Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 35.03.06 "АГРОИНЖЕНЕРИЯ" К БУДУШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 35.03.06 "АГРОИНЖЕНЕРИЯ" К БУДУШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / АДАПТАЦИЯ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / АГРОИНЖЕНЕРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коржавина Т. Н.

В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема оптимизации процесса адаптации студентов в условиях образовательной организации, а в дальнейшем и их вхождение в профессиональную деятельность. Чем выше уровень согласованности сформированных компетенций человека с содержанием и требованиями различных видов деятельности (учебная, профессиональная), тем успешнее он сможет адаптироваться в профессии. Адаптация к профессии приобретает смысл не простого приспособления к условиям профессиональной деятельности, а особого рода труда, творчества, самореализации и саморазвития специалиста. В статье описана адаптация выпускников вуза по направлению 35.03.06 «Агроинженерия» по профилю «Технический сервис в агропромышленном комплексе» к будущей профессиональной деятельности. Раскрыты основные компоненты адаптации, разработаны принципы и условия формирования профессиональных компетенций будущих специалистов в образовательной организации, построена структурно-функциональная модель адаптации студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. Адаптация студентов, обучающихся по направлению 35.03.06 «Агроинженерия» по профилю «Технический сервис в агропромышленном комплексе», рассматривается как поэтапный двухсторонний процесс успешного вхождения, приспособления, развития студента и преобразования им окружения в условиях образовательной организации с целью активной сознательной позиции в будущей профессиональной деятельности. Одним из возможных вариантов реализации процесса адаптации при проектировании содержания образования нами рассматривается совмещение технологии блочно-модульного обучения с формированием непрерывной цепочки адаптивных ситуаций. Таким образом, по мере усложнения содержания профессиональных функций, выполняемых студентом, у него накапливается опыт возможных вариантов поведения при столкновении с трудностями и успешно формируются профессиональные компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коржавина Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 35.03.06 "АГРОИНЖЕНЕРИЯ" К БУДУШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378.663(470.5):331.108.3

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 35.03.06 «АГРОИНЖЕНЕРИЯ» К БУДУШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ADAPTATION OF STUDENTS OF THE URAL STATE AGRARIAN UNIVERSITY

35.03.06 «AGROENGINEERING» TO THE FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY Т.Н. Коржавина, кандидат педагогических наук, Уральский государственный аграрный университет (Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д.42) Рецензент: И.Г. Доценко, кандидат педагогических наук

Аннотация

В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема оптимизации процесса адаптации студентов в условиях образовательной организации, а в дальнейшем и их вхождение в профессиональную деятельность. Чем выше уровень согласованности сформированных компетенций человека с содержанием и требованиями различных видов деятельности (учебная, профессиональная), тем успешнее он сможет адаптироваться в профессии. Адаптация к профессии приобретает смысл не простого приспособления к условиям профессиональной деятельности, а особого рода труда, творчества, самореализации и саморазвития специалиста.

В статье описана адаптация выпускников вуза по направлению 35.03.06 «Агроинжене-рия» по профилю «Технический сервис в агропромышленном комплексе» к будущей профессиональной деятельности. Раскрыты основные компоненты адаптации, разработаны принципы и условия формирования профессиональных компетенций будущих специалистов в образовательной организации, построена структурно-функциональная модель адаптации студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. Адаптация студентов, обучающихся по направлению 35.03.06 «Агроинженерия» по профилю «Технический сервис в агропромышленном комплексе», рассматривается как поэтапный двухсторонний процесс успешного вхождения, приспособления, развития студента и преобразования им окружения в условиях образовательной организации с целью активной сознательной позиции в будущей профессиональной деятельности.

Одним из возможных вариантов реализации процесса адаптации при проектировании

содержания образования нами рассматривается совмещение технологии блочно-модульного обучения с формированием непрерывной цепочки адаптивных ситуаций.

Таким образом, по мере усложнения содержания профессиональных функций, выполняемых студентом, у него накапливается опыт возможных вариантов поведения при столкновении с трудностями и успешно формируются профессиональные компетенции.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, педагогические принципы, адаптация, структурно-функциональная модель, агроинженерия.

Abstract

At present, the problem of optimizing the process of adaptation of students in an educational organization, and in the future their entry into professional activities, is becoming increasingly important. The higher the level of coordination of human competencies with the content and requirements of different activities (educational, professional), the more successful it will be able to adapt to the profession. Adaptation to the profession does not mean a simple adaptation to the conditions of professional activity, but a special kind of work, creativity, self-realization and self-development of a specialist.

