Научная статья на тему 'Уровень тревожности и адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы студентов в период экзаменационного стресса'

Уровень тревожности и адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы студентов в период экзаменационного стресса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
153
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Надежкина Елена Юрьевна, Мужиченко Маргарита Владимировна, Филимонова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровень тревожности и адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы студентов в период экзаменационного стресса»

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ И АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА

Надежкина Елена Юрьевна Мужиченко Маргарита Владимировна

Канд. мед. наук, доцент кафедры морфологии, физиологии человека и медико-педагогических дисциплин

ВГСПУ, Волгоград Филимонова Ольга Сергеевна

Ассистент кафедры морфологии, физиологии человека и медико-педагогических дисциплин ВГСПУ, Волгоград

Проблема адаптации индивидуума, обучающегося в среднем и высшем учебном заведении, имеет большое теоретическое и практическое значение [1, с.93]. Экзаменационный эмоциональный стресс занимает важнейшее место среди причин, вызывающих психическое напряжение и формирующих выраженную психоэмоциональную реакцию у студентов [8, с.48, 11, с. 112, 12, с.105]. В период сдачи экзаменов включаются определенные адаптивные механизмы, выражающиеся в физиологических и психологических реакциях организма в ответ на действие стрессорного фактора [7, с.128]. В последние годы получены данные о том, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов. Согласно российским и зарубежным исследователям, в ситуации экзаменационного стресса наблюдается выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы (ССС), которые проявляются в повышении частоты сердечных сокращений (ЧСС), увеличении артериального давления (АД) и психоэмоционального напряжения [10, с. 110]. Система кровообращения отличается высокой реактивностью и играет первостепенную роль в адаптационных перестройках функционального состояния организма. Это определяет её практически немедленное вовлечение в стрессорные реакции. Следовательно, при быстром течении стрессорных реакций сердечная деятельность во многих случаях является наиболее информативным показателем изменений состояния организма. Наиболее продуктивным определением меры здоровья человека является уровень «адаптационных ресурсов организма». Снижение адаптационных возможностей организма служит прогностически неблагоприятным признаком и одной из ведущих причин возникновения и развития заболеваний. Концепция о сердечно-сосудистой системе как индикаторе адаптационных возможностей организма детерминирует, что уровень ее функционирования является ведущим показателем, отражающим равновесие организма со средой [4, с. 130, 5, с. 148, 6, с. 95]. По данным большинства исследователей, экзаменационный стресс представляет собой серьезную угрозу здоровью студентов и школьников, причем особую актуальность проблеме придает массовый характер данного явления, ежегодно охватывающего сотни тысяч учащихся в масштабах нашей страны [9, с. 460].

Цель настоящего исследования: установление взаимосвязи уровня тревожности и адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы студентов.

В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:

1. Исследовать уровень личностной и ситуативной тревожности у студентов I курса в межсессионный период и во время экзаменационной сессии.

2. Определить индекс функциональных изменений (ИФИ) у студентов.

3. Рассмотреть взаимосвязь функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности у студентов I курса.

Материалы и методы: В исследовании приняли участие 55 студентов первого курса естественно-географического факультета и факультета истории и права в возрасте 17-18 лет. Обследование проводилось дважды: в межсессионный период и перед экзаменом. Оценка артериального давления осуществлялась с помощью автоматического тонометра «ВР 3ВТО-А» фирмы «Microlift» с учетом требований Министерства здравоохранения Российской Федерации. Определяли следующие параметры: артериальное давление (систолическое, диастолическое, пульсовое), частота сердечных сокращений. С помощью напольных весов определяли вес испытуемых, и с помощью ростомера определяли рост. В межсессионный период определяли уровень личностной и ситуативной тревожности по опроснику Спилбергера. Перед экзаменом определяли ситуативную тревожность [2, с. 18]. Для оценки уровня функционирования системы кровообращения и определения ее адаптационного потенциала был использован предложенный Р.М. Баевским и А.П. Берсеневой интегративный показатель - индекс функциональных изменений (ИФИ) в условных единицах (баллах) [3, с. 182]: ИФИ = 0.0ЩЧП) + 0.014(САД) + 0.008(ДАД) + 0.009(МТ) - 0.009(Р) + 0.014(В) - 0.27 где ЧП - частота пульса (уд/мин); САД и ДАД - систолическое и диастолическое артериальное давление (мм рт.ст.); Р - рост (см); МТ - масса тела (кг); В - возраст (лет).

