Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2023. № 1. С. 52-60. УДК 316.6
DOI: 10.24147/2410-6364.2023.1.52-60
АДАПТИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СРЕДСТВО РЕДУКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИЖДИВЕНЧЕСТВА
Е. А. Любимова1, В. В. Гут2
1 Тюменский государственный университет (Тюмень, Россия) 2 AQ Institute (Москва, Россия)
В статье предлагается новый субъективно привлекательный качественный метод противодействия и профилактики социального иждивенчества, основанный на теоретическом конструкте «адаптивный интеллект». Социальное иждивенчество рассматривается как негативная адаптация к стремительным трансформационным общественным процессам. Оно является следствием концепта социального государства, который в настоящее время нуждается в пересмотре. Обозначена феноменология и выделены типичные практики отечественного социального иждивенчества. Социальное иждивенчество предстает как осознанное социальное поведение, жизненная установка, стремление жить за чужой счет, не достигая социально значимых целей. Описаны социально-экономические и психологические последствия социального иждивенчества и паразитизма. В ходе исследования удалось выявить смыслы, которыми государство наполняет систему социального обеспечения, они развиваются от зависимости до индивидуально-социального партнерства. Обоснована невысокая эффективность и ограниченность круга решаемых задач количественных методов редукции социального иждивенчества в долгосрочной перспективе. Показана актуальность применения качественных методов адресной социальной помощи и активизации самостоятельности граждан. Предложено новое направление в качественных методах - «адаптивный интеллект», ориентированный на выживание общества в целом. Адаптивный интеллект рассматривается как психический ресурс, используемый человеком для успешной адаптации и совладания с жизненными трудностями. Структура адаптивного интеллекта содержит три разновидности интеллекта: творческий интеллект (характеризуется наличием новых, убедительных идей), аналитический интеллект (логическая обоснованность и последовательность идей), практический интеллект (реализация идей на практике, убеждение других в их полезности, мудрость как достижение общего блага посредством этих идей). Описана организация социальной работы по вопросу социального иждивенчества, которая включает несколько синергетических подходов: статистический, теоретический, государственно-правовой, социально-экономический, ценностно-образовательный и инструментально-компетентностный.
Ключевые слова: адаптивный интеллект; социальное иждивенчество; смыслы, которые государство вкладывает в программы социальной поддержки; количественные и качественные методы редукции иждивенчества; организация социальной работы по вопросу социального иждивенчества.
ADAPTIVE INTELLIGENCE AS A MEANS OF REDUCING SOCIAL DEPENDENCY
E. A. Lyubimova1, V. V. Gut2
1 Tyumen State University (Tyumen, Russia) 2 AQ Institute (Moscow, Russia)
The article proposes a new subjectively attractive qualitative method of countering and preventing social dependency, based on the theoretical construct "adaptive intelligence". Social dependency is considered as a negative adaptation to the rapid transformational social processes. It is a consequence of the concept of the welfare state, which currently needs to be revised. The phenomenology is outlined and typical practices of domestic social dependency are highlighted. Social dependency appears as a conscious social behavior, a life attitude, a desire to live at someone else's expense, without achieving socially significant goals. The socio-economic and psychological consequences of social dependency and parasitism are described. In the course of the study, it was possible to identify the meanings with which the state fills the social security system, they develop from dependence to individual social partnership. The low efficiency and limited range of solved tasks of quantitative methods of reduction of social
© Любимова Е. А., Гут В. В., 2023 52
dependency in the long term are substantiated. The relevance of the use of qualitative methods of targeted social assistance and the activation of citizens' independence is shown. A new direction in qualitative methods is proposed - "adaptive intelligence", focused on the survival of society as a whole. Adaptive intelligence is considered as a mental resource used by a person for successful adaptation and coping with life difficulties. The structure of adaptive intelligence contains three types of intelligence: creative intelligence (characterized by the presence of new, convincing ideas); analytical intelligence (logical validity and consistency of ideas); practical intelligence (implementation of ideas in practice, convincing others of their usefulness, wisdom as the achievement of the common good through these ideas). The article describes the organization of social work on the issue of social dependency, which includes several synergetic approaches: statistical, theoretical, state-legal, socio-economic, value-educational and instrumental-competence.
Keywords: adaptive intelligence; social dependency; meanings that the state invests in social support programs; quantitative and qualitative methods of dependency reduction; social work organization on the issue of social dependency.
