УДК 378.046.4
Адаптивное повышение квалификации педагогов
Т. Б. Волобуева
Adaptive advanced training of teachers
T. B. Volobueva
Аннотация. В данной статье актуализируется значимость адаптивного обучения. Обосновывается его использование на курсах повышения квалификации педагогических кадров. Выделены и охарактеризованы базовые характеристики адаптивного обучения: постоянный сбор индивидуальной информации о каждом слушателе, конструирование персонального учебного контента, персонифицированные задания, уникальное сопровождение, мгновенная развернутая обратная связь. Аргументируется моделирование личной обучающей траектории, которая выстраивается для каждого педагога в ходе курсов повышения квалификации и корректируется по результатам отслеживания его продвижения к цели. Анализируются параметры линейного, разветвляющегося и адаптивного алгоритмов генерирования учебного процесса. Конструируется схема стержневых адаптивных элементов. Обосновывается выбор смешанного обучения для слушателей. Характеризуются ключевые инструменты и системы адаптивных электронных платформ. Акцентируется внимание на микрообучении, мотивации, комплексной релаксации в проведении курсов.
Abstract. The importance of adaptive learning is highlighted in the article. It is justified to use it at the courses of advanced training of pedagogical staff. The basic characteristics of adaptive learning are highlighted and characterized: continuous collection of individual information about each listener, design of personal learning content, personalized tasks, unique support, instantaneous feedback. The modeling of the personal training trajectory is justified. It is lined up for each teacher in the course of advanced training courses and adjusted based on the results of monitoring their progress towards the goal. Parameters of linear, branching and adaptive algorithms of
educational process generation are analyzed. A diagram of the rod adaptive elements is constructed. Describes the key tools and systems of adaptive electronic platforms. The focus is on micro-education, motivation, and complex relaxation in conducting courses.
Ключевые слова: адаптивное обучение, курсы повышения квалификации, педагоги, индивидуальная траектория, алгоритм, платформа, тестирование, персонификация.
Keywords: adaptive learning, refresher courses, teachers, individual trajectory, algorithm, platform, testing, personification.
Так как обучение взрослых имеет ряд специфических черт, обоснованных андрагоги-кой, в системе дополнительного профессионального образования педагогических кадров ведется постоянный поиск новых подходов и форм организации учебной деятельности для усиления ее эффективности. Адаптивное обучение предоставляет собой перспективное направление усовершенствования педагогического процесса на курсах повышения квалификации педагогов, так как:
- трудно сформировать группу только одной квалификационной категории, а значит, будут существенные отличия в уровне сфор-мированности профессиональных компетент-ностей;
- входное тестирование показывает различный уровень знаний слушателей, выявляет разнообразные пробелы в них;
- разняться их уровни мотивации, активности, инновационной готовности, обучаемости, работоспособности;
- социальные условия проживания влияют на возможность повышения общей культуры;
- степень владения информационными технологиями колеблется в диапазоне от
«умею нажимать на кнопки» до свободного владения новейшими IT-приложениями.
Адаптивное обучение позволяет прийти к одному результату различными путями, выравнивая исходные возможности слушателей, сглаживая противоречия.
Понятие «адаптивное обучение» (adaptive learning) означает построение персональной динамичной траектории обучения на основе анализа личных данных обучающегося [1]. Для этого используются специальные алгоритмы, подбираются ресурсы под индивидуальные образовательные потребности. Ключевым словом является «адаптация», взятое педагогами из биологии и означающее приспособление организма к внешним условиям среды [2]. С точки зрения философии, адаптация присуща всем живым существам. Для людей она определяется как вид взаимодействия с окружающей средой, при этом совпадают ожидания его участников. В психологии, социологии также часто употребляется этот термин наряду с «приспособлением» [3].
