Научная статья на тему 'Адаптивная система обучения высшей математике в вузах МЧС'

Адаптивная система обучения высшей математике в вузах МЧС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорохова О.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптивная система обучения высшей математике в вузах МЧС»

государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов [5].

По нашему мнению, для разрешения этих и других проблем необходима целенаправленная политика государства в области повышения уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусства. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правовой культуры.

Таким образом, рассмотрение эволюции взаимодействия государства и общества по вопросам обеспечения прав молодёжи позволило выявить зависимость его от уровня правовой культуры. Закономерно, что обеспечению прав молодёжи в достаточной мере будет способствовать повышение уровня правовой культуры, как самого молодого поколения, так и лиц, непосредственно выполняющих функции по защите его прав.

Список использованной литературы

1. Гамезо М. В., Герасимова В. С. Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М., 1999. - 272 с.; Ремшмидт Х. Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. -М., 1994. - 320 с.; Толстых А. Возрасты жизни. - М., 1988. - 223 с.

2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль -Т. IV. - М., 1982. - С. 668.

3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль -Т. III. - М., 1982. - С. 199.

4. The global situation of youth in the 1990s: Trends & prospects / UN Office at Vienna. Center for social develop a humanitarian affairs. - N. Y. Un, 1993. - VI. -65 p.

5. Лукашева Е. А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение / Е. А. Лукашева. - М.: Норма, 2009. - 384 с.

АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ

В ВУЗАХ МЧС

О. Е. Дорохова, преподаватель Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Изучение высшей математики в вузах, как правило, начинается в период интенсивной адаптации первокурсников. Образовательная среда в специфических по своим задачам высших учебных заведениях МЧС функционирует в гораздо более жестких, определенных нормативами условиях: казарменное проживание, ограничивающее возможности передвижения на территории вуза и за

его пределами; строго регламентированный внутренний распорядок дня; повышенные физические нагрузки; соблюдение определенных правил, запретов и т. д. Изменение привычного ритма жизни, новые требования учебного процесса часто приводят к возникновению когнитивного диссонанса (Л. Фестин-гер), т. е. состояния, характеризующегося столкновением в сознании обучающегося противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно обучения.

Анализ причин затруднений в освоении высшей математики на начальном этапе выявил следующее: отсутствие умений у курсантов планировать учебную нагрузку при подготовке к занятиям; неспособность учиться в различных эмоциональных и физических состояниях (например, в состоянии усталости после активной физической нагрузки или наряда); сложность учебного материала; непонимание объяснений преподавателей; неразвитость любознательности и трудолюбия; языковой барьер; неспособность концентрироваться и распределять внимание; отсутствие навыков публичных выступлений и быстрого конспектирования материала лекций.

Таким образом, перед преподавателями стоит сложная задача поиска путей успешного вхождения в процесс обучения курсантов ведомственных вузов.

В работах В. П. Бурдаева, A. С Границкой, Л. И. Долинера, А. В. Ивановой, Н. В. Шилиной, В. А. Шухардиной и др. в качестве ведущей детерминанты успешного обучения рассматривается адаптивная система. Адаптивные системы обучения (АСО) интерпретируются учеными сегодня как социально-ориентированные, обучающие и развивающие модели целенаправленных процессов взаимодействия педагога, обучаемых, источников информации, основным качеством которых является сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности (А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова).

Многие исследователи справедливо отмечают, что адаптивная система обучения обеспечивает диагностику и учет индивидуальных особенностей студентов. По мнению А. В. Иванова адаптивная система оценивает начальный уровень подготовки обучающегося и отслеживает результаты прохождения обучения, обеспечивает преподавателю возможность варьирования способов подачи материала, диагностики и контроля, а обучаемому способов его усвоения [1].

И. Е. Торбан предлагает осуществление перехода к адаптивной системе обучения посредством следующих организационных мер:

- переход к непрерывному управлению при помощи средств обратной связи. Обратная связь осуществляется за счет дидактических материалов, включающих правильные ответы на поставленные вопросы и практические задания, что дает возможность обучающемуся работать самостоятельно;

- переход к взаимоконтролю и самоконтролю, как с использованием современных средств обратной связи, так и без них [3].

Необходимо отметить, что в ведомственных вузах в случае традиционного подхода к организации самостоятельной учебной деятельности курсантов происходит потеря непосредственной обратной связи, так как задания не могут быть диагностированы и оценены сразу после их выполнения. Обучающемуся

через определенный промежуток времени приходиться возвращаться к размышлениям над теми же заданиями после их оценки и коррекции. Это имеет негативные последствия как для самооценки обучающегося, так и для преподавателя, который не может ответить одновременно на все разносторонние вопросы и затруднения, которые возникли у целого коллектива курсантов, и, в свою очередь, приводит к нерациональным затратам времени на учебном занятии.