1. Введение
Адаптация как результат приспособления человека к изменению социальной среды может быть позитивной (т. е. позволяет сохранить или повысить социальное положение индивида, социальной группы) либо негативной (в контексте нашего предмета изучения описывается через феномены социального иждивенчества и паразитизма [1-3]). Позитивная адаптация, с точки зрения психологии, характеризуется как мотивация достижения, а негативная - как мотивация избегания неудач (Г. Мюррей, Д. Макклеланд, Х. Хекхаузен, А. Н. Леонтьев, М. Селигман, Э. Скиннер, Т. О. Гордеева и др.). Некоторые практики социального иждивенчества не нарушают законодательные нормы, однако фактически представляют собой иждивенческие и паразитические стратегии поведения. Поэтому актуален вопрос о поиске и реализации надежной системы сбора научных и статистических данных, на основе которых можно сформировать ясное представление о масштабе социального иждивенчества в обществе.
2. Теоретический обзор
Согласно эмпирическим исследованиям, «наиболее склонны к проявлению социального иждивенчества и паразитизма: дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, безработные. Представители иных категорий населения (мигранты, многодетные семьи, лица без определенного места жительства, студенты, неполные семьи) склонны к проявлениям социального иждивенчества и паразитизма в гораздо меньшей степени. Однако, случаи иждивенческих настроений встречаются среди представителей всех категорий населения, в том числе, не относящихся к социально слабозащищенным» [3, с. 100]. Примером также выступает незаконное использование материнского (семейного) капитала. ISSN 2410-6364
Представим некоторые распространенные вариации социального иждивенчества. Дети-сироты избегают трудоустройства, если имеют возможность получения пособия по безработице. Мигранты (беженцы, вынужденные переселенцы) не склонны к переобучению и трудоустройству по востребованной рынком профессии, если рассчитывают на гарантированные социальные выплаты и аренду жилья. Студенты без реальных оснований пользуются правом получения материальной помощи (например, студентка очного обучения два года скрывала информацию о своем замужестве для получения выплаты по потере кормильца). Стремление продлить период получения социальных выплат с помощью сохранения своих социальных статусов наблюдается также у инвалидов, безработных. Родители многодетных семей (преимущественно мужчины) не желают трудоустраиваться, поскольку получают различные социальные выплаты на детей. «Это только малая часть разнообразных практик социального иждивенчества, которые попали в поле зрения специалистов сферы социального обеспечения» [4, с. 110].
Значимая доля опрошенных (47,3 %) нейтрально или безразлично относится к гражданам, склоняющимся к практикам социального иждивенчества и паразитизма, около трети респондентов (33,5 %) выражают негативное отношение к указанной группе [5]. «Более 40 % опрошенных отметили, что в их ближайшем окружении присутствуют социальные иждивенцы» [5, с. 36-37].
В современном обществе наблюдается «тенденция к массовизации индивидуальной иждивенческой позиции как сознательного экзистенциального выбора» [6, с. 207]. Так, государственные органы различных стран (например, Республики Беларусь (Декрет № 1
53
«О содействии занятости населения», 2018), Казахстана) реализуют задачу сокращения социального иждивенчества посредством нормативной деятельности. Ситуация усугубляется «лояльностью молодежи к иждивенческим поведенческим установкам, которая в ближайшем будущем без должного внимания общества может обернуться расширением поведенческих деформаций и даже девиаций» [5, с. 41].
Эффекты иждивенчества, разъедающего менталитет, можно условно разделить на две группы: социально-экономические и психологические.
Первая группа включает повышение уровня криминогенности, рост социальной пассивности получателей социальной помощи и напряженности у налогоплательщиков, за счет отчислений которых реализуются программы социального обеспечения, сокращение эффективности производства, огромные траты государственного бюджета на реализацию программ помощи, ухудшение уровня жизни населения в целом, переход в сферу теневой или латентной занятости [7].
Вторая группа эффектов иждивенчества описывается исследователями посредством категорий «психосоциальная дегенерация» [8], «зависимость от сложившегося образа жизни» [8]; сформированная жизненная позиция, перерастающая в устойчивое личностное качество «удовлетворять свои потребности за счет других, имея возможность удовлетворять их самостоятельно» [9, с. 163]; выученная беспомощность (М. Селигман, С. Майер), которая является следствием реализации идей социального государства, разрыва связи между усилием и результатом, когда качество жизни не в полной мере зависит от вклада самого человека. Также можно предположить, что выученная беспомощность намеренно культивируется самой системой социального обеспечения, позволяя последней самовоспроизводиться и развиваться.
