Б И О Л О Г И Ч Е С К И Е
НАУКИ
А.Р. Кужулова, М.А. Талхигова
АДАПТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
В настоящее время особенно актуальным является исследование закономерностей адаптации студентов к меняющейся образовательной среде, результаты которого должны быть полезны не только для достижения целей образования, но и сохранения здоровья человека.
По мнению большинства исследователей, экзаменационный стресс является серьезной угрозой для здоровья учащихся, при этом его испытывают десятки тысяч студентов каждый год [1, 2].
Ключевые слова: САД, ДАД, ЧСС, ИФИ.
В изучении уровня воздействия силы нервной системы на её возможности к адаптации было задействовано 32 студента в возрасте от 18 до 20 лет.
Для изучения влияния высшей нервной деятельности на приспособление организма к стрессу в период экзаменов из его участников было сформировано 3 группы. Группирование определялась особенностями нервной системы каждого из студентов. Первая группа - студенты с сильной нервной системой, вторая группа - студенты, имеющие средней силы нервную систему, и третья - студенты, имеющие слабую нервную систему
Последующие исследования проводили в группах, анализируя изменение функциональных показателей каждого участника.
Для определения уровня адаптационных возможностей студентов фиксировали показатели вегетативных функций организма и оценивали индекс функциональных изменений участников эксперимента.
© А.Р. Кужулова, М.А. Талхигова, 2022.
Научный руководитель: Зайналабдиева Хеди Магомедовна - кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии и анатомии человека и животных, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Россия.
Полученные экспериментальным путём данные представлены на рис. 1-6. Приведённые ниже диаграммы указывают на то, что возможности к приспособлению испытуемых, принимавших участие в обследовании, являются приемлемыми.
Рис. 1. Индивидуальные показатели деятельности сердечно-сосудистой системы студентов, имеющих сильную нервную систему (межсессионный период)
Рис. 2 Индекс функциональных изменений студентов, имеющих сильную нервную систему
(межсессионный период)
Индивидуальные показатели деятельности сердечнососудистой системы
Рис. 3. Индивидуальные показатели деятельности сердечно-сосудистой системы у студентов, имеющих средней силы нервную систему (межсессионный период)
Рис. 4. Индекс функциональных изменений студентов, имеющих средней силы нервную систему
(межсессионный период)
Рис. 5. Индивидуальные показатели деятельности сердечно-сосудистой системы студентов, имеющих
слабую нервную систему (межсессионный период)
Рис. 6. Индекс функциональных изменений студентов, имеющих слабую нервную систему
(межсессионный период)
Индивидуальные вегетативные показатели студентов с разными типами нервной системы, в период экзаменационной сессии, представлены на рис. 7.
Рис. 7. Индивидуальные показатели деятельности сердечно-сосудистой системы студентов, имеющих
сильную нервную систему (сессионный период)
Рис. 9. Индекс функциональных изменений студентов, имеющих сильную нервную систему
(сессионный период)
Рис. 10. Индивидуальные показатели сердечно-сосудистой системы студентов, имеющих средней силы
нервную систему (сессионный период)
Рис. 11. Индекс функциональных изменений студентов, имеющих средней силы нервную систему
(сессионный период)
Рис. 12. Индивидуальные показатели сердечно-сосудистой системы студентов, имеющих слабую нервную систему (сессионный период)
Рис. 13. Индекс функциональных изменений студентов, имеющих слабую нервную систему
(сессионный период)
Частота сердечных сокращений у 20 студентов и 32 испытуемых, сразу после сдачи экзамена повысились по сравнению с показателями межсессионного периода, у 8 студентов показатель ЧСС не изменился, у 4 студентов - понизился (рис. 8, 10, 12). Существенное увеличение частоты сердечных сокращений без увеличения пульсового давления при стрессе свидетельствует о натренированности системы кровообращения. Систолическое артериальное давление (рис. 8, 10, 12) повысились у 19 студентов из 32, у 12 студентов САД не изменилось, у одного студента - понизилось.
Динамика показателя диастолического артериального давления представлена на рис. 8, 10, 12. Показатель ДАД у 17 студентов повысился, у 6 испытуемых понизился, у 9 - не изменился.
