Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1219
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильиных Лидия Владимировна

Нормативно правовые акты об административных правонарушениях являются одним из значимых элементов в механизме противодействия коррупции. Перечисляется целый ряд составов административных правонарушений, связанных с коррупционной составляющей. В данной статье рассматриваются проблемы законодательства Российской Федерации о коррупции, ее возникновении и противодействии. Приводятся статистические данные, благодаря которым становится ясна в целом ситуация страны на сегодняшний день. Также большое внимание уделяется коррупции, как социальному явлению, которое обусловлено негативным проявлением, прежде всего, в деятельности органов государственной власти. Отмечается и снижение экономического положения в стране. Акцентируется внимание на зарубежной практике, которая, в свою очередь, показывает различные подходы к антикоррупционной деятельности. Подводя итоги, уделяется внимание законодательным пробелам, в частности затрагивается КоАП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR CORRUPTION OFFENSES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Regulatory legal acts on administrative offenses are one of the most important elements in the anti-corruption mechanism. A number of administrative offenses related to the corruption component are listed. This article discusses the problems of the legislation of the Russian Federation on corruption, its occurrence and counteraction. Statistical data are provided, thanks to which the overall situation of the country today becomes clear. Also, much attention is paid to corruption as a social phenomenon, which is caused by a negative manifestation, first of all, in the activities of state authorities. There is also a decline in the economic situation in the country. The article focuses on foreign practice, which, in turn, shows different approaches to anti-corruption activities. Summing up, attention is paid to legislative gaps, in particular, the Administrative Code is affected.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Административная ответственность за коррупционные правонарушения в Российской

Федерации

Administrative responsibility for corruption offenses in the Russian Federation

Ильиных Лидия Владимировна

Студент 2 курса Факультет Институт права БашГУ

Россия, г. Уфа, ул. Достоевского, 131 e-mail: ilinykh2000@mail.ru

Ilinykh Lidia Vladimirovna

Student 2 term

Faculty of Institute of Law BashSU

131 Dostoevsky Street, Ufa, Russia e-mail: ilinykh2000@mail.ru

Научный руководитель Фахрутдинова Гузель Ринатовна

старший преподаватель БашГУ

Россия, г. Уфа, ул. Достоевского, 131

Scientific adviser Fakhrutdinova Guzel Rinatovna

senior lecturer BashSU

131 Dostoevsky Street, Ufa, Russia

Аннотация.

Нормативно правовые акты об административных правонарушениях являются одним из значимых элементов в механизме противодействия коррупции. Перечисляется целый ряд составов административных правонарушений, связанных с коррупционной составляющей. В данной статье рассматриваются проблемы законодательства Российской Федерации о коррупции, ее возникновении и противодействии. Приводятся статистические данные, благодаря которым становится ясна в целом ситуация страны на сегодняшний день. Также большое внимание уделяется коррупции, как социальному явлению, которое обусловлено негативным проявлением, прежде всего, в деятельности органов государственной власти. Отмечается и снижение экономического положения в стране. Акцентируется внимание на зарубежной практике, которая, в свою очередь, показывает различные подходы к антикоррупционной деятельности. Подводя итоги, уделяется внимание законодательным пробелам, в частности затрагивается КоАП.

Annotation.

Regulatory legal acts on administrative offenses are one of the most important elements in the anti-corruption mechanism. A number of administrative offenses related to the corruption component are listed. This article discusses the problems of the legislation of the Russian Federation on corruption, its occurrence and counteraction. Statistical data are provided, thanks to which the overall situation of the country today becomes clear. Also, much attention is paid to corruption as a social phenomenon, which is caused by a negative manifestation, first of all, in the activities of state authorities. There is also a decline in the economic situation in the country. The article focuses on foreign practice, which, in turn, shows different approaches to anti-corruption activities. Summing up, attention is paid to legislative gaps, in particular, the Administrative Code is affected.

Ключевые слова: коррупция, административные коррупционные правонарушения, административная ответственность, совершенствование антикоррупционного законодательства, совершенствование административного законодательства, органы государственной власти.

Key words: corruption, administrative corruption offenses, administrative responsibility, improvement of anticorruption legislation, improvement of administrative legislation, public authorities.

В России сформирована достаточно прочная правовая структура, но среди всего многообразия норм права, к сожалению, есть и проблематичные моменты. Наиболее значимым аспектом среди проблем, на наш взгляд, является именно коррупционная деятельность. Согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

По данным генеральной прокуратуры Российской Федерации статистика по состоянию на январь -сентябрь 2020 года число зарегистрированных в стране преступлений увеличилось на +1,2%. Относительно прошлогоднего уровня их количество возросло почти на 19 тыс. и превысило отметку в 1,5 млн. Рост преступности в разной степени отмечается в 56 субъектах Российской Федерации.

