В случае, когда возникает необходимость описать воспринимаемый в прошлом объект, человек, актуализируя свою память, невольно припоминает признаки оригинала «сквозь призму мыслительного образа» 9 . Выяснение конкретных обстоятельств произошедшего, детализация рассказа позволяют выявить противоречия в показаниях допрашиваемого, которые неизбежны, потому что в памяти невозможно удержать все детали ложной модели 10 .
Дифференцированный подход следователя (дознавателя) к личности потерпевшего от совершения грабежа, разбоя в условиях города и сельской местности при подготовке и в ходе проведения его допроса во многом способствует получению правдивых и более полных показаний . Учет организационно-тактических, психологических особенностей допроса потерпевшего определяет эффективность производства данного следственного действия и в целом оптимизирует весь ход расследования открытых хищений .
1 Здесь и далее приводятся результаты анализа материалов 250 архивных уголовных дел по преступлениям, совершенным в сельской местности, и 85 — в городе (ст . ст . 161, 162 УК РФ), рассмотренных судами Новосибирской, Омской,
Томской, Тюменской, Ульяновской областей, Забайкальского, Пермского краев за последние пять лет .
2 Григорьев С. И. Социология жизненных сил российского села и сельского жителя в начале ХХ1 века // Социологические исследования . 2010 . № 9(317) . С . 39-41.
3 Великий П. П., Бочарова Е. В. Раскрестьянивание как индикатор деструктивной трансформации российской аг-росферы // Социологические исследования . 2012 . № 1(333) . С . 126-127.
4 Социология: энциклопедия / составители: А . А . Грица-нов, В . Л . Абушенко, Г. М . Евелькин, Г. Н . Соколова, О . В . Терещенко . М . , 2003 . С . 232 .
5 Васюков В. Ф. Организационные и тактические особенности расследования грабежей и разбоев, совершаемых на открытой местности . Орел, 2011. С . 143 ; Чечелян Г. С. Первоначальный этап расследования грабежей и разбоев, совершаемых с незаконным проникновением в жилище : автореф дис . ... канд . юрид . наук . Ростов н/Д, 2006. С . 20 .
6 Мазунин Я. М. Установление участников организованного преступного формирования и тактические основы допроса на стадии предварительного расследования Омск, 2003. С . 76-77.
7 Образцов В. А., Богомолова С. Н. Криминалистическая психология М , 2002 С 332-335
8 Лавров В. П., Рахматуллин Р. Р. Расследование краж имущества граждан в сельской местности . Челябинск, 1998 . С . 71.
9 Образцов В. А., Богомолова С. Н. Указ . соч . С . 332-360.
10 Там же .
УДК 342.9 © Я. В. Зелинский, Е. А. Клоков, 2014
Административная ответственность за нарушение правил участия СМИ в информационном обеспечении выборов,
референдумов. Часть 2
Я. В. Зелинский, Е. А. Клоков
Статья посвящена проблемам правового регулирования административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 5.5 КоАП РФ. Проанализирована практика применения указанной нормы. Предложены меры по совершенствованию электорального законодательства и законодательства об административных правонарушениях.
Ключевые слова: административная ответственность, предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума,
средства массовой информации.
Вторая группа нарушений, влекущих административную ответственность по ч . 1 ст. 5 .5 КоАП РФ, это нарушения порядка опубликования (обнародования) агитационных материалов
1. Опубликование агитационных материалов, а также редакционных материалов, освещающих
деятельность кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, в периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти, органами местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов
и сообщений, нормативных правовых и иных актов (п . 6 ст. 47 ').
2. Нарушение государственными, муниципальными, частными организациями телерадиовещания, редакциями периодических печатных изданий равных условий для проведения агитации лицами, имеющими на это право (ст. ст. 50, 51, 52) .
