Научная статья на тему 'Адаптация студентов первого курса технического вуза к обучению высшей математике'

Адаптация студентов первого курса технического вуза к обучению высшей математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панарад Анна Юрьевна

В данной статье поднимайся вопрос об адаптации студентов первого курса к обучению высшей математике, используя различные формы обучения и с учетом специфики предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация студентов первого курса технического вуза к обучению высшей математике»

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ОБУЧЕНИЮ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ.

Анна Юрьевна Панарад Аннотация.

В данной статье поднимается вопрос об адаптации студентов первого курса к обучению высшей математике, используя различные формы обучения и с учетом специфики предмета.

В начале третьего тысячелетия бурное развитие информационных технологий открыло новые возможности в применении вычислительной техники для математических вычислений и инженерных расчетов. Начавшийся процесс лавинообразного нарастания информации потребовал коренного изменения содержания обучения и активного поиска путей повышения эффективности учебного процесса. В связи с этим проблема соотношения классического и прикладного в обучении математике, особенно в технических вузах, приобрела новые аспекты. Так как резервов аудиторного учебного времени практически нет, то их приходится изыскивать в самой организации деятельности основных субъектов учебного процесса.

Математика по-прежнему является одним из наиболее трудоемких предметов как для учащихся школ, так и для студентов вузов, именно поэтому методическая система обучения математике просто вынуждена интенсифицировать свои возможности.

Если учесть устойчивую в последние годы тенденцию к снижению качества математической подготовки выпускников школ, неспособность большинства первокурсников оперировать большим объемом информации и выделять главное, а также несформированность у них навыков самостоятельной работы, то очевидно, что повышение качества обучения, возможно, обеспечить за счёт новых форм и методов организации педагогического процесса и структурирования материала. Возникает необходимость в создании таких адаптированных курсов, которые бы отвечали требованиям программы высшего профессионального образования и отражали логику и специфику математики и, кроме того, способны были удовлетворить запросы смежных учебных дисциплин. Вместе с тем, они должны быть рассчитаны на реальную академическую нагрузку в вузе и уровень подготовки студентов.

С учетом анализа научно-методической литературы, личного опыта преподавания математики в ДВГТУ, выявления основных недостатков в математической подготовке будущих инженеров можно сделать вывод, что при изучении математических дисциплин особое место занимает обучение в течение первого семестра, то есть в период интенсивной адаптации первокурсников.

Действительно, в первом же семестре студенту технического вуза полагается изучить материал по разделам: линейная и векторная алгебра, аналитическая геометрия, а также приступить к изучению математического анализа. Количество времени, отведенного программой для этой цели, 72ч. лекций, 72ч. практики, т.е. 4 пары математики в неделю

Обычно первокурсники при стихийном формировании учебной деятельности слабо дифференцируют её компоненты от конкретного содержания учебного материала и ситуаций его усвоения. Как показывают исследования О.Е, Мальской, до 70% студентов первого курса не используют приём систематизации материала для его лучшего понимания. Все эти факторы приводят, как правило, либо к большим перегрузкам, либо к уменьшению мотивации учебной деятельности, когда первокурсник чувствует, что не может овладеть необходимым объёмом материала в достаточно сжатые сроки.

При изучении курса высшей математики в техническом вузе вышеописанные проблемы стоят наиболее остро. В силу специфики преподавания этого предмета (как правило, лишь на первом и втором курсах) от того, насколько правильно организован процесс обучения, и как при этом учитываются индивидуальные особенности студентов, насколько быстро и эффективно они смогут втянуться в работу в первом же семестре, зависит не только их успеваемость по данному предмету, но и то. насколько успешно они сами смогут организовать учебную деятельность на последующих курсах. Поэтому математику без преувеличения можно назвать самой воспитывающей дисциплиной в техническом вузе, особенно в период адаптации в первом семестре.

Так как смена среды является «пусковым» механизмом процесса естественной адаптации, то целенаправленная работа с учетом особенностей изучения курса высшей математики уже в первом семестре приносит наибольший эффект.

Большинство современных разработок, посвященных решению вопроса повышения качества подготовки студентов (в том числе и математической) в условиях их адаптации в течение первого семестра обучения в техническом вузе, ориентировано на использование тестовых технологий в процессе обучения, применение которых действительно оказывается в известной мере эффективным (В.П.Беспалько, H.A. Гулкжина, P.P. Камалов, М.В.Кларин, М.Р. Меламуд и другие. Адаптации студентов к условиям вуза посвящены научные исследования Д.А.Андреевой, В.Т.Хорошко. Адаптация в их работах, связанная с высоким уровнем саморегуляции, рассматривается как один из важнейших факторов учебной деятельности. Фундаментальной разработкой теоретических основ адаптированных технологий является диссертационное исследование Е.З. Власовой по адаптивным технологиям обучения, где представлено теоретическое обоснование необходимости эффективного использования развивающего потенциала информатики для совершенствования профессиональной подготовки студентов педагогических вузов. Созданию адаптивных систем посвящены работы A.C. Границкой, Л.И. Долинера, Н.В. Шилиной, В.А. Шухардиной и других исследователей.

