Научная статья на тему 'Стратегическая модель адаптации промышленных предприятий к условиям внешней среды'

Стратегическая модель адаптации промышленных предприятий к условиям внешней среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4001
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТИВНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / МАТРИЧНЫЙ ПОДХОД / ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Е. Е.

В современных условиях глобальных трансформационных процессов, высокого динамизма и обострения конкурентной борьбы проблемы приспособления промышленных предприятий к условиям внешней среды занимают особое место в системе обеспечения эффективной хозяйственной деятельности субъектов экономики. Возникает объективная необходимость исследования механизма адаптации хозяйствующих субъектов, анализа отдельных его составляющих, разработки прикладных инструментов его практической реализации. Основным инструментом реализации процессов адаптации, по мнению автора, является стратегия адаптации. В результате возрастания научного интереса к данной сфере в последние годы появилось значительное количество публикаций, посвященных проблемам приспособления промышленных предприятий к условиям внешней среды, однако разработка стратегической модели адаптации остается недостаточно освещенной, чем и обусловлена актуальность статьи. Исследованы ключевые характеристики внешней среды, проанализированы и обобщены подходы к сущности адаптации, рассмотрены особенности адаптивной культуры. Разработана модель обоснования стратегии адаптации предприятия к внешней среде на основании учета характеристик окружения, а также потенциальных возможностей хозяйствующего субъекта. Обоснован механизм расчета коэффициента адаптивности как интегральной характеристики совокупных возможностей предприятия по реализации реакций приспособления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическая модель адаптации промышленных предприятий к условиям внешней среды»

УДК 005.591.4:351.823.3

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Е.Е. ОРЛОВА,

ассистент кафедры экономики предприятия E-mail: orlova_ekaterina@ukr. net Житомирский государственный технологический университет, Украина

В современных условиях глобальных трансформационных процессов, высокого динамизма и обострения конкурентной борьбы проблемы приспособления промышленных предприятий к условиям внешней среды занимают особое место в системе обеспечения эффективной хозяйственной деятельности субъектов экономики. Возникает объективная необходимость исследования механизма адаптации хозяйствующих субъектов, анализа отдельных его составляющих, разработки прикладных инструментов его практической реализации. Основным инструментом реализации процессов адаптации, по мнению автора, является стратегия адаптации. В результате возрастания научного интереса к данной сфере в последние годы появилось значительное количество публикаций, посвященных проблемам приспособления промышленных предприятий к условиям внешней среды, однако разработка стратегической модели адаптации остается недостаточно освещенной, чем и обусловлена актуальность статьи. Исследованы ключевые характеристики внешней среды, проанализированы и обобщены подходы к сущности адаптации, рассмотрены особенности адаптивной культуры. Разработана модель обоснования стратегии адаптации предприятия к внешней среде на основании учета характеристик окружения, а также потенциальных возможностей хозяйствующего субъекта. Обоснован механизм расчета коэффициента адаптивности как интегральной характеристики совокупных возможностей предприятия по реализации реакций приспособления.

Ключевые слова: адаптация, адаптивность, стратегия, матричный подход, внешняя среда

Современные условия хозяйствования промышленных предприятий характеризуются высоким

уровнем сложности, динамичности и нестабильности, что существенно усложняет управленческие процессы. В настоящее время руководители хозяйствующих субъектов поставлены перед выбором: обеспечение устойчивого развития предприятия на основе активизации механизмов взаимодействия с внешней средой или потеря гибкости, способности реагировать на влияние факторов окружения, в результате чего - потеря конкурентоспособности и стратегической стойкости. Именно внешняя среда выступает источником ресурсов и рынков сбыта, определяющим аспектом условий функционирования предприятия. Эти предпосылки формируют актуальность исследований, посвященных теоретическому обоснованию и практическому применению действующих механизмов обеспечения реакции хозяйствующего субъекта на действие факторов внешней среды.

Актуальность и важность исследований в обозначенной сфере подтверждаются значительным количеством публикаций, посвященных особенностям функционирования предприятия в условиях изменяющейся внешней среды. В частности, исследованию сущности и элементов окружения предприятия посвящены работы таких ученых, как Р. Грант, М. Мескон, Ф. Хедоури, О.Д. Хвостенко и др.

Отдельным аспектам анализа внешней среды уделяли внимание К. Браун, Р. Дункан, Д. Нельсон, Н. Эджер, Г.В. Осовская и др. Вопросы организации взаимодействия предприятия с внешней средой нашли свое отражение в работах Р. Акоффа, Н.В. Белошкур-ской, Н.В. Ващенко, А.Э. Воронковой, Л.И. Донец,

0.М. Колодиной, Е.Ю. Кузькина, Л.В. Соколовой и др.

