Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ СЕЗОННЫХ И СУТОЧНЫХ БИОРИТМОВ'

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ СЕЗОННЫХ И СУТОЧНЫХ БИОРИТМОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ / АДАПТАЦИОННЫЕ ПОТЕНЦИАЛ / ХРОНОТИП

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Кальбердин Игорь Сергеевич, Ананьева Людмила Васильевна, Захарова Татьяна Александровна, Решетин Александр Александрович

В работе проанализирована динамика процесса адаптации студентов-первокурсников с различным хронотипом к условиям обучения в вузе в течение первых двух семестров. Цель представленной статьи - анализ процесса адаптации студентов к условиям вузовского обучения с учетом биоритмологических составляющих. Участниками исследования стали студенты I курса 2021-2022 учебного года Самарского университета. Выявлены новые данные в отношении адаптации студентов к условиям вузовского обучения в зависимости их суточных и сезонных биоритмов. Адаптация студентов-первокурсников хотя и не носила критичный характер, но указывала о не оптимальности состояния некоторых систем организма, прежде всего, сердечно-сосудистой. Изложенные в статье закономерности станут научной основой для разработки мер по снижению напряженности адаптации у первокурсников, выбора оптимального стиля обучения и тренировок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Кальбердин Игорь Сергеевич, Ананьева Людмила Васильевна, Захарова Татьяна Александровна, Решетин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO CONDITIONS OF STUDY AT THE UNIVERSITY DEPENDING ON THEIR SEASONAL AND CIRCADIAN BIORHYTHMS

The article analyzes the dynamics of the process of adaptation of first-year students with different chronotypes to the conditions of study at the university during the first two semesters. The purpose of this article is to analyze the process of students' adaptation to the conditions of university education, taking into account biorhythmological components. The study participants were first-year students in 2021 and 2022. Samara University. New data have been revealed regarding the adaptation of students to the conditions of university education, depending on their daily and seasonal biorhythms. Although the adaptation of first-year students was not critical, it spoke of the suboptimal state of some body systems, primarily the cardiovascular system. The regularities outlined in the article will become a scientific basis for developing measures to reduce the tension of adaptation among first-year students, choosing the optimal style of learning and training.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ СЕЗОННЫХ И СУТОЧНЫХ БИОРИТМОВ»

должением данной работы будет организация и проведение эксперимента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Седоченко С.В. Стабилометрические параметры развития устойчивости спортсменов посредством биологической обратной связи / С.В. Седоченко, А.В. Черных, О.Н. Савинкова // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - Т. 20, № S1. - С. 62-68.

2. Слива С.С. Стабилоанализатор "Стабилан-01" в спорте / С.С. Слива, А.С. Слива, Д.В. Кривец // Известия ТРТУ. - 2004. - № 6 (41). - С. 25-29.

3. Шиленок В.В. Воспитание устойчивости в системе "стрелок-оружие-мишень" у юных стрелков-пулевиков на основе оперативных данных стабилометрии / В. В. Шиленок // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4(170). - С. 367-373.

REFERENCES

1. Sedochenko, S.V., Chernykh, A.V. and Savinkova, O.N. (2020), "Stabilometric parameters of the development of athletes' stability through biofeedback", Human. Sport. Medicine, Vol. 20, No. S1, pp. 62-68.

2. Sliva, S.S., Sliva, A.S., Krivets, D.V. (2004), "Stabiloanalyzer "Stabilan-01" in sports" Izves-tia TRTU, No. 6 (41), pp. 25-29.

3. Shilenok, V.V. (2019), "Fostering stability in the "shooter-weapon-target" system among young bullet shooters based on operational data of stabilometry", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (170), pp. 367-373.

Контактная информация: vkalishev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.10.2022

УДК 378.147

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ СЕЗОННЫХ И СУТОЧНЫХ БИОРИТМОВ

Игорь Сергеевич Кальбердин, старший преподаватель, Людмила Васильевна Ананьева, доцент, Татьяна Александровна Захарова, старший преподаватель, Александр Александрович Решетин, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара

Аннотация

В работе проанализирована динамика процесса адаптации студентов-первокурсников с различным хронотипом к условиям обучения в вузе в течение первых двух семестров. Цель представленной статьи - анализ процесса адаптации студентов к условиям вузовского обучения с учетом биоритмологических составляющих. Участниками исследования стали студенты I курса 2021-2022 учебного года Самарского университета. Выявлены новые данные в отношении адаптации студентов к условиям вузовского обучения в зависимости их суточных и сезонных биоритмов. Адаптация студентов-первокурсников хотя и не носила критичный характер, но указывала о не оптимальности состояния некоторых систем организма, прежде всего, сердечно-сосудистой. Изложенные в статье закономерности станут научной основой для разработки мер по снижению напряженности адаптации у первокурсников, выбора оптимального стиля обучения и тренировок.