3. Организация исследования
Цель - поиск новых субъективно привлекательных качественных методов противодействия и профилактики социального иждивенчества, основанных на теоретическом конструкте «адаптивный интеллект».
По мнению исследователей, феномен социального иждивенчества скорее декларируется, чем выступает предметом научных изысканий, «о чем свидетельствует относительно
небольшое количество статей, с преобладанием публицистических материалов» [10, с. 9]. Обратимся к описанию исследованных границ указанного феномена для определения возможных направлений научных изысканий и связей с другими социальными контекстами.
Определим социальное иждивенчество через выделение его основных признаков:
1) это «не новое социальное явление, и известно оно на протяжении столетий» [11, с. 58];
2) имеет «явный негативный смысл -стремление жить за счет других (людей, общества)» [11, с. 58];
3) основа иждивенчества - это всегда ситуация зависимости индивида;
4) «осознанное социальное поведение, основанное на эксплуатации и потребительском мировоззрении, стремлении во всем рассчитывать не на свои силы, а на помощь других, жить за чужой счет, отказ от индивидуального развития и достижения социально значимых целей» [6, с. 207];
5) «жизненная установка, состоящая в стремлении получать блага, не обусловленные собственными трудовыми усилиями» [9, с. 165];
6) установка на то, что удовлетворение потребностей социальных иждивенцев -сущностная обязанность общества;
7) «способ подтверждения своего социального статуса, значимости в иерархической системе» [6, с. 207];
8) неоднородное явление [6; 11], которое объединяет различно детерминированные ситуации как вынужденной (объективной), так и сознательной (субъективной) зависимости [8].
Социальное иждивенчество детерминируется самой структурой социального государства и проявляется в следующих аспектах:
- избыточность и непродуманность предоставления социальных гарантий;
- патерналистское (зависимое) поведение граждан, уверенность в обязанности государства полностью обеспечивать нужды иждивенцев [12];
- повышенное стремление к социальной защищенности, подкрепляемое неуверенностью в будущей социально-экономической стабильности.
Отношение населения к содержанию социального иждивенчества характеризуется амбивалентностью: «по-прежнему невысок
уровень конкретики и нет определенности в понимании самой сути феномена и четкости критериев, по которой можно определить принадлежность того или иного индивида к категории иждивенцы» [8, с. 224].
Нет единодушия и в научном сообществе при оценке социального иждивенчества. С одной стороны, исследователи бьют тревогу, наблюдая массовизацию феномена [6, с. 207], с другой стороны, отмечают, что «угрожающая здоровой части общества армия тунеядцев, мечтающих сесть на пособия и ничего не делать, на поверку оказывается карликовой группой граждан, чье поведение... не представляет первостепенной угрозы общему благополучию. К тому же, что социальные органы и службы обладают компетенцией к выявлению данных лиц и минимизации вреда от их деятельности» [13, с. 72].
Отношение к исследуемому феномену менялось в исторической перспективе. Авторам удалось выделить смыслы, которые государство вкладывает в программы социального обеспечения [14-16]:
1. Докапиталистическое (феодальное) общество, в котором зависимость была объективным и нормальным способом реализации своей социальной роли. Зависимость определялась через встроенность, принадлежность большей системе, выполнение общественно заданных и одобряемых трудовых обязанностей.
2. Универсалистский характер социального обеспечения как способ снижения социальной напряженности, предотвращения возможных революционных действий (Великобритания, XVШ-XIX века); зависимость - это мотивация лояльности к государству. Смысл этого этапа можно обозначить как выученная беспомощность.
3. Амбивалентность в отношении социального обеспечения (США, 1890-1945 годы). Социальное иждивенчество предстает как актуальная характерологическая особенность гражданина, один из его недостатков. Обобщенно данный этап можно назвать пер-сонализация зависимости.
4. Целевой характер социального обеспечения, стигматизация зависимости - постиндустриальное американское общество. Актуально также для большинства современных обществ. Этот этап можно обозначить как «уязвленная гордость», «ущемленный социальный статус».