Электоральным законодательством федерального и регионального уровней предусмотрены различные правила предоставления эфирного времени на каналах телерадиовещания, печатной площади в периодических печатных изданиях в зависимости от субъектов-учредителей, от уровня выборов, проведения референдумов, причем как на безвозмездной, так на и платной основах Не вдаваясь в рассмотрение многочисленных правил, акцентируем внимание на сущности нарушения равных условий для агитации . К равным условиям в нормативных правовых актах отнесены: равные размер и условия оплаты эфирного времени, печатной площади 2; равные условия предоставления бесплатного эфирного времени, печатной площади 3 (продолжительность, дата и время выхода в эфир, возможность участвовать в совместных агитационных мероприятиях, дата публикации, объем печатной площади, место на полосе, размер шрифта и т д )
В качестве нарушений равных условий для размещения агитационных материалов следует расценивать и отказ организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий, допущенных к размещению агитационных материалов, от платного (бесплатного) предоставления эфирного времени, печатной площади какому-либо кандидату, избирательному объединению. Однако необходимо учитывать, что и избирательное, и референдумное законодательство всех уровней прямо разрешает негосударственным периодическим печатным изданиям отказывать в размещении агитации (например, п. 4 ст. 52 Закона об основных гарантиях, п . 8 ст. 67 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации») .
В этом плане вызывает интерес следующее дело, возникшее в ходе выборов депутатов Совета депутатов г. Новосибирска. Между зарегистрированным кандидатом П. и ООО «В» (редакция газеты «Соседи . Хроника местных событий» Железнодорожный выпуск) был заключен договор об оказании услуг по предоставлению печатной площади за плату для публикации агитационных материалов в течение всей избирательной кампании. 15 февраля 2010 г. , после предварительной оплаты, был опубликован агитационный материал кандидата 16 февраля 2010 г. кандидатом было оплачено размещение агитационного материала в следующем выпуске газеты от 22 февраля 2010 г. Однако денежные средства П.
были возвращены без объяснения причин на его специальный избирательный счет, и материал не был опубликован
По словам главного редактора, отказ в опубликовании агитационного материала был связан с тем, что газета является коммерческим изданием, существующим за счет рекламодателей, которое бесплатно распространяется среди жителей района Номер газеты от 15 февраля 2010 г. , где был опубликован первый агитационный материал кандидата П , был изъят неизвестными из почтовых ящиков домов района, что вызвало недовольство рекламодателей По мнению последних, уничтожение тиража газеты было проведено конкурентами кандидата П . , и им бы не хотелось, чтобы такая судьба постигла и следующие номера
В отношении главного редактора газеты был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч . 1 ст. 5 .5 КоАП РФ. По мнению Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссии, редакции негосударственных периодических печатных изданий вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения предвыборной агитации до заключения договора, а не после оплаты за размещение соответствующего агитационного материала 4 .
3. Нарушение обязанности резервирования эфирного времени, печатной площади для проведения агитации за плату (п. 6 ст. 51, п. 2 ст. 52) .
4 Нарушение правил распределения эфирного времени на проведение совместных агитационных мероприятий и индивидуальную агитацию (пп 3, 4 ст. 51), установленных объемов выделения эфирного времени для бесплатной и платной агитации (например, п 3 ст 52 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»), установленных объемов выделения платной и бесплатной печатной площади для агитации (например, п. 2 ст. 59 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»)
5. Предоставление эфирного времени, печатной площади организациями телерадиовещания, редакциями периодических печатных изданий, не имеющими права размещать агитационные материалы на платной и (или) безвозмездной основах К таковым законодательство относит следующие:
— негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, осуществляющие выпуск СМИ, зарегистрированные менее чем за один год до начала избирательной кампании, кампании референдума (п 4 ст 50);
— организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, отказавшиеся
обнародовать агитационные материалы, т. е. не опубликовавшие в установленном порядке свои условия размещения агитационных материалов и не представившие данные сведения в соответствующую избирательную комиссию (пп. 6, 7 ст. 50);
— отдельные виды организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий в зависимости от формы собственности и уровня организации выборов на безвозмездной основе в отдельных случаях Например, муниципальные только за плату предоставляют эфирное время и печатную площадь в ходе избирательной кампании по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы (п 6 ст 51 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», п 7 ст 57 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»); общероссийские государственные и муниципальные только за плату — в ходе выборов губернатора Омской области (п 7 ст 44 Закона Омской области «О выборах губернатора Омской области») и т д
В судебной практике подобные нарушения встречаются относительно редко, и особых проблем с квалификацией у судей не возникает. Так, 24 и 28 февраля 2012 г. в газете «Шилкинская правда» были опубликованы материалы, содержащие предвыборную агитацию в отношении кандидата на должность главы городского поселения «Первомайское», оплаченные из его избирательного фонда 16 марта 2012 г мировой судья судебного участка № 27 Шилкинского района Забайкальского края привлек к административной ответственности муниципальное автономное учреждение «Шилкинская правда» за публикацию агитационных материалов с нарушением п. 6 ст. 50 Закона об основных гарантиях Переданные через посредника сведения о готовности размещать агитацию в газете были получены избирательной комиссией 1 марта 2012 г , т е за три дня до назначенных выборов 5 .
