Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ'

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ЗАКОН / ПОЖАР / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / ШТРАФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макаров Д. А., Маюров Н. П., Сабирова А. К.

В статье изучена проблематика административной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности в Российской Федерации (РФ). Рассмотрены вопросы соотношения административной и уголовной ответственности в сфере обеспечения пожарной безопасности. Приведена статистика случаев, связанных с пожарами в России. Проанализированы чаще всего происходящие правонарушения в области пожарной безопасности. Указана ссылка на положения нарушаемых чаще всего нормативных актов в области обеспечения пожарной безопасности. Оценена специфика длящихся административных правонарушений в области пожарной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Макаров Д. А., Маюров Н. П., Сабирова А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF FIRE SAFETY RULES IN RUSSIA

The article examines the problems of administrative responsibility for violations of fire safety rules in the Russian Federation. The issues of the correlation of administrative and criminal responsibility in the field of fire safety are considered. The statistics of incidents related to fires in Russia are being studied. The analysis of the most common offenses in the field of fire safety is carried out. Reference is made to the provisions of the most frequently violated regulations in the field of fire safety. The specifics of ongoing administrative offenses in the field of fire safety are assessed.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ»

Научная статья УДК 342.9

DOI: 10.35854/2219-6242-2022-2-214-222

Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в России

Дмитрий Андреевич Макаров1^, Николай Петрович Маюров2,

Анна Кудратовна Сабирова3

1 2, 3 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики,

Санкт-Петербург, Россия

1 dim36817245@yandex.ruH, https://orcid.org/0000-0002-3484-4637

2 mayurov2010@mail.ru

3 ledi.999@inbox.ru

Аннотация. В статье изучена проблематика административной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности в Российской Федерации (РФ). Рассмотрены вопросы соотношения административной и уголовной ответственности в сфере обеспечения пожарной безопасности. Приведена статистика случаев, связанных с пожарами в России. Проанализированы чаще всего происходящие правонарушения в области пожарной безопасности. Указана ссылка на положения нарушаемых чаще всего нормативных актов в области обеспечения пожарной безопасности. Оценена специфика длящихся административных правонарушений в области пожарной безопасности.

Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, закон, пожар, пожарная безопасность, судебная практика, штраф

Для цитирования: Макаров Д. А., Маюров Н. П., Сабирова А. К. Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в России // Социология и право. 2022. Т. 14. № 2. С. 214-222. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2022-2-214-222

Original article

Administrative responsibility for violation of fire safety rules in Russia

Dmitriy A. Makarov1H, Nikolay P. Mayurov2, Anna K. Sabirova3

1 2, 3 St. Petersburg University of Management Technologies and Economics,

St. Petersburg, Russia

1 dim36817245@yandex.ruH, https://orcid.org/0000-0002-3484-4637

2 mayurov2010@mail.ru

3 ledi.999@inbox.ru

Abstract. The article examines the problems of administrative responsibility for violations of fire safety rules in the Russian Federation. The issues of the correlation of administrative and criminal responsibility in the field of fire safety are considered. The statistics of incidents related to fires in Russia are being studied. The analysis of the most common offenses in the field of fire safety is carried out. Reference is made to the provisions of the most frequently violated regulations in the field of fire safety. The specifics of ongoing administrative offenses in the field of fire safety are assessed.

Keywords: administrative responsibility, administrative offense, law, fire, fire safety, judicial practice, fine

© Макаров Д. А., Маюров Н. П., Сабирова А. К., 2022

For citation: Makarov D. A., Mayurov N. P., Sabirova A. K. Administrative responsibility for violation of fire safety rules in Russia. Sociology and Law. 2022;14(2):214-222. (In Russ.). https://doi.org/10.35854/2219-6242-2022-2-214-222

Введение

Правонарушения в области пожарной безопасности своеобразны, что порождает значительные проблемы, связанные с нормативным закреплением мер юридической ответственности за их совершение. Казалось бы, речь идет об административной ответственности, в рамках которой наказуемые деяния не отличаются значительной степенью общественной опасности. Но в данном случае говорится о нарушении правил, связанных с обращением с огнем, что изначально обладает характеристикой повышенной общественной опасности. Если ущерб причинен, то речь будет идти о применении мер уголовной ответственности. Кроме того, использование огня с целью совершения преступления относится к категории обстоятельств, отягчающих деяние как его совершение общественно опасным способом.

Необходимость разрешения указного противоречия и предопределяет актуальность настоящего исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с привлечением физических и юридических лиц к мерам административной ответственности за совершение административных правонарушений в области пожарной безопасности. Предметом служат нормы законодательства, определяющие правила обеспечения пожарной безопасности и назначения за их нарушение мер административных наказаний.