5. Отказ от «прямого содержания граждан, предоставление им возможности профессиональной самореализации», содействие «приобретению второй, третьей, четвертой специальности и стимуляции скорейшего включения реципиента в трудовую деятельность», «селективность (адресность) социальной помощи и активизация граждан для продуктивного труда на благо общества» [17, с. 96-97]. Перспективное направление редуцирования социального иждивенчества - индивидуально-социальное партнерство.
4. Обсуждение
Массовизация социального иждивенчества детерминирована преобладанием «общего интеллекта», что приводит к выживанию небольшого слоя реципиентов социальной поддержки и истощению ресурсов государства и общества. Следовательно, адаптивный интеллект помогает по-новому решить задачу «действовать разумно» [18], приспособиться к окружающей среде для выживания и процветания всех социальных слоев. Современное общество вплотную подошло к осознанию проблемы дисфункциональности поведения с позиции «общего интеллекта» и необходимости перехода на модель социального взаимодействия с позиции «адаптивного интеллекта». Конструкт общего интеллекта направлен на «достижение вероятного краткосрочного индивидуального блага», в то время как конструкт адаптивного интеллекта ориентируется на достижение «долгосрочного общего блага» [18; 19]. Адаптивный интеллект переводит понятие интеллекта с конструкции, которая находится «внутри» индивида, на конструкцию, представляющую собой взаимодействие человека со средой. Например, человек может разработать производственный процесс, который приносит деньги его работодателю и, в конечном итоге, приводит к повышению зарплаты и продвижению по службе; в краткосрочной перспективе он действовал на индивидуальном уровне, разумно, в их собственных интересах. Но если процесс загрязняет окружающую среду, то результат наносит вред природе, другим людям и общему благу и поэтому не соответствует актуальному определению «адаптивно разумного».
Адаптивный интеллект - интеллект, необходимый для адаптации к текущим проблемам и предвидения будущих проблем. Он включает в себя не только поддержание спо-
собности выживать и процветать в жизни отдельным индивидам, но и другим людям в своем собственном поколении и будущим поколениям [18]. Таким образом, по мнению Р. Стернберга, адаптивный интеллект является не только индивидуальным, но и коллективным, поскольку содействие выживанию вида - это всегда коллективное предприятие [19]. Эта идея находит свое воплощение не только в научных работах, но и в массовой культуре. Так, в фильме «Аватар» контрастно показано противостояние двух цивилизаций, которые ориентированы на разнонаправленные ценности: с одной стороны, единение с природой, забота о своем мире; с другой -материальное обогащение без мысли о будущем, отношение к своей окружающей среде исключительно как к источнику ресурса. Адаптивный интеллект - совокупность разнообразных навыков, установок и моделей поведения для достижения общего блага. Адаптивный интеллект включает в себя творческие, аналитические, практические знания и навыки, основанные на мудрости. Таким образом, в структуру адаптивного интеллекта включаются три компонента: творческий интеллект (наличие новых и убедительных идей), аналитический интеллект (идеи логически обоснованы и последовательны), практический интеллект (воплощение идей на практике, убеждение других в их полезности, обеспечение с помощью своих идей общего блага (мудрость) [18]).
Можно ли принципиально разрешить проблему социального иждивенчества?
Методы оптимизации иждивенчества: количественные и качественные. К первым относят различные социальные выплаты, обеспечение продуктами питания, одеждой, нормативно-правовое регулирование социального обеспечения. Качественные методы фокусируются на обеспечении «удочкой, а не готовой рыбой». Это курсы переподготовки и повышения квалификации, волонтерские движения, ярмарки вакансий, формирование эффективной системы диагностики социального иждивенчества.
Большинство исследователей поддерживают идею ограниченности возможностей решения проблемы социального иждивенчества посредством первого блока методов [11]. Следовательно, в основу программ сокращения социального иждивенчества следует заложить качественные методы. Жизненные
установки личности как функция от социального контекста развиваются изнутри, а не извне. Актор самостоятельно выбирает стать или не стать иждивенцем. В свою очередь, социальное окружение может поощрять либо не подкреплять иждивенческую направленность. Нам представляется, что адаптивный интеллект как способность человека формировать стратегию успешного и продуктивного поведения в сложных жизненных ситуациях является оптимальным способом редукции социального иждивенчества у перспективных групп населения с ненулевой мотивацией.