6. Опубликование в периодических печатных изданиях агитационных материалов без указания фонда их оплаты или сведений о безвозмездности публикации (п 6 ст 52), выпуск в эфир или публикация агитационных материалов, не оплаченных из средств избирательного фонда, кроме случаев бесплатного обнародования (п 5 ст 48)
Изучение судебной практики показывает, что данное нарушение имеет весьма распространенный характер Следующий пример является весьма типичным . Мировой судья судебного участка № 2 Красноуфимского района Свердловской области, руководствуясь требованием Закона об основных гарантиях, обоснованно привлек главного редактора газеты «В» к административной ответственности по
ч. 1 ст. 5 .5 КоАП РФ за публикацию статьи «Цены на лекарства теперь под контролем государства и партии „Е"» без указания на источник оплаты агитационного материала 6 .
7 Перекрытие передачи агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов (п . 9 ст. 51) .
8 Публикация агитационных материалов с сопровождением их редакционными комментариями в любой форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением (п 5 ст 52)
9 Оказание редакцией периодического печатного издания, публикующего агитационные печатные материалы, предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению путем изменения тиража и периодичности выхода периодического издания (п 7 ст 52)
10 Предоставление эфирного времени, печатной площади без заключения договора с субъектом агитации (п . 11 ст. 50) .
11 Нарушение правил учета стоимости, объемов предоставленного эфирного времени, печатных площадей на безвозмездной и платной основах, а также хранения учетных документов (пп . 8, 9 ст. 50) .
Немаловажным является вопрос разграничения нарушений порядка опубликования (обнародования) информационных и агитационных материалов в СМИ и административных правонарушений, предусматривающих несоблюдение общих правил организации и проведения предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) Изучение судебной практики по делам данной категории показало, что судьи нередко допускают неправильную квалификацию деяний, совершаемых представителями СМИ
Так, в отношении редактора газеты «М» Д. , опубликовавшей агитационные материалы вне агитационного периода, секретарем поселковой территориальной избирательной комиссии составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5 . 10 КоАП РФ. Однако судьей действия редактора были неправильно переквалифицированы на ч 1 ст 5 5 КоАП РФ Суд решил, что данная норма является специальной по отношению к другим составам административных правонарушений и предусматривает более мягкое наказание для указанных должностных лиц 7.
В другом случае до начала агитационного периода главным редактором газеты «В» Ф в выпусках газеты № 32-34 от 9, 16 и 23 августа 2012 г. на основании договоров о размещении рекламных материалов, заключенных с ООО «А» и гражданином Т , были опубликованы материалы под назва-
ниями «Как устранить соперника»; «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»; «Партия жуликов и воров заказала справедливороссов?». Данные материалы были признаны агитационными в отношении кандидатов в депутаты от регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Сахалинской области Кроме того, в публикации отсутствовала информация о том, за счет средств избирательного фонда какого избирательного объединения была произведена их оплата При таких обстоятельствах мировой судья привлек главного редактора газеты к административной ответственности только по ч 1 ст 5 5 КоАП РФ, не вменив дополнительно ст 5 10 КоАП РФ 8 .