Материалы и методы

В исследовании применены различные научные методы, используемые как в юриспруденции, так и в других науках. Среди них — методы юридической формализации, статистические, сбора фактов и др. Использованы и общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции и др. В качестве нормативной основы исследования выступают законодательные акты и иные источники права, которые включают нормы, регулирующие правоотношения, связанные с привлечением к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности. В целом авторы обращаются к материалам современного российского законодательства в области обеспечения пожарной безопасности и обобщения практики его применения. Среди основных проблем современного нормативного регулирования юридической ответственности можно выделить следующие: 1) возможность с учетом несовершенства законодателя в ряде случаев одновременного привлечения к мерам административной и уголовной ответственности за одно и то же деяние, что может объективно привести к произволу в работе правоприменительных органов; 2) соотношение нормативного регулирования административной и уголовной ответственности; 3) игнорирование законодателем статистических данных относительно совершения различных видов нарушений правил пожарной безопасности и др.

Результаты

В соответствии со ст. 219 Уголовного кодекса Российской Федерации [1] установлена уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Объективная сторона деяния характеризуется нарушением нормативно

установленных требований пожарной безопасности лицом, на которое возложена обязанность по их соблюдению. В результате субъект является специальным, но им может быть не обязательно должностное лицо. В результате должен был наступить тяжелый вред здоровью, что образует простой состав преступления. Квалифицированный состав включает в себя ряд последствий, возникших по неосторожности: смерть человека, двух и более лиц (ст. 219, 1). Максимальным наказанием является лишение свободы сроком до семи лет. Дополнительным наказанием выступает лишение права заниматься определенным видом деятельности и занимать определенные должности. К наказаниям относятся штраф, обязательные работы и принудительные работы.

В результате при квалификации деяния по ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) данные тяжкие последствия не должны были произойти. Объектом такого правонарушения служат общественные правоотношения, возникающие в области обеспечения пожарной безопасности. Непосредственно к составам относятся следующие нарушения: 1) нарушения нормативно установленных требований в области обеспечения пожарной безопасности; 2) указанное нарушение в условиях особого противопожарного режима; 3) нарушение требований к противопожарному водоснабжению, электроустановкам, электротехнической продукции и т. п.; 4) нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения системам про-тиводымной защиты; 5) нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью; 6) нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью или смерть; 7) неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности о мерах при обращении с ними; 8) нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям. Отдельно установлена ответственность за повторность совершения деяния.

Привлечение лица к мерам уголовной ответственности исключает производство по делу об административном правонарушении в отношении него. Но при этом продолжается производство об административном правонарушении в отношении организации. Важно отметить, что деяние могло быть совершено не одним лицом, а несколькими лицами. В результате совершения их действий и возникли данные последствия. Но, учитывая тяжесть вины содеянного каждым из них и последствий совершенного деяния, ряд из них могут быть привлечены к мерам уголовной или административной ответственности в рамках одного инцидента нарушения требований пожарной безопасности.

В ст. 8.32 КоАП РФ закреплена ответственность за нарушение правил безопасности в лесах. В качестве составов применительно к данному деянию выступают: 1) выжигание лесных горючих материалов на участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной полосой шириной более полуметра; 2) указанные деяния, совершенные в лесопарковом зеленом поясе; 3) в лесных массивах во время особого противопожарного режима, а также ЧС по причине лесных пожаров; 4) нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека. Нормативно закреплена юридическая фикция о том, что индивидуальные предприниматели при нарушении указанных

предписаний и возникновения ущерба несут административную ответственность как юридические лица. В ст. 11.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушения требований пожарной безопасности на различных видах транспорта.

Объективная сторона состоит в неисполнении (ненадлежащем) исполнении требований пожарной безопасности. Составы являются, как правило, формальными, за исключением составов проступков, в которых предполагается административная ответственность за гибель чужого имущества, а также причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо смерть [2].

Административная ответственность должностных лиц за нарушение правил пожарной безопасности обычно применяется наряду с дисциплинарной. Она налагается по решению руководителя организации, которая, как правило, привлекается к мерам административной и часто гражданской ответственности при причинении вреда иным лицам. Должностное лицо, работающее в организации, может привлекаться к дисциплинарной ответственности только в том случае, если оно было предварительно ознакомлено с правилами пожарной безопасности. Руководитель вправе сделать замечание, объявить выговор или уволить сотрудника при грубом или неоднократном нарушении.

