УДК 342.9
И.В. Кудашова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ответственность
за правонарушения в сфере подготовки спортсменов
В статье рассмотрены проблемы дисквалификации за допинг в административном праве. Автором проведен анализ изменений законодательства Российской Федерации по вопросам административной ответственности за нарушение антидопинговых правил тренером, исследуются особенности исполнения постановления о дисквалификации тренера.
Ключевые слова: дисквалификация, административная ответственность, постановление о дисквалификации, дисквалификационные лица, тренер, спортивный врач.
Дисквалификация как мера административного наказания к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта за применение допинговых средств и методов в отношении спортсменов является принципиальной новеллой для российского законодательства. Она введена только в 2011 году на основании Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 413-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 26 и 26.1 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В главу 6 КоАП РФ была введена ст. 6.18, которая предусматривает ответственность в виде дисквалификации за нарушение тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физической культуры и спорта установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, выразившееся в использовании в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода независимо от согласия спортсмена либо в содействии в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, а также ответственность за указанные действия, но
совершенные в отношении несовершеннолетнего спортсмена. Были внесены изменения и в ст. 3.11 КоАП РФ, предусмотревшие возможность назначения административного наказания в виде дисквалификации лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере подготовки спортсменов (тренеров, специалистов по спортивной медицине, иных специалистов в области физической культуры и спорта, занимающих должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации, медицинских работников, фармацевтических работников). Рассматриваемый Федеральный закон предусматривает, что протоколы об указанных административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ согласно п. 83 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, а дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются районными судьями в соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ.
Субъектами данного правонарушения являются тренеры, специалисты по спортивной медицине и иные специалисты в области физической культуры и спорта. Согласно Перечню иных специалистов в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, утвержденному приказом Минспорттуризма России от
16 апреля 2012 г. № 347 «Об утверждении перечня иных специалистов в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и перечня специалистов в области физической культуры и спорта, входящих в составы спортивных сборных команд Российской Федерации», иными специалистами являются, например, администратор тренировочного процесса, аналитик по виду спорта, дежурный по спортивному залу, директор (заведующий) физкультур-но-спортивной организации, инструктор по спорту, техник по эксплуатации и ремонту спортивной техники, хореограф и др. Как справедливо утверждает Н.Н. Цуканов, разбирательство по всем правонарушениям, предусмотренным КоАП РФ, осуществляется в публичном порядке, поэтому дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.18 КоАП РФ, возбуждаются на основе принципа публичности без желания потерпевшей стороны и не могу прекращаться по ее инициативе [1].
КоАП РФ не предусматривает административную ответственность за использование спортсменами запрещенных субстанций и методов, поскольку соответствующие санкции применяются международными и общероссийскими спортивными федерациями. В соответствии с п. 14 ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» под спортивной дисквалификацией понимается отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, которое осуществляется международными или общероссийскими спортивными федерациями [2].
Фактическим основанием для привлечения тренера к административной ответственности по ст. 6.18 КоАП РФ является его содействие в использовании спортсменом или в отношении спортсмена допинга. Часть 1 ст. 26 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дает законодательно закрепленное определение допинга в спорте, под которым «признается нарушение антидопингового правила, в том числе использование или
попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте». Данное определение соответствует понятию, содержащемуся в Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте и Всемирном антидопинговом кодексе [3].
В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» к числу антидопинговых правил относятся:
1) использование или попытка использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода;
2) наличие запрещенных субстанций либо их метаболитов или маркеров в пробе, взятой в соревновательный период или во внесоревновательный период из организма спортсмена, а также из организма животного, участвующего в спортивном соревновании;
3) отказ спортсмена явиться на взятие пробы, неявка спортсмена на взятие пробы без уважительных причин после получения уведомления в соответствии с антидопинговыми правилами или уклонение иным образом спортсмена от взятия пробы;
4) нарушение требований антидопинговых правил, касающихся доступности спортсмена для взятия у него проб во вне-соревновательный период, в том числе непредоставление информации о его местонахождении и его неявка для участия в тестировании;
5) фальсификация или попытка фальсификации элемента допинг-контроля;
6) обладание запрещенными субстанциями и (или) запрещенными методами без разрешения на их терапевтическое использование, выдаваемого в соответствии с Международным стандартом для терапевтического использования запрещенных субстанций Всемирного антидопингового агентства;
7) распространение запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода;
8) использование или попытка использования запрещенной субстанции в отношении спортсмена, либо применение или попытка применения в отношении его за-
прещенного метода, либо иное содействие, связанное с нарушением или попыткой нарушения антидопинговых правил.
Содержание Правил детализируется Общероссийскими антидопинговыми правилами, утвержденными приказом Минспор-та России от 2 октября 2012 г. № 267.
Административная ответственность, предусмотренная ст. 6.18 КоАП РФ, связана не со всеми перечисленными правилами, а лишь с использованием в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода независимо от согласия спортсмена либо в содействии в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Речь идет о фармакологических средствах и запрещенных методах, направленных на улучшение физических сил и выносливости профессиональных спортсменов, используемых с целью стимуляции физической и психической работоспособности и достижения высокого спортивного результата.