Отдавая должное существующим научным разработкам, необходимо отметить дискуссионность отдельных аспектов, касающихся в частности прикладного инструментария реализации процессов адаптации промышленных предприятий.

Первоочередная проблема, с которой сталкиваются предприятия, функционирующие в соответствии с принципом открытых систем, - это определение сущности и структуры внешней среды. Внешняя среда, по мнению автора, представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, условий и факторов прямого и непрямого воздействия, которые оказывают влияние на деятельность предприятия и определяют особенности его взаимодействия с окружением.

Внешняя среда является сложной системой, следовательно, имеет определенные особенности и характеристики. На основе обобщения взглядов отечественных и зарубежных ученых были выделены наиболее весомые характеристики внешней среды.

1. Взаимосвязь и взаимообусловленность факторов - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие компоненты среды.

2. Сложность внешней среды - это число факторов, влияющих на деятельность предприятия и обусловливающих его реакцию.

3. Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.

4. Неопределенность внешней среды - это функция количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функция уверенности в этой информации [6].

5. Конгруентность (от лат. сongmentis - соответствующий, совпадающий) - это уровень соответствия реального состояния элементов внешней среды представлениям управленцев о ней.

6. Эмерджентность (от англ. етещеП; - внезапно возникающий) - это влияние изменения одного элемента внешней среды на изменения всей среды с разной степенью от эффекта устойчивости до эффекта резонанса. Система внешней среды в целом характеризуется новым качест-

вом (способностью, параметром), которая не является простой арифметической суммой ее элементов.

7. Предсказуемость - это степень возможности прогнозировать состояние элементов внешней среды, а также всей системы в целом.

8. Управляемость - это возможность целенаправленного влияния на изменения состояния элементов внешней среды [3, с. 93].

9. Многовариантность развития среды - это наличие альтернативных вариантов изменения факторов, что усложняет возможности прогнозирования воздействия факторов в стратегической перспективе [11, с. 169].

10. Объективный фактор возникновения влияния -это когда условия возникают независимо от деятельности предприятия и влияют на него [7]. Итак, можно сделать вывод, что одной из

определяющих особенностей среды является ее подвижность и нестабильность, что обусловливает необходимость построения на промышленных предприятиях таких систем управления и организационных структур, которые позволили бы учитывать названные характеристики, отслеживать силу и направления их изменений, обеспечивать стратегические и тактические реакции субъекта на влияние факторов среды. Такие системы управления формируют базовые предпосылки для обеспечения долгосрочной прибыльности, успешности и конкурентоспособности предприятия. Основой для создания обозначенных структур является, по мнению автора, адаптивная культура.

Адаптивная культура в современных условиях хозяйствования предоставляет предприятиям широкие возможности для обеспечения гибкости и маневрирования под влиянием факторов внешней среды. Так, например, английский экономист Дж. Сазерленд в проведенном исследовании ключевым фактором развития предприятия считает адаптивную культуру, т.е. способность принимать такие стратегии и практические методы, которые способны отвечать изменчивым требованиям рынка и новым конкурентным ситуациям [15, с. 2-3]. Ученый также анализирует ключевые характеристики, отличающие адаптивную культуру управления от общепринятой:

- способность поддерживать соответствие между культурой и средой бизнеса;

- активная поддержка организации в процессе выявления проблем;

- активная поддержка организации в процессе

определения практических способов преодоления выявленных проблем;

- ощущение уверенности в персонале;

- гибкость в процессе функционирования;

- принятие риска;

- действия на упреждение [15, с. 3].

Таким образом, адаптивной является та организация, которая эффективно использует процессы приспособления (адаптации) для достижения го-меостаза системы и сбалансированности с внешней средой, ориентирована на стратегическое развитие и долгосрочное существование.

Итак, практическим инструментом приспособления предприятия к флуктуациям факторов внешней среды является адаптация.