В современной литературе широко используется термин «социальная адаптация», который трактуется неоднозначно: как процесс получения опыта в общественной жизни
(В. С. Олейников) [4], как формирование оптимального режима функционирования человека (Д. А. Андреев) [5], как вступление личности во многообразие форм социальной деятельности и общественных ролей (Ю. Г. Колесников, Б. П. Рубин) [6], как определяемый общественным строем процесс взаимодействия с социальной средой, при котором изменяются характеристики обеих сторон, обеспечивая тем самым более плодотворное функционирование [2].
Социальная адаптация с позиции педагогического взаимодействия представляет собой взаимное приспосабливание, взаимовлияние участников образовательного процесса.
Адаптивный подход в образовании не является современным нововведением. Еще Платон и Сократ использовали его, выстраивая индивидуальное обучение своих выпускников. Ярким примером такого подхода является частное репетиторство и онлайн платформы для изучения иностранных языков. Первые алгоритмы для обучения (линейный, разветвленный и адаптивный) разработали в 50-60-х годах ХХ столетия Скиннер, Краудер и Паск [7]. В таблице 1 приведен их сравнительный анализ.
Сравнительный анализ параметров алгоритмов обучения
Таблица 1
Параметры алгоритма Скиннера Параметры алгоритма Краудера Параметры алгоритма Паска
Подача учебного материала небольшими фрагментами невысокого уровня сложности Предоставление учебного материала большими частями Оптимальный уровень сложности учебного материала для конкретного обучающегося
Открытые вопросы для проверки усвоения материала Сложные вопросы с большим выбором вариантов ответа Задания с нарастающим уровнем сложности. Учет индивидуальных особенностей обучающегося
Индивидуальный темп обучения. Обобщения для закрепления знаний Если выбор ответа неверный, перенаправление на тот же материал в упрощенной подаче Изменение учебных траекторий в процессе обучения
Мгновенная обратная связь Развернутая обратная связь с пояснениями и коррекцией ошибок Постоянная развернутая обратная связь. Прогнозирование новых учебных потребностей
Различная продолжительность обучения Различные пути освоения материала для каждого обучающегося Достижение единых результатов по динамичным траекториям
Так как на курсах повышения квалификации педагогических кадров широко применяется дифференциация и персонализация в обучении, следует развести эти понятия и соизмерить их с адаптацией.
При дифференцированном учебном процессе преподаватель предварительно моделирует несколько типичных для данной категории слушателей образовательных траекторий различной сложности, а слушатель выбирает подходящую для себя. При персонализированном обучении траектория выстраивается в процессе курсов по результатам промежуточного контроля. Преподаватель заранее планирует варианты изменений, продумывает разветвления обучения.
В адаптивном обучении не требуются заготовленные проекты учебных магистралей. Траектория формируется и корректируется по ходу занятий, при этом используется максимальная информация о слушателе, включая не только результаты профессиональных тестов, но и данные психологической диагностики, предварительных социальных опросов, рефлексивных карт и пр.
Традиционно преподаватель готовится к занятиям по такой схеме:
- формирует содержание учебного модуля, опираясь на свой профессиональный и жизненный опыт, современные тенденции развития образования и запросы той категории учителей, с которой будет работать;
- выстраивает контент в логической последовательности;
- разрабатывает практические задания, которые будут чередоваться с теоретическими блоками;
- продумывает вопросы для диалогического изложения материала;
- отбирает мотивационные и стимулирующие познавательную активность приемы;
- готовит мультимедийное сопровождение модуля;
- создает контрольные материалы, чаще всего тест.