Перечень субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, регламентирован приказом Минспор-та России от 16 апреля 2013 г. № 197 «Об утверждении Перечней субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте». Он составляется в соответствии с Международным стандартом Всемирного антидопингового агентства Запрещенным списком, включенным в приложение 1 к Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте.
В зависимости от вида спорта допинги могут обладать совершенно различными и даже противоположными фармакологическими действиями: от психостимулирующего до транквилизирующего, от мочегонного до кардиотропного влияния. Они назначаются однократно или курсом, в зависимости от поставленных задач и механизма действия лекарственных веществ. К основным группам субстанций по фармакологическим свойствам относят анаболические агенты (боландиол 4-епе-3,17^ю!); боластерон, дигидроте-
стостерон (17-hydroxy-5-androstan-3-one); прастерон (dehydroepiandrosterone, DHEA, 3-hydroxyandrost-5-en-17-one); тестостерон, а также их метаболиты и изомеры, зеранол, зилпатерол и др.), пептидные гормоны, факторы роста и подобные субстанции (эритро-поэтин (ЕРО), дарбепоэтин ^ЕРО), корти-котропины и др.), бета-2 агонисты, гормоны и модуляторы метаболизма, диуретики и другие маскирующие агенты.
К числу запрещенных методов относятся манипуляции с кровью и ее компонентами (искусственное улучшение процессов потребления, переноса или доставки кислорода, включая, но не ограничиваясь им, применение фторпроизводных, эфапроксирала (RSR13) и модифицированных препаратов на основе гемоглобина (например, заменителей крови на основе гемоглобина, микро-капсулированного гемоглобина), за исключением использования дополнительного кислорода, и др.), химические и физические манипуляции (например, фальсификация, а также попытки фальсификации отобранных в рамках процедуры допинг-контроля проб с целью нарушения их целостности и подлинности), генный допинг как способ улучшить спортивные результаты (на-пример, использование нормальных или генетически модифицированных клеток).
Кроме этого, выделяются субстанции и методы, запрещенные в соревновательный период. К числу таких субстанций относятся стимуляторы (например, адрафинил; амифеназол; амфепрамон, адреналин, псевдоэфедрин и др.), наркотики (бупренорфин; гидроморфон; декстроморамид; диаморфин (героин); метадон; морфин; оксикодон; ок-симорфон; пентазоцин; петидин; фентанил и его производные, каннабиноиды и т.д.). В случаях, когда запрещенной субстанцией выступает наркотическое средство, решается вопрос об уголовной ответственности по ст. 228.1 УК РФ; склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов образует состав преступления, предусмотренного ст. 230 УК РФ.
Алкоголь (этанол) запрещен только в соревновательный период в автоспорте, аэронавтике, водно-моторном спорте, мотоспор-
те, стрельбе из лука. Присутствие алкоголя в организме определяется посредством анализа выдыхаемого воздуха и/или крови. Нарушением антидопинговых правил считается превышение пороговой концентрации (гематологические показатели), равной 0,10 г/л.
Бета-блокаторы (алпренолол, атенолол, ацебутолол, бетаксолол, бисопролол, бу-нолол, карведиол, картеолол, лабеталол, левобунолол, метипранолол, метопролол и др.), если не указано иное, запрещены только в соревновательный период в автоспорте, бильярдном спорте (все дисциплины), гольфе, дартсе и др.
Таким образом, использование запрещенных субстанций и методов чаще всего выражается во введении в рацион спортсмена определенных препаратов; под содействием в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода понимаются любые действия, способствующие использованию запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, в т.ч. советы, указания, предоставление информации, предоставление запрещенных субстанций, средств применения запрещенных методов, устранение препятствий к использованию запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов, а также сокрытие следов использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода. При этом для применения ст. 6.18 КоАП РФ не важно, употреблял ли фактически спортсмен запрещенную субстанцию или нет, отразилось ли применение запрещенных субстанций и методов на улучшении его спортивного результата или нет [4].
В Российской Федерации до настоящего времени данная статья применяется крайне редко. Так, в апреле 2014 г. Ленинским районным судом г. Самары в отношении врача самарской команды «Крылатые мотогонщики» С.Г. Ляхова было назначено наказание в виде дисквалификации по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 6.18 КоАП РФ. С.Г. Ляхов назначил и однократно ввел спортсменам команды препарат, содержащий запрещенную субстан-
цию «фенотерол», пояснив при этом спортсменам, что данный препарат не является запрещенным. Данный препарат является бета-2 агонистом, относится к классу S3 запрещенного списка ВАДА 2013 и согласно п. 2.8. «Общероссийских антидопинговых правил» запрещен к применению в спорте в любых дозировках. По заключениям лаборатории ФГУП «Антидопинговый центр», аккредитованной ВАДА, от ДД.ММ.ГГГГ, в пробах Семенова, Мамаева и Орлова выявлена запрещенная субстанция «фенотерол», относящаяся к классу S3 запрещенного списка ВАДА 2013 [5].