В противоположной ситуации мировой судья судебного участка № 1 районного суда Уйского района Челябинской области признал трансляцию 13 марта 2010 г (в день, предшествующий дню голосования) видеоролика, включающего фрагменты форума политической партии «Единая Россия», материалом, содержащим признаки предвыборной агитации ООО «Уйское ТВ „Возрождение"» было обоснованно привлечено к административной ответственности по ст 5 10 КоАП РФ Однако судьей не была дана оценка нарушению редакцией СМИ порядка опубликования (обнародования) агитационных материалов (дело № 3-198/2010) 9.
Приведенные примеры показывают, что судами не уделяется должного внимания разграничению составов административных правонарушений Очевидно, что ст 5 10 КоАП РФ является нормой, устанавливающей ответственность за нарушение общих правил агитации Она должна применяться в каждом случае, независимо от используемого метода агитационной деятельности Полагаем, что Пленуму Верховного Суда РФ необходимо разъяснить судам, что при нарушении СМИ порядка опубликования (обнародования) агитационных материалов с одновременным их размещением за рамками агитационного периода ответственность должна наступать по ч. 1 ст. 5 . 5 и ст. 5.10 КоАП РФ.
Встречаются также случаи необоснованного расширения перечня деяний, за которые наступает административная ответственность по ч 1 ст 5 5 КоАП РФ Так, главный редактор СМИ — газеты «Магнитогорские факты» В был привлечен к ответственности по ч 1 ст 5 5 КоАП РФ за публикацию в выпуске газеты № 5 за март 2010 г. агитационных материалов в отношении кандидата в депутаты Магнитогорского городского собрания депутатов С с нарушением порядка опубликования (обнародования) таких материалов При вынесении решения судья судебного участка № 7 Орджоникидзевского района г Магнитогорска Челябинской области установил следующие нарушения:
— отсутствует информация о том, за счет какого избирательного фонда была произведена оплата публикации (о безвозмездности публикации);
— агитационный материал не содержит сведений, предусмотренных пп 2, 3, 5, 6 ст 54 Закона об основных гарантиях (дело № 3-158/2010) 10.
Если по поводу первого вмененного нарушения не возникает вопросов, то второе кажется, по меньшей мере, странным Статья 54 Закона об основных гарантиях содержит правила выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов Требования данной нормы не распространяются на размещение агитационных материалов в СМИ, следовательно 11, применение ч . 1 ст 5 5 КоАП РФ за подобное нарушение электорального законодательства недопустимо
Примеры неправильной квалификации деяний во многом обусловлены рассредоточенностью в различных электоральных нормативных правовых актах самих правил опубликования (обнародования) материалов, что, безусловно, оказывает негативное влияние на практику применения ч 1 ст 5 5 КоАП РФ Полагаем, что в нормативной регламентации административной ответственности за анализируемые правонарушения законодателю следует детально прописать объективную сторону данного деяния
Второй состав административного правонарушения, предусмотренного ч 1 ст 5 5 КоАП РФ, — это нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) информационных и агитационных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования Как отмечают специалисты, реализация ответственности за данное правонарушение является одной из самых проблематичных 12 .
Законодатель в анализируемой статье очевидно дистанцировал СМИ и информационно-телекоммуникационные сети общего пользования Однако проведенный анализ действующего законодательства показал опрометчивость данного подхода по следующим причинам Согласно ст 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 13 информационно-телекоммуникационная сеть представляет собой технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники
Крупнейшей телекоммуникационной сетью общего пользования, образованной путем объединения десятков тысяч телекоммуникационных сетей различных типов, является Интернет 14 . Интернет представляет собой глобальное межсетевое компьютерное
информационное пространство, априори не имеющее каких-либо границ, конечного числа пользователей, четких организационных элементов с постоянно развивающимися и видоизменяющимися техническими характеристиками (архитектурой) 15.
Массовая информация в сети представлена в основном посредством сайтов . Сайт в сети Интернет — это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет (ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») .
