Научная статья на тему 'Адаптация субъектов хозяйствования к внешней среде в условиях транзитивной экономики'

Адаптация субъектов хозяйствования к внешней среде в условиях транзитивной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
612
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / МАТРИЦА / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ТРАНЗИТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / ADAPTATION / STRATEGY / MATRIX / EXTERNAL ENVIRONMENT / TRANSITIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Е.Е.

В статье рассмотрены методические рекомендации практической адаптации субъектов хозяйствования к условиям внешней среды. Разработана последовательность этапов адаптации в контексте транзитивной экономики. Автором предложена матрица обоснования стратегии адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ENTITIES ADAPTATION TO THE EXTERNAL ENVIRONMENT IN TERMS OF TRANSITIVE ECONOMY

The methodical recommendations of economic entities practical adaptation to the conditions of external environment are considered in the article. The sequence of adaptation stages in the terms of transitive economy is developed. The matrix of adaptation strategy substantiation is proposed by the author.

Текст научной работы на тему «Адаптация субъектов хозяйствования к внешней среде в условиях транзитивной экономики»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 303.632.4:005.591.4

Е.Е. Орлова

аспирант, кафедра экономики предприятия, Житомирский государственный технологический университет, Украина

АДАПТАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ К ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье рассмотрены методические рекомендации практической адаптации субъектов хозяйствования к условиям внешней среды. Разработана последовательность этапов адаптации в контексте транзитивной экономики. Автором предложена матрица обоснования стратегии адаптации.

Ключевые слова: адаптация, стратегия, матрица, внешняя среда, транзитивная экономика.

E.E. Orlova, Zhitomir State Technological University, Ukraine

ECONOMIC ENTITIES ADAPTATION TO THE EXTERNAL ENVIRONMENT IN TERMS OF TRANSITIVE ECONOMY

Abstract. The methodical recommendations of economic entities practical adaptation to the conditions of external environment are considered in the article. The sequence of adaptation stages in the terms of transitive economy is developed. The matrix of adaptation strategy substantiation is proposed by the author.

Keywords: adaptation, strategy, matrix, external environment, transitive economy.

Введение. Деятельность любого предприятия неразрывно связана и во многом обусловлена глобальными процессами, которые происходят на макроэкономическом уровне. В целях обеспечения устойчивости существования и сбалансированного развития, особенности функционирования субъекта хозяйствования должны коррелировать с внешними факторами, которые в целом определяются социально-экономическим строем государства. По мнению украинской ученой И. Витер, состояние и особенности социально-экономической системы общества определяются двумя ключевыми процессами: функционированием и развитием. Первый создает предпосылки для существования и жизнедеятельности системы, второй - характеризует совокупность количественных и качественных изменений, обусловливающих трансформацию типа экономической системы. Следовательно, появляется новый, особый тип экономики - переходная или транзитивная, отражающий специфическое состояние при изменении одного типа устройства на другой [2, с. 56]. Современные реалии позволяют отнести экономические системы постсоветских стран именно к такому типу, что объясняется, на наш взгляд, длительными и временами непоследовательными пертурбациями в процессе перехода от командно-административного устройства к рыночной экономике.

Транзитивной экономике присуща своя специфика, которая проявляется через отдельные особенности, характеристики и качества экономической системы. Так, Н.И. Гражевская к характерным чертам транзитивной экономики относит следующие: межсистемные преобразования; динамическое неравновесие; системный характер трансформационных процессов; одноразовые изменения, связанные с преодолением определенного состояния; временные рамки экономических преобразований [3, с. 26].

72

№ 8 (24) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

Таким образом, следует отметить, что трансформационные процессы, присущие транзитивному типу устройства, повышают уровень динамизма и неопределенности условий существования предприятий. Учитывая вышесказанное, одним из наиболее действенных инструментов стратегического менеджмента для современных организаций выступает адаптация.

Значение и важность процессов приспособления субъектов хозяйствования к условиям функционирования обусловили тот факт, что проблема адаптации уже длительное время находится в поле зрения ученых-экономистов. Так, один из самых известных теоретиков маркетинга Ф. Котлер считает, что: «Специалисты по маркетингу должны обращать особое внимание на тенденции и процессы развития компонентов внешней среды и при необходимости приспосабливать стратегии маркетинга в них» [8, с. 33]. Многоаспектные вопросы, связанные с адаптацией предприятий как открытых систем, нашли свое отражение в работах Р. Акоффа, С.Б. Алексеева, И. Ансоффа, В. Бриджеса, Т. Бэйтмена, Р. Гранта, Г.В. Козаченко, Е.Ю. Кузькина, И.М. Петровича, Л.В. Соколовой и др. Одновременно следует отметить, что построение системной концепции адаптации предприятий к условиям внешней среды остается не до конца исследованным, а значит, приобретает особую актуальность.

