Научная статья на тему 'Адаптация вузов в условиях кризиса бюджетного финансирования'

Адаптация вузов в условиях кризиса бюджетного финансирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ВУЗОВ / МОДЕЛИ АДАПТАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВАЯ СХЕМА АДАПТАЦИИ ВУЗОВ / КРИЗИС БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / ОГРАНИЧЕННОСТЬ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афасижев Туркубий Индрисович, Тешев Валерий Асланович

В статье речь идет о методологии исследования процессов адаптации российских вузов к дефициту бюджетного финансирования. Основной акцент делается на разработке нового подхода к анализу стратегий деятельности вузов в современных экономических и социальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афасижев Туркубий Индрисович, Тешев Валерий Асланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация вузов в условиях кризиса бюджетного финансирования»

© 2005 Т.И. Афасижев, В.А. Тешев УДК 317.014 ББК 74.04

Адаптация вузов в условиях кризиса бюджетного финансирования

Аннотация:

В статье речь идет о методологии исследования процессов адаптации российских вузов к дефициту бюджетного финансирования. Основной акцент делается на разработке нового подхода к анализу стратегий деятельности вузов в современных экономических и социальных условиях.

Ключевые слова:

Адаптационные стратегии вузов, модели адаптационных стратегий, организационно-финансовая схема адаптации вузов, кризис бюджетного финансирования, ограниченность финансовых ресурсов.

Мировой опыт показывает, что организация и уровень вузовского образования являются важнейшими определяющими факторами развития общества. Поэтому постоянная поддержка государством системы образования является первой необходимостью. Ее отсутствие сказывается негативно на вузовском образовании. Так, перспективы системы образования в целом и высшего образования в частности после дефолта представлялись в России весьма нелегкими.

Бюджетное финансирование сократилось до критического уровня (на одного студента вуза в среднем по стране приходилось в 1999 г. около 150 дол. США, что было в 10 раз меньше по сравнению с 1989 г.).

Доля расходов бюджетов всех уровней на профессиональное образование в ВВП также упала - до

0,41%, снизившись почти в 3 раза за 7 лет (в 1992 г. она составляла 1,21%).

Тем самым вопрос о разработке организационнофинансовых схем адаптации вузов к кризису бюджетного финансирования был крайне актуальным. В несколько иной формулировке - это был вопрос о судьбах высшего образования в России, о возможной трансформации сложившейся системы профессионального образования. Равновероятными исходами были и резкое сокращение числа университетов, и медленная стагнация вузов.

Все это требовало разработки различных схем адаптации вузов к резкому уменьшению финансирования.

Одной из таких схем могла быть схема, по которой: во-первых, необходимо изучить зарубежный опыт приспособления вузов к ограниченности финансовых ресурсов и, во-вторых, разработать стратегию выживания государственных высших учебных заведений в

современной экономической и социокультурной среде.

По нашему мнению, реализацию этой схемы можно провести следующим образом.

- Провести подробное изучение зарубежного опыта существования вузов при изменении внешней среды. Прежде всего это должно касаться условий их

финансирования. Данный анализ должен как затронуть систему высшего образования в развитых странах, так и описать проблемы, с которыми столкнулась высшая школа постсоциалистических стран как наиболее близкая к российской по исходной модели построения и

функционирования. Вместе с тем и модели трансформации

западных образовательных систем представляют

определенный интерес, поскольку расширение

доступности высшего образования в последние десятилетия XX в. привело к нехватке бюджетных средств в тех странах, где оно было преимущественно государственным, и нарастанию нагрузки на семейные бюджеты там, где университеты исходно действовали на платной, небюджетной основе. Оптимизация сочетания различных источников поступления средств в высшую школу и одновременно поиск наиболее рационального разделения затрат между всеми агентами образовательного процесса (государством, работодателями, семьями и самим студентом) стали одним из важнейших элементов политики как государства, так и самого учебного заведения в этих странах. В то же время изменение политики университетов повлекло за собой изменение позиции государства в регулировании их деятельности, в том числе в предоставлении различных льгот тем юридическим и физическим лицам, которые поддерживают развитие высшего образования в стране в целом и конкретных высших учебных заведений в частности.

Очевидно, что перенос зарубежного опыта на российскую почву без учета опыта и традиций страны вряд ли возможен напрямую, но его изучение может дать некоторое направление развитию менеджмента в российских вузах и расширить общее представление о механизмах финансирования высшего образования и привлечения в него дополнительных внебюджетных ресурсов.