Как правило, такой модуль будет эффективен. Но учитывая современную динамичность знаний, разнообразие информационных потоков, можно усилить продуктивность занятия, подобрав удобную для каждого слушателя форму подачи материала: электронную книгу, инфографику, презентацию, видео лекцию,
ЧИППКРО
учебные ролики, квест, кейс и пр. Соответственно учитель получает индивидуальный темп освоения модуля, свои задания и вопросы. На рисунке 1 представлены ключевые параметры адаптивного обучения. Учебный контент для адаптивного обучения необходимо разбить по принципу лего-технологий на маленькие порции, из которых можно конструировать и переконструировать уникальные модули. Микрообучение доказало свою эффективность в управлении вниманием обучающихся и, в сочетании с оптимальными типами вопросов и мгновенной развернутой обратной связью, является основополагающими элементами адаптивного подхода. Идея достижения одинакового результата разными путями опирается на информацию об индивидуальных особенностях слушателей: способностях, спецификой мыслительной деятельности, физиологическими отличиями (плохое зрение, сниженный слух и т. п.), знаниях и пр. Информационные технологии предоставляют массу удобных интерактивных инструментов для персонализации обучения и в сочетании с продуктивными педагогическими технологиями обеспечивают адаптивность. Дидактические акценты организации адаптивного обучения ориентированы на си-стемно-деятельностный подход, при котором все составляющие учебного процесса (цели, формы, методы, содержание, средства и пр.) становятся личностно значимыми для слушателя ориентирами для самоактуализации, самореализации, самообучения, саморазвития.
Так как педагог, пришедший на курсы повышения квалификации, свободен в выборе ряда элементов учебного процесса, продвигаясь от легкого к сложному заданию, использует сетевой план и график самоучета. Это модель учебного процесса для самоуправления им. Преподаватель акцентирует особое внимание на обеспечении гибкого комфортного режима и темпа обучения, управляя его коррекцией, формирует каскад условий для самореализации каждого слушателя. Обучающийся не потребляет, а активно добывает новые знания через практическую самостоятельную и групповую работу, планирует самосовершенствование, разделяет с преподавателем ответственность за результат. По сути, при адаптивном обучении моделируется персональный репетитор для каждого слушателя, не исключая групповую работу.
Адаптивное обучение
Педагогические технологии
ХП
Самостоятельное планирование хода обучения
XX
Дидактические материалы для самостоятельного обучения
XX
Интерактивные занятия
XX
Работа в динамических мини группах
"1~г
Свобода выбора ряда элементов обучения (практических заданий, ситуаций, справочной литературы и пр.)
5Z
№
в
О №
а н т а
б о
№
а
т у
н &
е в
м
а а №
а
е в о
Информационные технологии
тт
Тестирование для выявления индивидуального уровня знаний, выявление пробелов в них
Психологическая диагностика индивидуальных особенностей
Построение индивидуальных траекторий
Самообучение, саморазвитие
ТТ
Тьюторское сопровождение
Тестовый контроль знаний
~т~г
Коррекция траекторий обучения
31
Стимулирование личностной значимости обучения
И
Микрообучения
3Z
Продуктивная учебная деятельность
Рис. 1. Ключевые параметры адаптивного обучения
В современном киберпространстве можно найти образовательные платформы адаптивного обучения: Adaptive Hypermedia, CogBooks, Knewton, Acrobatiq, Mathgarden, Mirapolis LMS, McGraw Hill Education и др. Самая популярная из них - Knewton. Базовые элементы платформы следующие:
- система сбора данных, которая накапливает большие массивы информации о каждом обучающемся: о знаниях, умениях и
др.;
- органайзер связей, в котором отображаются, классифицируются и упорядочиваются корреляции между учебными модулями и далее интегрируются в требуемые алгоритмы взаимодействия;
- психометрические инструменты, оценивающие эффективность обучения, соответствие содержания учебных модулей целям и запросам, компетенции слушателей;
- генератор выводов, трансформирующий данные в заключения;
- стратегический адаптер, оценивающий реакцию слушателей на изменения в темпе подачи материала, в оценивании, в преподавании и пр.;
- резиденты обратной связи, собирающие и объединяющие дополнительные сведения для передачи в систему сбора данных;
- система персонализации, использующая весь арсенал платформы для конструирования оптимальной учебной траектории для каждого слушателя;
- генератор рекомендаций, который предоставляет слушателям ранжированные предложения по продвижению в обучении, учитывая сильные и слабые стороны каждого обучающегося, его потенциальные возможности, познавательную и творческую активность и др.;
- аналитические инструменты, прогнозирующие степень достижения слушателем цели, вероятность успешного прохождения траектории обучения, ожидаемые результаты и т. д.;
- личный кабинет слушателя, в котором интегрируется опыт его обучения в разных форматах.
