Научная статья на тему 'Адекватное питание для дошкольников - спортсменов'

Адекватное питание для дошкольников - спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
121
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / СБАЛАНСИРОВАННОЕ ПИТАНИЕ / АДЕКВАТНОЕ ПИТАНИЕ / СУТОЧНОГО РАЦИОНА КАЛОРИЙ / БЕЛКИ / ЖИРЫ / УГЛЕВОДЫ / МИНЕРАЛЬНЫЕ НУТРИЕНТЫ / ВИТАМИНЫ / RATIONAL NUTRITION / BALANCED NUTRITION / ADEQUATE NUTRITION / DAILY DIET OF CALORIES / PROTEINS / FATS / CARBOHYDRATES / MINERAL NUTRIENTS / VITAMINS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова Лидия Александровна, Казакова Ольга Александровна, Ненашева Елена Валерьевна, Попова Татьяна Николаевна, Калинина Татьяна Васильевна

В статье представлены данные анкетирования воспитателей и родителей дошкольников двух детских садов № 378 и № 61 г. Самары, цель которого выявление характера питания дошкольников в современных условиях как в дошкольном учреждении, так и дома (суточных рацион), занимающихся в спортивных секциях. Изучены количество приемов пищи, основные источники питательных веществ, предпочтения в питании дошкольников, противопоказания и возрастной ценз испытуемых. Авторы статьи выяснили, что многие дети, уже в дошкольном возрасте, усиленно занимающиеся спортом, недополучают в достаточном количестве обязательных питательных веществ с питанием, что в свою очередь негативно сказывается на их фактическом и психическом развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванова Лидия Александровна, Казакова Ольга Александровна, Ненашева Елена Валерьевна, Попова Татьяна Николаевна, Калинина Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adequate nutrition for pre-school athletes

The article presents the data from the survey of the educators and parents of the preschool children of two kindergartens No. 378 and 61 of Samara, the purpose of which is to identify the nature of the nutrition of preschoolers in modern conditions, both at the preschool and at home (daily allowance), engaged in sports sections. We have studied the number of meals, the main sources of nutrients, preferences in the diet of preschoolers, contraindications and age limits of the subjects. The authors of the article found that many children, already at preschool age, are intensely involved in sports feel lack of the sufficient nutritional nutrients, which, in its turn, negatively affects their actual and mental development.

Текст научной работы на тему «Адекватное питание для дошкольников - спортсменов»

1. Krivoruchenko, E.V., Cherkashin, I.A., Olesov, N.P, Kudrin, E.P. and Shadrina, O.V. (2015), "Effect from using bioproduct made of northern raw material "Epsorin" on psychophysiological state of mas-wrestlers", Theory and practice of physical culture, No. 8, pp. 98-100.

2. Zatsiorsky, V.W^. (1979), Fundamentals of sports metrology, Physical culture and sport, Moscow.

3. Cherkashin, I.A., Krivoruchenko, E.V., Scriabin, S.P. and Okhlopkov P.P. (2015), "Scientific and methodical support for the preparation of the sports reserve of the Republic of Sakha (Yakutia)", Theory and practice of physical culture, No. 10, pp. 51-53.

4. Ozolin N.G. (2006), Handbook coach. The Science of Winning, Astrel, Moscow.

5. Bobrovnik, V.I., Krivoruchenko, E.V. and Kozlova, E.K. (2011), "Perfection of training process of skilled athletes on the stages of long-term preparation", Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, No.11, pp. 9-21.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.10.2019

УДК 796.015:613.2

АДЕКВАТНОЕ ПИТАНИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - СПОРТСМЕНОВ

Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский

государственный экономический университет; Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева; Елена Валерьевна Ненашева, заведующий; Татьяна Николаевна Попова, старший воспитатель, Детский сад № 378, г. Самара; Татьяна Васильевна Калинина старший воспитатель, Детский сад № 61,