Результаты и их обсуждение. Каждый субъект хозяйствования функционирует в определенной среде, которая определяет условия его существования, наличие и доступность ресурсов, рынков сбыта, состояние конкурентной борьбы и т.п. Таким образом, одной из приоритетных задач руководства предприятия есть исследование состояния и характеристик внешней среды, а также дальнейшая организация взаимодействия с факторами окружения. Главной целью такого взаимодействия является обеспечение устойчивости организации к флуктуациям внешних факторов, а также достижение баланса между внутренней и внешней средой. Так, один из основателей теории стратегического управления Игорь Ансофф отмечал, что характеристики базовых факторов окружения всегда отличаются высоким уровнем неопределенности и, следовательно, достаточно трудно достигнуть возможности предприятия функционировать в новых условиях среды. Соответственно, каждая организация в прогнозе своей деятельности должна учитывать возможные варианты развития среды [6, с. 115]. Одним из наиболее действенных инструментов организации такого взаимодействия является адаптация.

В современной экономической литературе существует достаточно широкий спектр взглядов на сущность адаптации. По нашему мнению, адаптация представляет собой процесс приспособления предприятия к внешним изменяющимся условиям, предусматривает изменения в структуре, управлении и функциональных процессах, протекающих в организации, и имеет целью обеспечение устойчивости функционирования и развития социально-экономической системы в долгосрочной перспективе.

Адаптация, как сложный и системный процесс, характеризуется определенной последовательностью этапов ее реализации (рис. 1). Рассмотрим их более детально.

1. Анализ состояния и динамики факторов внешней среды - предполагает посто-

№ 8 (24) - 2013

73

Проблемы экономики и менеджмента

янное (мониторинг) или специально организованное исследование факторов внешней среды. Такое исследование базируется на общепринятых методиках, которые включают PEST-анализ; SWOT-анализ; ETOM-анализ; QUEST-анализ.

Анализ состояния и Обоснование Анализ готовности к

динамики факторов и необходимости L> изменениям и

внешней среды ада птац но н ных адаптивности

мероприятий предприятия

Внедрение и и Контроль процесса и Анализ экономической

реализация адаптации и его э фф ек тив но ст и

ада пта цио н ных коррекция реализованных

мероприятий мероприятий

Рисунок 1 - Структурная логика процесса адаптации (источник: собственная разработка автора)

Важным направлением анализа внешней среды является определение уровня ее нестабильности. Основой для оценивания данного показателя выступает экспертное мнение. Одним из наиболее репрезентативных методов такой оценки, по нашему мнению, является персептивный индикатор, предложенный Робертом Дунканом [7].

2. Анализ соответствия внутренней среды требованиям внешнего и обоснование необходимости адаптационных мероприятий - состоит в исследовании внутренней среды предприятия, выявлении проблем в деятельности организации, идентификации факторы окружения, вызывающих возникновение соответствующих проблем.

3. Анализ готовности к изменениям и адаптивности предприятия. Анализ готовности предприятия к изменениям осуществляется на основе экспертного опроса руководителей высшего и среднего звена, при этом анализируются такие критерии, как определенность целей деятельности, наличие и методы формирования стратегий развития, наличие стратегического мышления и подхода в процессе управления, гибкость предприятия, соответствие организационной структуры и т.д. На основе результатов такого опроса предоставляется обобщенная оценка относительно способности предприятия воспринимать изменения как таковые [5, с. 144-145].

Адаптивность, по мнению исследователей-экономистов С.Б. Алексеева и В.Т. Денисова [1, с. 32; 4, с. 29], представляет собой оценку способности предприятия своевременно и адекватно реагировать на изменения внешней среды и представляет собой результат адаптивного развития. Адаптивность предприятия - сложная и многомерная характеристика, поэтому не может быть определена на базе нескольких показателей. Считаем, что наиболее целесообразным является проведение оценки состояния адап-

74

№ 8 (24) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

тивности предприятия по таким направлениям, как экстернальное (влияние среды на предприятия), маркетинговое, ресурсное, финансовое, организационно-управленческое с дальнейшим преобразованием к интегральному показателю.

4. Определение целей адаптации осуществляется в соответствии с поставленными задачами, на основе выявленных проблем функционирования предприятия и с учетом полученной оценки способности предприятия к изменениям. Мы считаем, что цели адаптации могут носить как количественный, так и качественный характер. К количественным индикаторам можно отнести достижение определенного уровня рентабельности, прибыльности, доли рынка, объемов реализации. Качественными целями, в свою очередь, являются повышение уровня конкурентоспособность, экономического стойкости, гибкости, адаптивности.

5. Выбор стратегии адаптации, по нашему убеждению, следует осуществлять на основе матрицы «нестабильность внешней среды - интегральный показатель адаптивности» (рис. 2), что позволит определить место предприятия в адаптационном пространстве и обосновать стратегию.

На основе проведенной оценки нестабильности внешней среды и адаптивности предприятия осуществляется позиционирование субъекта хозяйствования на матрице и происходит дальнейший выбор стратегии.

&

<D

К

СЧ

оЗ

И

о

о

hQ

<D

К

д

hQ

н

о

о

к

hQ

п

S

ю

03

н

о

<D

К

К

Он

U

сч

и

со

К

К

Превентивная У меренно ак пвная Активная

Компенсационная Превентивная У меренно активная

Пассивная Компенсационная — Превентивная ■ ■ ■■■■■■■■■■■

Низкий Средний Высокий

Показатель адаптивности

Рисунок 2 - Матрица выбора стратегии адаптации Источник: собственная разработка автора

6. Выбор инструментов осуществляется на основе поставленных задач адаптации, а также выбранной стратегии. Основными инструментами адаптации, по нашему мнению, являются модернизация реструктуризация, реинжиниринг, диверсификация, управление по основе импульсов экономического развития, управление «по слабым сигналам».