В зависимости от показателей ИФИ, уровень функционирования системы кровообращения у испытуемых определялся как удовлетворительная адаптация (до 2, 6); напряжение механизмов адаптации (от 2,6 до 3,1); неудовлетворительная адаптация (от 3,1 до 3,5); и срыв адаптации (от 3,5). Обследование студентов осуществлялось в первой половине дня с 8 часов до 12 часов, когда по литературным данным наблюдается наиболее эффективное функционирование всех физиологических систем [3, с. 118].

Результаты и обсуждение. Величины показателей личностной и ситуативной тревожности у студентов разных факультетов представлены в таблице 1.

Средний уровень личностной тревожности в обследованных группах составлял 41,8±1,2 балла. Показатель ситуативной тревожности в межсессионный период в среднем составлял 39,1 ± 1,8 балла, а перед экзаменом достигал 57,2 ± 1,3 балла, что свидетельствует о достаточно высоком уровне реактивной тревожности у студентов в сессионный период.

Считается, что уровень ситуативной тревожности 30 баллов и менее указывает на низкую тревожность, показатель от 31 до 45 баллов - на среднюю, а уровень ситуативной тревожности 46 баллов и выше считается высоким.

Таблица 1

Курс п Личностная тревожность Ситуативная тревожность (в межсессионный период Ситуативная тревожность (во время экзаменационной сессии

I (ЕГФ) 38 42,7±1,5 38,6±1,7 59,7 ±1,3

I (ФИиП) 17 41,5±1,2 39,6±1,9 56,4±1,2

Исследование степени адаптации студентов с помощью ИФП, выявило разную степень напряжения регуля-торных систем, характеризующую разную «цену» адаптации к учебным нагрузкам. В соответствии с этим студенты были поделены на три группы в зависимости от успешности адаптации к учебному процессу: 1 группа - с удовлетворительным адаптационным потенциалом, 2 группа - с напряжением механизмов адаптации, 3 группа - с неудовлетворительной адаптацией.

У 75% обследованных студентов, характеризующихся удовлетворительной адаптацией выявлен умеренный уровень личностной тревожности, обучающиеся с высоким уровнем тревожности в этой группе отсутствовали. Напротив, у большинства учащихся, с неудовлетворительной адаптацией, отмечался высокий уровень личностной тревожности (67 %), а лиц с низкой тревожностью вообще зарегистрировано не было (рис.1).

группа 2 группа 3 группг

Рис.1. Уровень личностной тревожности у студентов с различной степенью ИФИ.

Установлено, что у 76 % студентов, относящихся к группе с удовлетворительной адаптацией к образовательному процессу, отмечался умеренный уровень ситуативной тревожности в межсессионный период, повышенный и низкий уровень тревожности был выявлен у 15 % первокурсников. Группа студентов с напряжением механизмов

адаптации характеризовалась более высоким количества, обучающихся с высоким уровнем ситуативной тревожности (38 %). Наибольшее число студентов с высоким уровнем ситуативной тревожности (55%), отмечено в группе с неудовлетворительной адаптацией (рис.2).

группа

2 группа

3 группа

Рис.2. Уровень ситуативной тревожности в межсессионный у студентов с различной степенью ИФИ.

70 60 50 40 30 20 10 0

□ Умеренная тревожность

□ Высокая тревожность

□ Низкая тревожность

1 группа

2 группа

3 группа

Рис. 3. Уровень ситуативной тревожности в экзаменационную сессию у студентов с различным уровнем ИФИ.

В период перед экзаменом уровень ситуативной тревожности возрастал у всех студентов. Но, если группе с удовлетворительной адаптацией увеличение количества студентов с высокой тревожностью составило 10%, то в группе с неудовлетворительным ИФИ количество таких студентов увеличилось на 28% (рис. 3).