- Выявить в процессе исследования реальные стратегии (модели) адаптации российских государственных вузов к резкому сокращению бюджетного финансирования. Эти модели должны были быть проанализированы, а их рациональные элементы распространены в вузовском сообществе.

- Выделить по результатам исследования типы адаптационных стратегий вузов.

- Разработать с учетом зарубежного опыта оптимальные организационно-финансовые схемы (модели) адаптации вузов для различных их типов.

- Разработать для вузов различных типов механизмы распространения оптимальных моделей адаптации.

Есть, конечно, и другие подходы к решению обозначенных проблем.

Но проведение столь масштабного исследования по этой схеме было бы затруднено по ресурсным и временным соображениям. По этой причине возможно использование другой схемы, реализация которой включала бы такие пункты, как:

- Создание базы данных по всем вузам, подведомственным Министерству образования РФ.

- Разработка системы результирующих показателей деятельности вузов.

- Экспертная разработка вербальных моделей адаптации вузов к новым условиям получения финансовых средств (бюджетных и внебюджетных).

- Проведение кластерного анализа всей совокупности вузов, входящих в базу данных, с целью разбиения их по экспертно сформированным стратегиям адаптации.

- Анализ полученных результатов деления всего множества вузов на кластеры и отбор вузов для социологического исследования.

- Разработка программы социологического исследования для каждой выделенной стратегии.

- Проведение социологического исследования и анализ полученных результатов по каждой «чистой» стратегии и по комбинированным стратегиям адаптации вузов к изменению условий внешней среды.

- Разработка рекомендаций для адаптационной политики по всем элементам стратегий.

Таким образом, сегодня для реализации этой схемы адаптации вузов, на первый план выдвинулись проведение кластерного анализа и оценка устойчивости его результатов, отбор типичных и атипичных представителей каждого кластера для социологического исследования, построение социологической картины каждой из выделенных стратегий деятельности вузов, а также их комбинаций.

На основе проведенного как экономического, так и социологического анализа можно разработать методологию исследования процессов адаптации российских вузов к дефициту бюджетного финансирования и общему изменению состояния внешней по отношению к системе высшего образования среды. Основной акцент необходимо сделать на разработке принципиально нового подхода к анализу стратегий деятельности вузов в современных экономических и социальных условиях. Необходимо описать подходы к формированию результирующих показателей деятельности вузов и разработку вербальных моделей адаптационных стратегий.

При экспертной разработке возможных адаптационных стратегий российских вузов прежде всего нужно рассмотреть финансовое состояние учебного заведения, динамику объемов выделяемых ему бюджетных и получаемых внебюджетных средств.

Однако ограничиваться рассмотрением только финансовых стратегий вузов нельзя, поскольку они являются выражением более глубинных причин. С одной стороны, это может быть ориентация на повышение качества профильной деятельности с незначительным добавлением новых направлений и специальностей подготовки, а с другой - развитие непрофильной деятельности, но не столько ради получения средств для совершенствования основной, сколько ради извлечения прибыли - явно или неявно, и экстенсивное развитие вуза по всем направлением с целью повышения устойчивости в

быстро изменяющейся среде.

Изучение зарубежной литературы, посвященной вопросам организационно-финансовой деятельности высших учебных заведений, показало, что опыт других стран не может стать основой исследования механизмов адаптации российских вузов к резкому сокращению бюджетного финансирования, а тем более служить опорой для разработки оптимальных организационноэкономических схем их развития.

Образовательные реформы, проводившиеся в последние 10- 15 лет в большинстве развитых,

развивающихся и бывших социалистических стран, во многом были вызваны, как и в России, нехваткой бюджетного финансирования. Однако использовать этот опыт непосредственно для формирования типовых адаптационных стратегий российских учебных заведений невозможно, поскольку российские вузы действуют в иной правовой, финансовой и хозяйственной среде. Соответственно способы их адаптации к новым финансово-экономическим и социально-политическим условиям скорее всего будут принципиально иными, чем в других странах.

Положение большинства российских вузов достаточно сложно. Помимо уменьшения бюджетного финансирования и действия других негативных факторов оно определяется и рядом субъективных моментов. Высшее звено руководства многих учебных заведений, особенно в регионах, оказалось не вполне подготовленным к резким изменениям условий функционирования. Менеджеры, привыкшие к стабильной ситуации, должны теперь быстро и постоянно адаптироваться к чрезвычайно динамичной внешней среде. В подобной ситуации крайне сложно разработать обоснованную стратегию развития вуза, зависящую от ситуации в стране, отрасли и регионе, особенно если учесть объективную ограниченность свободы маневра, связанную прежде всего с острой нехваткой финансовых и кредитных ресурсов.