Содержание противоправных деяний в КоАП РФ не описано, поскольку ст. 20.4, 8.32 и 11.16 являются бланкетными и включают в себя отсылку к действующим правилам обеспечения пожарной безопасности. Законодательство об обеспечении пожарной безопасности не считают кодифицированным, оно состоит из значительного числа подзаконных актов. Действует Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [3].

В соответствии со ст. 20 указанного закона нормативное регулирование в данной области заключается в принятии законов и иных нормативных актов, регулирующих вопросы обеспечения пожарной безопасности. Данные нормы являются социально-техническими, и в их основе находится понимание законов физики, химии, биологии и др. Действует Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [4]. К нормативным актам в области по пожарной безопасности относятся технические регламенты, которые установлены в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также иные нормативные акты, закрепляющие требования пожарной безопасности, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций, иных объектов с целью обеспечения пожарной безопасности. Существуют многочисленные нормативные акты, закрепляющие правила пожарной безопасности в различных видах деятельности. Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479, устанавливают требования, определяющие порядок поведения, организации производства, содержания территорий и других объектов защиты [5].

В течение 9 месяцев 2021 г. в России произошел 314 461 пожар. В предыдущем году за аналогичный период — 351 813 пожаров, что означает снижение их количества на 10 %. Погибли 5 900 человек, в том числе 275 детей. В предыдущем году эти показатели составили 5 541 и 229 человек соответственно. Материальный ущерб превысил 9,2 млрд руб. За предыдущий период — 16,4 млрд руб. Спасены 162 951 человек, эвакуированы — 135 736. Травмы получили 6 301 человек. В результате ежедневно происходило более 1 100 пожаров, в которых погибли 22 человека [6].

Чаще всего меры административной ответственности применяются при совершении следующих противоправных деяний организациями и предпринима-

телями: при полном отсутствии или недостаточности первичных средств пожаротушения; отсутствии предусмотренных нормативными актами специальных планов — эвакуационных, противодымовой защиты, путей эвакуации; в организации не было необходимой, согласно нормативам, документации по пожарной безопасности; при отсутствии подготовленных документов для проведения инструктажей персонала и невыполнении соответствующей работы.

При выборе применимой санкции в первую очередь происходит оценка причиненного ущерба. Причинение тяжкого вреда здоровью или смерти приводит к увеличению ответственности. Но большинство составов являются формальными, и для привлечения к административной ответственности не требуется фиксация наступившего ущерба. Необходимо установление факта возможности его возникновения ввиду противоправного поведения человека или организации.

Привлечение к мерам административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности может быть произведено, если срок давности по ним не истек, то есть год со дня совершения или обнаружения административного правонарушения, если оно является длящимся (ст. 4.5, 2). При этом существует особенность, заключающаяся в том, что если органом государственного пожарного надзора лицо привлечено к мерам административной ответственности за длящееся правонарушение и последнее вновь обнаружено в ходе следующей проверки, то такое лицо будет привлечено к ответственности за данное правонарушение. В данном случае назначаемое наказание не должно считаться повторным за одно и то же правонарушение, поскольку вновь обнаруженное правонарушение будет считаться новым, о чем говорит судебная практика [7; 8; 9; 10; 11].

Обсуждения

К наиболее распространенным длящимся административным правонарушениям в области пожарной безопасности относятся следующие: отсутствие автоматических установок пожаротушения и сигнализации; метрические параметры эвакуационных выходов, а также предусмотренных путей эвакуации меньше установленного норматива [12]; правонарушения, связанные с неправильным использованием электроприборов (п. 42 разд. I, 5); правонарушение, при котором руководитель юридического лица не прошел необходимое обучение правилам пожарной безопасности, а также неправомерный допуск иных лиц к работе на пожароопасных объектах (п. 3, разд. I, 5); система оповещения, а также управления эвакуацией при возникновении пожара отсутствует, не функционирует или не соответствует нормативным требованиям пожарной безопасности [13]; в нерабочем состоянии находятся источники водоснабжения, необходимые для тушения пожара (п. 55 разд. I, 5); отсутствует информация о контактных телефонах для связи с пожарной охраной при наличии соответствующего пожарного поста (п. 6 разд. I, 5).

