Научная статья на тему 'АДАПТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

АДАПТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САД / ДАД / ЧСС / ИФИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А.Р. Кужулова, М.А. Талхигова

В настоящее время особенно актуальным является исследование закономерностей адаптации студентов к меняющейся образовательной среде, результаты которого должны быть полезны не только для достижения целей образования, но и сохранения здоровья человека. По мнению большинства исследователей, экзаменационный стресс является серьезной угрозой для здоровья учащихся, при этом его испытывают десятки тысяч студентов каждый год [1, 2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.Р. Кужулова, М.А. Талхигова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДАПТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

Б И О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

А.Р. Кужулова, М.А. Талхигова

АДАПТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В настоящее время особенно актуальным является исследование закономерностей адаптации студентов к меняющейся образовательной среде, результаты которого должны быть полезны не только для достижения целей образования, но и сохранения здоровья человека.

По мнению большинства исследователей, экзаменационный стресс является серьезной угрозой для здоровья учащихся, при этом его испытывают десятки тысяч студентов каждый год [1, 2].

Ключевые слова: САД, ДАД, ЧСС, ИФИ.

В изучении уровня воздействия силы нервной системы на её возможности к адаптации было задействовано 32 студента в возрасте от 18 до 20 лет.

Для изучения влияния высшей нервной деятельности на приспособление организма к стрессу в период экзаменов из его участников было сформировано 3 группы. Группирование определялась особенностями нервной системы каждого из студентов. Первая группа - студенты с сильной нервной системой, вторая группа - студенты, имеющие средней силы нервную систему, и третья - студенты, имеющие слабую нервную систему

Последующие исследования проводили в группах, анализируя изменение функциональных показателей каждого участника.

Для определения уровня адаптационных возможностей студентов фиксировали показатели вегетативных функций организма и оценивали индекс функциональных изменений участников эксперимента.

© А.Р. Кужулова, М.А. Талхигова, 2022.

Научный руководитель: Зайналабдиева Хеди Магомедовна - кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии и анатомии человека и животных, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Россия.

Полученные экспериментальным путём данные представлены на рис. 1-6. Приведённые ниже диаграммы указывают на то, что возможности к приспособлению испытуемых, принимавших участие в обследовании, являются приемлемыми.

Рис. 1. Индивидуальные показатели деятельности сердечно-сосудистой системы студентов, имеющих сильную нервную систему (межсессионный период)

Рис. 2 Индекс функциональных изменений студентов, имеющих сильную нервную систему

(межсессионный период)

Индивидуальные показатели деятельности сердечнососудистой системы

Рис. 3. Индивидуальные показатели деятельности сердечно-сосудистой системы у студентов, имеющих средней силы нервную систему (межсессионный период)

Рис. 4. Индекс функциональных изменений студентов, имеющих средней силы нервную систему

(межсессионный период)

Рис. 5. Индивидуальные показатели деятельности сердечно-сосудистой системы студентов, имеющих

слабую нервную систему (межсессионный период)

Рис. 6. Индекс функциональных изменений студентов, имеющих слабую нервную систему

(межсессионный период)

Индивидуальные вегетативные показатели студентов с разными типами нервной системы, в период экзаменационной сессии, представлены на рис. 7.

Рис. 7. Индивидуальные показатели деятельности сердечно-сосудистой системы студентов, имеющих

сильную нервную систему (сессионный период)

Рис. 9. Индекс функциональных изменений студентов, имеющих сильную нервную систему

(сессионный период)

Рис. 10. Индивидуальные показатели сердечно-сосудистой системы студентов, имеющих средней силы

нервную систему (сессионный период)

Рис. 11. Индекс функциональных изменений студентов, имеющих средней силы нервную систему

(сессионный период)

Рис. 12. Индивидуальные показатели сердечно-сосудистой системы студентов, имеющих слабую нервную систему (сессионный период)

Рис. 13. Индекс функциональных изменений студентов, имеющих слабую нервную систему

(сессионный период)

Частота сердечных сокращений у 20 студентов и 32 испытуемых, сразу после сдачи экзамена повысились по сравнению с показателями межсессионного периода, у 8 студентов показатель ЧСС не изменился, у 4 студентов - понизился (рис. 8, 10, 12). Существенное увеличение частоты сердечных сокращений без увеличения пульсового давления при стрессе свидетельствует о натренированности системы кровообращения. Систолическое артериальное давление (рис. 8, 10, 12) повысились у 19 студентов из 32, у 12 студентов САД не изменилось, у одного студента - понизилось.

