Научная статья на тему 'Адаптивно-образовательная среда профильной школы как условие самостоятельного выбора учеником индивидуальной траектории развития'

Адаптивно-образовательная среда профильной школы как условие самостоятельного выбора учеником индивидуальной траектории развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ШКОЛА / СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ / АДАПТИВНООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АДАПТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ADAPTIVE SCHOOL / NATURE AND FUNCTION OF ADAPTIVE SCHOOLS / ADAPTIVE LEARNING ENVIRONMENTS / ADAPTIVE LEARNING ENVIRONMENT PROFILE OF A SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лехтина Лариса Петровна

В статье предложены материалы по актуальной проблеме: поиск эффективных подходов обеспечения качества современного образования. Сегодня необходимо разработать системы обучения и воспитания, которые способствовали бы эффективному развитию обучающегося с учетом самостоятельного выбора индивидуальной траектории развития. Примером такого пути может быть адаптивнообразовательная среда профильной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лехтина Лариса Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A SPECIAL SCHOOL AS A CONDITION OF INDEPENDENT STUDENT’S CHOICE OF AN INDIVIDUAL DEVELOPMENT TRACK

This article contains material on a topical issue: the search for effective approaches to ensure the quality of modern education. Today it is necessary to develop a system of training and education that would facilitate the effective development of student self-selection, taking into account the individual trajectories of development. An example of such a path can be adaptive-profile school educational environment.

Текст научной работы на тему «Адаптивно-образовательная среда профильной школы как условие самостоятельного выбора учеником индивидуальной траектории развития»

быстрее устаревают и теряют свою актуальность в силу новых позиций их толкования, а также акцентов в их интерпретации.

Принимая во внимание многоаспект-ность и полифункциональность рассмотренных компетенций, следует отметить, что в основу формирования каждой их них положены установки толерантного сознания, являющиеся фундаментом системы ценностных ориентаций обучаемых и обеспечивающие становление личности, стремящейся и готовой к межкультурному диалогу с целью развития и взаимообогощения культурного опыта, самоопределению и самореализации в современном поликультурном мире.

Профессиональная сфера востребует толерантного специалиста. Важнейшим требованием к профессионалу в современных социально-экономических условиях являются способность и внутренняя готовность к пониманию и сотрудничеству, терпимому отношению к многообразию социокультурных моделей, критическому осмыслению суждения, основанному на моральных ценностях, социальной адаптации. Формиро-

вание у будущих специалистов - студентов вуза - установок толерантного сознания позволит разрешать конфликты на почве этнокультурных и социальных различий через понимание и принятие Другого, другой точки зрения, предполагает отказ от профессионального догматизма, способность субъекта к саморазвитию

Многообразие культур, менталитетов и ценностей, входящих в современную цивилизацию, превращает проблему толерантности из социокультурной в антропологическую. С одной стороны, «разнородность» социального пространства делает невозможным формирование некого стандарта толерантности. С другой, толерантность - это следствие естественной, присущей всему живому способности адаптироваться к окружающей среде, способ взаимодействия, который по-разному воспроизводится в разных культурах. Таким образом, толерантность следует рассматривать как комплексный феномен, некий поведенческий ориентир, определяющий отношение человека как к себе, так и к окружающему миру.

Литература

1. Леонтьева В. Н. Гуманистические перспективы образования // Высшее образование в России. -1999. - № 4.

УДК 37

Л. П. Лехтина

АДАПТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА УЧЕНИКОМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ

В статье предложены материалы по актуальной проблеме: поиск эффективных подходов обеспечения качества современного образования. Сегодня необходимо разработать системы обучения и воспитания, которые способствовали бы эффективному развитию обучающегося с учетом самостоятельного выбора индивидуальной траектории развития. Примером такого пути может быть адаптивнообразовательная среда профильной школы.

Ключевые слова: адаптивная школа, сущность и функции адаптивной школы, адаптивнообразовательная среда, адаптивно-образовательная среда профильной школы.

L. P. Lehtina

ADAPTIVE-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A SPECIAL SCHOOL AS A CONDITION OF INDEPENDENT STUDENT’S CHOICE OF AN INDIVIDUAL DEVELOPMENT TRACK

This article contains material on a topical issue: the search for effective approaches to ensure the quality of modern education. Today it is necessary to develop a system of training and education that would facilitate the effective development of student self-selection, taking into account the individual trajectories of development. An example of such a path can be adaptive-profile school educational environment.