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что экзаменационная сессия формирует у студентов первого курса выраженную психоэмоциональную реакцию, что выражается в значительном увеличении студентов с высоким уровнем ситуативной тревожности. Психологические проявления стресса у студентов I курса оказывают влиянии на вегетативный баланс организма в сторону усиления симпатических влияний. Выраженность процессов адаптации организма студентов к этим изменениям в значительной мере зависит от уровня тревожности в экзаменационный период. Высокая личностная и ситуативная тревожность способствует появлению неблагоприятных адаптационных изменений в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы к экзаменационному стрессу, тогда как студенты с низким уровнем тревожности в большинстве своем имели хорошие адаптационные показатели.

Данные настоящего исследования могут быть использованы при разработке и оценке эффективности мер по профилактике и коррекции экзаменационного стресса.

Список литературы

1. Агаджанян, Н. А. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма / Н. А. Агаджанян, И. В. Руженкова, Ю. П. Старши-нов и др. // Физиология человека. 1997. - № 1 (Т. 23). - С. 93-104.

2. Аракелов, Г. Г. Тревожность, методы ее диагностики и коррекции / Г. Г. Аракелов, Н. Р. Шишкова // Вестник Московского Университета. — 1998. № 1.- С. 18.

3. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997, с. 236.

4. Боканова О. М. Некоторые показатели сердечно-сосудистой системы у студентов вечернего отделения в период экзаменационной сессии // Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. М., 1974, С. 130.

5. Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. С.147-160.

6. Мужиченко М.В. Исследование состояния сердечно - сосудистой системы у дошкольников различных районов г. Волгограда / Успехи современного естествознания. 2007. № 9. С. 95 - 96.

7. Надежкина Е.Ю., Филимонова О.С. Особенности функционирования сердечно-сосудистой системы под влиянием экзаменационного стресса у студентов различных курсов / Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2014 года.: в 12 частях. Часть 12; М-во образования и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-наука-общество», 2014 - С.128-130

8. Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. 1983. №5. С. 48-50.

9. 9.Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В. Физиологические показатели предэкзаменационного стресса // ЖВНД. 1998. Т.48. вып. 3. С.458-463.

10. Федоров Б.М. Стресс и система кровообращения. -М.: Медицина, 1991.-318с.

11. 11.Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. 2000. № 3, С. 111—115.

12. Юматов, Е. А. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов / Е. А. Юматов, В. А. Кузьменко, В. И. Бадиков и др. // Физиология человека. -2001. -№ 2 (Т. 27).-С. 104-110.

ФИТОЦЕНОТИЧЕКИЕ И ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕРМОПСИСА ЛАНЦЕТНОГО В УСЛОВИЯХ ПРЕДБАЙКАЛЬЯ

Николаева Нина Анатольевна, Черниговская Наталья Юрьевна,

Худоногова Елена Геннадьевна,

к.б.н., доцент, Иркутский государственный аграрный университет, г. Иркутск, Кафедра ботаники, луговодства и ландшафтной архитектуры

Введение. Эхирит-Булагатский район с начала 60-х по середину 90-х годов относился к регионам интенсивного землепользования, его флора находилась под воздействием мощного антропогенного воздействия, поэтому вопросы охраны и воспроизводства естественных зарослей лекарственных растений района исследования, в настоящее время, являются чрезвычайно актуальными.

Thermopsis lanceolata P.Br. - ценное лекарственное растение семейства Fabaceae. Лекарственным сырьем является трава и семена растения. В надземной части растения содержаться смолы, слизи, эфирное масло, сапонины, аскорбиновая кислота, а также алкалоиды термопсин, ци-тизин, пахикарпин, анагирин, гомотермопсин. Трава растения применяется как отхаркивающее средство практически во всех возрастных группах. Препараты термопсиса

нередко назначают в составе комплексных сборах или лечебных чаев [5, с. 213]. Заготовки сырья травы Thermopsis 1аисеоЫа проводят с июня по июль.

Объекты и методы исследования. Объектом исследования являлся Thermopsis 1алсеоЫа, произрастающий на территории Эхирит-Булагатского района Иркутской области. Поиск зарослей лекарственных растений проводили в 2013 - 2014 годах на основе изучения фитоценоти-ческой приуроченности вида с использованием геоботанического обследования и информации, имеющейся у местного населения.

В ходе исследований выполнены геоботанические описания Thermopsis 1аисеоМа, произрастающего на территории Эхирит-Булагатского района, определена продуктивность сырья в растительных сообществах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.