г. Самара

Аннотация

В статье представлены данные анкетирования воспитателей и родителей дошкольников двух детских садов № 378 и № 61 г. Самары, цель которого - выявление характера питания дошкольников в современных условиях как в дошкольном учреждении, так и дома (суточных рацион), занимающихся в спортивных секциях. Изучены количество приемов пищи, основные источники питательных веществ, предпочтения в питании дошкольников, противопоказания и возрастной ценз испытуемых. Авторы статьи выяснили, что многие дети, уже в дошкольном возрасте, усиленно занимающиеся спортом, недополучают в достаточном количестве обязательных питательных веществ с питанием, что в свою очередь негативно сказывается на их фактическом и психическом развитии.

Ключевые слова: рациональное питание, сбалансированное питание, адекватное питание, суточного рациона калорий, белки, жиры, углеводы, минеральные нутриенты, витамины.

ADEQUATE NUTRITION FOR PRE-SCHOOL ATHLETES

Lidia Aleksandrovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara state University of Economics; Olga Aleksandrovna Kazakova, the candidate ofpedagogical

sciences, senior lecturer, Samara University; Elena Valeryevna Nenasheva, the chair; Tatyana Nikolaevna Popova, the senior teacher, Kindergarten No. 378, Samara, Tatyana Va-silievna Kalinina, the senior teacher, Kindergarten No. 61, Samara

Annotation

The article presents the data from the survey of the educators and parents of the preschool children of two kindergartens No. 378 and 61 of Samara, the purpose of which is to identify the nature of the nutrition of preschoolers in modern conditions, both at the preschool and at home (daily allowance), engaged in sports sections. We have studied the number of meals, the main sources of nutrients, preferences in the diet of preschoolers, contraindications and age limits of the subjects. The authors of the article found that many children, already at preschool age, are intensely involved in sports feel lack of the sufficient nutritional nutrients, which, in its turn, negatively affects their actual and mental development.

Keywords: rational nutrition, balanced nutrition, adequate nutrition, daily diet of calories, proteins, fats, carbohydrates, mineral nutrients, vitamins.

ВВЕДЕНИЕ

Рост и развитие детей дошкольного возраста подчиняются общим закономерностям живой материи и происходят в тесном взаимодействии с внешней средой, поэтому формирование здорового образа жизни должно закладываться у детей с самого раннего возраста [8].

В процессе жизни человеческий организм расходует большое количество энергии, которое восполняется за счет веществ, поступающих с пищей. При этом, чем моложе организм, тем сильнее протекают в нем обменные процессы, что непосредственно ведет к большим энергетическим тратам. Однако растущий организм ребенка быстро реагирует на недостаток или избыток в питании тех или иных пищевых веществ.

Для того чтобы правильно составить рацион питания, нужно знать морфологические и функциональные особенности пищеварительной системы ребенка дошкольного возраста, так как процесс пищеварения тесно связан с физическим развитием и общим состоянием здоровья детей. Несоблюдение общих правил питания ведет к нарушению процесса пищеварения, т.е. отрицательно влияет на обмен веществ, ведет к расстройствам деятельности всех систем детского организма. Вследствие чего, можно заложить неправильное представление, о способности формировать привычку правильного питания уже с детства [2].

К сожалению, на протяжении определенных периодов жизни у ребенка наблюдается изменение общего режима жизнедеятельности, и как следствие изменение режима питания не в лучшую сторону [3]. Как известно, переваривание смешанной пищи в желудке у детей 5-7 лет равно примерно 4 часам. Поэтому, по утверждению ученых в области педагогики, педиатрии и гигиены для обеспечения физиологических потребностей ребенка необходимо четырехразовое в день питание с четырехчасовым интервалом. При котором, допускается изменение режима питания в пределах получаса [6].

Учеными установлено, что в завтрак дети должны получать примерно 25% суточного рациона калорий, в обед - 30-35%, в полдник - 15-20%, в ужин - 25%.

