Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА'

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
студенты / функциональное состояние организма / экзаменационный стресс / students / functional state / examination stress

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ю.Д. Карпенко

Исследовали функциональное состояние организма студентов в межсессионный период и непосредственно перед экзаменом. Установили, что перед экзаменом происходит увеличение значений маркеров активности симпатического отдела и снижение маркеров тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Выявили значительную индивидуальную вариабельность характера реакции в зависимости от индекса массы тела студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ю.Д. Карпенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL STATES IN STUDENTS UNDER EXAMINATION STRESS

Functional states were studied in students in the intersession period and just before exams. It was found that there was an increase in markers of sympathetic activity and a reduction in markers of parasympathetic tone of the autonomic nervous system. A considerable individual variability in the pattern of a reaction was revealed in relation to the body mass index in students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА»

[гиена и санитария 1/2010

ские, музыкальные кадетские корпуса Министерства обороны РФ / Главное Военно-медицинское управление Министерства обороны РФ. — М., 2002.

3. Новикова И. И. Гигиеническая оценка закономерностей формирования здоровья школьников крупного

промышленного центра: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — Омск, 2006. 4. Ширинский В. А., Брускин 3. 3. // Гиг. и сан. — 1979. - № 8. - С. 32-36.

Поступила 08 07.08

С Ю. Д. КАРПЕНКО. 2010 УДК 613.843-057.875-07

Ю. Д. Карпенко

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА

ГОУ ВПО Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чебоксары

Карпенко Ю. Д. — канд. биол. наук, докторант каф. анатомии, физиологии и гигиены детей ГОУ ВПО Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, дир. ГУ НИИ экологии Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (ecology21@list.ru)

Исследовали функциональное состояние организма студентов в межсессионный период и непосредственно перед экзаменом. Установили, что перед экзаменом происходит увеличение значений маркеров активности симпатического отдела и снижение маркеров тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Выявили значительную индивидуальную вариабельность характера реакции в зависимости от индекса массы тела студентов.

Ключевые слова: студенты, функциональное состояние организма, экзаменационный стресс

Yu. D. Karpenko. - FUNCTIONAL STATES IN STUDENTS UNDER EXAMINATION STRESS

Functional stales were studied in students in the intersession period and just before exams. It was found that there was an increase in markers of sympathetic activity and a reduction in markers of parasympathetic tone of the autonomic nervous system. A considerable individual variability in the pattern of a reaction was revealed in relation to the body mass index in students.

Key words: students, functional state, examination stress

Важнейшей современной проблемой гигиенической науки является исследование воздействия возрастающей социальной, интеллектуальной и экологической нагрузки на функционирование основных органов и систем у учащихся и студентов. Одним из наиболее эффективных методов оценки и прогнозирования состояния организма является донозологическая диагностика, в основе которой лежит концепция адаптации организма к факторам окружающей среды [8].

Большую роль в формировании и функционировании адаптационных механизмов играют регуляторные системы организма: вегетативная нервная, эндокринная, центральная нервная [4]. При проведении массовых гигиенических исследований предпочтение отдают показателям, которые, являясь чувствительными к изменению качества окружающей среды, интегрируют в себе состояние здоровья, физическое развитие и функциональное состояние отдельных систем и организма в целом [8].

Согласно данным литературы, всем этим требованиям соответствуют показатели функционирования сердечно-сосудистой системы и, в частности, показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР). Это объясняется тем, что показатели ВСР отражают, с одной стороны, состояние гуморальных и вегетативных механизмов регуляции в организме человека и, с другой, — степень напряжения регуляторных систем при адаптации организма к воздействию стрессовых факторов различной природы (климатические, антропогенные и социальные) [2, 4, б].

В то же время адаптационные реакции функциональных систем организма всегда индивидуальны, это выражается различной степенью их мобилизации и участия в реакциях организма. В частности, индивидуальные особенности индекса массы тела (ИМТ) оказываются сопряженными с особенностями функционального состояния систем регуляции организма. При этом, по сравнению с обследованными, имеющими ИМТ в пределах физиологической нормы (от 18,5 до 24,9), у лиц с низким

(ниже 18,5) и высоким (от 25 и более) значениями ИМТ повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний, нарушения обмена веществ и смерти в трудоспособном возрасте [3, 13, 15].

В связи с вышеизложенным целью настоящего исследования явилось изучение функционального состояния организма студентов и влияния на это состояние социальных стрессовых факторов в форме экзамена и зависимости адаптационных возможностей от ИМТ.

Обследовали 230 студентов III—V курсов ГОУ ВПО ЧГПУ им. И. Я. Яковлева в возрасте 18—25 лет (средний возраст 20,77 ± 0,09 года).