В порядке убывания на основании изучения материалов судебной практики административные правонарушения, связанные с несоблюдением правил пожарной безопасности, можно распределить следующим образом: отсутствуют или не соответствуют нормативам средства пожаротушения [4]; руководителем юридического лица не определен сотрудник, который отвечает за пожарную безопасность (п. 4 разд. I, 5); в организации отсутствуют установленные локальным нормативным актом инструкции о пожарной безопасности (п. 2 разд. I, 5); административные правонарушения, связанные с эксплуатацией путей и выходов, необходимых для эвакуации в случае пожара: закрытость дверей и невозможность их использования, перекрывающая выходы мебель и т. п. (п. 36 разд. I, 5); отсутствуют планы эвакуации при наступлении пожара в организации (п. 7 разд. I, 5).

Речь идет и о том, что при создании сооружения не соблюдены нормативы в рамках реализации проектных решений, в частности освещенность, размеры помещений, объем помещений, расположение путей движения людей и т. п. (п. 33 разд. I, 5). Обратим внимание и на административные правонарушения в аспекте несоблюдения требований пожарной безопасности по отношению к проектированию, созданию и эксплуатации чердаков, подвалов, цокольных этажей, вентиляционных камер, технических помещений, лифтовых туннелей и холлов и др., а также на неправомерное видоизменение изначальных проектных планировочных решений, что становится причиной невозможности использования средств пожаротушений, а равно становится препятствием в работе автоматических систем защиты от пожаров (ст. 53, 10).

В организации, где используются источники повышенной опасности, на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках нет маркировки с категорией пожарной, а также взрывной опасности, отсутствует обозначение зональности помещений и территорий по классам пожарной опасности (п. 20 разд. I, 5). В организации отсутствует работа по проверке состояния огнезащитной обработки (пропитки) с составлением протокола (п. 21 разд. I, 5). Выявлено и использование пожароопасных материалов при отделке помещений, связанных с эвакуацией.

Обнаружено и отсутствие в организации огнетушителей, а равно их ненадлежащее состояние; нет планов проведения эвакуации при чрезвычайных ситуациях, изготовленных при соблюдении ГОСТ Р 12.2.143-2009. Отсутствуют положенные противопожарные преграды и ограждающие конструкции, учитывая классы пожарной опасности и огнестойкости. Кроме того, к исследуемой категории правонарушений отнесены случаи, при которых в организации двери эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открытия (п. 35 разд. I, 5). Выявлены нарушения, связанные с эксплуатацией пожарных рукавов. Не осуществляются либо проводятся, но с нарушением графика, работы по обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты (п. 63 разд. I, 5). В организации не размещены специальные знаки о разрешенных для курения местах (п. 14 разд. I, 5). Частыми являются нарушения норм Технического регламента о требованиях пожарной безопасности от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ [14].

Обратим внимание на административные правонарушения, связанные с очисткой территории того или иного объекта от горючих объектов, мусора и др. (п. 77 разд. III, 5); нарушения по установке и эксплуатации, а также испытаний наружных пожарных лестниц (п. 24 разд. I, 5). Нередко отсутствуют инструкции о действиях сотрудников организации, связанных с эвакуацией в случае пожара, а также не проводятся порой необходимые тренировки (п. 12 разд. I, 5). Неисправны или отсутствуют знаки пожарной безопасности, а также эвакуационного освещения (п. 43 разд. I, 5).

Отсутствует круглосуточное дежурство сотрудников на объектах, где организуется пребывание людей в ночное время (п. 8, 5). Не огорожены, сделанными из негорючих материалов, задвижки, перекрывающие отверстия и зазоры в местах пересечения противопожарных преград (п. 22 разд. I, 5). Размещенные в организации знаки пожарной безопасности не соответствуют нормативным требованиям или отсутствуют. Нет в наличии звуковой сигнализации для оповещения о телефонной связи, а также запасов воды в целях пожаротушения. На объекте с организацией ночного пребывания нет инструкций о порядке действий сотрудников в случае пожара, телефонной связи или инвентаря для пожаротушения. Не передается ежедневная информация о количестве людей на объектах. Нару-

шены противопожарные правила, связанные с массовым нахождением людей. Обнаружены неработающие устройства с автоматическим открыванием дверей при пожаре. На пожарном посту нет инструкций об амплитуде действий сотрудников (п. 64 разд. I, 5). Существуют препятствия при движении по дорогам, проездам, лестницам, проходам к пожарной и спасательной технике. Наблюдается порой захламленность противопожарных расстояний между зданиями (п. 74 разд. II, 5). В помещении с одним выходом одновременно может находиться более 50 человек (п. 25 разд. I, 5).