The article describes the adaptation of the institution in 35.03.06 "Graingene-Riya" the profile "Technical service in agriculture" for future professional activity. The basic components of adaptation are revealed, the principles and conditions of formation of professional competences of future specialists in educational organization are developed, the structural and functional model of adaptation of students of higher education institution to future professional activity is constructed. Adaptation of students enrolled in the direction of 35.03.06 "Agroengineering" the profile "Technical service in the agro-industrial com-Plex" is seen as a gradual two-way process of successful occurrences of sposobina, development of a student and transforming their environment in terms of educational organizations for the purpose of active conscious attitude in their future professional activities.

One of the possible options for the implementation of the process of adaptation in the design of the content of education, we consider the combination of block-modular learning technology with the formation of a continuous chain of adaptive situations.

Thus, with the complexity of the content of professional functions performed by the student, he accumulates experience of possible behaviors in the face of difficulties and successfully formed professional competence.

Keywords: professional competence, pedagogical principles, adaptation, structural and functional model, Agroengineering.

В настоящее время в связи с развитием науки, техники и технологий происходит переориентация содержания образования на результат образования, выраженный в компетенциях. В качестве инструментальных средств достижения целей образования выступают новые образовательные конструкты - обобщенные способы действий человека, обозначающие интегрированные характеристики качества подготовки выпускника, включающие процедурные знания, умения и навыки, мотивационную и эмоционально-волевую сферу [3].

Подготовка высококвалифицированного специалиста по направлению «Агроинжене-рия» в Уральском государственном аграрном университете, в первую очередь, сводится к формированию у него профессиональных компетенций и дополнительных конструктов - новых (ключевых) и надпрофессиональных компетенций, позволяющих адаптировать знания, умения, навыки, способы действий к новым требованиям в сфере труда, новым видам деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата: научно -исследовательской, проектной, производственно-технологической и организационно-управленческой исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации [5].

В связи с этим все большую актуальность приобретает проблема оптимизации процесса адаптации студентов в условиях образовательной организации, а в дальнейшем и их вхождение в профессиональную деятельность. Чем выше уровень согласованности сформированных компетенций человека с содержанием и требованиями различных видов деятельности (учебная, профессиональная), тем успешнее он сможет адаптироваться к профессиональной деятельности. Это не простое приспособление к условиям профессиональной деятельности, а особого рода труд, творчество, самореализация и саморазвитие специалиста.

Поэтому, как отмечает И.А.Зимняя, в результате профессионального обучения в образовательной организации у будущего специалиста не должны развиваться разрозненные компетенции, а должна быть сформирована целостная социально-профессиональная компетентность, «проявляющаяся в адекватности решения задач всему разнообразию социальных и профессиональных ситуаций» [4, с. 17].

Это касается изучения профессиональных дисциплин при подготовке бакалавров, обучающихся по направлению «Агроинженерия». При обучении профессиональных дисциплин реализуется формирование определенных профессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. После изучения данных дисциплин предусматривается контроль сформированности представлен-

ных профессиональных компетенций.

Для пояснения можно привести следующий пример: у выпускника Уральского государственного аграрного университета по направлению 35.03.06 «Агроинженерия» по профилю «Технический сервис в агропромышленном комплексе» в рамках выполнения отдельных видов профессиональной деятельности по организации работ по монтажу, ремонту и наладке сельскохозяйственной техники развиваются способности применять полученные знания и умения, формируется позитивное отношение к деятельности, к коллективу и своему личному и профессиональному развитию.

Адаптация студента к будущей профессиональной деятельности зависит от его профессиональной и психологической подготовки, индивидуально-личностных качеств и умений, среди которых можно определить следующие:

- умение использовать основы экономических, правовых знаний в различных сферах деятельности, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда и природы;

- способность к самоорганизации и самообразованию, организации собственной деятельности, систематизации и обобщению информации по формированию и использованию ресурсов предприятия;

- умение применять информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках;

- способность работать в коллективе, организовывать работу исполнителей, находить и принимать решения в области организации и нормирования труда, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

- способность разрабатывать и использовать графическую техническую документацию;

- способность решать инженерные задачи с использованием основных законов механики, электротехники, гидравлики;

- готовность к использованию технических средств автоматики и систем автоматизации технологических процессов, используя научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт;

- готовность к участию в проектировании технических средств и технологических процессов производства, систем электрификации и автоматизации сельскохозяйственных

объектов, используя информационные технологии;

- способность использовать современные методы монтажа, наладки машин и установок, поддержания режимов работы электрифицированных и автоматизированных технологических процессов;

- способность анализировать технологический процесс и оценивать результаты выполнения работ [1].