Keywords: adaptive school, nature and function of adaptive schools, adaptive learning environments, adaptive learning environment profile of a school.

Формирование образованных, мобильных, творческих, инициативных людей, способных легко адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью и способностью к самосовершенствованию - главная задача образования, которая в свете новых представлений неизбежно требует качественных изменений на всех уровнях:

• приоритетность обобщения и распространения инновационных образовательных программ и технологий, инновационных моделей образования;

• стремление к достижению системой образования соответствия динамично меняющимся потребностям личности, общества и государства;

• необходимость формирования новых ориентиров качества образования, систем оценки качества, определения общественного представления о результатах образования;

• переориентация структуры и содержания общего образования на развитие новых навыков и способностей, востребованных обществом в долгосрочной перспективе;

• актуальность компетентностного подхода при конструировании учебных и образовательных программ;

• ценность развития общего образования как открытой системы, ориентированной на потребности личности и общества;

• культурно-историческая трансформация института образования в направлении замещения школы (как основной организующей образование единицы) образовательной программой, в том числе индивидуальной образовательной программой;

• необходимость создания экономических механизмов повышения качества педагогического труда и качества образования;

• важность расширения общественного участия в управлении образованием, организации переговорных площадок по достижению понимания целей и результатов образования и педагогического труда;

• необходимость определения новых стандартов педагогической деятельности для обеспечения открытости, личностной ориентации, индивидуализации образовательного процесса, реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Одним из наиболее перспективных подходов к решению данных вопросов, на наш взгляд, является создание адаптивной образовательной среды.

Проблема формирования адаптивной образовательной среды в последние годы находится в центре внимания многих исследователей. Вопросы формирования образовательной среды с позиций ее адаптивности рассматриваются в работах М. Р. Би-тяновой, А. С. Границкой, Т. М. Давыденко.

Н. А. Заруба, Н. П. Капустина, С. В. Красикова, Н. А. Рогачевой, И. Б. Сенновского, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, И. С. Якиманской, Е. А. Ямбурга и др. Проблеме создания условий, позволяющих воспитывать у учеников способность самостоятельно учиться всю жизнь, посвящены работы Я. А. Коменского, И. Г. Песталоции, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского и др.

Изучение научной литературы, отражающей разработку вопросов, связанных с поливариантным развитием личности ребенка, показало, что решение обозначенной проблемы в настоящее время имеет серьезное научно-методическое обоснование. Вместе с тем, несмотря на постоянный интерес к изучению проблем адаптации, приходится признать, что еще недостаточно комплексных психологических исследований, посвященных адаптации школьников к условиям новой системы обучения, недостаточно рассмотрены факторы, влияющие на успешность адаптации учащихся в зависимости от типа учебного учреждения, в том числе практически отсутствуют научные исследования, посвященные психологическим проблемам обучения в условиях профильной школы.

Теоретические основания организации адаптивно-образовательной среды в школе профильного обучения предполагают необходимость выявления теорий, направлений, концепций, помогающих ее разрешить.

К числу основных подходов исследования проблемы организации адаптивнообразовательной среды профильной школы следует рассматривать адаптивный подход. В образовании изучение адаптивного подхода осуществляется следующими авторами: Н. А. Заруба Е. А. Ямбург, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, Н. П. Капустин и др.

Среди направлений совершенствования качества современного образования значительное место занимает идея построения адаптивной школы, учитывающей возможности каждого ученика, ориентированной на

удовлетворение разнообразных познавательных потребностей и интересов школьников в аспекте дальнейшего жизненного самоопределения и самореализации.

Основная образовательная цель адаптивной школы, по мнению многих исследователей, состоит в создании условий для самостоятельного выбора каждым учеником индивидуальной траектории развития, способа осуществления индивидуальных направлений самореализации и самосовершенствования в многофункциональном контексте человеческой культуры, а также сохранения и развития его здоровья.

Характеристика адаптивной школы, представленная в науке, позволит нам определить содержание адаптивно-образовательной среды школы, необходимой для самостоятельного выбора учеником индивидуальной траектории развития.