Говорить о конкретных и тем более последовательно реализуемых адаптационных стратегиях отечественных высших учебных заведений пока нельзя. Речь может идти скорее о некоторых идеальных стратегиях функционирования, каждую из которых в «чистом» виде, быть может, не использует ни один из российских вузов.

В основу деления вузов по способам их адаптации к условиям кризиса бюджетного финансирования может быть заложена максимально формализованная модель, обеспечивающая полное покрытие множества встречающихся ситуаций и базирующаяся на универсальном методе описания с помощью системы обобщающих характеристик.

Под обобщающей характеристикой понимается некий конструкт, т.е. величина, рассчитанная на основании целого ряда других величин, известных, например, по имеющейся статистике, и описывающая наиболее важные стороны деятельности вузов. К числу таких характеристик были отнесены качество обучения, финансовое положение (или доходы) вуза, масштабы непрофильной деятельности и изменение масштабов деятельности.

При определении уровня обобщающих характеристик, как показывает опыт, могут быть использованы четыре определяющих показателя.

Качество образования:

- доля профессорско-преподавательского состава (ППС) с ученой степенью кандидатов и докторов наук;

- доля профессоров и доцентов в общей численности этого состава;

- доля профессоров и доцентов среди сотрудников, работающих в вузе на полной ставке;

- число преподавателей на одного студента (по всем формам обучения);

- площадь учебных помещений, приходящаяся на одного студента очной формы обучения.

Финансовое положение вуза:

- бюджетные средства, выделяемые на одного студента (бесплатного) очной формы обучения;

- внебюджетные средства, приходящиеся на одного преподавателя (штатного).

Непрофильная деятельность:

- доля площадей общежитий, сданных в аренду;

- доля жилой площади в общежитиях, не занятой студентами вуза очной формы обучения;

- доля площадей (всех), сданных в аренду.

Изменение масштабов деятельности:

- изменение численности студентов очной формы обучения;

- изменение численности студентов всех форм обучения;

- изменение общей численности ППС;

- изменение численности ППС, работающих на полной ставке;

- изменение числа специальностей и направлений.

На основе упомянутых выше четырех обобщающих характеристик можно разработать формализованное описание возможнък стратегий адаптации вузов к изменившимся условиям их функционирования:

1) максимальное качество; 2) финансовое

благополучие; 3) диверсификация; 4) глобализация; 5) консервативная; 6) стагнация; 7) комбинированные

стратегии (из 1-4 стратегий ); 8) «ущербные стратегии».

В нем можно выделить четыре базовък стратегии (стратегии 1-4), характеризуемые прежде всего высоким уровнем одной из обобщающих характеристик.

Базовые стратегии, дополненные стратегиями, условно названными «Консервативная» и «Стагнация», именуются «чистыми».

Последние две стратегии определяются отсутствием высокого уровня хотя бы одной обобщающей характеристики и различаются в зависимости от числа обобщающих характеристик, имеющих средний уровень.

К комбинированным стратегиям относятся такие, в которых одновременно реализуются несколько базовых стратегий, т.е. высокий уровень имеют несколько обобщающих характеристик. Ущербной по отношению к какой-либо базовой стратегии считается та стратегия, у которой не выполняется второе по значимости условие в формализованном описании.

Из сказанного выше вытекает то, что основными направлениями развития деятельности вузов в настоящее время являются:

- создание так называемых университетских комплексов, состоящих из головного вуза, средних специальных учебных заведений и учебных заведений начального профессионального образования, обладающих финансовой самостоятельностью и обеспечивающих реализацию системы непрерывного образования, при которой учащиеся могут переходить с одного уровня обучения на другой;

- открытие филиалов и представительств;

- повышение статуса факультетов отдельных институтов;

- увеличение числа профилирующих кафедр на факультетах;

- переход кафедр в число выпускающих;

- открытие новых специальностей;

- дистанционное образование;

- расширение научной деятельности;

- увеличение численности преподавателей, имеющих ученую степень;

- расширение международного сотрудничества, в том числе международная аккредитация, означающая признание диплома вуза за рубежом;

- улучшение учебной материальной базы, в частности, строительство новых учебных корпусов; приобретение вычислительной техники, лабораторного оборудования и т.д.

Примечания:

1. Чермит К.Д., Левченко В.Д. Высшее образование: реалии и перспективы. Редакционно-издательский отдел АГУ. - Майкоп, 2001.

2. Стратегии адаптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты / Под ред. Т.К. Клячко. - М.: ГУВШЭ, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.