В результате у студента формируются следующие качества:

- самостоятельность в определении методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества;

- ответственность при оценивании рисков принятия решений в нестандартных ситуациях;

- наличие качеств самоорганизации [7, с.11].

Приведенный комплекс представляет систему адаптивных свойств студента, обучающегося по направлению 35.03.06 «Агроинженерия» по профилю «Технический сервис в агропромышленном комплексе», которые развиваются при целенаправленном воздействии на образовательный процесс.

Адаптивность студента, в первую очередь, проявляется через результат его личностных, субъективных изменений, которые по мере адаптации в образовательной организации объединяются в единое целое для достижения «полезного приспособительного эффекта» [8, с. 68].

Адаптивность студента к будущей профессиональной деятельности представлена следующими видами:

- социально-когнитивная адаптивность - восприятие, принятие и понимание сущности адаптивного поведения, знание механизмов адаптации в будущей профессии, способов корректировки дезадаптивного поведения, эмоциональная регуляция, условий и способов оптимизации адаптивного профессионального пространства;

- социально-коммуникативная адаптивность - поведенческая гибкость и приспособительные навыки; умение работать в команде, способность конструктивно решать конфликты, моральная и социальная нормативность поведения;

- организационно-операциональная адаптивность - способность к целеполаганию, организации и контролю профессиональных действий и профессиональной коммуникации, умение принимать стандартные и нестандартные решения и корректировать результаты труда;

- рефлексивная адаптивность - устойчивая внутренняя мотивация профессионального и личностного развития, готовность к самосознанию и самооценке профессиональных действий, идентификация себя в профессиональной деятельности [5].

Выпускнику будет проще преодолевать профессиональные трудности и коммуникативные барьеры в будущем, если он будет готов вести диалог и дискутировать, анализировать, оценивать, корректировать результаты своей деятельности, сохраняя при этом эмоциональную стабильность. Адаптируемый специалист отличается, прежде всего, способностью к рефлексии, поскольку приобщение человека к определенному окружению, социальным группам и новой деятельности в процессе «преобразования объективного социального мира, себя в этом мире и субъективного образа мира в себе» ведет к персональной и профессиональной идентичности личности [9, с. 15].

Конечно, нами не исключается, что каждый человек выстраивает индивидуальные поведенческие стратегии в силу своей субъективности и ценностных ориентаций. Но, все же, различные виды профессиональной деятельности предусматривают более сходные и ожидаемые реакции. Такое адаптивное поведение специалиста будет способствовать конструированию комфортного пространства в профессиональной среде.

Цель и методика исследования. Адаптация студентов, обучающихся по направлению 35.03.06 «Агроинженерия» по профилю «Технический сервис в агропромышленном комплексе», рассматривается нами как поэтапный двухсторонний процесс успешного вхождения, приспособления, развития студента и преобразование им окружения в условиях образовательной организации с целью активной сознательной позиции в будущей профессиональной деятельности. При этом личностные преобразования студента и формирование у него индивидуально-личностных качеств в процессе профессионального обучения обязательно должны согласоваться с компетентностной моделью выпускника, разрабатываемой на основе социального заказа общества и профессионального стандарта. Эта модель выпускника будет выступать основанием для построения модели адаптации [5].

Поэтому образовательным организациям, осуществляющим профессиональное обучение, необходимо учитывать происходящие в обществе изменения, факторы внешней и внутренней среды и своевременно выстраивать специальные образовательные программы по адаптации выпускников к будущей профессиональной деятельности. Алгоритмом такой программы в нашем исследовании стала структурно-функциональная модель адаптации студентов вуза к будущей профессиональной деятельности (рисунок).

Цель исследования - построение модели адаптации студента, обучающегося по на-

правлению 35.03.06 «Агроинженерия» по профилю «Технический сервис в агропромышленном комплексе» на основе структурно-функционального анализа. Модель позволяет рассмотреть изучаемый процесс как систему, в которой каждая структурная единица является функциональной. Функциональные единицы отличаются относительной устойчивостью, эффективностью взаимодействия с другими компонентами модели. Кроме того, следует отметить, что каждый субъект, включенный в адаптационный процесс, несет функциональную ответственность и заинтересованность за собственные и совместные результаты деятельности в период адаптации.