В современной экономической теории до сих пор нет единого подхода к трактовке сущности адаптации. Основы теории адаптации сформировались в зарубежной научной литературе, что стало фактором весомого влияния на формирование взглядов украинских ученых. Известный ученый Р.Л. Акофф считал, что адаптация - такая реакция на изменение условий, которая противодействует действительному или возможному снижению эффективности работы системы [1, с. 75]. Американский профессор по вопросам менеджмента предприятий Р. Дафт отмечает, что адаптация - это свойство компании интерпретировать и переводить сигналы внешней среды в новые поведенческие ответы [12, с. 625]. Исследователи Д. Нельсон, Н. Эджер и К. Браун под адаптацией понимают процесс целенаправленного изменения системы в ожидании или в ответ на внешние раздражители и стрессовые ситуации [14, с. 395]. Таким образом, в зарубежной экономической мысли акцент делается на обеспечение гомеостаза системы, т.е. противодействие факторам среды, причем рассматриваются не только текущие, но и прогнозируемые, перспективные изменения среды.

Соответствующие взгляды зарубежных ученых нашли свое отражение в украинской теории адаптации. Так, А.Н. Колодина определяет адаптацию как комплекс целенаправленных мер управленческого состава предприятия в ответ на действие факторов окружающей среды, влияющих на жизнеобеспечивающие процессы предприятия, для повышения эффективности деятельности, происходящих путем сбалансированной перегруппировки связей, потоков, элементов во внутренней среде предприятия в ходе взаимообмена с внешней средой [5, с. 208].

Предложенное определение подходит к толкованию сущности адаптации с целевой позиции, т.е. упрощенно представляет адаптацию как комплекс действий и мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия. Коллектив авторов под руководством Н.В. Поповой под адаптацией понимает способность системы приспосабливаться к различным условиям окружающей среды [8, с. 197], демонстрируя системный подход. По мнению Н.В. Белошкурской, адаптация -это процесс приспособления предприятия и его деятельности к внешней среде, а также эффективное использование производственного потенциала [2, с. 102]. Такой подход рассматривает адаптацию с процессной позиции, характеризуя ее не как системное свойство, а как некий автономный процесс.

Итак, существует достаточно большое количество подходов к толкованию сущности адаптации. Обобщая изложенное, предлагается определение адаптации как процесса приспособления предприятия к внешним изменяющимся условиям, который включает в себя систему организационно-экономических и социальных регуляторов, предусматривает изменения в структуре, управлении и функциональных процессах, протекающих в организации, и имеет целью обеспечение устойчивости функционирования и развития социально-экономической системы в долгосрочной перспективе.

Безусловно, адаптация является управляемым и целенаправленным процессом. Прикладным механизмом организации процесса адаптации является стратегия адаптации.

Стратегия адаптации представляет собой долгосрочный план действий и мероприятий организации по обеспечению приспособления ее к факторам окружения, а также обеспечения баланса состояния внутренней и внешней среды. По мнению автора, формирование и обоснование стратегии адаптации должно базироваться на глубоком анализе и учете факторов как внешней, так и внутренней среды, поскольку конечной целью процесса адаптации является достижение гомеостаза предприятия как открытой социально-экономической системы.

Как было отмечено, внешняя среда является сложной системой и отличается рядом специфических характеристик, основными из которых являются сложность, динамичность и неопределенность. Эти характеристики неотъемлемо связаны между собой, поскольку вследствие динамики и переменности факторов внешняя среда приобретает черты

неопределенности, а комплексное взаимодействие элементов придает ей сложность.

В зарубежной экономической науке распространенным является мнение, что восприятие внешней среды субъектами управления является более важным, нежели ее реальные характеристики. С таким суждением можно согласиться, поскольку стратегические и тактические решения разрабатываются индивидом (группой индивидов) и базируются на его (их) представлениях о состоянии окружения. Таким образом, основой для оценки характеристик среды выступает экспертное мнение. Одним из наиболее репрезентативных механизмов оценки характеристик внешней среды является перцептивный индикатор, разработанный Р. Дунканом [13].

Следует отметить, что Р. Дункан предлагает оценивать сложность среды по количеству факторов и компонентов внешней среды, к которым относятся соответствующие факторы: динамичность среды -по шкале от 1 до 5; неопределенность - по шкале от 0 до 1. Учитывая, что, общий уровень нестабильности среды является производной функцией от всех трех названных характеристик, необходимо свести измерение к единой сравнимой шкале, т.е. к десятичной шкале с отрезками:

- 0-2,0 - среда стабильная, с гомогенными прогнозируемыми факторами;

- 2,1-4,0 - относительная стабильность среды, присутствуют отдельные непрогнозируемые факторы;

- 4,1-6,0 - средний уровень неопределенности, динамичности и сложности;

- 6,1-8,0 - неопределенная динамичная среда с большим количеством факторов;

- 8,1-10,0 - высокий уровень неопределенности, нестабильности и сложности. Основанием для оценки среды является экспертное мнение. Респондентам из числа руководства, специалистов, а также людей, которые хорошо ознакомлены со спецификой хозяйственной деятельности предприятий в определенной отрасли, предлагается оценить каждую из трех определенных характеристик по 10-балльной шкале, после чего с помощью расчета средней арифметической определяется оценка нестабильности среды в целом. Полученная оценка является обобщающим индикатором, который влияет на выбор стратегии адаптации.