Согласно п. 83 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы о данных правонарушениях составляют должностные лица органов наркоконтроля.
Совершение указанного правонарушения влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. Те же действия, совершенные в отношении несовершеннолетнего спортсмена, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут дисквалификацию на три года. Дисквалификация существенно ограничивает право человека на труд, поэтому рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.18 КоАП РФ, является исключительной прерогативой судебной власти. Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматриваются мировыми судьями. В случае проведения административного расследования - районным судьей по месту проведения административного расследования (ч. 1 и ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ, исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом. После вступления данного постановления в законную силу работодатель обязан уволить работника на основании п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ и внести в его трудовую книжку запись о дисквалификации. Вынесенное судьей и вступившее в законную силу постановление (решение) о дисквалификации обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, долж-
ностными лицами, юридическими лицами. Чтобы дисквалифицированный тренер не смог устроиться на работу в другую спортивную организацию, ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ установлено, что при заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. Согласно п. 5.5.13 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, и п. 2 постановления Правительства РФ от 3 июля 2014 г. № 615 «Об установлении размера платы за предоставление сведений из реестра дисквалифицированных лиц, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», функции по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц переданы Федеральной налоговой службе.
На практике часто происходит так, что дисквалифицированный тренер или медицинский работник увольняется по собственному желанию, по соглашению сторон, по какому-либо другому основанию, и запись о дисквалификации в трудовую книжку не вносится. Затем он устраивается на работу в другую организацию и продолжает заниматься той же деятельностью, хотя такого права у него нет. Тем не менее нужно отметить, что в КоАП РФ отсутствует механизм привлечения работодателя к ответственности за заключение договора (контракта) с тренером, как это сделано в отношении иных категорий дисквалифицированных лиц. Так, ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ предусматривает ответственность за заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом и за неприменение последствий прекращения его действия, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до ста тысяч рублей. Согласно ст. 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем к трудовой деятельности
на условиях трудового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Специальной статьи за привлечение работодателем дисквалифицированного тренера, специалиста по спортивной медицине или иного специалиста в области физической культуры и спорта в КоАП РФ нет. Привлечение к административной ответственности работодателя в этом случае по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде на практике проблематично, поскольку не является актом трудового законодательства, и неисполнение требования ч. 2 ст. 3.11 достаточно сложно квалифицировать как нарушение законодательства о труде и об охране труда.
Предлагаем ввести в КоАП РФ статью 19.29.1 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг тренера, специалиста по спортивной медицине или иного специалиста в области физической культуры и спорта» следующего содержания: «Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора дисквалифицированных тренера, специалиста по спортивной медицине или иного специалиста в области физической культуры и спорта, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - до ста тысяч рублей».
Таким образом, применение админи- культуре и спорте требований о предотвра-
стративной ответственности за нарушение щении допинга в спорте и борьбе с ним вы-
тренером, специалистом по спортивной зывает на практике ряд проблем, в решении
медицине или иным специалистом в обла- которых могут помочь дополнения действу-
сти физической культуры и спорта установ- ющего законодательства, предложенные в
ленных законодательством о физической данной статье.
ЛИТЕРАТУРА
1. Цуканов Н. Н. О принципе публичности в производстве по делам об административных правонарушениях / Н. Н. Цуканов // Административное право и процесс. - 2008. - № 4. - С. 7.
2. См.: пп. 4.2-4.11 Положения об организации и проведении антидопингового контроля в области физической культуры и спорта в Российской Федерации : утв. приказом Госкомспорта РФ от 20 октября 2003 г. № 837 и гл. IX Общероссийских антидопинговых правил : утв. приказом Минспорта России от 2 октября 2012 г. № 267.
3. Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте (вместе с «Запрещенным списком 2005...», «Стандартами выдачи разрешений на терапевтическое использование») : заключена в г. Париже 19 октября 2005 г. : вступила в силу для России 1 февраля 2007 г. (Федеральный закон от 27 декабря 2006 г. № 240-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте»).
4. См.: Административная ответственность за правонарушения в сфере оборота наркотиков : учеб. пособие / под общ. ред. Н. Н. Цуканова. - М. : ИНФРА-М, 2015.
5. Пример приведен на основе судебного решения Петродворцового районного суда г. Санкт-Петербурга (См.: Дело № 5-158 ДД.ММ.ГГГГ 2012 г. АП по ч. 2 ст. 6.16 КоАП РФ. URL: http:// actoscope.com/szfo/spiter/pdv-spb/ad/1/statya-61627082012-4815960).
© Кудашева И.В., 2015 Статья получена: 29.01.2015
ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Уголовное право. Общая часть : курс лекций / под ред. к.ю.н., доцента М. Р. Гарафутдинова. - Казань : КЮИ МВД России, 2014. - 206 с.
В курсе лекций излагается материал для изучения основных положений Общей части уголовного права. По каждой из тем представлены материалы судебно-следственной практики, что повышает практическую значимость представленного учебного пособия. Соответствует требованиям государственного стандарта высшего профессионального образования.
Предназначено для курсантов и слушателей Казанского юридического института МВД России.