Сайты сети Интернет в настоящее время имеют весьма интересное соотношение с традиционными СМИ . С 10 ноября 2011 г. согласно ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» одной из разновидностей СМИ является сетевое издание, под которым понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве СМИ в установленном порядке Сайт, не зарегистрированный в качестве СМИ, таковым не является (абз. 2 ст. 8 Закона РФ «О средствах массовой информации»)
Как указал Верховный Суд РФ, создание сайтов в сети Интернет и использование их для периодического распространения массовой информации законодательством не запрещено Сайты в сети Интернет не подлежат обязательной регистрации как средства массовой информации. Это означает невозможность привлечения лиц, осуществляющих распространение массовой информации через сайты в сети Интернет, к ответственности за изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации В то же время регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации сайта в сети Интернет в качестве СМИ, если его учредитель выразит желание получить такую регистрацию (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. «О практике применения судами Закона Российской Федерации „О средствах массовой информации"» 16) .
Изложенное приводит к выводу, что если сайт в сети Интернет зарегистрирован в качестве СМИ, то на него распространяются все рассмотренные ранее правила опубликования (обнародования) информационных и агитационных материалов За их нарушение должна наступать ответственность по ч . 1 ст. 5 .5 КоАП РФ.
А как быть с теми сайтами в сети Интернет, которые не прошли государственную регистрацию в качестве СМИ, какие правила опубликования (обнародования) информационных, агитационных ма-
териалов установлены для них? Попробуем ответить на данный вопрос с учетом положений электорального законодательства
Проведенный анализ нормативных правовых актов, регулирующих проведение выборов и референдумов, позволяет утверждать, что законодателем установлены специальные правила размещения только информационных материалов в сети Интернет, в то время как на опубликование (обнародование) агитационных материалов в информационно-телекоммуникационной сети никакие специальные правила не распространяются Исключением является запрет, установленный п 1 ст 56 Закона об основных гарантиях. Однако при размещении агитационных материалов экстремистского содержания, разжигающих социальную, расовую, национальную или религиозную рознь и т д , должна наступать административная ответственность по ст. 20. 3 или ст 20 29 КоАП РФ Следовательно, на материалы, размещаемые в сети Интернет, распространяются только общие правила организации и проведения предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума)
Можно выделить следующие группы нарушений порядка опубликования (обнародования) указанных материалов на сайтах информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (при условии, что они не зарегистрированы в качестве СМИ):
1. Нарушение должностными лицами Минюста России и его территориальных органов срока размещения в сети Интернет списка политических партий, иных общественных объединений, имеющих право принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений (п . 9 ст. 35) .
2. Нарушение избирательной комиссией субъекта РФ срока размещения на своем сайте в сети Интернет подписанных кандидатами списков лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидатов, в случае если таковые не были опубликованы в региональном государственном периодическом печатном издании (п. 19 ст. 37) .
3. Размещение в сети Интернет результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами, в течение пяти дней до дня голосования, в день голосования (п 3 ст 46), а также данных об итогах голосования, о результатах выборов, референдума в день голосования до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума (п . 7 ст. 45) .
4. Нарушение политической партией, выдвинувшей кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, срока
размещения в сети Интернет своей предвыборной программы (п . 10 ст. 48) .
5 Нарушение избирательными комиссиями порядка размещения данных ГАС «Выборы» в сети Интернет, определяемого ЦИК России 17 (п . 36 ст. 68, п . 5 ст 74)
6 Нарушение избирательной комиссией срока размещения в сети Интернет полных данных о результатах выборов, референдума (п . 4 ст. 72).
7. Нарушение избирательной комиссией срока размещения в сети Интернет копий финансовых отчетов кандидатов (п 5 ст 62 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», п 6 ст 68 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»), отчета о расходовании средств федерального бюджета, а также сведений о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств (п 9 ст 64 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации») .
Нарушение именно этих правил размещения информационных материалов может квалифицироваться по ч 1 ст 5 5 КоАП РФ
Несомненный интерес представляют субъекты анализируемой группы административных правонарушений. Если речь идет о нарушении порядка опубликования (обнародования) информационных или агитационных материалов в СМИ, то к ответственности могут привлекаться главные редакторы соответствующей редакции СМИ, а также юридические лица — редакции СМИ, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, либо иные организации, осуществляющие выпуск или распространение СМИ
Эти субъекты прямо перечислены в ч 1 ст 5 5 КоАП РФ Тем не менее постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Режевского района привлечены к административной ответственности кандидаты в депутаты Екатеринбургской городской Думы Х. и Б. , которые изготовили и разместили агитационные материалы в СМИ, не зарегистрированном в установленном порядке Одновременно Х и Б назначено административное наказание, предусмотренное ст. 13. 21 КоАП РФ 18 .