Итак, способом учета состояния внешней среды при обосновании стратегии адаптации пред-

приятия является оценка нестабильности внешней среды на основе усовершенствованного индикатора Р. Дункана. Однако следует отметить, что на выбор стратегии адаптации влияют не только характеристики внешней среды, но и способности предприятия к внедрению изменений во внутреннюю среду для приспособления к изменениям окружения и соответствия им, т.е. его адаптивность.

Адаптивность предприятия - это очень сложная и многомерная характеристика, следовательно, она не может быть обнаружена на основе расчета небольшого количества показателей. Наиболее целесообразным является определение оценки состояния адаптивности предприятия следующим направлениям анализа:

1) экстернальному - характеризует влияние внешней среды на деятельность предприятия;

2) маркетинговому - отражает способность предприятия продвигать продукцию;

3) ресурсному - определяет эффективность использования ресурсов предприятия;

4) финансовому - рассматривает характеристику финансового состояния предприятия. Содержит три подгруппы показателей: показатели финансовой состоятельности предприятия; показатели оборачиваемости активов; показатели эффективности хозяйственной деятельности;

5) организационно-управленческому - предполагает анализ организационной структуры предприятия, уровень его гибкости и оперативности реагирования, уровень квалификации управленческого персонала. Обозначенные направления анализа позволяют

учесть возможности предприятия как социально-экономической системы по реагированию на влияние рассмотренных характеристик внешней среды. Так, взаимосвязь, взаимообусловленность факторов, сложность, подвижность и неопределенность среды оказывают непосредственное влияние на характер деятельности предприятия, следовательно, на индикаторы его функционирования. Таким образом, система показателей экстернального и финансового направлений позволяет определить, насколько хозяйствующий субъект способен в условиях сложности и переменчивости окружения обеспечивать достижение положительных результатов деятельности. Способности предприятия реагировать на конгруентность среды отражены группой показателей организационно-управленческого блока. Возможности реагирования на такие характеристики,

как эмерджентность и предсказуемость, отражают гибкость управленческих процессов и возможности организации эффективного сбыта как первоисточника формирования финансовых ресурсов для обеспечения последующих стратегических и тактических мероприятий. Итак, обозначенные характеристики учтены в группах показателей маркетинга и организационно-управленческого блока. Наконец, способность предприятия к приспособлению в условиях управляемости отдельных элементов среды, многовариантности ее развития и объективности фактора возникновения влияния определяется наличием и характером использования ресурсов, что учтено в блоке показателей ресурсного обеспечения.

Таким образом, в рамках каждой группы показателей определяется интегральная оценка с объединением методов экспертной оценки, интегрального метода и метода линейного масштабирования. Методика расчета групповых показателей, по мнению автора, предполагает реализацию нескольких этапов.

Первый этап - определение перечня показателей, по которым будет производиться оценка. Предпочтительно формировать показатели с учетом следующих ограничений:

- использование показателей-стимуляторов, т.е. таких, которые имели бы позитивную динамику к возрастанию для облегчения и унификации расчетов;

- выбор равнозначных показателей, которые имеют одинаковую значимость для предприятия. Второй этап - формирование необходимой

информационной базы для расчета показателей.

Третий этап - проведение расчета показателей.

Четвертый этап - обоснование эталонных (максимального и минимального) значений индикаторов оценки. Как было отмечено, наиболее целесообразным является анализ пяти групп показателей.

Группа показателей экстернального влияния. К этой группе необходимо отнести: интегральный показатель конкурентоспособности предприятия (шкала оценки от 0 до 10 баллов), который в свою очередь предполагает оценку деятельности исследуемого предприятия в сравнении с ближайшими конкурентами; темп прироста экономической стоимости предприятия. Эталонные значения для интерпретации значения темпа прироста экономической стоимости формируются с учетом особенностей

хозяйствования в отрасли функционирования предприятия. Наиболее целесообразно устанавливать критические значения для данного показателя на основании эмпирического исследования деятельности репрезентативной выборки предприятий соответствующей отрасли. Таким образом, в качестве эталонных принимаются максимальные/минимальные значения показателей из полученного массива расчетных данных.