Овладение навыками адаптивного интеллекта помогает включиться и быть востребованными в обществе и профессиональной деятельности. «Адаптивный интеллект» представляет собой «коэффициент адаптивности и определяется как готовность учиться новому и умение быстро адаптироваться в той или иной среде» [20, с. 20]. Адаптивный интеллект как «система интеллектуальных навыков для адекватного понимания и успешного реагирования в непредсказуемых и непривычных условиях» включает: «способность гибко реагировать на изменения, умение принимать неопределенность, нестабильность, непредсказуемость и сложность изменчивой среды современного мира, как привычные условия новой реальности, способность реагировать на новые ситуации и научиться это делать с помощью новых адаптивных реакций» [20, с. 20]. Высокий уровень адаптивного интеллекта помогает людям приспосабливаться к новому пространству, успешно усваивать существующие нормы и правила, устанавливать взаимодействие с остальными участниками.
Перспективы работы по редукции социального иждивенчества
Предлагаем организацию социальной работы по вопросу социального иждивенчества реализовать в нескольких взаимодополняющих подходах:
1. Статистический подход. В российской статистике не представлены показатели, напрямую регистрирующие социальное иждивенчество и паразитизм. Некоторые показатели «косвенно отображают потенциально возможные социальные практики иждивенчества и паразитизма» [21, с. 1]. Необходимо разработать систему оперативного статистического анализа различных проявлений социального иждивенчества. Одним из показателей эффективности системы работы по сни-
жению социального иждивенчества, и, одновременно, эффективности работы специалистов по социальному обеспечению может выступить количество людей, которые перестали быть реципиентами программ по уменьшению социального иждивенчества.
2. Теоретический подход. Необходимы структурирование и переработка имеющихся теоретических наработок в изучении социального иждивенчества и паразитизма, реализация комплексных теоретико-прикладных исследований по выявлению специфики развития отечественного социального иждивенчества.
3. Государственно-правовой подход. Внедрение концепции неопатерналистского государства [17], Workfare State (государства, благоприятствующего труду) [12], «общества активного участия» (participation society), которые базируются на формировании у населения чувства ответственности за себя, подкрепляют мотивацию преодолевать трудные жизненные ситуации и развитие понимания не только прав, но и своих обязанностей перед обществом и семьей.
4. Социально-экономический подход. Оптимизация рынка труда, содействие в профессиональной переподготовке «выпавших из гнезда», включение трудоспособных граждан в трудовую деятельность. Обеспечение максимальной адресности и обоснованности социальных дотаций, чтобы не создавать условия для продолжительного нахождения граждан в группе нуждающихся в помощи. Например, ввести в практику отказывать в кредите, если человек получает пособие по безработице, внедрить систему социального контракта для поддержания активной общественно-полезной деятельности людей.
5. Ценностно-образовательный подход. Формирование системы одобряемых и поддерживаемых обществом ценностей независимости, инициативности, предпринимательства. Отдавать предпочтение не прямой материальной поддержке, а обеспечению условий для возможности самостоятельного заработка. Развитие ощущения нужности и ценности граждан, значимости их вклада в собственное процветание и благополучие, а также повышение качества и уровня жизни страны в целом.
6. Инструментам ьно-компетентностн ый подход. Внедрение нового подхода к общему и профессиональному образованию на основе
конструкта «адаптивного интеллекта» как способности выстраивать поведение с учетом актуальных условий окружающей среды, выбирать оптимальную стратегию поведения, умение экстраполировать имеющиеся знания для решения новых задач. Повышение инструментальных компетенций перспективных слоев населения (с ненулевой мотивацией) посредством развития системного качества -адаптивного интеллекта как способности высокого уровня обобщения. 5. Выводы
Негативная адаптация к стремительно изменяющимся социальным условиям описывается как социальное иждивенчество. Оно выступает следствием идеи социального государства, исполнение которой на современном этапе нуждается в корректировке. В ходе исследования удалось выявить смыслы, которые государство вкладывает в систему социального обеспечения, которые трансформировались от зависимости до индивидуально-социального партнерства.