Если же речь идет о нарушении порядка размещения информационных материалов на сайтах информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе в сети Интернет, не являющихся СМИ, то субъектами административного правонарушения могут выступать следующие лица: избирательные комиссии, должностные лица государственных органов, политические партии Данные субъекты привлекаются к ответственности за нарушение обязанностей, связанных с размещением информации
В отдельных случаях административную ответственность могут нести граждане, имеющие возможность размещать указанные материалы с нарушением установленного порядка, например с несоблюдением требований п 3 ст 46, п 7 ст 45 Закона об основных гарантиях Полагаем, что административному наказанию следует подвергать владельцев сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе в сети Интернет, поскольку именно они самостоятельно и по своему усмотрению определяют порядок использования сайта, в том числе порядок размещения информации на таком сайте (п. 17 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»)
Следует отметить, что граждане привлекаются к административной ответственности по ч 1 ст 5 5 КоАП РФ не часто . Так, из 153 лиц, привлеченных по данной статье в 2007 г , 26 являются гражданами, в 2008 г. из 125 — 17, в 2009 г. из 95 — 9, в 2010 г. из 137 — 20, в 2011 г. из 170 — 24, в 2012 г. из 206 — 17 19.
Особенностью ч 1 ст 5 5 КоАП РФ является возможность привлечения к ответственности как юридического лица, так и должностных лиц (лиц, несущих административную ответственность как должностные лица) Анализ содержания ст 2 1 КоАП РФ позволяет утверждать, что действующее законодательство не запрещает одновременное применение административных санкций к должностным лицам и организациям По мнению Пленума Верховного Суда РФ, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и должностных лиц (п . 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» 20) .
Тем не менее при привлечении к административной ответственности по ч 1 ст 5 5 КоАП РФ правоприменители считают, что следует привлекать одного субъекта — юридическое лицо либо должностное Причем выбор чаще всего делается «в пользу» должностного лица, о чем свидетельствуют статистические сведения Как показывает анализ, чаще подвергаются административному наказанию по данной статье должностные лица . Так, в 2007 г. привлечено 85 должностных лиц и 42 юридических лица; в 2008 г. — 89 должностных, 17 юридических; в 2009 г. — 57 должностных, 29 юридических; в 2010 г. — 86 должностных и 31 юридическое лицо; в 2011 г. — 109 должностных и 36 юридических; в 2012 г. — 164 должностных и 23 юридических лица 21. Анализ судебной практики показал, что юридические лица по данной статье привлекаются только в случае неоднократного нарушения СМИ правил информационного обеспечения выборов
В литературе справедливо отмечается, что за нарушение СМИ избирательного законодательства предусмотрена не адекватная характеру деяния административная санкция — штраф . Штраф не всегда является соразмерным наказанием за совершенное СМИ деяние, так как расценки за опубликование (обнародование) агитационных материалов могут во много раз превосходить размер штрафов 22.
В этой связи было бы оправданным в санкции ч . 1 ст. 5 .5 КоАП РФ предусмотреть в качестве альтернативы штрафу для главного редактора еще и дисквалификацию, а для редакции СМИ, организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, иной организации, осуществляющей выпуск или распространение СМИ, — административное приостановление деятельности
Подводя итог анализу нарушений порядка участия СМИ в информационном обеспечении выборов, референдумов, следует констатировать необходимость коренного изменения ч 1 ст 5 5 КоАП РФ в части отказа от бланкетного характера диспозиции нормы Кроме того, ежегодный рост количества дел об административных правонарушениях по данной статье требует внесения изменений в электоральное законодательство, предусматривающих ликвидацию признака неоднократности для признания агитацией действий представителей организаций, осуществляющих выпуск СМИ, при осуществлении ими своей профессиональной деятельности
1 Здесь и далее в качестве примеров нормативного закрепления правил приводятся выдержки из статей Закона об основных гарантиях .