Мы считаем, что данная проблема усугубляет как экономическое, так и социальное положение страны, так как разрушается демократическое устройство, нарушаются конституционные права человека и гражданина, в результате появляется неравенство и несправедливость, доверие граждан к власти умирает.

В КоАП РФ законодатель определяет составы правонарушений, связанные с коррупционной составляющей, к числу которых, можно отнести: подкуп избирателей (ст.5.16), отказ в предоставлении информации (ст.5.39), непредставление или неопубликование отчета, сведений о преступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведении выборов, референдума или иную выборную должность (ст. 5.17), незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанной с проведением выборов, референдума, выполнением работ, оказанием услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (ст.5.20), несвоевременное перечисление средств избирательным кампаниям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума (ст.5.21), нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст.8.4), нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию (ст.9.5), нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст.15.14), нарушение сроков предоставления налоговой декларации (ст.15.5), самоуправство, не причинившее существенного вреда (ст.19.1), нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст.19.9), незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) (ст.19.29), незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст.19.28) и другие.

Мы видим, что список достаточно большой и за эти нарушения следуют следующие наказания, а именно административный штраф, административный арест и дисквалификация. Административное наказание по своей сути является мерой государственного принуждения в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Все три наказания являются действенными, штраф - наиболее актуальное наказание, которое выражено в рублях и устанавливается для граждан в размере определенном законодательством, арест - содержание лица в изоляции от общества, а дисквалификация заключается в лишении лица замещать определенную должность.

В данной статье мы хотим ответить на вопросы: каковы причины совершения перечисленных правонарушений, и чем, обусловлены мотивы нарушения законодательной нормы, какие прилагаются усилия к

противодействию их совершения и какие нужно ещё предпринять меры воздействия, чтобы в дальнейшем данное нарушение сошло на нет.

На наш взгляд, коррупция продолжает расти в связи с тем, что органы государственной власти, имея достаточно сложную структуру, порождают бюрократическую деятельность, то есть сами чиновники способствуют её дальнейшему процветанию. Немало важными фактами нарушения данной нормы является и то, что законодательный нормы носят двусмысленный характер и неправильное её толкование влечёт злоупотребление правами. Также, мы хотим выделить как очень значимый факт развития коррупции - это низкий уровень участия граждан в политической жизни в целом, а в частности - в контроле над государством. Положение ухудшает и отсутствие комплексных учетов и контроля над деятельностью государственных служащих, при выполнении обязанностей по службе зачастую происходит дублирование и совмещение деятельности, что образует затяжной процесс разрешения дел. Поэтому для разрешения дела, порой человеку проще нарушить закон, чем заниматься бумажной волокитой.

Коррупция представляет собой одну из основных проблем любого государства и находится в прямой зависимости от развития общества и нежелании граждан и иных лиц, которые располагаются на территории государства, соблюдать установленные нормы права.

В свою очередь, государство заботится о том, чтобы наша жизнь была лучше, поэтому согласно законодательству Российской Федерации применяются следующие меры по противодействию коррупции:

1) в обществе формируют отрицательное отношение к коррупции, чаще всего распространяют данную информацию через СМИ;

2) проводятся экспертизы правовых актов и их проектов по выявлению коррупциогенных факторов;

3) предъявляются в установленном законом порядке квалификационные требования к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверке в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) устанавливаются в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедряются в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развиваются институты общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Возможно ли в дальнейшем полностью прекращение данного правонарушения? Мы думаем, что такое, к сожалению, не произойдет, так как коррупция - это явление, которому свойственно эволюционировать, то есть

со временем, наверное, такая деятельность будет выражаться в иных правонарушениях, которые будут происходить в сети интернет, через определенные браузеры и веб-страницы, возможно, что будут создаваться программы, которые позволят совершать незаконные денежные обращения, так как перед нами открыты двери в мир информационных технологий.

В подтверждение данному тезису можно провести аналогию с древним миром: «преподнесение подарков вождям и жрецам в надежде добиться их расположения», такими действиями человек хотел выделиться и получить некое расположение правителя, а в дальнейшем и возможность прошения разрешить волнующий вопрос. Так и в законах содержались нормы, касающиеся взяточничества, в римском праве существовал термин «corrumpere», которым обозначалась деятельность нескольких лиц, направленная на нарушение нормального хода судебного процесса или управления обществом. В научной литературе высказывается мнение о том, что «древние римляне под коррупционным поведением понимали не только действия, совершаемые исключительно посредством подкупа, но и любые действия, нарушающие установленный процесс управления делами общества».

