Научная статья на тему 'Адаптивные перестройки сердечно-сосудистой системы студенток в процессе обучения в вузе'

Адаптивные перестройки сердечно-сосудистой системы студенток в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Измайлова М. А.

Изучена динамика функционального состояния сердечно-сосудистой системы в процессе обучения у студенток Ингушского государственного университета. Обследовано 90 девушек коренных жительниц Ингушетии. Результаты мониторингового обследования позволяют охарактеризовать возрастные и адаптационные перестройки функционального состояния сердечно-сосудистой системы, полученные у студенток во время первых трех лет обучения в университете. Выявлен приоритетный для раннего онтогенеза и сохранившийся у аборигенного населения Ингушетии ваго-инсулярный механизм адаптации.Dynamics of a functional condition of cardiovascular system is investigated during training at girls of students of the Ingush state university. Age and adaptable reorganizations of parameters of the cardiovascular system, the functioning caused by features at the native population of Ingushetia are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Измайлова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптивные перестройки сердечно-сосудистой системы студенток в процессе обучения в вузе»

18. КоролюкМ.А. и др. // Лаб. дело. 1988. № 1. С. 16-19.

19. Камышников В.С. Справочник по клинико-биохимической лабораторной диагностике. Т. 2. Минск, 2000.

20. Меньшиков В.В. Лабораторные методы исследования в клинике: Справочник. М., 1987.

21. Schacterle G., PollackR. // Anal. Biochem. 1973. Vol. 51. № 2. P. 654-655.

22. Боровиков В. Statistica искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов. СПб., 2001.

23. Федорова Т.Н., Болдырев А.А., Ганнушкина И.А. // Биохимия. 1999. Т. 64. Вып. 1. С. 94-98.

24. Середенин С.Б., Дурнев А.Д. Фармакологическая защита генома. М., 1992.

25. Вальдман А.В., Александровский Ю.А. Психофармакотерапия невротических расстройств. М., 1987.

Махачкалинский филиал

Ростовского государственного университета,

Ростовский государственный педагогический университет 6 октября 2006 г

УДК 612

АДАПТИВНЫЕ ПЕРЕСТРОЙКИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© 2006 г. М.А. Измайлова

Dynamics of a functional condition of cardiovascular system is investigated during training at girls of students of the Ingush state university. Age and adaptable reorganizations of parameters of the cardiovascular system, the functioning caused by features at the native population of Ingushetia are revealed.

Обучение в вузе - сложный и длительный процесс, который предъявляет высокие требования к морфо-функциональным показателям. Адаптация к комплексу факторов, специфических для высшей школы, представляет собой сложный, многоуровневый социально-психологический процесс и сопровождается значительным напряжением конпенсаторно-приспособительных систем организма. С социальных позиций студенчество можно рассматривать как специфическую группу населения, которая имеет отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения. Наибольшее число учащихся высших учебных заведений относится к возрастной группе 16-25 лет, имеющей определенный статус здоровья, сформированный за предыдущие годы [1-6].

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (ССС) является лимитирующим фактором в процессе адаптации организма человека не только к изменяющимся условиям внешней среды, но и к учебной деятельности. Кроме того, ССС с ее многоуровневой регуляцией представля-

ет собой функциональную систему. Конечный результат ее деятельности -обеспечение заданного уровня функционирования целостного организма, которому должен соответствовать эквивалентный уровень функционирования аппарата кровообращения [7, 8].

Поэтому цель исследования - изучение функционального состояния ССС в динамике обучения у студенток Ингушского государственного университета.

Задачи исследования: функциональное состояние ССС в динамике обучения на 1-3 курсах (в состоянии относительного покоя и после выполнения физической нагрузки) у студенток факультета естествознания; у девушек и юношей во время экзаменационной сессии.

Исследования проводили на базе Ингушского государственного университета г. Назрани. Обследовано 90 девушек во время обучения на 13 курсах в одних и тех же группах в начале обучения и в период зимней и летней экзаменационных сессий (до и после экзамена), во второй половине учебного года (в марте).

Оценка ССС проводилась по показателям центральной гемодинамики: частоте сердечных показателей (ЧСС), систолическому артериальному давлению (САД), диастолическому артериальному давлению (ДАД), которые изучались в состоянии физиологического покоя, после дозированной мышечной нагрузки (проба Мартинэ), а также до и после нервно-эмоционального напряжения, связанного с процедурой экзамена. Оценивалась согласованность взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем по показателям коэффициента Хильдебранта (ПКХ).

Функциональное состояние организма определяли на основании интегрального анализа изменений всех показателей, рассматривая их динамику как проявление саморегуляции организма.