Обследование проводили дважды: в межсессионный период и непосредственно перед экзаменом. Для изучения особенностей регуляции деятельности сердца регистрировали сердечный ритм с помощью программно-аппаратного комплекса ORTO Expert (www.orto.ru). Испытуемый находился в состоянии покоя лежа не менее 5 мин до начала регистрации кардиоинтервалов. Исследование и анализ показателей ВСР проводили в соответствии с рекомендациями Европейской ассоциации кардиологии и Северо-Американской ассоциации электрофизиологии и кардиоритмологии [14]. Исходя из сложившихся в настоящее время теории и практики изучения стрессорных реакций [3—5, 9, 10, 12], исследовали частоту сердечных сокращений (ЧСС) и показатели функционирования вегетативной нервной системы (ВНС), оцененные путем анализа последовательности кардиоинтервалов. При этом использовали статистические (NN50, pNN50, RMSSD, SDNN), геометрические (Mo, АМо, MxDMn) показатели, индекс напряжения регуляторных систем — ИН (стресс-индекс — SI) и показатели частотной области (LF, HF, LF/HF, pLF, pHF). Артериальное давление (АД) оценивали с помощью автоматического тонометра BP ЗВТО-А фирмы "Microlife" с учетом требований Минздравсоцразвития Российской Федерации [7]. Данные статистически обрабатывали с использованием пакета Statistica 6.0 for Windows с при-

менением критерия знаков (г), дисперсионного анализа, регрессионного анализа, критерия Манна—Уитни (и), коэффициента ранговой корреляции Спирмена и критерия х2.

В результате проведенных исследований выявили значительные изменения значений показателей ВСР перед экзаменом по сравнению с межсессионным периодом (см. таблицу). Перед экзаменом увеличиваются значения маркеров активности симпатического отдела ВНС: АМо (г = 4,58; р < 0,0001), ИН (г = 3,90; р < 0,0001), Ц7НР (2 = 5,79; р < 0,0001), рЬИ (X = 5,72; р < 0,0001) и снижается тонус парасимпатического отдела ВНС, на что указывает снижение значений ЯМБЗО (г = 6,38; р < 0,0001), рЫЫ50 (Ъ = 6,25; р < 0,0001), НЯ (г = 5,15; р < 0,0001), рНИ {1 = 5,55; р < 0,0001)

Изучение гемодинамических показателей и ЧСС позволило обнаружить статистически достоверное увеличение диастолического АД — ДАД = 4,41; р < 0,0001) и ЧСС (г = 7,57; р < 0,0001) перед экзаменом.

В качестве индикатора функционального состояния организма использовали ИН. В многочисленных работах показано, что ИН яапяется весьма чувствительным маркером стресса, вызванного самыми разными причинами, в том числе, и экзаменационным стрессом |6, 10]. Использовали классификацию ИН, предложенную А. Д. Ноздрачевым и Ю. В. Щербатых [6]. У значительной части студентов наблюдали изменение функционального состояния с нормотонического и ваготонического в межсессионный период до симпатикотонического и сверх-симпатикотонического непосредственно перед экзаменом: достоверное увеличение доли симпатикотоников (с 21,43 до 42,86%; х2 = 11,79; р = 0,0006) и снижение доли студентов с нормотоническим (с 58,04 до 41,96%; X2 = 5,79; р = 0,016) и с ваготоническим типом регуляции (с 16,07 до 4,46%; х2 = 8,19; р = 0,004).

Состояние ВНС изучали также с применением вегетативного индекса Кердо (ВНС). Значения ВИК у студентов в межсессионный период существенно отличаются от таковых перед экзаменом. Если в межсессионный период преобладают отрицательные значения ВИК (у 50,54%), что свидетельствует о повышенной активности парасимпатического отдела ВНС, то перед экзаменом студентов с положительными значениями ВИК было намного больше (82,8%; х2 = 23,07; р < 0,00001). Из сравнения характера сдвигов изученных функциональных показателей следует, что изменения показателей ВСР и

Показатели сердечно-сосудистой системы у студентов в межсессионный период и перед экзаменом

Показатель Межсессионный период Экзамен

ЬР, МС! 1640,39 ± 113,02 1352,91 ± 100,89

НИ, мс2 1053,32 ±81,08 598,66 ± 61,08"*

Ц7НР 2,19 ± 0,12 3,45 ± 0,17***

% 62,28 ± 1,13 72,84 ± 0,94***

рНР % 37,66 ± 1,13 27,16 ± 0,94***

ЯМБЗО, с 0,054 ± 0,002 0,036 ± 0,002***

р^50, % 29,34 ± 1,55 14,36 ± 1,26***

Мо, с 0,834 ± 0,001 0,772 ± 0,009***

МхОМп, с 0,342 ±0,013 0,300 ± 0,014

АМо, % 39,61 ± 1,08 48,20 ± 1,24***

ИН, усл. ед. 99,40 ± 6,85 162,98 ± 11,28***

ЧСС, в минуту 72,95 ± 0,78 84,34 ± 0,96***

САД, мм рт. ст. 114,49 ± 0,80 116,95 ± 0,89

ДАД, мм рт. ст. 73,00 ± 0,57 76,16 ± 0,64***

ВИК, усл. ед. -1,09 ± 1,18 10,87 ± 1,08***

Примечание. Достоверность различий между межсессионным периодом и экзаменом: • — р < 0,05, ** — р < 0,01, •**—/»< 0,001.