Е. А. Ямбург, автор Концепции адаптивной школы, ориентированной на разноуровневое и многопрофильное обучение детей [8, с. 12], полагает, что в такой школе должно найтись место каждому ребенку, вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей. Он считает, что «адаптивная школа выстраивается таким образом, чтобы у каждого ребенка развить механизмы природной и социальной адаптации. Для решения указанной цели вносятся изменения во все компоненты образовательного процесса, а именно: в структуру, содержание, формы, методы и технологии (что особенно важно для адаптивной школы), в условия, критерии оценки результатов. Таким путем в адаптивной школе реализуются принципы природо- и целесообразности учебновоспитательного процесса. Поэтому логика развития человека, индивида и личности в искусственной образовательной системе воспринимается учащимися как естественное явление (развитие происходит как бы само собой)» [8, с. 52].

Концепция, в соответствии с которой адаптивная школа понимается как школа, ориентированная на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов учащихся, обеспечивающая условия для их жизненного самоопределения, представлена в науке учеными: Т. М. Давыденко, Н. А. Рогачева, Т. И. Шамова и др.

Согласно точке зрения Т. И. Шамовой, основные функции адаптивной школы осуществляются в целостном образовательном процессе на основе идей гуманитарно-культурологического подхода, творческого развития личности и рефлексивного управления.

Таковыми функциями, по ее мнению, являются:

- ориентационная - создание условий для профессионального выбора личностного самоопределения учащихся;

- коррекционная - нивелирование учебно-воспитательных трудностей и проблем;

- реабилитационная - профилактика «психологических зажимов» и «комплексов неполноценностей» обучаемых;

- стимулирования - содействие формированию у школьников потребности внутренней и внешней мотивации учения;

- предупреждения затруднений у учащихся - создание условий для ликвидации случаев отставания школьников в учении, достижение каждым учеником оптимального уровня образованности в зоне ближайшего развития [6, с. 59].

М. М. Поташник, А. М. Моисеев, говоря об адаптивной школе, отмечают ее ярко выраженную гуманистическую направленность, реализующую аффективную (эмоциональноценностную практику) образования в режиме личностно-ориентированной парадигмы.

Н. А. Заруба, автор Концепции адаптивной школы прежде всего как школы интеллектуального, духовного, физического, психического здоровья, отмечает при этом,

что это открытая самоуправляемая и самоорганизующаяся целостная система, обладающая способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Развитие адаптивной школы идет, по ее мнению, как за счет использования внутренних возможностей, так и факторов внешней среды [2].

Прогрессивность взглядов этого автора, на мой взгляд, заключается, прежде всего, в том, что понятие «адаптивная школа» рассматривается в более широком значении, чем традиционно. Автором обосновывается целесообразность считать «адаптивными» школами образовательные учреждения любого типа и вида (лицеи, гимназии, профильные и др.), так как гибко реагировать на социально-экономические изменения в обществе и на потребности и возможности обучающегося должно любое образовательное учреждение.

Точка зрения Н. П. Капустина на адаптивную школу не противоречит позициям ученым, взгляды которых изложены выше. Он подтверждает мысль, которую уже можно считать устоявшейся в науке. По его мнению, «адаптивная школа - это определенная социально-педагогическая система, которая приспосабливается к особенностям личности каждого учащегося, помогая ему адаптироваться к школе и социуму в процессе образования и самообразования, развития и саморазвития. Педагогическая деятельность в такой школе - это решение профессиональных задач различного класса, типа и уровней. Профессиональная готовность учителя такой школы проявляется в его способности управлять процессом саморазвития. В научной литературе проблема формирования готовности учителя к труду в адаптивной школе средствами решения педагогических задач пока еще не нашла своего отражения. До сих пор не получило однозначной и общепринятой трактовки понятие «педагогическая задача...» [3].

Адаптивная школа - образовательное учреждение, в котором обучаются дети с разными образовательными возможностями и потребностями. Процессы адаптации в такой школе имеют встречный характер: образовательный процесс должен гибко учитывать особенности обучения разных детей, с другой стороны - школа должна обеспечить адаптацию ребенка к образовательной среде на уровне, требуемом государственными образовательными стандартами.

Характерной особенностью адаптивной школы является формирование в ней адаптивно-образовательной среды, способствующей самостоятельному выбору учеником индивидуальной траектории развития. Думается, следует согласиться с точкой зрения И. С. Якиманской, что в адаптивной многопрофильной школе через организацию единой образовательной среды создаются условия для изучения личности каждого ученика, определение индивидуальной траектории обучения, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок [7, с. 144].

Этому способствуют такие структурнофункциональные особенности образовательного пространства адаптивной школы, как открытость, динамичность, сложность, неопределенность и автономность, единство систематического, синергетического и диалогического подходов к выстраиванию педагогического взаимодействия [6, с. 9].