Группа показателей эффективности маркетинга. К этой группе относятся:

- темп прироста объемов реализации;

- наличие и эффективность каналов сбыта;

- эффективность сбытовой деятельности;

- уровень квалификации сбытового персонала. Следует отметить, что большая часть показателей этой группы относится к атрибутивному типу, т.е. оценивается путем использования экспертного мнения. Максимальные и минимальные значения будут определяться балльной шкалой, используемой для оценки (например, может быть использована шкала от 0 до 5 баллов). Исключением является показатель темпа прироста объемов реализации, критические значения для интерпретации которого определяются с учетом отраслевой специфики по рассмотренному ранее алгоритму.

Группа показателей ресурсного обеспечения. Основными показателями являются: фондоотдача, материалоотдача, производительность труда (эталонные значения устанавливаются с учетом отраслевой специфики), коэффициент годности оборудования (максимальное значение - 1,0, минимальное - 0), коэффициент использования производственной мощности предприятия (максимальное значение -. 1,0, минимальное - 0).

Группа финансовых показателей включает три подгруппы:

1) показатели финансовой состоятельности предприятия. К ним, по мнению автора, следует отнести:

- коэффициент абсолютной ликвидности (минимальное значение - 0, максимальное -. 0,35);

- коэффициент общей ликвидности (минимальное значение - 0, максимальное - 2,0);

- коэффициент автономии (минимальное значение - 0, максимальное - 0,5);

- коэффициент обеспеченности собственными средствами (минимальное значение - 0, максимальное - 0,5);

2) показатели оборачиваемости активов - коэффициенты оборачиваемости активов, собственного капитала, оборотных активов, дебиторской и кредиторской задолженностей. Эталонные значения устанавливаются с учетом отраслевой специфики;

3) показатели эффективности хозяйственной деятельности - коэффициенты рентабельности хозяйственной деятельности, собственного капитала, активов, продукции, реализации. Максимальные значения для обозначенных индикаторов устанавливаются с учетом отрасли, минимальные - 0.

Группа показателей организационно-управленческого блока. К этой группе относятся показатели гибкости организационной структуры, оперативности реагирования, уровня квалификации управленческого персонала. Все показатели определяются путем экспертного опроса и оцениваются по балльной шкале, определяющей их эталонные значения.

Пятый этап - стандартизация индикаторов оценки с использованием приема линейного масштабирования, определяется по формуле

П ПV Птт}

A = £«,. ИГП,

Птах j Птт j

где П V - стандартизированное значение показателя;

Пщах/, Пищ - эталонные (максимальные и минимальные) значения показателя. Шестой этап - перевод (при необходимости) стандартизованных показателей в балльную систему измерения (балльный метод) по 10-балльной шкале

Б* = ПV *10, где Бщ - балльная оценка индикатора по группе.

Следует отметить, что введение балльной системы измерения не является обязательным этапом, поскольку от нее зависит только конечная интерпретация результатов оценки.

Седьмой этап - определение интегрального группового показателя по установленным индикаторам с помощью смешанной модели

ИГП = 2^., п

где п - количество показателей в группе.

Полученные групповые оценки являются основой для расчета интегрального показателя адаптивности, который предлагается рассчитывать по формуле

где А - значение коэффициента адаптивности для предприятия;

/ - порядковый номер группы показателей; m - количество групп показателей; а - коэффициент групповой значимости, определяемый на основании экспертной оценки. Коэффициент адаптивности является интегральной оценкой внутренней среды предприятия, его способности к внедрению изменений для приспособления к внешней среде.

Стратегия адаптации, как было отмечено, должна базироваться на учете и внутренней и внешней компонент. Наиболее эффективным способом объединения двух составляющих оценок является матричный подход. Таким образом, выбор стратегии адаптации, по убеждению автора, следует осуществлять на основе матрицы «нестабильность внешней среды - интегральный показатель адаптивности» (рис. 1), что позволит определить место предприятия в адаптационном пространстве и обосновать стратегию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании проведенной оценки нестабильности внешней среды и адаптивности предприятия осуществляется позиционирование субъекта хозяйствования на матрице и происходит дальнейший выбор стратегии. Выделены четыре основных типа стратегии адаптации, а именно, активная, пассивная, превентивная и компенсационная.

Стратегия активной адаптации предусматривает внесение предприятием изменений в среду своего функционирования. Практическими инструментами реализации активной стратегии адаптации являются реинжиниринг, диверсификация и реструктуризация.