Ключевые слова: адаптация студентов-первокурсников, адаптационные потенциал, хроно-

тип.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p213-217

ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO CONDITIONS OF STUDY AT THE UNIVERSITY DEPENDING ON THEIR SEASONAL AND CIRCADIAN

BIORHYTHMS

Igor Sergeevich Kalberdin, the senior teacher, Lyudmila Vasilievna Ananyeva, the docent, Tatyana Alexandrovna Zakharova, the senior teacher, Aleksandr Aleksandrovich Reshetin,

the candidate of pedagogical sciences, docent, The Korolev National Research University, Samara

Abstract

The article analyzes the dynamics of the process of adaptation of first-year students with different chronotypes to the conditions of study at the university during the first two semesters. The purpose of this article is to analyze the process of students' adaptation to the conditions of university education, taking into account biorhythmological components. The study participants were first-year students in 2021 and 2022. Samara University. New data have been revealed regarding the adaptation of students to the conditions of university education, depending on their daily and seasonal biorhythms. Although the adaptation of first-year students was not critical, it spoke of the suboptimal state of some body systems, primarily the cardiovascular system. The regularities outlined in the article will become a scientific basis for developing measures to reduce the tension of adaptation among first-year students, choosing the optimal style of learning and training.

Keywords: adaptation of first-year students, adaptive potential, chronotype.

ВВЕДЕНИЕ

В окружающем нас природе существует строгая ритмичность (повторяемость) процессов. К настоящему времени накоплен большой материал, посвященный ритмичной организации человека в течение суток, образующих его индивидуальный хронотип, основным времязадателем является солнечный свет; сезонные биоритмы задаются местными географическими и климатическими условиями. Эти биоритмы во многом заложены в генетической программе организма, выработанные всем ходом эволюции человека. Современный человек часто пренебрегает многими ритмически определяемыми факторами природы, отдавая первенство социальным. В категорию социальных времязадателей входит режим дня, распорядок учебной, производственной, спортивной и бытовой деятельности. У студентов важным социальным фактором становится сессия, учебный режим. У студентов, занимающихся спортом, существенное значение имеет календарь тренировочных циклов.

Социально регламентированный порядок жизни человека, выступая в качестве времязадателя, накладывается на природные ритмы. В одних случаях это сопровождается синхронизацией, в других десинхронизацией функциональных систем организма, отвечающих за согласованность с находящейся вокруг средой. Синхронизация социальных и биологических ритмов содействует слаженному согласованию систем организма, его успешной адаптацию и настройке разных ритмических процессов на определенный лад и гарантирует нормальную жизнедеятельность организма. Нарушение этого согласования приводит к сбою регуляторных физиологических механизмов организма [2]. Знание этих закономерностей является актуальными для педагогов вузов, для научного обоснования и построения учебного и тренировочного процессов, особенно в первый год обучения студентов, так как органично направлено на сохранение и восстановление здоровья.

Цель исследования состояла в выявлении особенностей протекания процесса адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе в зависимости от их сезонных и суточных биоритмов.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования стали студенты 1 курса Самарского университета. Была составлена репрезентативная выборка из студентов-юношей первого курса Самарского университета, она составила 65 человек.

В методику исследования вошли:

- регистрирование базовых и расчетных морфофункциональных показателей систем, определяющих возможности адаптации организма. Базовые показатели фиксировали с использованием общепринятых методов: пульсометрии с подсчетом частоты сердеч-

ных сокращений (ЧСС) в покое и после нагрузок, оценки артериального давления. Расчетные показатели вычислялись по стандартизированному тесту - Пробе Руфье (ПР);

- хронотип определялся с помощью теста Хорна-Остберга, включающего вопросы о временной организации в течение дня. По набранным баллам были установлены следующие хронотипы: утренний («жаворонки»), индифферентный («аритмики» или «голуби») и вечерний («совы») типы [3];