Динамика показателя диастолического артериального давления представлена на рис. 8, 10, 12. Показатель ДАД у 17 студентов повысился, у 6 испытуемых понизился, у 9 - не изменился.

Наиболее информативным показателем, характеризующим адаптационный потенциал организма, является пульсовое артериальное давление. Динамика этого показателя представлена на рисунках. Пульсовое давление определяет систолический объём крови. Увеличение пульсового давления при стрессе наблюдается у тренированных людей, такую реакцию сердечно-сосудистой системы можно назвать адекватной.

Динамика индексов функциональных изменений студентов в межсессионный период в период экзаменов представлена на рис. 3,5,7 и 9,11, 13. В основной массе испытуемых ИФИ повысились, при этом у восьми студентов индексы функциональных изменений оказались больше 2,59, у шести студентов наблюдалось напряжение механизмов адаптации, у двоих испытуемых - неудовлетворительная адаптация.

У испытуемых с более подвижными нервными процессами регистрируются признаки высокого уровня адаптации, в частности, они реагируют на стресс в период экзаменов более адекватно.

Таким образом, в ходе исследований показано, что разные уровни подвижности нервных процессов, оказывают влияние на адаптацию студентов к экзаменационному стрессу.

Зависимость изменения показателей вегетативных функций испытуемых от особенностей типа высшей нервной деятельности в стрессовых ситуациях представлена в таблице №1.

Оценка влияния экзаменационного стресса на функциональное состояние системы кровообращения, позволило установить, что между показателями ЧСС межсессионного и экзаменационного периода имеются различия, которые в группе студентов со слабым типом нервной системы являются достоверными (р<0,05), достоверное увеличение частоты сердечных сокращений у студентов, отнесённых к той группе, вероятно, является следствием генерализованной реакции организма на экзаменационный стресс.

Систолическое, диастолическое и пульсовое давление, достоверно изменилось в группах студентов с сильной и средней силой нервной системы (р<0,05), что свидетельствует о более адекватной реакции сердечно-сосудистой системы этих испытуемых на экзаменационный стресс по сравнению с вегетативной реакцией группы студентов со слабой нервной системой.

Таблица 1

Оценка изменений вегетативных показателей студентов

ЧСС

« о

s

«

о S а

САД

«

о S

«

о

5

6

ДАД

«

о S

«

о

5

6

ИФИ

«

о S

«

о

5

6

I

(сильный тип нервной системой)

68,9± 4,3

73,3± 4,6

117,3± 7,3

120,0± 7,2

68,2± 4,3*

75,5± 4,8*

2,01± 0,13

2,1± 0,14*

II

(средний тип нервной системы)

76,9± 4,8

69,7± 5,3

112,2±7,1

108,9±8,1*

65,6± 4,1

75,6± 4,8*

1,98± 0,12

2,2± 0,16**

III (слабый тип нервной системы)

79,2± 4,9

90,8± 5,7*

110,8±6,9

124,2±7,2

70,0± 4,4

74,5± 4,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,98± 0,12

2,5± 0,15*

Оценка изменений ИФИ межсессионного и экзаменационного периода выявили различия, которые в группах студентов со средней и слабой силой нервной системы являются достоверными (Р<0,05).

В ходе проведённого эксперимента выявлены различия по изменениям частоты сердечных сокращений и артериального давления у студентов с разной силой нервной системы. В частности, у студентов с сильным типом нервной системы были выявлены признаки удовлетворительной адаптации к экзаменационному стрессу, при этом у студентов со слабой нервной системой выявлены признаки напряжения механизмов вегетативной регуляции во время экзаменационного стресса по изменениям частоты сердечных сокращений и значениям индекса функциональных изменений.

Библиографический список

1.Ноздрачёв А. Д., Щербатых Ю.В. Современные способы оценки функционального состояния вегетативной нервной системы // Физиология человека. - 2001. -№6. -135-141 с.

2.Щербатых Ю. В. Психология стресса [Текст]: /Ю.В. Щербатых. - М.: Изд-во Эксмо , 2006.-3

КУЖУЛОВА АСЕТРОМАНОВНА - магистрант биолого-химического факультета, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Россия.

ТАЛХИГОВА МУБАРАК АЛАУДДИЕВНА - магистрант биолого-химического факультета, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.