ВИК во время экзамена обусловлено увеличением активности симпатического отдела ВНС.

В целях изучения особенностей адаптационных реакций у студентов во время экзамена в зависимости от мас-соростовых показателей проанализировали распределение значений ИМТ. В результате исследования выявили, что среднее значение ИМТ составило 21,23 ± 0,22. Изучение распределения ИМТ показало, что 86,16% студентов имеют нормальное соотношение массы и роста тела, 8,26% имеют избыточную массу тела, 4,58% имеют дефицит массы тела и 1% — ожирение.

Для выявления связи между ИМТ и показателями функционирования сердечно-сосудистой системы провели регрессионный анализ. При этом в качестве смешивающих переменных учитывали пол и возраст, что является традиционным для исследований такого рода. В ходе регрессионного анализа выявили выраженную связь ИМТ с ЧСС (ЧСС = 20,83 + 1,44 • пол + 0,29 • возраст +

0.57 - ИМТ — 8,26 • оценка ИМТ; г = 0,23; / (для оценки ИМТ) = 2,1; р = 0,04). Также обнаружили достоверную положительную связь ИМТ с систолическим АД — САД (САД = 119,76 - 7,94 • пол - 0,3 • возраст + 0,71 • ИМТ; г = 0,37; Г = 6,62; / (для ИМТ) = 2,06; р = 0,04). Из этих данных следует, что ИМТ сопряжен с гемодинамически-ми показателями и отражает индивидуальные адаптационные возможности организма, зависящие от него. Последнее согласуется с данными литературы [1] о возможности использования ИМТ в качестве индикатора адаптации организма.

Результаты статистического анализа связи ИМТ с показателями кардиоинтервалографии показывают, что по мере увеличения ИМТ увеличивается относительная активность парасимпатического отдела ВНС в условиях экзаменационного стресса, на что указывает увеличение БОЫЫ (г = 0,33; / = 3,30; р = 0,002). По мере увеличения ИМТ относительно уменьшаются значения АМо (г = 0,29; / = -2,81; р = 0,006) и ИН (г = 0,33; / = -2,78; р = 0,007). Изучение волновых составляющих сердечного ритма показало, что по мере увеличения ИМТ увеличиваются низкочастотная (ЬР) (/-=0,38; /=3,58; р = 0,0006) и высокочастотная (НР) (г =0,22; /=2,12; р = 0,04) части спектра. В то же время не обнаружили статистически достоверных связей ИМТ с ЬР/НР, рЦ7, рНР, КМББО, рЫМО, Мо, МхОМп, ДАД и ВИК. Проведенный анализ особенностей адаптации организма к воздействию стрессовых социальных факторов выявил различную стратегию адаптации организма в зависимости от его массоростовых показателей.

Полученные результаты исследования согласуются с современными представлениями, что основополагающим компонентом методологии оценки величины здоровья является изучение адаптационных возможностей организма [8].

Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что в условиях экзаменационного стресса происходит изменение тонуса парасимпатического и симпатического отделов ВНС, приводящее к сдвигу в сторону симпатической активности, понижению доли студентов с нормотоническим типом вегетативной регуляции. В то же время выявили значительную межиндивидуальную вариабельность характера стрессорной реакции, что может быть обусловлено индивидуальными особенностями, в том числе массоростовыми показателями. Реализованный нами принцип донозологической диагностики значимых критериев морфофункционального состояния организма позволяет проводить профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья студентов на индивидуальном уровне.

Литература

1. Антропова М. В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В. и др. // Гиг. и сан. - 1997. - № 1. - С. 24-26.

[гиена и санитария 1/20x0

2. Баевский Р. М. // Успехи физиол. наук. — 2006. — Т. 37, № 33. - С. 42-57.

3. Геворкян Э. С., Минасян С. М., Ксаджикян Н. Н. и др. // Гиг. и сан. - 2005. - № 5. - С. 55-57.

4. Комплексная оценка функциональных резервов организма / Айдаралиев А. А., Баевский Р. М., Берсенева А. П. и др. — Фрунзе, 1988.