Для статистического анализа результатов использован стандартный пакет программ Microsoft Excel, реализуемый на Intel Pentium.

Результаты мониторингового обследования ССС девушек-ингушек, позволяющие охарактеризовать возрастные и адаптационные перестройки их физиологического статуса, полученные во время первых трех лет обучения в университете, представлены в табл. 1, 2.

Самые высокие показатели пульса в состоянии относительного функционального покоя у первокурсниц зарегистрированы в сентябре, низкие -в ноябре (t = 3,3; р < 0,01). Выявленное урежение среднеарифметических показателей ЧСС в состоянии относительного физиологического покоя в течение первых 3 мес. обучения связано с процессами адаптации организма к новым условиям.

Данные, полученные в конце первого года обучения (март), свидетельствуют о повышении среднестатистических показателей ЧСС, однако различия с показателями, полученными в октябре и ноябре, незначительны. По-видимому, пределы колебаний ЧСС, не выходящие в данном случае за границы нормы адаптации, скорее всего, определены сезонной (осенне-

весенней) цикличностью обменных процессов, составляющих основу всех функций как целостной системы организма.

Таблица 1

Динамика показателей ЧСС у девушек-ингушек биологического факультета в различные периоды обследования (М±т)

№ курса Период обследования Текущее функциональное состояние

Физиологический покой После физической нагрузки

1 Сентябрь 81,1 ± 2,49 109,10 ±2,6**

1 Октябрь *74,78 ± 2,4 88,97 ± 2,19**

1 Ноябрь **71,1 ± 1,72 80,60 ± 1,72**

1 Март 76,57 ± 2,3 93,71 ±1,96**

2 Сентябрь 77,48 ± 2,64 95,6 ±1,83

3 Сентябрь 82,47±2,11 113,8±3,5**

3 Март 78,2±2,47 97,56±3,62**

До экзамена После экзамена

1 Январь *90,6 ± 2,3 90,41 ± 1,97

2 Январь **93,8 ± 2,22 87,22 ±1,6

3 Январь **92,01±3,01 88,05 ±2,54

1 Июнь **90,3± 1,97 83,6 ± 2,78

Примечание. (слева)* - достоверность различий в пределах разных периодов обследования; (справа) * - при разных физиологических состояниях: * р < 0,05; ** р < 0,01.

Известно, что с возрастом в норме величина ЧСС урежается до определенного значения, что может быть связано с повышением тонической активности центров блуждающего нерва и понижением тонуса симпатической нервной системы [9]. Следует отметить, что динамика ЧСС у студенток 1-го года обучения отражает адаптивные возможности последнего периода восходящего онтогенеза. Этот возраст относится к завершающему периоду становления регуляторных механизмов ССС.

В работах, представленных другими авторами [10], наблюдается учащение пульса у студентов к 3-му году обучения в вузе.

В нашем исследовании среднеарифметические показатели ЧСС, полученные в сентябре в разные годы обучения с 1 по 3-й курс, достоверно не различаются. Скорее всего, здесь выявлен приоритетный для раннего онтогенеза и сохранившийся у аборигенного населения Ингушетии ваго-инсулярный механизм адаптации (согласуется с данными И.В. Сухановой [11]).

Изучение направленности и характера адаптационных сдвигов функции любой системы недостаточно информативно при её исследовании

только в исходном состоянии, т.е. в покое, так как степень изменения функциональных возможностей организма можно оценить в достаточной мере, лишь применив возмущающие систему воздействия. Такими воздействиями при изучении долговременной адаптации организма человека к условиям обучения и воспитания являются физические функциональные пробы. Применение адекватных функциональных проб позволяет моделировать различные ситуации, которые могут потребовать адаптации, а также достаточно объективно оценивать функциональные возможности системы в процессе её адаптационных перестроек.

Таблица 2

Динамика показателей артериального давления у девушек-студенток в различные периоды исследований, М±т

№ курса Период обследования Текущее функциональное состояние

САД в покое САД после физической нагрузки ДАД в покое ДАД после физической нагрузки

1 Сентябрь 121,3±1,9 140,4±2,3** 77,8±2,3 79,6±1,5

1 Октябрь 1 115,2±3,7 125,5±2,1* 75,6±1,3 75,18±1,3

1 Ноябрь *112,4±1,29 122,2±1,52** 74,2±1,7 75,6±1,04

1 Март *108,5±0,9 117,4±1,3** 75,1±1,1 72,86±1,2

2 Сентябрь *112,7±2,06 - 77,5±2,64 -

3 Сентябрь *113,9±1,7 141,4±3,15** 71,05±1,69 91,9±5,3**

3 Март 110,8±1,11 122,8 ± 1,6** 75,0±1,3, 76,1±1,1

До экзамена После экзамена До экзамена После экзамена

1 Январь 114,6±2,4 116,9±2,4 76,3±2,1 76,15±1,9

1 Июнь **117,6±2,3 113,5±1,74 77,1±1,8 73,5±1,59

2 Январь **122,5±1,4 120±1,88 *84,17±,18 81,38±,16

3 Январь 115,2±2,2 118,6±2,7 **79,18±1,9 74,2±2,5*

Примечание. (слева) * - достоверность различий в пределах разных периодов обследования; (справа) * - при разных филологических состояниях: * р < 0,05; ** р < 0,01.

