Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке» №3, 2011 том 13
АДЕНОЗИНТРИФОСФАТ КРОВИ И АКТИВНОСТЬ ИНСУЛИНОВЫХ РЕЦЕПТОРОВ
ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ У ДЕТЕЙ
Микаелян Н.П., Гурина А.Е., Микаелян А.В.
Российский государственный медицинский университет, кафедра биологической химии лечебного факультета, г.Москва
Независимо от вида гипоксии в основе всех характерных для неё нарушений лежит недостаточность главной клеточной энергообразующей системы митохондриального окислительного фосфорилирования. Дефицит энергии, а точнее аденозинтрифосфата (АТФ), лежащий в основе любого вида гипоксии, приводит к качественно однотипным метаболическим и структурным сдвигам в различных органах и тканях. Уменьшение концентрации АТФ в клетке вызывает ее ингибирующее влияние на ключевой фермент гликолиза - фосфофруктокиназу. Активирующийся в результате анаэробный гликолиз частично компенсирует недостаток АТФ, однако быстро вызывает накопление лактата, развитие ацидоза и прогрессирующее собственное ингибирование. Ацидоз нарушает течение многих ферментативных реакций и вместе с тем активирует некоторые фосфолипазы и протеазы, что ведет к усилению распада фосфолипидов и белков, деструкции клеточных структур. Распад фосфолипидов и ингибирование их ресинтеза ведут к повышению концентрации ненасыщенных жирных кислот и усилению их перекисного окисления. Перекисное окисление липидов (ПОЛ) усиливается, и в результате подавления и истощения антиоксидантной системы из-за активации распада и торможения ресинтеза белковых компонентов данной системы, в первую очередь супероксиддисмутазы, каталазы и др. Продукты ПОЛ, в свою очередь, усугубляют нарушение структуры и функции мембран. Возникает кальциевый парадокс. При тяжелом течении сахарного диабета типа I (СД I) у детей возникает гипоксия, способствующая развитию микроангиопатий. Использование клеткой кислорода находится в тесной связи с синтезом АТФ, который необходим как для инсулиносекреции, так и для эффективности инсулина в организме больного. Падение запасов АТФ восполняется усилением захвата глюкозы и быстрым истощением запасов гликогена. На последующих этапах синтез АТФ происходит благодаря активации гликолиза. В результате накапливается лактат, разобщается окислительное фосфорилирование, развивается лактацидоз, который активирует фосфолипазу А2, обусловливающую повреждение мембранных структур, в том числе инсулинового рецептора, и инициирование процессов перекисного окисления липидов. В результате формируется гипоксический тип метаболизма.
Целью работы было исследование зависимости между активностью инсулиновых рецепторов (связывание инсулина лимфоцитами) и уровнями АТФ крови у детей, больных СД 1 с трудным достижением фазы компенсации. Обследование в динамике 35 детей с лабильным течением сахарного диабета, получающих инсулин в дозе от 0,6 до 1,0 ед./кг массы тела, показало выраженную тенденцию к снижению уровня АТФ крови (277,77±37,43 мкмоль/л , p<0,05 по сравнению с контролем). Низкий уровень АТФ крови отражает его недостаточное содержание в клетках, т.к. АТФ проходит через клеточные мембраны. У больных с синдромом хронической передозировки гормона через 1 час после завтрака с предварительным введением инсулина уровень АТФ еще больше снижался в отличие от больных в фазе декомпенсации, но без признаков передозировки инсулина (соответственно: 228,52±29,15 мкмоль/л и 372,33±41,76 мкмоль/л, p <0,02). Очевидно, что у больных первой группы имеется недостаток эффектов инсулина на метаболизм. Исследование активности инсулиновых рецепторов у этих детей показало снижение специфического связывания инсулина лимфоцитами (до 20,68±7,00%, при контроле 40,05±3,8%, p < 0,05). Выявленная положительная зависимость между сниженным уровнем АТФ крови и специфическим связыванием инсулина лимфоцитами (г = 0,65, p < 0,05) свидетельствует о развитии у детей с тяжелым СД 1 в фазе декомпенсации инсулинорезистентности, особенно выраженной при синдроме хронической передозировки инсулина, на фоне низкого уровня АТФ крови.
Литература
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.
Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011
Стр. [369]