Безусловно, можно добиться определенными действиями снижения коррупционных правонарушений. На наш взгляд, можно сделать строже и структурирование подотчетность лиц, так как отчеты о своей деятельности предоставляются ежегодно различными органами и должностными лица, но может быть данная процедура должна проходить чаще, чем один раз в год и проверяющие должны каждый раз быть новые.

Также, если обращаться к практике других стран, можно взять эффективные меры, которые позволят снизить коррупциогенные факторы и в дальнейшем способствовать стимулированию обстановке в стране. Например, Финляндия, основываясь на принципе «прозрачности», предоставляет открытый доступ к информации, и общество имеет право ознакомиться с государственными документами, а система государственной службы обязуется превентивно оповещать общество. По мнению Семынина А.С.: «Ключом к успешности национальной государственной и муниципальной службы является система открытого доступа к информации».

Для борьбы с данным явлением в Южной Корее ввели электронную программу «Open», сущность которой заключается в функционировании работы механизма, который обеспечивает электронную обработку обращений, при которой гражданин автоматически получает свой регистрационный номер и обретаете статус заявителя, после чего способен получать всю интересующую его информацию через Интернет, без обращения к государственному служащему, за счет чего потенциально снижается объем «закрытой» информации.

Таким образом, существующий механизм борьбы с коррупцией в России на сегодняшний день представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодополняемых, а также самостоятельных элементов, среди которых выделяют предупреждение, преследование лиц, совершивших преступление и ликвидацию последствий коррупционных деяний, недостаточен, так как по статистики мы видим, что идет рост коррупционных преступлений. В первую очередь нужно заняться именно законодательной работой, а именно в КоАП РФ предусмотреть отдельную главу, посвященную коррупционным преступлениям, так как данные составы преступлений разбросаны по всему кодексу. Обращаясь ч. 5 ст. 4 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативно правовых актов и проектов нормативно правовых актов», мы видим, что заключения, которые составляются при проведение антикоррупционной экспертизе, в большем количестве носят рекомендательный характер, хотя и должны быть рассмотрены соответствующим органом, организацией или должностным лицом, на наш взгляд, данные заключения должны составлять при каждой проверке, в целях улучшения и большем контроле деятельности органов, осуществляющих проверку нормативных актов или проектов нормативно правовых актов. Возможно также и появление четвертого звена в механизме противодействия коррупции, взяв, опыт антикоррупционной политики Сингапура. Они выделяют в своей

системе такой элемент, как бюро по расследованию коррупции, которое достаточно успешно показало себя на практике. Агенты данного бюро получили широкие полномочия, в том числе и право на проверку банковский счетов не только самих чиновников, но и их жен, детей, родственников, а также и друзей. Мы предполагаем, что внедрения данного звена в нашу систему противодействия коррупция внесло бы большое развитие и дальнейшее процветание в противодействие коррупции. Кроме того, важно стимулировать граждан не совершать данные противоправные действия, и заимствуя опыт зарубежных стран, данную цель возможно достичь, в частности, благодаря открытой деятельности органов, так как люди будут уверены, что денежные средства направляются по назначению. Конечно, коррупция - это сложная, комплексная социально-правовая проблема, и для её разрешения необходимо сочетание применяемых различных мер и средств, а для этого нужны объединяющие усилия, как со стороны государства, так и со стороны общества, и, в свою очередь, антикоррупционная политика в системе государственной службы и действенный механизм ее реализации будут благоприятно влиять на дальнейшую картину в стране.

Список используемой литературы:

1. Лахтина Т.А., Куцык В.П. Зарубежный опыт административно-правового противодействия коррупции в системе государственной службы. Криминологический журнал. 2020. С. 67-71.

2. Противодействие коррупции: учеб. пособие / С.Н. Ревина [и др.]. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2019. С. 102.

3. Семынин А.С. Противодействие политической коррупции политико-правовыми средствами в государствах Евросоюза: автореф. дис. канд. юр. наук. Казань, 2009. С. 12.

4. Статистический сборник «Состояние преступности в России за январь - сентябрь 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/925/sbornik_9_2020.pdf (дата обращения: 06.04.2021).

5. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативно правовых актов и проектов нормативно правовых актов» от17 июля 2009 года №172 ( с посл. изм. и доп. от 11 октября 2018 N 362-ФЗ) // Информационная система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89553/

6. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года №273 (с посл. изм. и доп. от 31 июля 2020 года №259-ФЗ) // Информационная система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultantш/document/cons_doc_LAW_82959/(дата обращения: 06.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.