Административное право; административный процесс
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
ЛУКИНА Анна Николаевна,
кандидат юридических наук, Генеральный директор
ГАУ КО «Центр государственно-частного партнерства Калужской области». E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье раскрывается правовая дефиниция понятия «административная ответственность». Автором исследуется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Делается вывод о том, что разброс в компетенции органов исполнительной власти органов по привлечению к административной ответственности за нарушения законодательства России о рекламе является нецелесообразным. Автор приходит к выводу о необходимости ввода «оборотных штрафов» за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
Abstract: In article the legal definition of the concept "administrative responsibility" reveals. The author investigates structure of the administrative offense provided by Article 14.3 of the Russian Federation Code of Administrative Offences. The conclusion that the dispersion in competence of executive authorities of bodies for administrative prosecution for violations of the law of Russia about advertizing is inexpedient is drawn. The author comes to a conclusion about need of input of "turnover fines" for violation of the law of the Russian Federation about advertizing.
Ключевые слова: административная ответственность, административное наказание, реклама, рекламная деятельность, регулирование рекламы.
Keywords: administrative responsibility, administrative punishment, advertisements, advertising, regulation of advertising.
Административная ответственность является наиболее применяемым видом юридической ответственности. При этом в целях установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе приняты два нормативных правовых акта - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон о рекламе, которые существуют без должной терминологической и системной взаимосвязи. Данный факт обусловливает возникновение не только теоретических, но и практических проблем.
В правовом государстве применение юридических санкций может быть осуществлено исключительно на основе закона. Им же устанавливается и механизм их реализации. Значимость законодательства об административных правонарушениях определяется его ролью в борьбе с наиболее распространенными противоправными проявлениями - административными правонарушениями[2].
Наукой административного права не сформировано единое понимание административной от-ветственности[7].
Профессор Л.Л. Попов отмечает исключи-
тельный характер санкции административное наказание. Безусловно, без раскрытия единственной применимой санкции невозможно выявить содержание и сущность административной ответственности. Учёный - административист Андрей Борисович Агапов рассматривает административную ответственность как совокупность применяемых к лицу, которое виновно в совершении административного правонарушения, мер публичного воздействия, ограничивающих имущественные и/или неимущественные права нарушителя либо устанавливающих его дополнительные обязанности[1].
Правовые нормы, содержащие ответственность за нарушение законодательства о рекламе, расположены в двух главах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Составление протоколов об административном правонарушении, рассмотрение дел передано различным государственным органам.
По мнению автора, поскольку именно Федеральная антимонопольная служба занимается надзором в сфере рекламы и лучше знакома со спецификой законодательства России о рекламе, такой разброс в компетенции органов исполнительной вла-
Административное право; административный процесс
сти органов по привлечению к административной ответственности за нарушения законодательства России о рекламе является нецелесообразным.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит составы административных правонарушений в области рекламы, предусмотренные статьями 5.9, 6.13, 14.3, 14.3.1, 14.37, 14.38, 19.31.
За все административные правонарушения в сфере рекламы применяется санкция в виде административного штрафа, за исключением санкции статьи 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой в качестве дополнительного наказания предусмотрена конфискация продукции и оборудования, используемого для изготовления и распространения рекламы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров[4].
Статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за множество других правонарушений в области рекламы, по сути она выступает общей нормой, предусматривающей административную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. При наличии иной нормы, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, применению подлежит специальная норма.
Большинство правонарушений в области рекламы образуют состав, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть первая статьи устанавливает, что «нарушение рекламодателем, рекламопроизводите-лем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей»1.
В частях 2-6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечислены специальные нарушения в сфере рекламной деятельности, влекущие пониженный или повышенный размер административного штрафа в
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 23 июня 2016 г. № 218-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
зависимости от общественной опасности.
Профессор Ю.М. Козлов в ходе доктриналь-ных исследований пришел к выводу, что объект правонарушения в сфере рекламы - это «общие и специальные требования к процессу производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц), а также рынка ценных бумаг, установленные Законом о рекламе»[3].
С вышеуказанной точкой зрения нельзя не согласиться, при несоблюдении хозяйствующим субъектом законодательства Российской Федерации о рекламе неизбежно нарушаются общие и специальные требования к рекламе, её содержанию, созданию и распространению. Однако отнесение данных требований к объекту посягательства может повлечь противоречие действующей правовой доктрине, которая заключается в рассмотрении объекта правонарушения как совокупности общественных отношений в определенной сфере.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в области рекламы.
Объективной стороной правонарушения являются действия субъектов рекламной деятельности, которые влекут нарушение законодательства о рекламе.
Субъективная сторона в доктрине административного права отождествляется с виной. Статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает две формы вины физического лица: «умышленную (если лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично) и неосторожную (если лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть)»2.
2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 23 июня 2016 г. № 218-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2019. № 4(172)
Юридические лица не могут иметь психического отношения к совершаемым деяниям, но в то же время они являются субъектами административных правонарушений.
Субъектами административных нарушений законодательства о рекламе являются: физические лица (индивидуальный субъект) и юридические лица (коллективный субъект). Федеральный закон «О рекламе» выделяет специфического субъекта - рекла-мопроизводителя, который несет ответственность исключительно при наличии вины в совершении правонарушения.
В настоящий момент в науке отечественного административного права активно обсуждаются проблема не достижения целей административного наказания санкциями, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, рекламодатели закладывают административный штраф в размере от ста до пятисот тысяч рублей в бюджет рекламной кампа-нии[6]. От подобной рекламы, особенно если это реклама медицинских или финансовых услуг, значительно страдает потребитель.
Безусловно размер штрафа, предусмотренный санкцией статьи 14.3 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет незначительную сумму по сравнению с
Библиография:
теми денежными средствами, которые расходуются на рекламную компанию в целом крупными организациями.
В качестве решения данной проблемы существует два наиболее доктринально обоснованных предложения:
1) применение санкции в виде ограничения деятельности юридического лица за систематическое нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
По мнению автора, данный способ решения проблемы неизбежно повлечет передачу полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в суды, что значительно увеличит полноту и сроки рассмотрения данной категории дел, кроме того, это значительно увеличит трудовую нагрузку судей;
2) ввод по аналогии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «оборотных» штрафов в зависимости от финансовых показателей организации.
Данное предложение кажется более обоснованным, поскольку это позволит дифференцировать ответственность в зависимости от размера бизнеса и повлечет снижение размера штрафов для хозяйствующих субъектов, для которых действующие штрафы являются неподъемными.
1. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник для магистров. - М.: «Издательство Юрайт», - 2012. - С. 17.
2. Административное право России. Общая часть: Учебник (под ред. Старостина С.А.). - М.: «ИНФРА-М». 2012. - С. 355.
3. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. - М.: «Юристъ», 2002. - С. 545.
4. Кузнецов М.М. К вопросу ответственности за ненадлежащую рекламу // Ленинградский юридический журнал. - 2015. -№4. - С. 95.
5. Лисецкий P.M. Административная ответственность за нарушения законодательства о рекламе: дис. канд. юрид. наук: 12.00.14. - М., 2005. - С. 67.
6. Пак Н.В. Административно-правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. - Хабаровск, 2006. - С. 145.
7. Чубукова И.В. Административно-правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. - М., 2009. - С. 102.