Исследуя основные подходы к рассмотрению сущности АСО и учитывая весь спектр проблем в учебной деятельности курсантов на начальном этапе, мы можем констатировать, что адаптивная система обучения высшей математике в ведомственных вузах не только крайне актуальна, но и специфична.

В частности, некоторыми авторами (М. В. Бусин, В. В. Клюй и др.) обуславливается необходимость реализации функций реабилитации в процессе обучения. Ими предложена трактовка учебного реабилитационного процесса, позволяющего курсантам: получить нужную учебную информацию; быть обеспеченными необходимыми инструментами самоконтроля; выполнить лабораторные эксперименты и практические задания; иметь учебно-методическую и программно-аппаратную поддержку в самостоятельном выполнении рефератов, курсового проектирования, расчетно-графических работ; организовать оперативное получение консультации и помощи преподавателя [2].

В реальной педагогической практике ведомственных вузов зачастую возникает несоответствие между запланированным рабочим временем на определенный вид деятельности преподавателя и реально затраченным. Так, например, по нормам планирования, время, отведенное на текущие консультации по преподаваемым дисциплинам на одну учебную группу, составляет не более 5 % от количества часов аудиторных занятий по учебному плану очного обучения, что в большинстве случаев недостаточно. Также, преподаватель не всегда имеет возможность проведения дополнительных занятий в том объеме, который требуется индивидуально каждому курсанту. Тем самым, мы считаем, что учебный реабилитационный процесс рационально осуществлять в рамках самостоятельной учебной деятельности обучающихся либо независимо от преподавателя, либо под его руководством с учетом временных затрат педагогов и курсантов.

Анализируя теории АСО и реабилитации в процессе обучения, мы пришли к выводу, что учебную реабилитацию возможно интегрировать как структурный элемент в адаптивную систему обучения высшей математике. Данная мысль основана на том, что в процессе адаптивного управления, на наш взгляд, не достаточно диагностировать промежуточные знания обучающихся и устранять затруднения после свершившегося факта их выявления, гораздо важнее найти причины возникших проблем в каждом конкретном случае и путем учебной реабилитации не допустить повторного их появления.

Список использованной литературы

1. Иванов А. В. Адаптивные системы обучения // Тезисы международной конференция «Информационные технологии в образовании» «ИТО-Москва-

2010». - М. - 2010. [Электронный ресурс] - Режим доступа.-URL: http://msk. ito. edu. ru/2010 (дата обращения: 12.03.2013).

2. Клюй В. В. Адаптация структуры виртуального учебно-методического комплекса в повышении эффективности реабилитационного процесса в вузах МЧС России: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 Санкт-Петербург, 2009. - 165 с.

3. Торбан И. Е. Организация самостоятельной работы студентов в условиях адаптивной системы обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: -13.00.08 М., 1988. - 18 с.

ПУТИ И СРЕДСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Н. М. Дудин, к. п. н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

В современной России достаточно остро обозначаются вопросы противостояния различных социальных групп. Данное положение вызывается рядом причин: это акции сторонников Pussy Riot и «дело Магнитского», это предоставление политического убежища Э. Сноудену и обострение внешнеполитических отношений по «сирийскому вопросу», это результаты прошедших выборов и очередное повышение цен. Но все-таки главной проблемой, на наш взгляд, является отсутствие общепринятой национальной идеи и разработанных правовых норм по обеспечению дальнейшей демократизации общества [1].

Анализируя современный этап общественного развития, уместно отметить, что единых мнений на этот счет нет. Вот недавно выступил со своим «Манифестом просвещенного консерватизма» Никита Михалков; о «либеральной империи» в свое время обстоятельно дискуссировал Анатолий Чубайс; социалистический выбор и всеобщее равенство требует Геннадий Зюганов; ввести 60-ти часовую трудовую неделю, повысить дисциплину труда предлагает М. Прохоров; «закрутить гайки» призывает Владимир Жириновский, правые тоскуют по демократии (М. Касьянов, Б. Немцов, Г. Каспаров), националисты говорят о русском государстве (А. Проханов).

По какому бы пути не пошло дальше наше государство, оно неизбежно будет развиваться - это всеобщий закон, которому подвластно всякое общество, если, конечно, оно не становится на путь самоуничтожения. И главной содержанием этого развития должна стать демократизация общественных отношений и укрепление власти закона [2].

Отсутствие единства политических и идеологических воззрений политических партий, социальных слоев и групп усугубляются рядом объективных и субъективных условий:

- непрекращающееся реформирование важнейших государственных институтов (армия, полиция, здравоохранение, образование);

- коррупция, поразившая все эшелоны власти;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.