Пассивная адаптация предусматривает изменение поведения социально-экономической системы для более эффективного функционирования в среде. Реализуется с помощью механизмов модернизации, реструктуризации, реинжиниринга [5, с. 46].

Превентивная адаптация представляет собой изменение процессов функционирования предприятия на основании прогнозных оценок изменений среды и интуитивных соображений топ-менеджеров по поводу перспективных направлений деятельности [9, с. 35]. Превентивная адаптация обеспечивает опережающие мероприятия и контроль, создавая условия для лидерства предприятия на рынке. Инструментами реализации стратегии

i=1

Стратегия экономического развития

Strategy ofeconomic advancement

о я

-с -

Я

ю

Превентивная;

Компенсационная

Пассивная

Низкий

Умеренно активная

Превентивная

Средний

Активная

Умеренно активная

: :: Превентивная

Высокий

Показатель адаптивности

Источник: разработано автором.

Рис. 1. Матрица выбора стратегии адаптации

Внедрение и реализация адаптационных ме-

формах корректировки деятельности.

Выбор конкретных инструментов реализации стратегии адаптации осуществляется на основе поставленных задач, а также корпоративной стратегии предприятия. В процессе адаптации предприятие может применять любые инструменты, способствующие достижению поставленных целей.

превентивной адаптации выступают управление на основе импульсов развития и управление «по слабым сигналам».

Компенсационная стратегия адаптации представляет собой такие формы приспособления к условиям внешней среды, которые происходят за счет механизма переключения взаимодополняющих режимов функционирования субъекта адаптации [10]. Инструментами такой стратегии адаптации выступают реструктуризация, реорганизация, модернизация.

Наиболее приемлемыми для предприятия, по мнению автора, являются активный и превентивный способы адаптации. Однако в современных отечественных условиях промышленные предприятия имеют довольно ограниченные возможности влияния на окружающую среду, поэтому пассивный способ является одним из наиболее широко используемых.

В связи с недостаточным уровнем развития стратегического и адаптивного типов управления стратегия адаптации часто отождествляется с реструктуризацией, которая в свою очередь является одним из наиболее распространенных способов приспособления. Однако стратегическая модель адаптации является гораздо более широким понятием, нежели реструктуризация. Так, зачастую адаптация предприятия осуществляется именно средствами реструктуризации, в то же время инструментарий стратегии адаптации включает гораздо большее количество рычагов влияния. Реструктуризация предусматривает реорганизацию предприятия, что не всегда предполагается стратегией адаптации, которая может базироваться на менее активных

роприятий предусматривает установление ответственных лиц, определение ресурсного обеспечения, а также организационное обеспечение процесса реализации адаптационных мероприятий.

Система ресурсного обеспечения реализации стратегии адаптации включает правовую, нормативную, кадровую, информационную подсистемы [4,. с. 154]. Правовая подсистема характеризует законодательное регулирование процессов адаптации, нормативная - внутреннюю регламентацию стратегии. Кадровое обеспечение определяет количественный и качественный состав, квалификационные характеристики и т.д. субъектов адаптации, т.е. непосредственно работников, участвующих в разработке и реализации адаптационных мероприятий. Каждая из указанных подсистем является важной составляющей механизма адаптации, однако наибольшее значение, по мнению автора, приобретает информационная подсистема.

В основу информационного обеспечения стратегии адаптации предприятия положена основная цель адаптации, которая определяет количество и качество необходимой информации, источники ее сбора. Понятно, что высшей целью является обеспечение эффективности и конкурентоспособности деятельности предприятия, однако стоит отметить, что цель адаптации каждого уровня является автономной.

Контроль за реализацией стратегии адаптации предусматривает установление контрольных точек и проведение необходимых корректировок процесса адаптации в случае изменения условий внешней или внутренней среды. Такими контрольными точками могут выступать ключевые показатели развития предприятия. Например, плановые объемы продаж,

Источник: разработано автором.

Рис. 2. Динамический аспект стратегической модели адаптации предприятий к условиям внешней среды

размеры прибыли, темпы прироста экономической стоимости. Авторское предположение относительно контрольных точек основывается на убеждении, что желаемым результатом процесса адаптации выступает достижение гомеостаза предприятия как социально-экономической системы, что в свою очередь будет сопровождаться положительными тенденциями основных его экономических показателей.

