Б И О Л О Г И Ч Е С К И Е
НАУКИ
С.А. Асхабова, А.А. Исрапилова
АДАПТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Регуляторная деятельность организма по поддержанию гомео-стаза осуществляется взаимодействием отделов вегетативной нервной системы. От координации симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы зависит избирательное вовлечение функциональных систем в реализацию адаптационных механизмов и состояние здоровья обучаемых в условиях учебной деятельности в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: сердечный ритм, пробы Штанге и Генчи, демографическая проба, вегетативная нервная система.
Целью наших исследований является изучение особенности адаптации студентов с разным вегетативным тонусом.
Исследования проводились на студентах биолого-химического факультета. Все участвовавшие в исследованиях студенты практически здоровы, имели среднее физическое развитие.
Методы исследования:
1. Проведение демографической пробы для определения вегетативного тонуса.
2. Измерение частоты сердечных сокращений с помощью тонометра «Omron».
© С.А. Асхабова, А.А. Исрапилова, 2022.
Научный руководитель: Зайналабдиева Хеди Магомедовна - кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии и анатомии человека и животных, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Россия.
3. Анализ опроса состояния здоровья для определения степени адаптации респондента к умственным нагрузкам.
4. Пробы с задержкой дыхания.
По результатам анализа опроса состояния здоровья все студентки были разделены на две группы. В первую группу вошли студентки удовлетворительным течением адаптации, вторую гриппу составили девушки с неудовлетворительным течением адаптации.
В каждой группе студентки были разделены по типу вегетативного обеспечения.
Первую подгруппу составили студентки с преобладанием симпатического тонуса.
Вторую подгруппу - девушки с нормотоническим тонусом.
Третью подгруппу - девушки ваготонического типа регуляции.
Экзаменационный стресс вызывает выраженное эмоциональное напряжение у студентов. Согласно ряду авторов, психоэмоциональный стресс оставляет свой след и сохраняется еще определенное время после экзаменационного испытания. Также известно, что у студентов развиваются различные психофизиологические реакции на экзаменационный стресс в зависимости от адаптационных возможностей и вегетативного статуса организма [1;2].
Психоэмоциональное напряжение, вызванное в период сессии, отразилось на реактивность дыхательной и сердечно-сосудистой системы, что является показателем адаптивных возможностей организма респондентов.
Результаты нашего исследования показали, что экзаменационный стресс одинаково повлиял на сердечный ритм у студенток с удовлетворительной адаптацией и всех типов вегетативной регуляции (табл. 1).
Таблица 1
Влияние экзаменационного стресса на показатели пульса у студенток первой группы_
Период обследования Типы вегетативной нервной системы
Симпатический Нормотонический Ваготонический
Конец семестра 90,0±2,5 85,5±1,9 80,4±1,7
До экзамена 89,5±1,8 85,8±2,1 75,0±2,8
После экзамена 85,0±2,9 70,0±1,8 80,0±2,5
У девушек с неудовлетворительной адаптацией сердечный ритм перед началом экзамена отличалась от показателей в конце учебного семестра. При этом, эти изменения носили разнонаправленный характер в зависимости от типа вегетативного тонуса (табл.1). У девушек с симпатическим тонусом психоэмоциональное напряжение стало еще сильнее, частота сердечных сокращений достиг более девяноста ударов в минуту. У студенток с нормотоническим тонусом вегетативной регуляции наблюдается обратная картина психоэмоционального состояния, которая проявляется в усилении влияния блуждающего нерва на деятельность сердечно-сосудистой системы. Это привело к снижению пульса у девушек перед экзаменационным испытанием. Совсем иная картина в вегетативной регуляции сердечной деятельности проявляется у девушек с преобладанием парасимпатического эффекта вегетативной нервной системы. Если перед сессией у них регистрировалось усиление парасимпатического влияния, то перед экзаменом - асимметрия поменяла направление и повысилось влияние симпатического отдела вегетативной нервной системы. Результатом этого явилось повышение сердечного ритма от пятидесяти трех ударов в минуту до семидесяти восьми ударов в минуту.
