МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE FOR CHILDREN 7-8 YEARS WITHCEREBRAL PALSY
Чуфарова Любовь Ивановна
старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально — педагогический университет
г. Волгоград, Россия Chufarova Lubov Ivanovna senior lectures department«Physical culture» Volgograd state social and pedagogical university
Volgograd, Russia
Шестакова Анастасия Сергеевна
студент
факультет психолого — педагогического и социального образования Волгоградский государственный социально — педагогический университет
г. Волгоград, Россия Shestakova Anastasiya Sergeevna
student
faculty of psychological and pedagogical and social education Volgograd state social and pedagogical university
Volgograd, Russia
Аннотация. В работе представлена методика АФКдля детей 7-8 лет с ДЦП.
Abstract. The paper presents the AFC technique for children 7-8 years old with cerebral palsy.
Ключевые слова: физические упражнения, адаптивная, лечебная физическая культура, ДЦП
Keywords: physical exercises, adaptive, therapeutic physical culture, withcerebral palsy.
Адаптивная физическая культура - это социальное явление, в основе которого лежит социализация детей с ДЦП. Смысл такой физкультуры заключается в активизации, повышении уровня жизнедеятельности и ощущении психологического комфорта. Система адаптивной физической культуры состоит из адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, адаптивного спорта и физической реабилитации. Каждому виду АФК свойственны собственные функции, задачи, методы и формы организации.
Термин ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, которые
возникают при поражении головного мозга и проявляются в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц. ДЦП возникает в период внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности и сопровождается двигательными, речевыми и психическими нарушениями.
Детский церебральный паралич - заболевание, которое может привести к тяжелой инвалидности[2]. Физические занятия являются неотъемлемой частью в реабилитации детей с ДЦП 7-8 лет, так как они оказывают оздоровительное и общеукрепляющее влияние на детский организм, укрепляют ослабленные мышцы и восстанавливают двигательную координацию, готовят ребёнка к обучению в образовательных учреждениях.
Задачи физического воспитания при ДЦП заключаются в развитии двигательных навыков, психических процессов, речи и познавательной деятельности.
Принципы работы с детьми с церебральным параличом:
• Мотивация - формирование интереса и активности в участии;
• связь активной работы и отдыха - своевременный переход от активной деятельности к отдыху;
• непрерывность деятельности - занятия должны быть регулярными и систематичными;
• поощрение - необходимо отмечать и хвалить достижения ребенка;
• активизация всех нарушенных функций: на каждом занятии активизировать наибольшее число пострадавших анализаторов;
• сотрудничество с родителями - продолжение активной лечебной деятельности в простом и домашнем труде;
• воспитательная работа - создание условий для формирования ответственности, самостоятельности.
При работе с детьми необходимо учитывать возраст, а также форму и степень тяжести ДЦП. Работа с детьми над существующими нарушениями должна осуществляться одновременно по всем направлениям. Обязательными и общими принципами АФК являются:
- систематичность, регулярность и непрерывность физических упражнений;
- индивидуальный подбор упражнений в зависимости от тяжести заболевания, возраста ребенка и его развития;
- постепенное увеличение и усложнение физической нагрузки;
- соответствие упражнений физическим возможностям детей.
В методику занятий должны входить коррекционные физические упражнения: растяжки, для расслабления и уменьшения тонуса мышц, на формирование правильной осанки, восстановление опороспособности и формирование равновесия, на развитие пространственной ориентации и точности движений; для выработки выносливости и увеличение силы мышц [1].
Индивидуальные занятия с детьми направлены на нормализацию координации движений, равновесия и мышечной силы. С помощью индивидуальных занятий ребенок способен овладеть необходимыми умениями и навыками самообслуживания, а также получить школьное образование.
Групповые же занятия направлены не только на нормализацию двигательных функций, но и на социальную реабилитацию. На групповых
113/157
занятиях дети быстрее осваивают отдельные движения и навыки.
Рекомендуемые формы адаптивной физической культуры:
- малоподвижные игры для формирования зрительно-пространственного восприятия и тренировки внимания (шашки, шахматы и сборка «пазлов», и т.д.);
- подвижные игры для совершенствования двигательных навыков, улучшения функций анализаторов, тонизирующего эффекта и эмоционального воздействия (игры с элементами ползания, ходьбы, бега, метания, с преодолением различных препятствий, спортивные игры: волейбол, настольный теннис и т.д.);
- гимнастические упражнения для дозировки нагрузки на различные части тела, которые развивает мышечную силу и координацию движений;
- хореография с музыкальным сопровождением для развития чувства ритма, гибкости, координации движений и правильной осанки.
Адаптивная физическая культура позволяет удовлетворять потребности детей с ДЦП в двигательной активности, оптимизировать психофизическое состояние и обеспечить умственную, сенсорную и моторную дееспособность, которая необходима для нормальной жизнедеятельности и учёбы. Дети с ДЦП в дошкольном и младшем школьном возрасте нуждаются в адаптивной физкультуре и добиваются больших успехов лишь при систематическом и правильном применении комплексного лечения, при этом физическое воспитание способствует эффективной социальной реабилитации.
Литература
1. Ефименко Н. Н., Сермеев Б. В. Содержание и методика занятия физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. М., 2001.
2. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М. : «Академия», 2001.
References
1. Efimenko N. N., Sermeev B. V. Soderzhanie i metodika zanyatiya fizkul'turoj s det'mi, stradayushchimi cerebral'nym paralichom [Content and method of physical education classes with children suffering from cerebral palsy]. Moscow, 2001.
2. Levchenko I. Yu., Prihod'ko O. G. Tekhnologii obucheniya i vospitaniya detej s narusheniyami oporno-dvigatel'nogo apparata [Technologies of training and education of children with musculoskeletal disorders]. Moscow, Akademiya Publ., 2001.