Не менее важным аспектом реализации стратегии адаптации является анализ экономической эффективности адаптационных мероприятий, который включает два основных аспекта. Во-первых, одним из основных показателей эффективности адаптации, по мнению автора, является темп прироста экономической стоимости предприятия. Таким образом, анализ эффективности функционирования механизма адаптации сводится к определению и сравнению темпов роста стоимости организации. Во-вторых, анализ эффективности предполагает стандартное сравнение результатов внедрения мероприятий (т.е. чистого прироста прибыли предприятия) и расходов, понесенных при их реализации (сумма затрат на организацию и внедрение адаптационных мероприятий).

Итак, на основе рассмотренных особенностей обоснования и выбора стратегии адаптации можно сформировать представление о динамическом аспекте стратегической модели адаптации промышленных предприятий к условиям внешней среды (рис. 2).

Таким образом, можно прийти к выводу, что обоснование и реализация стратегии адаптации предприятия к условиям внешней среды является

сложным, системным, многоаспектным процессом, организация которого предполагает проведение глубокого анализа и соответствующее ресурсное обеспечение.

Внедрение стратегии адаптации на промышленном предприятии в настоящее время является одним из ключевых факторов обеспечения долгосрочного устойчивого развития и выживания субъекта хозяйствования в современных рыночных условиях. От того, насколько своевременно и правильно руководство предприятия способно распознавать, идентифицировать и реагировать на сигналы и факторы внешней среды, напрямую зависит успешность субъекта хозяйствования, что делает необходимым разработку и внедрение механизма стратегии адаптации на промышленных предприятиях.

Список литературы

1. Акофф Р. Iдеалiзоване проектування: як за-поб^ти завтрашнш кризi сьогодш. Створення май-бутнього оргашзаци / пер. з англ. Дшпропетровськ: Баланс Бiзнес Букс, 2007.

2. Бшошкурська Н.В. Моделi адаптивно! по-ведшки та !х роль у формуванш екожмчно! безпеки шдприемства // Актуальш проблеми економши. 2010. № 12. С. 101-105.

3. Воронкова А.Э. Стратегическое управление конкурентоспособным потенциалом предприятия: диагностика и организация: монография. Луганск: Восточноукраинский национальный университет, 2000.

4. Донець Л.1., Ващенко Н.В. Економiчна безпе-ка шдприемства. Навчальний пошбник. Кшв: Центр учбово! лггератури, 2008.

5. Кузьтн €.Ю. Проблеми адаптаци тдпри-емств до умов зовшшнього середовища: моногра-фiя. К.: Зовнiшня торгiвля, 2008.

6. МесконМ., АльбертМ., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М.: Дело, 1997. 704 с.

7. Осовська Г.В., Осовський О.А. Основи менеджменту. Навчальний по^бник. К.: Кондор, 2006.

8. Попова Н.В., Андреев С.В., Бублий И.В. Экономический механизм адаптации предприятий и управленческое консультирование // Коммунальное хозяйство городов. 2009. № 89. С. 195-201.

9. Управлшня шдприемством в умовах ринку: теоретичш та практичш аспекти: монографiя / за заг. ред. Л.В. Соколовой Х.: Компашя СМ1Т, 2012.

10. Харитонова А.В. Основные направления механизма адаптации на металлургическом пред-

приятии. URL: http://teoria-practica.ru/-7-2011/ economics/haritonova.pdf.

11. Хвостенко O.A. Концептуальш засади кла-сифшаци середовища шдприемства // Актуальш проблеми економши. 2ОО9. № 5. С. 166-174.

12. Daft R., Lane P. Management. Cengage Learning, 2О1О.

13. Duncan R.B. Characteristics of organizational environments and perceived environmental uncertainty // Administrative Science Quarterly. 1972. № 17. P. 313-327.

14. Nelson Donald R., Adger W. Neil, Brown K. Adaptation to Environmental Change: Contributions of a Resilience Framework // Annual Review of Environment and Resources. 2ОО7. № 32. P. 395-419.

