АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ОБЩЕЖИТИИ
А.Ю. Новикова, начальник отдела по воспитательной работе и молодежной политике Д.В. Кученева, студент
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (Россия, г. Новосибирск)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-1-1-46-49
Аннотация. В статье представлены мнения студентов о том, что значит для них самостоятельная жизнь. Проведена оценка сформированности навыков самообеспечения, перехода во взрослость и ответственности. На основе проведенного опроса приводятся высказывания студентов о специфике понятия «самостоятельность», повседневной деятельности, направленной на реализацию дальнейшего потенциала. На основе анализа мнения студентов делается вывод о готовности студентов к независимой жизни от родителей.
Ключевые слова: адаптация, студены, самостоятельность, взросление, готовность к самообеспечению.
Процесс адаптации студентов в общежитии напрямую связан с социальными изменениями различных сторон жизни современного общества. Основным компонентом адаптации является новая социальная среда, новый коллектив, система воспитательных отношений и новая роль, что положительно и отрицательно влияет на процесс адаптации студентов. У студентов есть свои механизмы и трудности в процессе адаптации.
В психолого-педагогической литературе адаптация трактуется как многогранный динамический процесс, связанный с взаимодействием психологических, субъективных и объективных социальных факторов. Адаптация связана с трудностями принятия новых норм, установления и поддержания определенного статуса в новом коллективе. Сам процесс адаптации предполагает осознание статуса, ролевого поведения в системе межличностных отношений.
Наиболее острыми являются: заниженная самооценка или ее переоценка, конфликты со сверстниками, отсутствие навыков самообслуживания, неумение найти компромиссное решение и неумение организовать свободное время. Поначалу студенты переживают определенный кризис. Этот способствует смене коллектива, соответствию новым требованиям, потере привычного статуса в группе сверстников.
Адаптация студентов к условиям проживания в общежитии сложный процесс приспособления к новым условиям, предпосылка активного действия и необходимое условие его эффективности.
Это положительное значение адаптации для успешной работы личности в той или иной социальной роли. Этап адаптации позволяет протестировать социальное развитие учащихся в обществе. Воспитание как функция современного образования представляет собой систему, способствующую процессу самостоятельного развития личностных качеств, способностей и готовности к высшему образованию [2, с. 87-90].
В системной периодизации развития В.А. Ганзена и Л.А. Головей показано, что в возрасте 19-21 год проходит граница между первой (детской) и второй (взрослой, центральной) стадиями развития. Завершается главная фаза биологического развития, здесь отмечаются пики всех видов чувствительности, а также психофизиологических, психических и интеллектуальных функций, завершается формирование высших эмоций и самосознания. Значительные изменения происходят также в социальном плане - уход из родительского дома, появление собственной семьи, освоение профессиональных ролей. Таким образом, изменения затрагивают все уровни жизнедеятельности и носят как качествен-
ный, так и количественный характер -очевидна прерывность развития на данном этапе [1, с. 89-90]. Прерывистость развития, в свою очередь, есть признак качественного скачка - перехода или кризиса, который, как правило, сопровождается, с одной стороны трудностями, вызванными новыми задачами, а с другой стороны -появлением психологических новообразований.
По мнению К. Юнга кризисным этапом взросления является именно тот период, когда человеку приходится отрываться от родительского дома, уходить в свою личную жизнь, примеряя на себя новые роли: семьянина, студента, работника и т.д. Начало профессиональной деятельности для студента - переломный момент. У человека прослеживается гордость за себя, чувство успеха, собственной значимости «Я сделал/добился сам».
Таким образом, психологическая сущность взрослого периода связывается с процессами сепарации (становления автономии), самореализации, индивидуализации, роста ответственности, стрессоустой-чивости, реалистичности [3, с. 45-50].
Важнейшая задача взросления по Э. Эриксону - развитие независимости, сепарации от родительской семьи. J.A. Hoffman выделил 4 типа независимости, приобретаемой в ходе процесса сепарации: эмоциональная независимость (от родительской поддержки), аттитьюдная независимость (формирование собственных установок, убеждений, ценностей), функциональная независимость (способность молодого человека самому решать собственные проблемы и содержать себя материально), конфликтная независимость (отделение от родителей при котором молодые люди не испытывают чувства вины). Полноценная сепарация включает все четыре типа, приобретение которых происходит разновременно [6, с. 80-82].
Р. Хейвигхерст (1953), работающий в русле «задач развития», следующим образом определил задачи ранней взрослости: подготовка к супружеской жизни, создание семьи, воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, начало профессиональной деятельности, принятие граждан-
ской ответственности, нахождение конгениальной социальной группы [5, с. 56-58]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что взросление - это совокупность таких навыков, как: развитие независимости, повышение ответственности, отделение от родителей (материально и эмоционально), формирование собственных целей и мировоззрения.