- с помощью метода скрининг-оценки по P.M. Баевскому определяли величину адаптационного потенциала по формуле [1]:

АП=0,011хЧСС+0,012хСД+0,008хДД+0,014хВ+0,009х тт -0,009х Нт -0,27

где: АП - адаптационный потенциал; ЧСС - частота сердечных сокращений (уд/в

мин); СД - систолическое давление (мм рт. ст.); ДД - диастолическое давление (мм

рт. ст.); В - возраст (годы); тт - масса тела (кг); Нт - длина тела (см);

- уровень здоровья у студентов, занимающихся в основной группе, определяли

по гармоничности телосложения по формуле:

^ „ -гг m (в граммах) Весоростовой индекс (ВРИ) по Кетле: ВРИ = —-.

Нт (см)

Оценка:

540 - ожирение, 390 - норма для женского пола,

539-451 - чрезмерная масса тела, 389-360 - средняя упитанность,

450-416 - излишняя масса, 359-330 - плохая упитанность,

415-401 - норма (верхняя граница), 329-300 - истощение, 400 - норма для мужского пола, менее 300 - крайнее истощение;

- с помощью программы Microsoft Excel проводилась статистическая обработка полученных численных рядов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С поступлением в вуз происходят существенные перемены в жизни студентов, что сопровождается необходимостью функциональной адаптации их к новым социальным условиям, определяя необходимость перенастройки физиологических процессов, которые вступают во взаимодействие с биоритмами, обусловливая возможности успешной адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе [4].

Как и ожидалось, наиболее быстро адаптировались к обучению в вузе студенты с хронотипом «голуби», эти данные совпадали с литературными. В этой группе трудности в адаптации наблюдались у 32,5% студентов. Хуже адаптировались студенты-«жаворонки» (трудности в адаптации обнаружены у 56,3%). Это связано с тем, что, в основном, занятия по физической культуре и другим дисциплинам проводятся в первой половине дня, но, когда занятия смещаются на вторую половину суток, то функциональное состояние этих студентов характеризуется низкой работоспособностью. Наибольшие затруднения в адаптации испытывали студенты-«совы» (74,5%), поскольку наибольшая часть умственной нагрузки выпадает на утреннее время [3].

В таблице 1 представлены сезонные сдвиги показателей ЧСС и восстановительных свойств сердечной мышцы у студентов с различными хронотипами.

Из таблицы 1 видно, что ЧСС заметно увеличивается в период ожидания экзамена и в период его проведения. После экзамена ЧСС снижается, однако остается выше, чем в межсессионный промежуток. Это связано с экзаменационным стрессом и говорит о напряжённости сердечно-сосудистой системы, что сопровождается снижением восстановительных возможностей сердца по показателю Пробы Руфье.

Анализ динамики показателя адаптационного потенциала с использованием метода скрининг-оценки у студентов-первокурсников показал (таблица 2), что в год поступления средний показатель АП в контрольной группе в начале семестра составил 2,5±0,03, сви-

детельствует о наличии значимом (при р<0,01) напряжении адаптационных механизмов, а в конце семестра -1,8±0,08, что говорит об относительно удовлетворительном протекании процесса адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе.

В течение второго семестра (в 2022 году) адаптационные возможности практически у всех студентов-первокурсников характеризовались как устойчивые. Средний показатель АП в начале семестра: 1,9±0,04 и в конце семестра: 1,7±0,07 показал, что адаптационные возможности студентов вернулись в рамки нормы.

Таблица 1 - Сезонные значения показателей сердечной деятельности у студентов с разными хронотипами_

Параметры 1 семестр Сессия зимняя 2 семестр Сессия летняя

«Жаворонки»

ЧСС 84,5±1,56 85,6±2,76 82,4±2,51 83,8±1,66*

ПР 10,5±0,51 12,4±1,06 8,9±1,53 9,5±2,51

«Голуби»

ЧСС 81,5±1,56 83,9±2,88* 81,4±2,11 82,8±1,60

ПР 8,9±0,41 11,4±1,46 8,8±1,24 9,2±2,21

«Совы»

ЧСС 85,5±1,77 88,6±2,02 82,0±2,21 83,2±1,15

ПР 11,5±0,51 12,8±1,06 10,9± 1,50 10,5±2,47

Примечание: *р<0,05.