Регулярное потребление пищи строго в определенные часы вырабатывает у детей прочный пищевой рефлекс «на время», т.е. к обусловленному часу в желудке выделяется необходимое количество пищеварительных ферментов, влияющих на появление аппетита. Мы согласны с мнением ученных, которые утверждают, что если время приема пищи увеличивается больше чем на 1 - 1,5 часа, то у детей нарушается положительный рефлекс на еду, и как следствие, аппетит тоже снижается. Выделившийся, в пустой желудок, запальный сок может оказать неблагоприятное воздействие на его слизистую оболочку [3; 5; 6].

Поэтому, по нашему мнению, одной из важных задач сбалансированного питания для детей дошкольного возраста является правильное распределение пищевых продуктов в рационе ребенка в течение суток. Так, в первую половину дня рекомендуются мясные блюда, так как для усвоения они требуют большого количества пищеварительных ферментов. На полдник и ужин рекомендуется рыба, молочно-растительная пища, блюда из круп и фруктов. Количество жидкости в рационе детей должно полностью удовлетворять их потребности, а вода - быть всегда в свободном доступе. Кроме того, необходимо следить за суточным потреблением жидкости у детей, т.к. они заигрываются и забывают пить воду. Причем, норма потребления жидкости от 1 года до 3 лет в сутки примерно 100 мл на 1 кг массы тела ребенка, а от 3 до 7 лет - 80 мл.

Целью проведенного исследования было изучение характера питания дошкольников в современных условиях как в дошкольном учреждении, так и дома (суточных рацион), занимающихся в спортивных секциях.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для исследования питания нами была разработана анкета для родителей и воспитателей детей, занимающихся в спортивных секциях плаванием и дзюдо.

Как известно, вся система питания в дошкольных учреждениях строится на основе принципов сбалансированного питания. В рамках этой научно обоснованной теории были разработаны в оптимальных соотношениях нормативы жизненно необходимых питательных веществ, определены потребности в витаминах, микроэлементах и воде, обеспечивающих правильное разностороннее развитие детей [4].

Однако, питание дошкольникам назначается не индивидуально, а всем сразу, при этом не учитываются индивидуальные потребности детей в соответствии с их потребляемой энергией в режиме детского сада. Очень многие ребята в ДОУ посещают спортивные секции и к 7 годам уже имеют спортивные разряды.

Поэтому, мы поддерживаем мнение, что наиболее правильно отражает представление о питании в дошкольных учреждениях научная система знаний, разработанная выдающимся отечественным физиологом А.М. Уголевым, который сформулировал теорию адекватного питания [6; 7]. Особенностью теории адекватного питания является учет не только традиционных характеристик продуктов питания, таких как калорийность, соотношение белков, жиров и углеводов, минеральных нутриентов, витаминов и т.д., но и, индивидуальных особенностей ребенка, его антропометрических характеристик, уровня двигательной активности, состояния организма в целом, паттерна активности пищеварительных ферментов, в том числе индивидуальных пищевых предпочтений.

На сегодняшний день уже разработаны и широко применяются рационы адекватного питания детей, занимающихся спортом [5; 7]. Но, как показывает практика, фактическое питание детей дома и в дошкольных учреждениях может существенно отличаться от рекомендуемого.

С целью оценки фактического состояния питания детей-спортсменов на базе МБДОУ «Детский сад» № 61 и МБДОУ «Детский сад» № 378 г.о. Самары был проведен анализ питания 50 детей, занимающихся в спортивных секциях и посещающих данные учреждения.