Анализ представленных данных свидетельствует о том, что самые высокие значения прироста ЧСС у девушек-ингушек после физической нагрузки отмечены в сентябре на третьем году обучения. На наш взгляд, это связано с процессами кумуляции утомления на 3-м курсе, в результате чего возрастает напряжение ССС, резко повышается физиологическая стоимость одинаковой по относительной мощности работы.

Влияние нервно-эмоционального напряжения на показатели ЧСС исследовалось в до- и послеэкзаменационные периоды (рис. 1). Среднеарифметические показатели ЧСС, полученные в ответ на нервно-эмоцио-

нальное напряжение, связанное со сдачей экзамена, не зависят ни от сезона, ни от года обучения.

%

40 ■ 35 ■ 30 +25 -20 -15 -10 -5 0

%

30 25 20 15 10 5

I

1 курс 2 курс 3 курс

□ - до экзамена; □-после экзамена

а б

Рис. 1. Динамика прироста ЧСС в различные периоды исследований в ответ на дозированную физическую нагрузку (а) и нервно-эмоциональное напряжение (б)

Представленный анализ изменений среднестатистических показателей ЧСС у девушек-ингушек в динамике обучения в вузе даёт приближенную оценку адаптационным перестройкам физиологического статуса в группе обследуемых. Более информативен индивидуальный анализ, позволяющий увидеть изменения в показателях центральной гемодинамики у каждой обследуемой студентки.

В период экзаменационных сессий студенток с брадикардическими проявлениями в пульса не выявлено. Девушки, имеющие высокие значения ЧСС в ситуации ожидания экзамена, встречаются чаще на втором году обучения. Меньше всего студенток с такими показателями зарегистрировано в группе первокурсниц, что может быть связано с низкой реактивностью их организма.

После экзамена количество девушек, имеющих показатели ЧСС с та-хикардическими проявлениями, в группе второкурсниц и третьекурсниц уменьшается, а в группе первокурсниц наблюдается обратная динамика. Как в январе, так и в июне девушки, имеющие показатели пульса, превышающие нормативные данные, после экзаменов на первой курсе встречаются чаще. На наш взгляд, это свидетельствует о пролонгированном влиянии нервно-эмоционального напряжения у этих девушек, о тахикардиче-ском последействии, связанном с радостью или огорчением от полученной оценки (рис. 2).

Мониторинговое изучение динамики среднеарифметических показателей артериального давления (табл. 2) позволило выявить его значительное уменьшение у девушек-биологов в процессе обучения в вузе.

Мышечная нагрузка, выполняемая студентками, во все периоды исследований способствует значительному увеличению показателей САД.

0

%

80 70 60 50 40 30 20 10 0

67 63

--50 57 57 53

A3.

J3L

Январь до экзамена

Январь после экзамена

Июнь до экзамена

Июнь после экзамена

□ - 1 курс; □- 2 курс; □- 3 курс

Рис. 2. Распределение девушек-студенток с тахикардическими проявлениями ЧСС в период экзаменационных сессий, %

Однако прирост показателей САД в динамике обучения различен. Максимальный сдвиг после выполнения мышечной нагрузки отмечен в сентябре у студенток 3-го курса, что свидетельствует о неустойчивости механизмов экономизации функций и скорее всего отражает нарастающее влияние гиподинамии.

Результаты анализа распределения студенток с гипертензивными отклонениями в показателях САД в период экзаменационных сессий представлены на рис. 3. Оценка полученных данных свидетельствует о том, что в зимнюю сессию после экзамена увеличивается число обследуемых с повышенными показателями САД. Чаще всего подобные отклонения в САД встречаются на третьем курсе. В летнюю экзаменационную сессию перераспределения в группе студенток с повышенными значениями не существенны.