Таблица 2 - Динамика среднего показателя адаптационного потенциала (М±т) студентов-первокурсников Самарского университета_

Группы Динамика (в усл.ед.) Прирост

В начале семестра В конце семестра

1 семестр

Жаворонки (n=11) 2,5±0,03 1,8±0,08 -0,7 (р<0,01)

Голуби (n=31) 2,4±0,02 1,5±0,07 -0,9 (р<0,05)

Совы (n=23) 2,6±0,07 2,1±0,05 -0,5 (р<0,01)

2 семестр

Жаворонки (n=11) 1,9±0,04 1,7±0,07 -0,2 (р<0,01)

Голуби (n=31) 1,5±0,02 1,5±0,05 -0 (р<0,05)

Совы (n=23) 2,1±0,07 2,2±0,05 +0,1 (р<0,05)

Нами обнаружены значимые связи между хронотипом и уровнем адаптации первокурсников к условиям вузовского обучения в течение года.

Также адаптационные возможности первокурсников связаны с их уровнем здоровья (тесная корреляции r=0.71): чем выше уровень физического развития, тем успешней студенты привыкают к требованиям вузовского образования.

ВЫВОДЫ

Адаптация к комплексу факторов, специфических для высшей школы, а также к новым условиям обучения представляет собой сложный процесс, который сопровождается напряжением всех функциональных систем организма, поэтому целесообразен постоянный мониторинг этих процессов.

Изложенные в статье механизмы процессов станут научной основой для разработки мер по снижению напряженности адаптации у первокурсников, выбора оптимального стиля обучения и тренировок, эффективной эмоциональной регуляции и саморегуляции студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский P.M., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - Москва : Медицина, 1997. - 236 с.

2. Глуткин С.В. Физиологическая характеристика лиц с различными хронотипами / С.В. Глуткин, Ю.Н. Чернышева, В.В. Зинчук / Вестник Смоленской государственной медицинской академии. -2017. - Т. 16, -№ 2. - С. 48-56.

3. Кальбердин И.С. Инновационные исследования и разработки в области гуманитарных и социально-экономических наук: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2019 г.: в 2-х ч. - Белгород : Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. - Ч. II. - С. 176.

4. Панихина А.В. Физиологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе / А.В. Панихина // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. - 2011. - Т. 151, № 3. - С. 248.

REFERENCES

1. Baevsky, R.M. and Berseneva, A.P. (1997), Evaluation of the adaptive capacity of the organism and the risk of developing diseases, Medicine, Moscow, pp. 36-41.

2. Glutkin, S.V., Chernysheva, Yu.N. and Zinchuk, V.V. (2017), "Physiological characteristics of persons with different chronotypes", Bulletin of Smolensk State Medical Academy, Smolensk, Vol.16, No. 2, pp. 48-56.

3. Kalberdin, I.S. (2019), "Innovative research and development in the field of the humanities and socio-economic sciences", Collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference, Agency for Advanced Scientific Research (APNI), Belgorod, Ch. II, pp.176-180.

4. Panikhina, A.V. (2011), "Physiological features of the adaptation of first-year students to the conditions of study at the university", Bulletin of Experimental Biology and Medicine, Vol. 151, No. 3, p.248.

Контактная информация: kalberdinis@gmail.com

Статья поступила в редакцию 20.11.2022

УДК 372.879.6

ФОРМИРОВАНИЕ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ОСОЗНАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Роман Викторович Камнев, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры, Денис Геннадьевич Овечкин, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, Волгоград; Елена Геннадьевна Прыткова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград

Аннотация

В статье представлен экспериментально разработанный нами комплекс мероприятий, направленных на формирование у курсантов и слушателей образовательных организаций осознанной потребности и устойчивой привычки к постоянному личностному физическому развитию и совершенствованию. В целях разработки представленного комплекса в течении трех лет был проведен ряд исследований и экспериментов, результаты которых представлены в опубликованных ранее научных статьях, а так же проведен анализ научно-исследовательской литературы по изучаемой нами проблеме.

Ключевые слова: физическое развитие, формирование устойчивой потребности, курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России, национальная безопасность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p217-220

FORMATION OF THE CONSCIOUS NEED IN PHYSICAL DEVELOPMENT AMONG CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIAN FEDERATION Roman Viktorovich Kamnev, the candidate ofpedagogical sciences, deputy head of the department, Denis Gennadievich Ovechkin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Vol-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.