Характеристика данной группы представлена в таблице 1. В группу вошли мальчики и девочки, занимающиеся плаванием (25), и мальчики, занимающиеся в секции дзюдо (25). Таблица 1 - Возрастная характеристика детей, занимающихся спортом_

Возраст, Плавание Дзюдо Всего

лет Мальчики Девочки Мальчики

5 2 1 2 5

6 5 5 8 18

7 7 5 15 27

Итого 14 11 25 50

Из данной таблицы следует, насколько рано начинают заниматься спортом дети дошкольного возраста, т.е. посещать спортивные секции.

Таблица 2 - Анализ фактического питания детей спортсменов и причины дефицита

рациона

Дефициты рациона

Виды продуктов Количество Число детей %

Фрукты, ягоды, орехи Менее 200г в день 33 38

Молоко (молочные продукты) Менее рекомендуемой нормы потребления 34 39

Кисломолочные продукты Менее рекомендуемой нормы потребления 39 45

Бобовые Менее рекомендуемой нормы потребления 38 44

Причины дефицита

Пищевая аллергия 19 22

Избирательный аппетит (пищевые предпочтения) 44 57

Дополнительные факторы нутритивной поддержки

Дополнительный прием витаминно-минеральных комплексов 27 31

Используя анкетный и опросный методы с воспитателями и родителями дошкольников, мы проанализировали фактическое меню, каждого ребенка в течение одной

недели (7 дней). Полученные данные сравнивались с рекомендуемыми нормами потребления различных продуктов для детей, занимающихся спортом, соответственно плаванием и дзюдо [1; 5].

При проведении эксперимента выяснилось, что многие дети уже в дошкольном возрасте не получают в достаточном количестве свежие фрукты, молочные продукты, творог, сыр, бобовые, что в свою очередь негативно сказывается на их фактическом развитии.

ВЫВОД

Таким образом, питание детей, занимающихся спортом, не соответствует рекомендуемым нормам потребления определенных продуктов. Для полноценного развития ребенка - спортсмена необходим научный подход в составлении рациона питания как в ДОУ так и домашних условиях. Мы понимаем, что не все родители могут справиться с поставленной задачей, потому рекомендуем обращаться к специалистам в ДОУ и спортивных школах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гольберг, Н. Д. Питание юных спортсменов / Н. Л. Гольберг, Р.Р. Дондуковская. - М. : Советский спорт, 2007. - 236 с.

2. Правильное рациональное питание - залог успешности студентов / Л.А. Иванова, О.А. Казакова, С.В. Каримова, Т. А. Хусаинова // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2019. - № 1 (8). - С. 33-37.

3. Иванова, Л.А. Основы оздоровительного питания студентов, занимающихся физической культурой и спортом : учебное пособие / Л.А. Иванова, О.А. Казакова, А.О. Попова. - Самара : [б.и.], 2016. - 44 с.

4. Ладодо, К.С. Основы рационального питания детей / К.С. Ладодо, В. Д. Отт, Э.М. Фатеева. - Киев. : Здоровье, 1987. - 256 с.

5. Рогозкин, В.А. Питание юных спортсменов / В.А. Рогозкин, Н.Н. Шишина // Детская спортивная медицина. - М. : Медицина, 1991. - С. 395-407.

6. Уголев, А.М. Теория адекватного питания и трофология / А.М. Уголев. - Л. : Наука, 1991. - 198 с. - (Серия : Наука и технический прогресс).

7. Уголев, Д.А. Пищевые предпочтения (анализ проблемы с позиций адекватного питания и трофологии) / Д.А. Уголев // Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктоло-гии. - 2001. - Том XI. - № 4. - С. 52-63.

8. Физическое и психическое развитие ребенка (от рождения до 6 лет). - Донецк, 2008. -URL : https://mirznanii.com/a/152558/fizicheskoe-i-psikhicheskoe-razvitie-rebenka-ot-rozhdeniya-do-6-let (дата обращения 20.09.2019).

REFERENCES

1. Golberg, N.D. and Dondukovskaya, R.R. (2007), Feeding Young Athletes, Publishing house Soviet sport, Moscow.

2. Ivanova, L.A., Kazakova, O.A. and Karimova, S.V. (2019), "Proper rational nutrition is a guarantee of success of students", OlymPlus. Humanitarian version, No 1 (8), pp. 33-37.

