изображениями, а также голосовать в графе «Мне нравится» за понравившееся текст или изображение, что создает рейтинг данным текстам и изображениям и способствует пропаганде идей, символов и установок социального поведения, зафиксированных в них. То есть, объективную сторону данного правонарушения также составили действия в виде публичного демонстрирования нацистской символики.
Суд учел все обстоятельства совершения административного правонарушения и степень общественной опасности правонарушения, установил отсутствие отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств, и назначил уже не административный штраф, а административный арест сроком на 5 суток с конфискацией предмета административного правонарушения [6].
Центральный районный суд г. Кемерово рассмотрел дело о публичном демонстрировании нацистской символики пользователем социальной Интернет-сети «В Контакте» на своей учетной записи, который разместил фотографию с изображением нацисткой символики. Суд рассмотрел в качестве доказательства правонарушения акт сбора образцов для сравнительного исследования, в результате чего пришел к выводу, что исследуемая страница является публичной сетевой площадкой в силу доступности к её контенту неограниченному кругу лиц, включая друзей, подписчиков и случайных пользователей, обратившихся к ресурсам данной страницы. Размещение на данной странице материалов, представленных в виде скриншотов является фактом публичного демонстрирования нацистской символики.
Результатами исследования было установлено, что представленный фотоколлаж состоит из двух уровней, включающий по три фотографии на каждом из них. Из представленного фотоколлажа складывается впечатление о бесчеловечном отношении к детям, проживающим в условиях «демократического мира», на нижнем уровне, который озаглавлен «Адольф Гитлер и дети», размещены фотографии, демонстрирующие хорошее отношение Адольфа Гитлера к детям. Представленные в сравнительном аспекте фотоколлажи явно формируют негативное отношение к «Демократическому миру» и позитивное к Адольфу Гитлеру. Надпись открывается и закрывается изображениями свастики, расположенной под углом 45 градусов с концами, повернутыми по часовой стрелке. Подобное изображение свастики с 1923 года является официальной эмблемой Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП). В соответствии с решением Нюрбергского международного трибунала символика НСДАП Германии была признана преступной. Имеет место изображение нацистской свастики -символики, принадлежащей организации, признанной преступной.
Тем самым, суд признал доказанной вину правонарушителя и назначил административное наказание в виде административного ареста сроком на шесть суток [7].
Ряд правовых актов о привлечении к административной ответственности за распространение информационных материалов, содержащих изображения запрещенной законом символики, получили широкий резонанс как в средствах массовой информации, так и в профессиональном юридическом сообществе. Но подобная сосредоточенность именно на символике и атрибутике может приводить к ситуациям, когда к административной ответственности привлекаются лица, использующие запрещенную символику или атрибутику, но не разделяющие идеи нацизма (фашизма) или других экстремистских идеологий, или даже боровшиеся с ними.
Проблема состоит в том, что на практике не всегда получается попасть в русло правового намерения законодателя. Понятно, что символика - это внешняя форма, обозначение какого-либо смысла, а борьбу все же нужно вести не против использования определенных графических изображений, а против тех идей, которые они отражают.
Библиография:
1. Егорова Н. А. Реабилитация нацизма: уголовно-правовой анализ / Н. А. Егорова // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2015. - Т. 9, № 3. - С. 494-503. - DOI 10.17150/1996-7756.2015.9(3).494-503.
2. Рыбинская Е.Т. Функции суда при рассмотрении уголовного дела/ Е.Т. Рыбинская // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2006. - № 6. - С. 79-82.
3. Фойгель Е. И. Использование информации об этнических характеристиках личности при реализации стратегий противодействия преступности / Е. И. Фойгель // Всероссийский криминологический журнал. - 2021. - Т. 15, № 1. - С. 106-114. - DOI 10.17150/2500-4255.2021.15(1).106-114.
4. Mikhailov M. A. Единообразие в определении круга преступлений террористической и экстремистской направленности - необходимая предпосылка эффективности методики их расследования / M. A. Mikhailov, V. S. Kryazhev // Всероссийский криминологический журнал. - 2016. - Т. 10, № 4. - С. 770-778. - DOI 10.17150/2500-4255.2016.10(4).770-778.
5. Постановление Ленинского районного суда от 06 июля 2017 г. по делу об административном правонарушении № 5-349/2017.
6. Постановление Дзержинского районного суда г. Ярославля от 10 марта 2017 г. по делу об административном правонарушении № 5 -
293/2017.
7. Постановление Центрального районного суда г. Кемерово от 22 февраля 2017 г. по делу об административном правонарушении № 5274/2017.
References:
1. Egorova N. A. Rehabilitation of Nazism: criminal law analysis / N. A. Egorova // Criminological Journal of the Baikal State University of Economics and Law. - 2015. -Vol. 9, No. 3. - pp. 494-503. - DOI 10.17150/1996-7756.2015.9(3) .494-503.
2. Rybinskaya E.T. Functions of the court when considering a criminal case/ E.T. Rybinskaya // Proceedings of the Irkutsk State Academy of Economics. - 2006. - No. 6. - pp. 79-82.
3. Voigel E. I. The use of information about the ethnic characteristics of a person in the implementation of crime prevention strategies / E. I. Voigel // All-Russian Journal of Criminology. - 2021. - Vol. 15, No. 1. - pp. 106-114. - DOI 10.17150/2500-4255.2021.15(1) .106-114.
4. Mikhailov M. A. Uniformity in determining the range of crimes of terrorist and extremist orientation is a necessary prerequisite for the effectiveness of the methods of their investigation / M. A. Mikhailov, V. S. Kryazhev // All-Russian Journal of Criminology. - 2016. - Vol. 10, No. 4. - pp. 770-778. - DOI 10.17150/2500-4255.2016.10(4).770-778.
5. Resolution of the Leninsky District Court of July 06, 2017 in the case of administrative offense No. 5-349/2017.
6. Resolution of the Dzerzhinsky District Court of Yaroslavl of March 10, 2017 in the case of administrative offense No. 5-293/2017.
7. Resolution of the Central District Court of Kemerovo dated February 22, 2017 in the case of administrative offense No. 5-274/2017.