Выводы

Таким образом, к наиболее распространенным относятся правонарушения, связанные с отсутствием средств пожаротушения, а к наименее распространенным — административные правонарушения, связанные с захламленностью территории. Но следует помнить о том, что речь идет не об общем фактическом нарушении противопожарных правил, а о фактах привлечения к мерам административной ответственности. Убрать перед проверкой территорию организации проще и дешевле, чем оборудовать помещения необходимыми системами пожаротушения, соответствующими всем нормативам. Именно данные нарушения и являются основными при возникновении ущерба имуществу, здоровью и жизни людей. Нельзя забывать и о проступках, связанных с нарушением нормативов о предоставлении необходимой информации для предотвращения и ликвидации последствий пожаров.

Применительно к составам административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, на основании анализа статистической информации нарушений противопожарных правил выявлена неэффективность применения ряда положений. Нет прямого указания в КоАП РФ на административную ответственность за чаще всего совершаемые правонарушения, связанные с отсутствием необходимых средств пожаротушения. В ч. 2.1 ст. 20.4 говорится о факте их отсутствия на объектах, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска. В остальных случаях, по сути, ответственность наступит только после возникновения по тем или иным причинам вреда жизни, здоровью или имуществу. Существующие нормы нуждаются в редактировании. Указание на степени риска само по себе является избыточным, факт нарушения обязанности иметь соответствующее оборудование безотносительно к категории риска объекта должен служить основанием для привлечения к мерам административной ответственности. Подобные изменения должны сыграть важнейшую предупредительную роль в профилактике совершения административных правонарушений в сфере обеспечения пожарной безопасности.

Список источников

1. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

3. О пожарной безопасности: федер. закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 35. Ст. 3649.

4. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: федер. закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3579.

5. Правила противопожарного режима: утв. постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 // Собрание законодательства РФ. 2020. № 39. Ст. 6056.

6. Анализ обстановки с пожарами и их последствиями на территории РФ за 9 месяцев 2021 г. Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России // МЧС России. URL: www.mchs.gov.ru (дата обращения: 02.03.2022).

7. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 27 октября 2009 г. № 6417/09 // Гарант.ру: справ.-правовая система. URL: https://base.garant.ru/1793331/ (дата обращения: 02.03.2022).

8. Постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 октября

2012 г. № Ф07-4622/12 по делу № А56-2043/2012 // Гарант.ру: информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/41037435/ (дата обращения: 02.03.2022).

9. Постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 30 апреля

2013 г. № Ф05-3663/13 по делу № А40-132527/12-149-1256 // Арбитражный суд Московского округа. URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/b233ab33-6691-4c12-9f60-ddb09af1356c/d30f141c-df67-47ae-8f3b-16dabad73824/A40-132527-2012_20130430_ Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 02.03.2022).

10. Постановление Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2014 г. № 08АП-5541/14 по делу № А46-4164/2014 // Восьмой Арбитражный апелляционный суд. URL: https://kad.arbitr.ru/Card/6954824a-91b9-4873-9512-2ea78ebfa8c1 (дата обращения: 02.03.2022).

11. Постановление Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2014 г. № 17АП-7755/14 по делу № А50-2873/2014 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/2sx9O7jW9edT/?arbitral-txt=&arbitral-case_ doc=17%D0%90%D0%9F-7755%2F14+&arbitral-lawchunkinfo=&arbitral-date_ from=&arbitral-date_to=&arbitral-region=&arbitral-court -judge=&_=1652362641277 (дата обращения: 02.03.2022).

12. Свод правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»: утв. приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 171. М.: Стандарт-информ, 2020. 341 с.

13. Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03): приказ МЧС России от 20 июня 2003 г. № 323 // Гарант.ру: информационно-правовой портал. URL: www.mchs.gov.ru (дата обращения: 02.03.2022).

14. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: федер. закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3579.

Информация об авторах

Д. А. Макаров — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного права и процесса; 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а;

Н. П. Маюров — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного права и процесса; 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а;

А. К. Сабирова — аспирант кафедры административного права и процесса; 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а.

Information about the authors

D. A. Makarov — PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of Administrative Law and Procedure; 44A Lermontovskiy Ave., St. Petersburg 190103, Russia;

N. P. Mayurov — Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Administrative Law and Procedure; 44A Lermontovskiy Ave., St. Petersburg 190103, Russia;

A. K. Sabirova — postgraduate student of the Department of Administrative Law and Process; 44A Lermontovskiy Ave., St. Petersburg 190103, Russia.

Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.

Conflict of interest: the authors declare no conflict of interest related to the publication of this article.

Статья поступила в редакцию 11.03.2022; одобрена после рецензирования 11.04.2022; принята к публикации 24.06.2022.

The article was submitted 11.03.2022; approved after reviewing 11.04.2022; accepted for publication 24.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.