3. Ivanova, L.A., Kazakova, O.A. and Popova, A.O. (2016), Basics of health nutrition of students engaged in physical culture and sports: educational manual, Samara.

4. Ladodo, K.S., Ott, V.D. and Fateeva, E.M. (1987), Basics of rational nutrition of children, Publishing house Health, Kyiv.

5. Rogozkin, V.A. and Shishina, N.N. (1991), Nutrition of young athletes, Children 's sports ministry. Moscow, pp. 395-407.

6. Ugolev, A.M. (1991), Theory of adequate nutrition and trophology, Series: Science and Technical Information, Nauka, Leningrad.

7. Ugolev D.A. (2001), Food preferences (analysis of the problem from the point of view of adequate nutrition and trophology), Russian Journal of Gastroenterology, Hepatology, Coloproctology, Vol. XI, No. 4., pp. 52-63.

8. Physical and mental development of the child (from birth to age 6), Donetsk available at: https://mirznanii.com/a/152558/fizicheskoe-i-psikhicheskoe-razvitie-rebenka-ot-rozhdeniya-do-6-let/.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.10.2019

УДК 796.011.3

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКЕ

Константин Борисович Илькевич, кандидат педагогических наук, профессор, Московский государственный психолого-педагогический университет, Татьяна Геннадьевна Илькевич, Московский областной медицинский колледж № 2, г. Раменское

Аннотация

В статье представлен анализ бюджета времени, образ жизни, студентов, особенности учебной и внеучебной деятельности будущих бакалавров по направлению подготовки «Прикладная информатика». На основе полученных данных, разработана модель физкультурно-оздоровительной деятельности (ФОД) и предложены физкультурно-оздоровительные занятия (ФОЗ), с применением оздоровительного комплекса упражнений, направленного на профилактику профессиональных заболеваний. Проведённое исследование доказало целесообразность использования предложенного оздоровительного комплекса в структуру ФОЗ студентов.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, здоровье, физическая подготовленность, студент, физкультурно-оздоровительные занятия.

SPORTS AND FITNESS ACTIVITIES OF STUDENTS STUDYING APPLIED

COMPUTER SCIENCE

Konstantin Borisovich Ilkevich, the candidate of pedagogical sciences, professor, Moscow State University of Psychology and Education, Tatyana Gennadyevna Ilkevich,

Moscow Regional Medical College No. 2, Ramenskoe

Annotation

The article presents the analysis of the time budget, lifestyle, students, especially the educational and extracurricular activities of future bachelors in the field of training "Applied Informatics". On the basis of the obtained data, a model of physical-health-improving activity (FOD) was developed and physical-health-improving classes (FOZ) were proposed by using a health-improving complex of exercises aimed at the prevention of occupational diseases. The conducted study proved the feasibility of using the proposed health complex in the structure of the FOD.

Keywords: Sports and fitness activities, health, physical fitness, student, fitness classes.

Фундамент здоровья взрослого человека, как и причины многих серьезных болезней, закладываются в детском и подростковом возрасте. Анализ информационно-аналитических бюллетеней ВОЗ, Минздрава Российской Федерации и многочисленные исследования специалистов свидетельствуют о негативных процессах в состоянии здоровья, физическом и психическом развитии подрастающего поколения.

Физическая культура в вузах представлена теоретическим курсом по физической культуре, включающим занятия по формированию ЗОЖ студента с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности, элективным курсом по физической культуре, практические занятия ориентированные на освоение студентами двигательных навыков и развитие физических качеств, и возможностью посещения спортивных секций с целью достижения определенных результатов в студенческом спорте.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 41 «Охрана здоровья обучающихся») образовательная организация обязана осуществлять «пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.