Методы редукции социального иждивенчества делятся на количественные и качественные. Количественные методы малоэффективны в долгосрочной перспективе, целесообразно сосредоточиться на исследовании и практической организации системы социальной поддержки с учетом качественных методов, связанных с адресностью социальной помощи и активизации граждан для продуктивного труда на благо общества. Реализация этих методов подразумевает переход от индивидуалистской модели «общего интеллекта» к коллективистской модели «адаптивного интеллекта», ориентированного на выживание общества в целом. Адаптивный интеллект представляется нам психологическим ресурсом личности, который помогает успешно адаптироваться и совладать с неизбежными жизненными трудностями в условиях быстро изменяющейся окружающей среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карпикова И. С., Нефедьева Е. И., Седых О. Г. Социальное иждивенчество и паразитизм в продуцировании противоправного поведения // Всероссийский криминологический журнал. - 2018. - № 2. - С. 165-177. -URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sotsi alnoe-izhdivenchestvo-i-parazitizm-v-produts irovanii-protivopravnogo-povedeniya (дата обращения: 11.01.2023).
2. Седых О. Г. Социальное иждивенчество: причины возникновения и историческая ретроспектива // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2018. - Т. 10.
- № 3-1. - С. 172-178.
3. Карпикова И. С., Нефедьева Е. И. Социальное иждивенчество и паразитизм в контексте противоправного поведения (по результатам качественного социологического исследования) // Социология, философия, право в системе противодействия преступности : материалы Всеросс. научно-практ. конф. (Красноярск, 22 ноября 2018 г.). -Красноярск : СибЮИ МВД России, 2018. -С. 97-103.
4. Практики социального иждивенчества в современной России (опыт и результаты регионального исследования) / под общ. и науч. ред. И. С. Карпиковой. - М. : Библио-Глобус, 2018. - 204 с.
5. Карпикова И. С., Нефедьева Е. И. Феномен социального иждивенчества в оценках населения (на примере Иркутской области) // Теория и практика общественного развития.
- 2018. - № 11 (129). - С. 36-41. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/nAenomen-so tsialnogo-izhdivenchestva-v-otsenkah-nasele niya-na-primere-irkutskoy-oblasti (дата обращения: 11.01.2023).
6. Шаровская А. В. Социальное иждивенчество как проявление проблемы самоактуализации личности общества потребления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -2012. - № 10. - С. 205-208.
7. Рыбникова Г. И., Мергаут И. А. Механизм противодействия социальному иждивенчеству в Донецкой Народной Республике // Сборник научных работ серии «Государственное управление». - 2019. - № 1 (13). -С. 194-207.
8. Кузнецов И. С. Социально-психологические последствия иждивенчества в обществе // Новые технологии - нефтегазовому региону : материалы Всеросс. научно-практ. конф. с междунар. участием (Тюмень, 1822 мая 2015 г.). - Тюмень : Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2015. - С. 223-226.
9. Лившиц Р. Л. Советский проект и проблема социального иждивенчества // Новые идеи в философии. - 2019. - № 6 (27). - С. 162172.
10. Карпикова И. С. Особенности теоретической интерпретации феномена социального иждивенчества в условиях российского социума // Baikal Research Journal. - 2017. - № 4.
- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oso bennosti-teoreticheskoy-interpretatsii-fenome
na-sotsialnogo-izhdivenchestva-v-usloviyah-rossiyskogo-sotsiuma (дата обращения: 11.01.2023).
11. Сидорина Т. Ю., Тимченко О. Социальное иждивенчество - обратная сторона благоденствия // Отечественные записки. - 2012.
- № 5. - С. 58-74.
12. Bradshaw J., Mayhew E. Public Attitudes to Dependency and the Welfare State // International Journal of Market Research. - 2004. -Vol. 46 (4). - P. 49-64. - DOI: https://doi. org/10.1177/147078530404600109.
13. Симоянов А. В. Социальные иждивенцы: политический миф и научная реальность // Наука. Культура. Общество. - 2022. - Т. 28.
- № 1. - С. 66-75.
14. Fraser N., Gordon L. A Genealogy of Dependency: Tracing a Keyword of the U.S. Welfare State // Signs. - 1994. - Vol. 19. - No. 2. -P. 309-336.
15. Kathy D. Breaking the Cycle: Welfare Dependency and Family Planning // Policy & Practice of Public Human Services. - 2002. -Vol. 6. - No. 4. - P. 16-19.
16. Мосейко В. В., Фролова Е. А. Социальное государство vs социальное иждивенчество // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 8 (149).
- С. 102-107.
17. Родионова О. В. Неопатерналистское государство как оптимальная модель современного социального государства // Общественные науки и современность. - 2012. -№ 4. - С. 95-102.