Платформа Adaptive Hypermedia создает динамическую модель слушателя:
- собирая и трактуя его характеристики: цели обучения, знания, интересы, предпочтения;
- фиксируя поведенческие стереотипы, выбор алгоритмов, скорость передвижения по гиперпространству и пр.
Содержание учебных модулей адаптируется под пользователя через персональное конструирование микро частей контента, индивидуальную скорость подачи материала, гибкое сопровождение, навигационную поддержку. Выстраивая взаимодействие, система наблюдает за использованием слушателем приложений, формулировками поисковых запросов, выбором формата представления информации и др. Продвижение по маршруту обучения обеспечивается специально подобранными ссылками, личными комментариями и мотиваторами. Электронные энциклопедии адаптируют тексты к возможностям и запросам обучающегося, виртуальные музеи персонализируют визуализацию посещаемых объектов, каждый документ выполняет еще и функцию проводника по личной траектории, т. к. направляет ссылками на
ЧИППКРО
нужные страницы. По каждому пользователю ведутся история обучения и личная статистика с корреляционными и вероятностными расчетами. Адаптируясь к особенностям обучающегося, система постоянно вычисляет пробелы в знаниях и умениях, потенциальные риски, компенсируя их персональной настройкой приложений. В процессе работы программы платформы анализируют весь контент по тысячам параметров, выделяют ключевые понятия, теории и идеи, формируют оптимальную учебную среду индивидуальной структуры, с нужным уровнем сложности, в комфортном формате и ритме. Высокий уровень информационной безопасности обеспечивает защиту персональных данных.
Адаптивное тестирование, имеющееся на всех вышеназванных платформах, имеет обязательные два механизма:
- создание образа респондента на основании полученных данных;
- формирование индивидуального блока заданий по выявленным поведенческим закономерностям.
В современных адаптивных платформах встроены дополнительные инструменты адаптации. В них интегрированы последние достижения различных наук, статистические и психометрические данные, унифицированные алгоритмы, новейшие информационные технологии.
На курсах повышения квалификации педагогических кадров организуется гибридное адаптивное обучение с использованием недорогих сервисов и бесплатных приложений. В процессе работы слушателей резидентные программы собирают о них данные. После их обработки выводятся аналитические материалы, которые предоставляют конкретизированную информацию о каждом педагоге:
- что именно слушатель знает;
- причины ошибок в ходе обучения (недостаток знаний, слабая память, проблемы концентрации внимания, некорректные вопросы и др.);
- эффективные приоритеты в изучении модулей;
- вероятность успешного выполнения заданий на всех отрезках учебной траектории;
- потенциальные продуктивные действия преподавателя.
В сопровождении электронного этапа адаптивного обучения слушателей особое значение придается мотивационной поддержке: на старте, для сохранения динамики работы, при неудачах, в процессе завершения учебы и т. д. В арсенале преподавателя имеются для этого обучающие игры, интерактивные упражнения, проблемное видео, стимулирующая анимация, а также широкий спектр элементов геймифика-ции: формирования банка успехов, виртуальные знаки отличия и награды, рейтинг лидеров, накопление очков и пр. Обязательным элементом обучения являются минутки комплексной релаксации. Их длительность и периодичность индивидуальная, по мере проявления утомляемости.
Чаще всего задействуются одна-три минуты примерно через час активного обучения, которые состоят из наборов музыкальных пауз, звуков природы, видеосюжетов, видеообразцов упражнений для глаз, шеи, позвоночника, дыхания, динамических плакатов с демонстрацией точек для самомассажа и пр.