7. Внедрение и реализация адаптационных мероприятий предусматривает установление ответственных лиц, определение ресурсного обеспечения, а также организационное обеспечение процесса реализации адаптационных мероприятий.

№ 8 (24) - 2013

75

Проблемы экономики и менеджмента

8. Контроль процесса адаптации предполагает выявление и оценку контрольных точек, проведение необходимых корректировок процесса адаптации в случае изменения условий внешней или внутренней среды.

9. Анализ экономической эффективности адаптационных мероприятий, считаем, включает два основных аспекта. Во-первых, одним из основных показателей эффективности адаптации, по нашему мнению, является темп прироста экономической стоимости предприятия. Таким образом, анализ эффективности функционирования механизма адаптации приводит к определению и сопоставлению темпов роста стоимости организации. Во-вторых, анализ эффективности предполагает стандартное сравнение результатов внедрения мероприятий (т.е. чистого прироста прибыли предприятия) и расходов, понесенных при их реализации (сумма затрат на организацию и внедрение адаптационных мероприятий).

Выводы. Процесс адаптации в современных условиях хозяйствования есть один из наиболее эффективных инструментов обеспечения стратегической устойчивости предприятия, поскольку позволяет сформировать такие условия функционирования, которые предоставят возможность установления баланса между внутренней и внешней средой предприятия. Реализация адаптации подчинена логической последовательности этапов, каждый из которых имеет свою специфику и особенности. Таким образом, принятие в расчет таких особенностей и эффективное управление процессом адаптации, по нашему мнению, формируют базис для обеспечения устойчивости, конкурентоспособности и эффективности субъекта хозяйствования в долгосрочной перспективе.

Список литературы:

1. Алексеев С.Б. Адаптивное управление конкурентоспособностью предприятия: монография / С.Б. Алексеев. - Донецк: ДонНУЭТ, 2007. - 170 с.

2. Вггер I. Модершзацшш перетворення транзитивних економж: европейський вимiр / I. Вгтер // Дослщження мiжнародноi економши. - 2011. - № 2 (67). - С. 54-75.

3. Гражевська H.I. Вщображення трансформацшних процеав у системi катего-рш соцiально-економiчноi динамжи / H.I. Гражевська // Економiчна теорiя. - 2007. - №

4. - С. 19-29.

4. Денисов В.Т. Управление адаптивным развитием промышленных предприятий / В.Т. Денисов, О.В. Грищенко, А.В. Слюсарев. - Донецк: ИЭП НАН Украины, 2007. - 276 с.

5. Усик С.П. Вибiр стратеги розвитку з урахуванням ступеня готовносп тдпри-емства до стратепчних змш / С.П. Усик // Актуальш проблеми економжи. - 2009. - № 6 (96). - С. 142-150.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ansoff I. Strategies for diversification / I. Ansoff // Harward Business Review. -1957. - Vol 35, № 2. - P. 113-124.

7. Duncan R.B. Characteristics of organizational environments and perceived environmental uncertainty / R. B. Duncan // Administrative Science quarterly. - 1972. - № 17(2). - P. 313-327.

8. Kotler P. Marketing Management / Philip Kotler, Kevin Lane Keller. - 14th ed. -Pearson Education Limited, 2012. - 817 p.

76

№ 8 (24) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

List of references:

1. Alekseev S.B. Adaptive management of enterprise’s competitiveness: manuscript / S.B. Alekseev. -Donetsk: DonNUET, 2007. - 170 p.

2. Viter I. Modernization change of transitive economies: European dimension / I. Viter // International economy issues. - 2011. - № 2 (67). - P. 54-75.

3. Grazhevs’ka N.I. Transformation processes reflection in social-economic dynamics categories system / N.I. Grazhevs’ka // Economic theory. - 2007. - № 4. - P. 19-29.

4. Denisov V.T. Management of industrial enterprises adaptive development / V.T. Denisov, O.V. Grischenko, A.V. Slyusarev. - Donetsk: IEP NAN Ukrainy, 2007. - 276 p.

5. Usik S.P. Development strategy selection considering the enterprise’s degree of readiness to strategic changes / S.P. Usik // Actual problems of economics. - 2009. - № 6 (96). - P. 142-150.

6. Ansoff I. Strategies for diversification / I. Ansoff // Harward Business Review. - 1957. - Vol 35, № 2. - P. 113-124.

7. Duncan R.B. Characteristics of organizational environments and perceived environmental uncertainty / R.B. Duncan // Administrative Science quarterly. - 1972. - № 17 (2). - P. 313-327.

8. Kotler P. Marketing Management / Philip Kotler, Kevin Lane Keller. - 14th ed. - Pearson Education Limited, 2012. - 817 p.

№ 8 (24) - 2013

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.