18. Sternberg R. J. Adaptive Intelligence: Its Nature and Implications for Education // Education Sciences. - 2021. - Vol. 11. -No. 12. - DOI: https://doi.org/10.3390/edu csci11120823.
19. Sternberg R. J. A Theory of Adaptive Intelligence and Its Relation to General Intelligence // Journal of Intelligence. - 2019. - Vol. 7. -No. 4. - DOI: https://doi.org/10.3390/jinte lligence7040023.
20. Локаткова О. Н. Роль адаптивного интеллекта обучающихся в процессе взаимодействия с образовательной средой // Universum: психология и образование. - 2021. - № 6 (84).
- С. 18-21. - DOI: 10.32743/UniPsy.2021. 84.6.11880.
21. Зимина Е. В., Нефедьева Е. И. Статистический анализ фактов проявления социального иждивенчества и паразитизма // Baikal Research Journal. - 2020. - № 1. - С. 1. -URL: https://cyberleninka. ru/article/n/statistic heskiy-analiz-faktov-proyavleniya-sotsialnogo-izhdivenchestva-i-parazitizma (дата обращения: 11.01.2023).
REFERENCES
1. Karpikova I.S., Nefed'eva E.I., Sedykh O.G. Social dependence and parasitism in inducing unlawful behavior. Vserossiiskii kriminologi-cheskii zhurnal, 2018, no. 2, pp. 165-177. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsi alnoe-izhdivenchestvo-i-parazitizm-v-produtsi rovanii-protivopravnogo-povedeniya (accessed: January 11, 2023). (In Russian).
2. Sedykh O.G. Social identity: causes of initiation and historical retrospective. Istoriches-kaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl, 2018, vol. 10, no. 3-1, pp. 172-178. (In Russian).
3. Karpikova I.S., Nefed'eva E.I. Social dependency and parasitism in the context of illegal behavior (based on the results of a qualitative sociological study). Sotsiologiya, filosofiya, pravo v sisteme protivodeistviya prestupnosti, materials All-Russian scientific-practical conf. (Krasnoyarsk, November 22, 2018). Krasnoyarsk, SibYuI MVD Rossii Publ., 2018, pp. 97103. (In Russian).
4. Karpikova J.S. (ed). Practices of social dependency in modern russia (experience and results of a regional study). Moscow, Biblio-Globus Publ., 2018. 204 p. (In Russian).
5. Karpikova I.S., Nefed'eva E.I. The phenomenon of social dependency in population assessments (by a case study of the irkutsk region). Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 2018, no. 11 (129), pp. 36-41. Available at: https://cyberleninka.ru/article/ n/fenomen-sotsialnogo-izhdivenchestva-v-ots enkah-naseleniya-na-primere-irkutskoy-oblas ti (accessed: January 11, 2023). (In Russian).
6. Sharovskaya A.V. Social dependency as manifestation of consumer society individual's self-actualization problem. Istoricheskie, filosofs-kie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'tu-rologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, 2012, no. 10, pp. 205-208. (In Russian).
7. Rybnikova G.I., Mergaut I.A. The mechanism of countering social dependency in the Donetsk People's Republic. Sbornik nauchnykh rabot serii "Gosudarstvennoe upravlenie", 2019, no. 1 (13), pp. 194-207. (In Russian).
8. Kuznetsov I.S. Socio-psychological consequences of dependency in society. Novye tekhnologii - neftegazovomu regionu, materials All-Russian scientific-practical. conf. with international participation (Tyumen', May 18-22, 2015). Tyumen', Tyumenskii gosudarstvennyi neftegazovyi universitet Publ., 2015, pp. 223226. (In Russian).
9. Livshits R.L. The soviet project and the problem of the social dependency. Novye idei v filosofii, 2019, no. 6 (27), pp. 162-172. (In Russian).
10. Karpikova I.S. Features of theoretical interpretation of the social dependency phenomenon in terms of russian society. Baikal Research Journal, 2017, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-teoreticheskoy-interpretatsii-fenomena-sotsia lnogo-izhdivenchestva-v-usloviyah-rossiyskog o-sotsiuma (accessed: January 11, 2023). (In Russian).
11. Sidorina T.Yu., Timchenko O. Social dependency is the reverse side of prosperity. Otechestvennye zapiski, 2012, no. 5, pp. 5874. (In Russian).