Таким образом, адаптивное обучение на курсах повышения квалификации педагогов осуществляется в рамках гибридного учебного процесса, т.е. сочетания традиционных и электронных занятий.
Анализ мирового опыта показывает его продуктивность за счет гибкого персонифицированного контента, индивидуальной оптимальности скорости обучения, контроля факторов, влияющих на успех слушателя, компенсации пробелов и рисков. С помощью различных алгоритмов конструируются индивидуальные учебные траектории, которые учитывают способности и потребности обучающегося, подбирают ресурсы, моделируют личную поддержку, корректируются в ходе учебного процесса.
Библиографический список:
1. Карта слов и выражений русского языка. -URL: https://kartaslov.ru (дата обращения: 01.02.2019). - Текст : электронный.
2. Краткий психологический словарь / составитель Л. А. Карпенко. - Москва : Гардика, 2009. - 431 с. - Текст : непосредственный.
3. Ковригина, И. С. Социально-психологическая адаптация: сущность, виды и стадии формирования / И. С. Ковригина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -
2009. - № 9. - С. 201-207. - Текст : непосредственный.
4. Олейников, В. С. Методологический анализ социально психологической адаптации личности : диссертация на соискание ученой степени кандидат философских наук : 09.00.01 / Олейников Владимир Стефанович. - Ленинград, 1977. -147 с. - Текст : непосредственный.
5. Шамсутдинова, А. В. Социальная адаптация студентов в процессе планирования профессиональной карьеры : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Шамсутдинова Анастасия Васильевна. - Москва, 2015. - 190 с. - Текст : непосредственный.
6. Сафонова, Т. Н. К вопросу о трактовке адаптации в педагогических трудах / Т. Н. Сафонова // Scientific world. - URL: https://www.sworld. com.ua/ (дата обращения: 06.02.2019). - Текст : электронный.
7. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко // Образовательные ресурсы интернета - Политология. - URL: https://alleng.org/d/ped/ped028.htm (дата обращения: 08.02.2019). - Текст : электронный.
References:
1. Map of words and expressions of the Russian language [Karta slov i vyrazhenij russkogo yazyka], Available at: https://kartaslov.ru (accessed date: 02/01/2019).
2. Karpenko L. A. Brief psychological dictionary [Kratkij psihologicheskij slovar'], Moscow: Gardika, 2009. 431 p.
3. Kovrigina I. S. Socially-psychological adaptation: essence, types and stages of formation [So-cial'no-psihologicheskaya adaptaciya: sushchnost', vidy i stadii formirovaniya], Actual problems of humanitarian and natural Sciences, 2009, No. 9, pp.201-207.
4. Oleynikov V. S. Methodological analysis of social psychological adaptation of personality. Thesis for the degree of Candidate of Philosophical Sciences [Metodologicheskij analiz social'no psihologicheskoj adaptacii lichnosti: dissertaciya na soiskanie uchyonoj stepeni kandidat filosofskih nauk], 1977. 147 p.
5. Shamsutdinova V. A. Social adaptation of students in the process of professional career planning. Thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences [Social'naya adaptaciya
studentov v processe planirovaniya profession-al'noj kar'ery: dissertaciya na soiskanie uchy-onoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk], 2015.190 p.
6. Safonova T. N. The interpretation of adaptation in pedagogical works [K voprosu o traktovke adaptacii v pedagogicheskih trudah], the Scientific
ЧИППКР0
world. Available at: https://www.sworld.com.ua/ (accessed date: 02/06/2019).
7. Selevko G. K. Encyclopedia of educational technologies [Enciklopediya obrazovatel'nyh tekh-nologij], Educational resources of the Internet-political Science. Available at: https://alleng.org/d/ped/ped028. htm (accessed date: 02/08/2019).