%

50 40 30 20 10 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50

"23"

17 17

37

27

20

17

Январь до Январь после Июнь до экзамена Июнь после экзамена экзамена экзамена

□ - 1 курс; □- 2 курс; □- 3 курс

Рис. 3. Распределение студенток по показателям САД, с гипертензивныти отклонениями в период экзаменационных сессий, °%

Физиологические сдвиги при нервно-эмоциональном напряжении выражены менее значительно, чем при выполнении физической нагрузки.

Анализ среднеарифметических ПКХ показывает, что во все периоды исследований они соответствуют нормативным данным.

Количество девушек, у которых ПКХ не соответствуют нормативным данным, в процессе обучения в вузе увеличивается (рис. 4). Таким образом, образовательная среда способствует нарушению согласования регуляции сердечно-сосудистой и дыхательной систем у студенток.

□ - норма; □- ниже нормы;

□ - выше нормы

□ - норма;

- ниже нормы; □- выше нормы

Первокурсницы в начале года Третьекурсницы в начале года

Рис. 4. Распределение девушек-ингушек по ПКХ в динамике обучения в вузе, %

Подобные перераспределения в группах девушек по показателям системной гемодинамики позволяют судить о полифазности адаптационных возможностей в процессе обучения в вузе и указывают на отсутствие стабильности в становлении механизмов адаптации.

Выводы

1. Выявлен приоритетный для раннего онтогенеза и сохранившийся у аборигенного населения Ингушетии ваго-инсулярный механизм адаптации.

2. В процессе обучения в вузе возрастает физиологическая стоимость одинаковой по мощности мышечной нагрузки, что отражает нарастающее влияние гиподинамии на организм девушек.

3. Динамика показателей ЧСС у студенток 1-го курса свидетельствует о пролонгированном действии нервно-эмоционального напряжения, связанном с процедурой экзамена.

4. Кумуляция утомления в динамике обучения в вузе способствует повышению давления у студенток после экзамена.

Литература

1. Агаджанян Н.Л. и др. // Гигиена и санитария. 2005. № 3. С. 48-51.

2. Геворкян Э.С. и др. // Физиология человека. 2004. Т. 30. № 3. С. 54-59.

3. Григорьева А.В. // Образование в России: медико-психологический аспект: Материалы конф. Калуга, 2005. Т. 1. С. 150-152.

4. Латышевская Н.И. // Гигиена и санитария. 2004. № 1. С. 51-54.

5. Мельников А.Х. и др. // Функциональное состояние и здоровье человека: Материалы конф. Ростов н/Д, 2006. С. 106-107.

11%

6. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: Авто-реф. дис. ... д-ра биол. наук. СПб., 2001.

7. Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. М., 1975.

8. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. М., 1998.

9. Аршавский И.А. Руководство по физиологии: Возрастная физиология. Л., 1975.

10. Соловьев В.С., Литовченко О.Х., Нифонтова О.Л. // Гигиена и санитария. 2004. № 1. С. 44-47.

11. Суханова И.В. // Функциональные состояние и здоровье человека: Материалы конф. Ростов н/Д, 2006. С. 131-132.

Ростовский государственный педагогический университет 13 ноября 2006 г.

УДК 595.796 (470.47)

ОСОБЕННОСТИ БИОТОПИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МУРАВЬЕВ (HYMENOPTERA, FORMICIDAE) В КАЛМЫКИИ

© 2006 г. Ж.В. Савранская, С.И. Сигида

The article deals with the biotopical description of distribution of ants whose fauna in Kalmykia includes 56 species at present. It has been established that ants communities of different biotopes are rather contrasting in faunistic structure, zoogeographical and ecological characteristics, and in a level of domination of those or other species. Intrazone biotopes are of particularly great specific variety and include 43 species, which substantially enrich the local fauna.

В статье представлены материалы, сбор которых проводился в течение 1990-1991 и 1997-2004 гг. во всех природно-географических ландшафтах Калмыкии: сухие степи (надпойменные террасы западной части долины Маныча, восточная часть долины Маныча), полупустыни (Ергенинская возвышенность, северо-запад Прикаспийской низменности) и Волго-Ахтубинская пойма.

В результате проведенного исследования на территории Калмыкии отмечено 56 видов муравьев, населяющих различные биотопы. Данные по ландшафтно-биотопическому распределению фаунистических комплексов муравьев в экосистемах исследуемого района сведены в таблице. Для сравнения фаунистического состава выделенных группировок использовался коэффициент Жаккара (рисунок).

Спектр биотопов, заселяемых муравьями, в Калмыкии достаточно разнообразен. Более того, практически нет местообитаний, где бы не встречались муравьи. Они являются непременным компонентом как в естественных биогеоценозах с растительностью зонального и интразонального типов, так и в условиях культурного ландшафта. Такое разнообразие биотопических условий определяет экологические и зоогеографические осо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.