12. Bradshaw J., Mayhew E. Public Attitudes to Dependency and the Welfare State. International Journal of Market Research, 2004, Vol. 46 (4), pp. 49-64. DOI: https://doi.org/ 10.1177/147078530404600109.
13. Simoyanov A.V. Social dependents: political tale and scientific reality. Nauka. Kul'tura. Obshchestvo, 2022, Vol. 28, no. 1, pp. 66-75. (In Russian).
14. Fraser N., Gordon L. A Genealogy of Dependency: Tracing a Keyword of the U.S. Welfare State. Signs, 1994, Vol. 19, no. 2, pp. 309336.
15. Kathy D. Breaking the Cycle: Welfare Dependency and Family Planning. Policy & Practice of Public Human Services, 2002, Vol. 6, no. 4, pp. 16-19.
16. Moseiko V.V., Frolova E.A. Welfare state vs social dependence. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2014, no. 8 (149), pp. 102-107. (In Russian).
17. Rodionova O.V. The neo-paternalistic state as an optimal model of the modern welfare state. Obshchestvennye nauki i sovremennost', 2012, no. 4, pp. 95-102. (In Russian).
18. Sternberg R.J. Adaptive Intelligence: Its Nature and Implications for Education. Education Sciences, 2021, Vol. 11, no. 12. DOI: https:// doi.org/10.3390/educsci11120823.
19. Sternberg R.J. A Theory of Adaptive Intelligence and Its Relation to General Intelligence. Journal of Intelligence, 2019, Vol. 7, no. 4. DOI: https://doi.org/10.3390/jintellige nce7040023.
20. Lokatkova O.N. The role of adaptive intelligence of students in the process of interaction with the educational environment. Universum: psikhologiya i obrazovanie, 2021, no. 6 (84), pp. 18-21. DOI: 10.32743/UniPsy.2021. 84.6.11880. (In Russian).
21. Zimina E.V., Nefed'eva E.I. Statistical analysis of facts of manifesting social dependence and parasitism. Baikal Research Journal, 2020, no. 1, p. 1. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/statisticheskiy-analiz-faktov-proy avleniya-sotsialnogo-izhdivenchestva-i-parazi tizma (accessed: January 11, 2023). (In Russian).
Информация о статье Дата поступления 10 марта 2023 Дата принятия в печать 3 апреля 2023
Сведения об авторах
Любимова Елена Анатольевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Института психологии и педагогики
Тюменский государственный университет Адрес для корреспонденции: 625003, Россия, Тюмень, ул. Володарского, 6 E-mail: [email protected] (корреспондирующий автор)
SPIN-код: 7916-3512. AuthorID: 372318. ORCID: 0000-0002-8420-0514
Гут Валерий Викторович - кандидат психологических наук, учредитель и директор AQ Institute
Адрес для корреспонденции: 141032, Россия, Мытищи, Осташковское шоссе, д. 22. к 3, кв. 92 E-mail: [email protected] SPIN-код: 1608-2174. AuthorID: 1186742. ORCID: 0000-0002-5941-8546
Для цитирования
Любимова Е. А., Гут В. В. Адаптивный интеллект как средство редукции социального иждивенчества // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2023. - № 1. -С. 52-60. - DOI: 10.24147/2410-6364.2023. 1.52-60.
Article info
Received March 10, 2023 Accepted April 3, 2023
About authors
Lyubimova Elena Anatolyevna - PhD in Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of General and Social Psychology, Institute of Psychology and Pedagogy Tyumen State University
Postal address: 6, Volodarskogo st., Tyumen, 625003, Russia
E-mail: [email protected] (corresponding author)
SPIN-Kog: 7916-3512. AuthorID: 372318. ORCID: 0000-0002-8420-0514
Gut Valery Viktorovich - PhD in Psychological Sciences, Founder and Director AQ Institute
Postal address: 92 sq., 22 k. 3, Ostashkovskoe Shosse, Mytishchi, 141032, Russia E-mail: [email protected] SPIN-Kog: 1608-2174. AuthorID: 1186742. ORCID: 0000-0002-5941-8546
For citations
Lyubimova E.A., Gut V.V. Adaptive Intelligence as a Means of Reducing Social Dependency.
Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2023, no. 1, pp. 52-60. -DOI: 10.24147/2410-6364.2023.1.52-60. (In Russian).