Наиболее информативным показателем, характеризующим адаптационный потенциал организма, является пульсовое артериальное давление. Динамика этого показателя представлена на рисунках. Пульсовое давление определяет систолический объём крови. Увеличение пульсового давления при стрессе наблюдается у тренированных людей, такую реакцию сердечно-сосудистой системы можно назвать адекватной.
Динамика индексов функциональных изменений студентов в межсессионный период в период экзаменов представлена на рис. 3,5,7 и 9,11, 13. В основной массе испытуемых ИФИ повысились, при этом у восьми студентов индексы функциональных изменений оказались больше 2,59, у шести студентов наблюдалось напряжение механизмов адаптации, у двоих испытуемых - неудовлетворительная адаптация.
У испытуемых с более подвижными нервными процессами регистрируются признаки высокого уровня адаптации, в частности, они реагируют на стресс в период экзаменов более адекватно.
Таким образом, в ходе исследований показано, что разные уровни подвижности нервных процессов, оказывают влияние на адаптацию студентов к экзаменационному стрессу.
Зависимость изменения показателей вегетативных функций испытуемых от особенностей типа высшей нервной деятельности в стрессовых ситуациях представлена в таблице №1.
Оценка влияния экзаменационного стресса на функциональное состояние системы кровообращения, позволило установить, что между показателями ЧСС межсессионного и экзаменационного периода имеются различия, которые в группе студентов со слабым типом нервной системы являются достоверными (р<0,05), достоверное увеличение частоты сердечных сокращений у студентов, отнесённых к той группе, вероятно, является следствием генерализованной реакции организма на экзаменационный стресс.
Систолическое, диастолическое и пульсовое давление, достоверно изменилось в группах студентов с сильной и средней силой нервной системы (р<0,05), что свидетельствует о более адекватной реакции сердечно-сосудистой системы этих испытуемых на экзаменационный стресс по сравнению с вегетативной реакцией группы студентов со слабой нервной системой.
Таблица 1
Оценка изменений вегетативных показателей студентов
ЧСС
« о
s
«
о S а
САД
«
о S
«
о
5
6
ДАД
«
о S
«
о
5
6
ИФИ
«
о S
«
о
5
6
I
(сильный тип нервной системой)
68,9± 4,3
73,3± 4,6
117,3± 7,3
120,0± 7,2
68,2± 4,3*
75,5± 4,8*
2,01± 0,13
2,1± 0,14*
II
(средний тип нервной системы)
76,9± 4,8
69,7± 5,3
112,2±7,1
108,9±8,1*
65,6± 4,1
75,6± 4,8*
1,98± 0,12
2,2± 0,16**
III (слабый тип нервной системы)
79,2± 4,9
90,8± 5,7*
110,8±6,9
124,2±7,2
70,0± 4,4
74,5± 4,6
1,98± 0,12
2,5± 0,15*
Оценка изменений ИФИ межсессионного и экзаменационного периода выявили различия, которые в группах студентов со средней и слабой силой нервной системы являются достоверными (Р<0,05).
В ходе проведённого эксперимента выявлены различия по изменениям частоты сердечных сокращений и артериального давления у студентов с разной силой нервной системы. В частности, у студентов с сильным типом нервной системы были выявлены признаки удовлетворительной адаптации к экзаменационному стрессу, при этом у студентов со слабой нервной системой выявлены признаки напряжения механизмов вегетативной регуляции во время экзаменационного стресса по изменениям частоты сердечных сокращений и значениям индекса функциональных изменений.
Библиографический список
1.Ноздрачёв А. Д., Щербатых Ю.В. Современные способы оценки функционального состояния вегетативной нервной системы // Физиология человека. - 2001. -№6. -135-141 с.
2.Щербатых Ю. В. Психология стресса [Текст]: /Ю.В. Щербатых. - М.: Изд-во Эксмо , 2006.-3
КУЖУЛОВА АСЕТРОМАНОВНА - магистрант биолого-химического факультета, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Россия.
ТАЛХИГОВА МУБАРАК АЛАУДДИЕВНА - магистрант биолого-химического факультета, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Россия.