Представление студентов о самостоятельности
Студентам было предложено написать эссе, которое было структурировано и включало следующие вопросы: я могу считать себя самостоятельным, потому что...; Как вы считаете, что значит быть самостоятельным? Есть ли самостоятельность там, где присутствует материальная или моральная поддержка? Было получено 30 эссе студентов Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики. Полученные высказывания студентов совпадали по содержанию в следующем вопросе: Что значит быть самостоятельным?
Респондентами самостоятельность понимается как: независимость от родителей и самообеспечение, и способность принимать решения и нести ответственность за свою жизнь в полной мере.
На вопросы о представлении, о самостоятельности студенты высказали ряд мнений: Я могу считать себя самостоятельным, потому что самостоятельно решаю свои проблемы и в идеале имею мини-бизнес, который приносит доход. Для меня быть независимым, это значит финансово не зависеть от родителей, не иметь кредитов и задолженностей (Р:1). Для меня быть самостоятельным, это значит, уметь обслужить себя в быту (Р:12). Я могу считать себя самостоятельным, потому что все решения и вся ответственность лежат только на мне. (Р:20). Я могу считать себя самостоятельным, потому что имею свое мнение и точку зрения, и могу честно отстаивать свои интересы (Р:10). Я могу считать себя самостоятельным, потому что я живу в другом городе, далеко от дома (Р:6).
На вопросы, которые касаются материальной и моральной помощи родителей, и
случаев отказа от помощи, студенты представили схожие мнения: На данный момент поддержка от родителей минимальна, т.к у меня появились свои источники заработка. Я откажусь от материальной помощи родителей, если буду уверен в своем доходе и завтрашнем дне. Морально меня поддерживают друзья (Р:7). Мне родители дают деньги на незначительные расходы. Я уже устроилась на работу, и постепенно отказываюсь от помощи родителей, но морально все ещё нуждаюсь в их поддержке (Р:8). Родители оплачивают мне учебу. Я откажусь от родительской помощи после того, как закончу обучение, потому что там я смогу устроиться на официальную стабильную работу. Думаю, к тому времени я смогу стать и морально независимым (Р:19). Мне никак не помогают родители, потому что я сам себя обеспечиваю. Поддержка есть только моральная (Р:10). Меня не поддерживают родители ни морально, ни материально. При каких условиях я буду готов отказаться от помощи - не знаю (Р:19). Мне переводят определенное коли-
чество денег в месяц. Общаемся мы только по необходимости. От родительской помощи я буду готов отказаться при любых условиях (Р:17).
Таким образом, можно отметить, что анализ суждений студентов показывает определенную стереотипность. Также удалось понять, что для студентов важно стать самостоятельными, потому что они считают это необходимым этапом для взросления.
В заключение хотелось бы добавить, что все опрошенные студенты уже столкнулись с переломным этапом взросления, и для них в данный момент является самым важным - это заняться самоорганизацией, и полностью перейти на самообеспечение. Также отмечается, что в мыслях студентов прослеживается понимание о своем будущем, о собственной ответственности за свои поступки. Необходимо добавить и то, что респонденты хотят как можно скорее «встать на ноги», чтобы самостоятельно начать поддерживать своих родителей.
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1980. - 95 с.
2. Белокрылова Г.М. Профессиональное становление студентов-психологов: автореф. дис. канд. психол. наук. МГУ, 1997. - 90 с.
3. Бочаров В.В. Антропология возраста: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2000. - 68 с.
4. Ганзен В.А., Головей Л.А. К системному описанию онтогенеза человека // Психология развития. - СПб.: «Питер», 2001. - 76 с.
5. Головей Л.А. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование) / Л.А. Головей, М.В. Данилова, Л.В. Рыкман, М.Д. Петраш, В.Р. Манукян, М.Ю. Леонтьева, Н.А. Александрова. - СПб.: Нестор-История, 2015. - 110 с.
6. Кочнева Л.В. Развитие профессионального самосознания студентов вузов. Автореф. дисс....к. пс. н., М., 2009. - 82 с.
ADAPTATION OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE HOSTEL
A.Yu. Novikova, Head of the Department for Educational Work and Youth Policy D.V. Kucheneva, Student
Siberian State University of Telecommunications and Informatics (Russia, Novosibirsk)
Abstract. The article presents the opinions of students about what independent life means to them. An assessment was made of the formation of self-sustainment skills, transition to adulthood and responsibility. Based on the survey, students' statements are given about the specifics of the concept of "independence", daily activities aimed at realizing further potential. Based on the analysis of students' opinions, a conclusion is made about the students' readiness for an independent life from their parents.
Keywords: adaptation, students, independence, growing up, readiness for self-sufficiency.