Следует подчеркнуть, что систему адаптации студента к избранной профессиональной деятельности необходимо рассматривать разносторонне: на уровне личностных изменений студентов, организации образовательного процесса и на уровне взаимоотношения субъектов в образовательном пространстве. Разработки отечественных ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, Е.В. Шороховой позволяют раскрыть сущность процесса адаптации в единстве взаимодействующих сторон - человека и социальной среды. В основе адаптации лежит активность социальной среды и активность личности, дающие возможность и приспособиться к изменившимся социальным условиям, и преобразовать их по мере необходимости [8].

Результаты исследования. Для реализации данной модели мы сформулировали ряд педагогических принципов, среди которых следующие:

- гуманистическая профессиональная направленность - ориентация на профессиональное развитие и саморазвитие личности, творческую самореализацию;

- целостность взаимосвязи всех структурных (цель, содержание, организационные формы и методы обучения) и функциональных (ценностно-мотивационного, когнитивного и деятельностного) компонентов, взаимосвязь и взаимодействие теоретической и практической подготовки будущих специалистов;

- динамичность - предполагает развитие, адаптацию к изменяющейся социально-экономической ситуации;

- «параллельность действия» различных видов адаптации студентов в профессиональной подготовке [5].

Цель: адаптация студента вуза, обучающегося по направлению 35.03.06 «Агроинженерия» по профилю «Технический сервис в агропромышленном комплексе» к будущей профессиональной деятельности

Рис. Структурно-функциональная модель адаптации студентов вуза к будущей профессиональной деятельности

Одним из возможных вариантов реализации данной модели нами рассматривается совмещение технологии блочно-модульного обучения с формированием непрерывной цепочки адаптивных ситуаций. По мере усложнения содержания профессиональных функций, выполняемых студентом, у него накапливается опыт возможных вариантов поведения при столкновении с профессиональными трудностями.

Заключение. Таким образом, адаптация студентов к будущей профессиональной деятельности представляет важнейший этап личностного развития и сложную систему, реализуемую непрерывно и поэтапно, включая все ресурсы образовательной организации в процессе формирования их профессиональных компетенций.

Осваивая каждый профессиональный блок, студентом не только моделируется определенная профессиональная ситуация, но и создаются предпосылки для формирования навыков конструктивного общения, эмоциональной регуляции, умение разрешать конфликты, способность планировать и выстраивать свой индивидуальный маршрут самоизменений и саморазвития в каждом виде профессиональном деятельности. Происходит поэтапно формирование элементарных приспособительных реакций, и затем развитие конструктивных способов поведения, позволяющих студентам профессионально самореализоваться [9].

Трансформация предложенной структурно-функциональной модели процесса адаптации в конкретные мероприятия обеспечит оптимизацию образовательного процесса и успешную адаптацию студентов вуза к будущей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования от 20 октября 2015 г. N 1172. Уровень высшего образования Бакалавриат, направление подготовки 35.03.06 Агроинженерия.

2. Атабекова А., Беленкова Н. Адаптация студентов к мультикультурной образовательной среде ВУЗа: моногр.; LAP Lambert Academic Publishing. М., 2015. 160 c.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ.высш.учеб.завед [Текст] / Э.Ф.Зеер. М.: Изд. центр «Академия», 2013. 384 с.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.

5. Коржавина Т.Н. Структурно-функциональная модель адаптации выпускников техникума к будущей профессиональной деятельности / Т.Н. Коржавина // Педагогическое образование в России. 2016. №6. С. 56-60.

6. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие [Текст] / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.В. Коновалова, Е.В. Сартакова. М.: Альфа, 2005. 288 с.

6. Психология. Словарь / Под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / А.В. Петровский. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

7. Розов В.И. Системогенез как общая закономерность развития адаптивности в экстремальных условиях. В сб. Актуальные проблемы психологии: традиции и современность. Материалы международной конференции [Текст] / В.И. Розов. Киев, 2012. 70 с.

8. Ромм М.В. Социальная адаптация личности: автореф. дис. д-ра пед. наук. [Текст] / М.В. Ромм. Томск, 2003. 50 с.

9. ЖоговаА.Р. Адаптационные процессы: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // respublika.info/5891/science/ article8992. Дата обращения: 28 апреля 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.