Таблица 2
Влияние экзаменационного стресса на показатели пульса у студенток второй группы_
Период обследования Типы вегетативной нервной системы
Симпатический Нормотонический Ваготонический
Конец семестра 80,5±2,1 85,5±2,7 60,5±2,9
До экзамена 96,0±3,2 69,5±4,6 79,5±3,3
После экзамена 76,0±2,8 65,0±2,0 80,0±2,0
У студенток первой группы с преобладанием симпатическим и нормотоническим тонусом вегетативной нервной системы сердечный ритм снизился после экзаменационного испытания. Тогда, как у студенток с преобладанием парасимпатического эффекта наблюдается повышение значения сердечного ритма после проведения умственной нагрузки.
У девушек второй группы с преобладанием симпатического эффекта вегетативной нервной регуляции после проведения экзаменационного испытания отмечалось снижение сердечного ритма до семидесяти шести ударов в минуту. Также низкие показатели сердечного сокращения сохранилось у респондентов с нормотоническим тонусом вегетативной реактивности. У девушек с ваготоническим тонусом вегетативной нервной реактивности наблюдается обратная картина психоэмоционального состояния, которая проявляется в усилении симпатического влияния на деятельность сердечно-сосудистой системы.
Показатели продолжительности времени произвольной задержки дыхания на выдохе у девушек первой группы с симпатическим и нормотоническим тонусом перед экзаменационным испытанием практически не отличались и составили 45,2±3,0 с и 45,0±1,2 с соответственно (табл. 3). Тогда, как в группе девушек с ваготоническим тонусом отмечалось резкое снижение этого показателя перед экзаменом по сравнению с его значением в конце семестра.
Таблица 3
Влияние экзаменационного стресса на продолжительность
_дыхания на выдохе у студенток первой группы_
Период обследования Типы вегетативной нервной системы
Симпатический Нормотонический Ваготонический
Конец семестра 45,0±4,2 47,0±3,2 54,5±1,2
До экзамена 45,2±3,0 45,0±1,2 32,5±3,5
После экзамена 40,0±2,5 48,0±3,2 35,0±2.1
У обследуемых с симпатическим эффектом вегетативной нервной регуляции и удовлетворительной адаптацией после экзаменационного испытания продолжительность произвольной задержки дыхания на выдохе стало ниже на пять единиц по сравнению с показателем перед началом испытания. Тогда, как в группах студенток с нормотоническим и ваготоническим эффектом вегетативной нервной регуляции продолжительность произвольной задержки дыхания в пробе Генча оставалась без изменений (табл.3)
У девушек второй группы с неудовлетворительной адаптацией независимо от вегетативной реактивности организма при испытании экзаменационного стресса продолжительность времени задержки дыхания при проведении пробы Генча снижалась по сравнению с таковой в конце семестра. Наиболее выраженное снижение показателя длительности задержки дыхания на выдохе при психоэмоциональном напряжении выявлено у девушек с вегетативным тонусом (табл.4).
Таблица 4
Влияние экзаменационного стресса на продолжительность дыхания _на выдохе у студенток второй группы_
Период обследования Типы вегетативной нервной системы
Симпатический Нормотонический Ваготонический
Конец семестра 40,5±3,2 46,5±3,2 50,5±3,5
До экзамена 38,0±1,2 42,5±1,7 42,5±2,5
После экзамена 48,5±2,2 37,5±1,9 35,0±2,9
У девушек второй группы с симпатическим тонусом после экзаменационного испытания продолжительность времени произвольной задержки дыхания в пробе Генча увеличилось, тогда как в группе с нормотоническим и ваготоническим эффектом вегетативной регуляции, наоборот снижалась по сравнению с таковой перед умственной нагрузкой (табл.4).