15. Sutherland J., Canwell D. Key Concepts in Strategic Management. Houndmills: Palgrave Macmillan, 2ОО4.

Economic analysis: theory and practice Strategy of economic advancement

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

A STRATEGIC MODEL OF INDUSTRIAL ENTERPRISES' ADAPTATION TO EXTERNAL ENVIRONMENT CONDITIONS

Ekaterina E. ORLOVA

Abstract

Under current conditions of global transformation processes, high dynamism and competition, the problems of adapting industry to the external environment play a pivotal role in the system ensuring effective business operations of economic entities. There is an objective need to study the mechanism of economic entities' adaptation, to analyze its individual components and to develop application tools for its implementation The author believes that the main tool to implement the adaptation processes is an adaptation strategy As a result of increased interest of scientists in this area during recent years, numerous publications on adaptation of industrial plants to external environment have appeared. However, the coverage of developing a strategic model of adaptation remains insufficient . This fact makes the article rather relevant. The article examines the key characteristics of external environment, analyzes and summarizes approaches to the implication of adaptation, and considers the features of adaptive culture . The author has developed a model

to underpin the strategy of adaptation of an enterprise to external environment based on the characteristics of the environment and the enterprise potential . There is a substantiation of the mechanism of calculating adaptability ratio as an integral parameter of the overall capacity of an enterprise to realize its adaptation .

Keywords: adaptation, adaptability, strategy, matrix approach, external environment

References

1. Ackoff R.L., Magidson J., Addison H.J. Ideali-zovane proektuvannja: jak zapobigty zavtrashnij kryzi s'ogodni. Stvorennja majbutn'ogo organizacii' [Idealized Design: How to Dissolve Tomorrow's Crisis... Today]. Dnipropetrovsk, Balans Biznes Buks Publ., 2007.

2. Biloshkurs'ka N.V. Modeli adaptyvnoi' pov-edinky ta i'h rol' u formuvanni ekonomichnoi' bezpeky pidpryjemstva [Adaptive behavior models and their role in the formation of economic safety of an enterprise].

Aktual'ni problemy ekonomiky - Actual problems of economics, 2010, no. 12, pp. 101-105.

3. Voronkova A.E. Strategicheskoe upravlenie konkurentosposobnym potentsialom predpriyatiya: di-agnostika i organizatsiya: monografiya [Strategic management of the competitive potential of an enterprise: diagnosis and management: a monograph]. Lugansk, East Ukrainian National University Publ., 2000.

4. Donec' L.I., Vashhenko N.V. Ekonomichna bezpeka pidpryjemstva. Navchal 'nyj posibnyk [Economic safety of an enterprise: a manual]. Kiev, Centr uchbovoi' literatury Publ., 2008.

5. Kuz'kin Je.Ju. Problemy adaptacii ' pidpryjemstv do umov zovnishn 'ogo seredovyshha [The problems of an enterprise's adaptation to external environment conditions]. Kiev, Zovnishnja torgivlja Publ., 2008.

6. Mescon M., Albert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta [Management]. Moscow, Delo Publ., 1997, 704 p.

7. Osovs'ka G.V., Osovs'kyj O.A. Osnovy menedzhmentu. Navchal'nyjposibnyk [Basics of management: a manual]. Kiev, Kondor Publ., 2006.

8. Popova N.V., Andreev S.V., Bublii I.V. Eko-nomicheskii mekhanizm adaptatsii predpriyatii i up-ravlencheskoe konsul'tirovanie [Economic mechanism of enterprises' adaptation and managerial consulting]. Kommunal'noe khozyaistvo gorodov - Urban utilities, 2009, no. 89, pp.195-201.

9. Upravlinnja pidpryjemstvom v umovah rynku: teoretychni ta praktychni aspekty: monografija [Enterprise's management in the market conditions: theo-

retical and practical aspects: a monograph]. Kharkiv, Kompanija SMIT Publ., 2012.

10. Kharitonova A.V. Osnovnye napravleniya me-khanizma adaptatsii na metallurgicheskom predpriyatii [The main areas of the adaptation mechanism at a metallurgical enterprise]. Available at: http://teoria-practica. ru/-7-2011/economics/haritonova.pdf. (In Russ.)

11. Khvostenko O.A. Konceptual'ni zasady klasy-fikacii' seredovyshha pidpryjemstva [Conceptual basics of an enterprise's environment classification]. Aktual 'ni problemy ekonomiky - Actual problems of economics, 2009,no.5, pp. 166-174.

12. Daft R., Lane P. Management. Cengage Learning, 2010.

13. Duncan R.B. Characteristics of organizational environments and perceived environmental uncertainty Administrative Science Quarterly, 1972, no. 17, pp. 313327.

14. Nelson Donald R., Adger W. Neil, Brown K. Adaptation to Environmental Change: Contributions of a Resilience Framework. Annual Review of Environment and Resources, 2007, no. 32, pp. 395-419.

15. Sutherland J., Canwell D. Key Concepts in Strategic Management. Houndmills, Palgrave Macmil-lan, 2004.

Ekaterina E. ORLOVA

Zhytomyr State Technological University, Zhytomyr, Ukraine

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.