2 Требование не распространяется на редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями, гражданами, входящими в инициативную группу по проведению референдума (п . 5 ст. 50 Закона об основных гарантиях) .
3 Электоральным законодательством в некоторых случаях не предусматривается выделение бесплатной печатной площади, эфирного времени для отдельных кандидатов, списков кандидатов, избирательных объединений
4 Решение Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссии от 4 марта 2010 г. № 41/204. URL: http://izbirkom. novo-sibirsk . ru/page . php?id=800&itemid=942 (дата обращения: 21.12. 2012) .
5 Постановление по делу об административном правонарушении от 16 марта 2012 г. № 7-136 // Сайт судебного участка № 27 Шилкинского района. URL: http://27.zbk. msudrf. ru/ modules . php?name=sud_delo&op=sd&number=1629378&delo_ id=1500001 (дата обращения: 21 . 12. 2012).
6 Справка о судебной практике рассмотрения в 2010 г. дел об административных правонарушениях в сфере избирательных прав Свердловским областных судом . URL: http:// www. ekboblsud. ru/sudpr_det .php?srazd=9&id=62&page=1 (дата обращения: 21 . 12. 2012).
7 Справка Свердловского областного суда о судебной практике рассмотрения дел об административных право-
нарушениях в сфере избирательного права в первом полугодии 2009 г. URL: http://www.ekboblsud.ru/sudpr_det. php?srazd=9&id=62&page=1 (дата обращения: 03.01.2013).
8 Обзор практики рассмотрения судами Сахалинской области дел о защите избирательных прав в период избирательной кампании по выборам депутатов Сахалинской областной Думы. URL: http://oblsud.sah. sudrf.ru/modules. php?name=docum_sud&id=157 (дата обращения: 04.01. 2013) .
9 Обобщение судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, вытекающих из нарушений избирательного законодательства, за 2009 г. и I полугодие 2010 г. Челябинского областного суда . URL: http://trexg. chel .sudrf.ru/modules. php?name=docum_sud&id=550&cl=1 (дата обращения: 04 01 2013)
10 Там же .
11 Это правило прямо закреплено в п . 11 ст. 54 Закона об основных гарантиях .
12 См . , напр. : Тедеев А. А. Перспективы реализации избирательных прав граждан в информационной среде в условиях глобализации // Информационное право . 2009. № 2. С. 26, 27.
13 Рос. газета . 2006. 29 июля ; 2012. 30 июля .
14 Ковалева Н. Н. Информационное право России : учеб. пособие . М. , 2007. С. 180 .
15 Максуров А. А. Возможности правового регулирования сети Интернет // Правовые вопросы связи . 2011 . № 1 . С. 16 .
16 О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. № 16 : в ред. постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 3 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации . 2010 . № 8 ; 2012. № 4.
17 Об Инструкции по размещению данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в сети Интернет : постановление ЦИК России от 25 мая 2011 г. № 12/130-6 // Вестник Центризбиркома Российской Федерации 2011 № 8
18 Справка Свердловского областного суда о судебной практике рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере избирательного права в первом полугодии 2009 г. URL: http://www.ekboblsud.ru/sudpr_det. php?srazd=9&id=62&page=1 (дата обращения: 05.04.2013).
19 По данным отчетности Судебного департамента при Верховном Суде РФ за 2007-2012 гг. (форма № 1-АП) // Сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации . URL: http://www. cdep . ru/index .php?id=79 (дата обращения: 05 04 2013)
20 О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г № 5 : в ред постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 3 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. № 6 ; 2012. № 4.
21 По данным отчетности Судебного департамента при Верховном Суде РФ за 2007-2012 гг (форма № 1-АП) // Сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации . URL: http://www. cdep . ru/index .php?id=79 (дата обращения: 05 04 2013)
22 См , напр : Макарцев А. А. Административная ответственность средств массовой информации: на примере применения ст 5 5 КоАП РФ // Административное право и процесс 2012 № 1 С 33