Изменения динамики продолжительности времени произвольной остановки внешнего дыхания на вдохе были менее выражены по сравнению с таковыми в пробе с задержкой дыхания на выдохе (табл. 5 и 6).
Таблица 5
Влияние экзаменационного стресса на продолжительность
_дыхания на вдохе у студенток первой группы_
Период обследования Типы вегетативной нервной системы
Симпатический Нормотонический Ваготонический
Конец семестра 58,5±3,0 62,0±2,5 62,5±2,4
До экзамена 60,5±2,1 58,5±3,2 52,0±2,6
После экзамена 59,5±4,2 55,0±3,0 50,5±2,2
При удовлетворительном течении адаптации у девушек с преобладанием симпатического эффекта, а также в состоянии равновесия между отделами вегетативной нервной системы продолжительность времени произвольной задержки дыхания в пробе Штанге на всех этапах исследования была практически одинаковой. Тогда, как у обследуемых с ваготоническим эффектом вегетативной нервной регуляции продолжительность времени произвольной остановки внешнего дыхания на вдохе имела тенденцию к снижению этого показателя по мере проведения трех измерений (табл.5).
В группе студенток с неудовлетворительным течением адаптации повышение продолжительности времени произвольной задержки внешнего дыхания на вдохе перед экзаменом отмечалось у респондентов с преобладание как симпатического, так и парасимпатического эффекта вегетативной регуляции. При этом удлинение продолжительности времени произвольной задержки внешнего дыхания на вдохе в этих группах составило 13 с и 7 с соответственно по сравнению с таковым показателем в конце семестра. В дальнейшем после проведения экзаменационного испытания в этих группах наблюдается обратное снижение показателя времени произвольной задержки внешнего дыхания.
В группе девушек неудовлетворительным течение адаптации в условиях равновесия между симпатическим и парасимпатическим эффектом вегетативной регуляции показатель продолжительности остановки внешнего дыхания на вдохе в конце семестра составил 61,2±3,1 с (табл.6).
Таблица 6
Влияние экзаменационного стресса на продолжительность дыхания на вдохе у студенток второй группы
Период обследования Типы вегетативной нервной системы
Симпатический Нормотонический Ваготонический
Конец семестра 42,5±2,3 61,2±3,1 55,0±2,6
До экзамена 55,0±1,7 60,0±2,3 62,5±2,7
После экзамена 45,5±1,9 56,0±3,2 52,5±3,2
После экзаменационного испытания продолжительность произвольной задержки дыхания на вдохе у девушек с ваготоническим тонусом стало ниже на четыре единицы по сравнению с таковым показателем перед началом экзаменационного испытания (табл.7).
Выводы
1.В зависимости от преобладания отделов вегетативной нервной системы формирование приспособительных реакций к умственным нагрузкам максимально различалось у девушек при неудовлетворительном течении адаптации.
2.Устойчивость функционального состояния у девушек с разным вегетативным тонусом при удовлетворительном течении адаптации проявлялась в сохранении показателей сердечного ритма и времени задержки дыхания при воздействии умственной нагрузки.
3.При неудовлетворительном течении адаптации в ситуации экзаменационного испытания наиболее максимально проявлялись особенности вегетативной регуляции организма студенток, что отражалось на сердечном ритме, устойчивости к гипоксии.
Библиографический список:
1. Горькавая А.Ю. Показатели физиологического развития и адаптации сердечно-сосудистой системы студентов медуниверситета во Владивостоке/А.Ю.Горькавая//Гигиена и санитария.-2009.-№1.- С. 58-60.
2. Щербатых Ю. Н. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе / Ю.Н. Щербатых // Физиология человека. - 2000. - Т. 26 (5). - С. 151.
АСХАБОВА СЕДА АХМЕДОВНА - магистрант биолого-химического факультета, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Россия.
ИСРАПИЛОВА АЙНА АБДРАХМАНОВНА - магистрант био лого-химического факультета, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Россия.