5. Минасян С. М., Геворкян Э. С., Ксаджикян Н. Н. Ц Гиг. и сан. - 2005. - № 5. - С. 46-49.

6. Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. // Физиология человека. - 2001. - Т. 27, № 6. - С. 95-101.

7. О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 4 от 24.01.2003) // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2003. - Т. 6, № 3. — С. 26-43.

8. Рахманин Ю. А., Ревазова Ю. А. // Проблемы диагностики донозологических состояний в профилактической медицине. — М., 2003. — С. 106—108.

9. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. — М., 1998.

10. Щербатых Ю. В. // Физиология человека. — 2000. — Т. 26, № 5. - С. 151-152.

11. Юматов Е. А., Кузьменко В. А., Бадиков В. И. и др. // Физиология человека. — 2001. — Т. 27, № 2. — С. 104-111.

12. Monda М., Messina G., Vicidomini С. et al. // Nutr. Neu-rosci. - 2006. - Vol. 9, N 3. - P. 141-145.

13. Piccirillo G., Vena F., Santagada E. et al. // Int. J. Obes. Relat. Metab. Disord. - 1998. - Vol. 22, N 8. -P. 741-750.

14. Task Force of the European SOciety of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophys-iology. Heart Rate Variability. Standards of Measurements, Physiological Interpretation, and Clinical Use // Circulation. - 1996. - Vol. 93, N 5. - P. 1043-1065.

15. Woiney I., C., Carlos A.//i. Pediatr. - 2006. - Vol. 82, N 4. - P. 266-272.

Поступила 03.07.08

С Л. А. ДАВЫДЕНКО, 2010 УДК 613.955(1-21)

Л. А. Давыденко

ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

ГОУ ВПО Волгоградский государственный медицинский университет Давыденко Л. А. — д-р мед. наук (Волгоград, пл. Павших борцов, 1)

Изучены особенности образа жизни школьников крупного промышленного города в зависимости от территории проживания (промышленная и административная территории) и вида образовательного учреждения (массовые школы и инновационные образовательные учреждения). Показано, что распространенность дефектов образа жизни (нарушения режима сна, прогулок, низкая двигательная активность, распространенность вредных привычек, трудовая занятость) выше среди школьников, проживающих в промышленных районах, особенно среди учащихся массовых школ. Распространенность дефектов образа жизни чаще встречается среди девушек (нарушения режима сна, питания, низкая двигательная активность), чем у юношей. Полученные результаты обосновывают необходимость дифференцированного подхода к формированию здорового образа жизни с учетом экологической и социально-экономической ситуации территории проживания, вида образовательного учреждения, возраста и пола учащихся. Ключевые слова: формирование здорового образа жизни, школьники

L. A. Davydenko. - RATIONALE FOR A DIFFERENTIAL APPROACH ТО MOLDING A HEALTHY LIFESTYLE IN SCHOOLCHILDREN

The lifestyle of schoolchildren in a large industrial town was studied in relation to the residence (industrial and administrative areas) and the type of an education establishment (general education schools and innovative education establishments). The spread of lifestyle defects (sleep and walk irregularities, inactivity, bad habits, employment) was shown to be higher in the schoolchildren living in the industrial areas, in general education school pupils in particular. That of lifestyle defects was higher in girls (sleep and diet irregularities, inactivity) than in boys. The findings provide evidence that there is a need for a differential approach to molding a healthy lifestyle in schoolchildren, by keeping in mind the environmental and socioeconomic situation of a residence, the type of an education establishment, age, and gender.

Key words: molding a healthy lifestyle, schoolchildren

Исследования последних лет показывают, что образ жизни (ОЖ) детей и подростков имеет многочисленные дефекты, при этом среди подрастающего поколения не только не отмечается положительной динамики характеристик ОЖ, но и увеличивается распространенность рисковых форм поведения, деформирующих стиль жизни [1—4]. В связи с этим необходимо научное обоснование политики и стратегии в области формирования здорового стиля поведения — важного элемента, обеспечивающего санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков.

Цель исследования — научная аргументация дифференцированного подхода к разработке региональной концепции здорового ОЖ на основе выявленных осо-

бенностей и закономерностей формирования ОЖ школьников крупного промышленного города.

На урбанизированных территориях Волгоградского региона с 1998 по 2006 г. проводили изучение и анализ ОЖ школьников 1, 5, 9, 11-х классов в зависимости от территории проживания и вида образовательного учреждения. Первое направление реализовали на примере двух модельных территорий крупного города: промышленной — неблагополучной по экологическим и социально-экономическим условиям проживания; центральной — территории относительного экологического и социально-экономического благополучия. Второе — на примере двух видов образовательных учреждений (ОУ): гимназий (лицеи) и массовых школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.