Следует учитывать, что адаптивная, то есть максимально приспособленная к ребенку образовательная среда, в функционале педагогического воздействия отнюдь не утверждает приоритеты излишней заботы об учащихся, что замедляет процесс формирования необходимых навыков по преодолению жизненных трудностей, а наоборот, способствует преодолению трудностей. Например, освоение профильных программ обучения не за счет высокой цены здоровья

школьников, а за счет индивидуальной, самостоятельно выбранной траектории индивидуального развития. Наибольшее значение для успешной адаптации к условиям обучения в профильной школе имеют следующие характеристики личности старшеклассников: высокий уровень развития личностного адаптационного потенциала, адекватная самооценка, эмоциональная устойчивость, низкий уровень тревожности, общительность и самоконтроль.

Утверждение и реализация личностноразвивающих возможностей школьника в условиях образовательного пространства адаптивной школы во многом определяется уровнем демократизации и гуманизации управленческих процессов, что предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждого ученика педагогического процесса с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей на основе его самостоятельного выбора своей индивидуальной траектории развития.

Изучение подходов к пониманию сущности понятия «адаптивная образовательная среда» позволило сделать следующие выводы:

• сущность понятия «адаптивная образовательная среда» следует рассматривать в общей сложности таких понятий, как «среда», «образовательная среда», «адаптация»; в свою очередь понятие «адаптация» - в философском, социологическом и психологическом аспектах;

• под адаптивной образовательной средой мы понимаем все протекающие в школе процессы, в которых ученик без принуждения, по собственному выбору может принимать участие, развивать свои индивидуальные способности, получать возможность для саморазвития, самоопределения, самореализации при условиях сохранения здоровья.

Профильное обучение на современном этапе является очередным шагом в развитии

российского образования. Согласно Кон- Таким образом, думается, что адаптив-

цепции профильного обучения, профильное но-образовательная среда профильной шко-

обучение есть «средство дифференциации и лы представляет собой разнообразное проиндивидуализации обучения, позволяющее странство единой образовательной среды,

за счет изменений в структуре, содержании в которой создаются условия для изучения

и организации образовательного процесса бо- и развития личности каждого ученика, са-

лее полно учитывать интересы, склонности мостоятельного определения его индивиду-

и способности учащихся, создавать условия альной траектории обучения в виде профи-

для обучения старшеклассников в соответ- ля обучения, способствующей проявлению

ствии с их профессиональными интересами познавательных интересов и потребностей,

и намерениями в отношении продолжения личностно значимых ценностей и жизненных

образования». установок.

Литература

1. Антропова Л. В. Подготовка учителя к работе в адаптивной школе // Педагогика. - 2004. -№ 1. - С. 68-74.

2. Заруба Н. А. Теория и практика управления адаптивной школой: монография. - Кемерово, ОблИУУ 2001. - 291 с.

3. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. пособие для вузов. -М.: Academia, 2001. - 215 с. - (Высшее образование).

4. Логинов В. Е. Образовательная среда как объект управления // Актуальные вопросы развития высшего и среднего образования на современном этапе: тезисы науч.-практ. конф. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. - С. 36-39.

5. Сопов В. Ф. Мотивационно-ориентированная модель образовательного пространства // Актуальные вопросы развития высшего и среднего образования на современном этапе: тезисы науч.-практ. конф. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. - С. 259-263.

6. Шамова Т. И. Исследовательский подход в управлении школой. - М.: АПП ЦИПТ, 1992. - 65 с.

7. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. -М.: Педагогика, 1995. - 186 с.

8. Ямбург Е. А. Управление развитием адаптивной школы. - М.: PerSe, 2004. - 366 с. - (Культурно-историческая педагогика).

УДК 37

Я. Ю. Смирнов

ШКОЛА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

В статье отражен совокупный опыт художественного воспитания в народном коллективе -оркестре баянистов им. П. И. Смирнова и вокально-хоровой студии Дворца учащейся молодежи. Особенность педагогической деятельности данных коллективов заключается в том, что наряду с решением общих для коллективов вопросов обучения, связанным с освоением тех или иных музыкальных произведений, в коллективах была принята система разработки индивидуальной траектории развития личности.

Ключевые слова: личность, художественное воспитание, коллектив самодеятельного творчества, нравственно-эстетическое воспитание подростков и молодежи, система разработки индивидуальной траектории развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.