Таким образом, вышеизложенное обуславливает актуальность данного вопроса, посвященного проблеме адаптации обучения высшей математике и повышения качества и уровня математической подготовки студентов технического вуза. г ? * ~

Приступая к обучению студентов математике, надо показать им место математики и ее методов в современной науке и практической деятельности. Это поможет учащимся увидеть связь их будущей профессии с математикой. Учить надо так, чтобы студенты отчетливо понимали назначение излагаемой теории, смысл определений и доказательств. Важное условие осознанности обучения связь знаний с практическими заданиями. Надо чтобы в результате знаний математикой молодые люди ясно увидели все связи от математике к практике и наоборот. Важно, чтобы они поняли, что понятия математики введены не для удовлетворения ума, а для решения возникающих перед человечеством проблем.

В период адаптации первокурсников используются следующие формы обучения математике: лекция; лекция-семинар; практикумы; самостоятельная работа по подготовке реферата; консультации. >

Каждый из видов занятий несет свою долю приобщения студентов к систематическому труду, формируют математическое мышление.

Среди перечисленных форм работы в вузе важнейшая роль отводится лекции, которая одновременно является самым сложным видом работы для первокурсников. Важна первая лекция по высшей математике на 1 курсе, потому что складывается представление о преподавателе: и одежда, и голос, и содержание, и движение - все продумать. Формулы на доске должны быть доступны, нельзя торопиться все стирать, подкреплять понятия примерами. Использование опорных конспектов, таблиц необходимое условие прочных знаний студентов. Необходима психолого-эмоциональная атмосфера, доброжелательность к студентам, не надо давить своим авторитетом. Именно на лекциях студенты получают первое представление о высшей математике и ее связи с другими науками.

На первых лекциях важно заинтересовать учащихся в изучении высшей математики, для этого можно использовать беседы об истории математики и ее месте в науке. Так появляется необходимость самостоятельной работы студентов по подготовке реферата по истории математике. Преподаватель обращается к студентам подготовить доклад и выступить на следующей лекции перед аудиторией. В связи с тем, что многие студенты привыкли к урочной системе (40 мин), рекомендуется в период адаптации проводить паузы, физ.минутки. В это время имеет смысл выслушать выступление с рефератом. Можно использовать одну лекцию под семинар по истории математики, что поможет адаптировать ребят к выполнению самоподготовке и выступлению у доски.

В первом семестре обучения высшей математике особое место занимают консультации. Многие студенты приходят с недостаточными знаниями по алгебре и геометрии, без которых не возможно освоение высшей математики. На консультациях преподаватель имеет возможность применить индивидуальный подход к каждому студенту, что повышает уровень адаптации студентов первого курса. ^ , ' ' ^

Таким образом, в период адаптации студентов первого курса к обучению высшей математике необходимо применять различные формы обучения с учетом специфики предмета, нагрузки и уровня знаний студентов.

Т.М. Звонарева (ДВТУ)

РАЗРАБОТКА ТЕХНОГЕННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ГОРНО-ХИМИЧЕСКОГО МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОРНОХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

К техногенным месторождениям относят техногенные образования (отвалы горнодобывающих предприятий, хвостохранилища обогатительных фабрик, шлакозольные отвалы топливно-энергетического комплекса, шлаки и шламы металлургического производства, шламо-. шлако- и т.д. отвалы химической отрасли) на поверхности Земли по количеству и качеству содержащегося в них минерального сырья пригодные для промышленного использования в настоящее время или в будущем по мере развития науки и техники.

В конце 80-х начале 90-х годов XX века, исследования кафедры литологии, динамической и морской геологии Ленинградского горного института и МНТК «Механобр», положили начало активной разработки идеи использования техногенных месторождений полезных ископаемых в качестве источников вторсырья или в виде прямой товарной продукции.

Особенностями техногенных месторождений являются: размещение только в промышленно развитых районах; размещение у поверхности Земли; их горная масса, как правило дезинтегрирована; состав минералов (более 30000), шире чем в обычных месторождениях (около 3000). Последнее предопределяет сложность переработки техногенных руд, так как многообразие минеральных форм, зачастую требует иных технологий, чем для исходных руд.

Исследованиями последних лет установлено, что в России к настоящему времени накоплено свыше 50 миллиардов тонн техногенных отходов, содержание металлов в которых нередко превышает их содержание в рудах, извлекаемых из недр и поступающих на обогащение. Однако, до настоящего времени техногенные месторождения используются в незначительных масштабах. Основной причиной этого является то, что для широкого вовлечения их в переработку требуется строительство практически новых производств, реализующих новые технологические принципы и решения (которые к тому же должны быть доведены до промышленного производства). Отсюда, зачастую, при последовательной замене действующих технологических линий на новые производства неизбежны высокая капиталоёмкость нового строительства и реконструкции.

Анализ объемов добычи и переработки различных видов минерального сырья (кроме топливно-энергетического) разрабатываемых на территории Приморского края, доли их запасов от российских, технологий переработки и обогащения, диапазона продукции получаемой из сырья позволяет выделить в качестве особо перспективных техногенных месторождений отвалы и шламохранилшца горно-химических предприятий, принадлежащих Управляющей компании «Русская горно-рудная компания» (на территории Приморья это ООО «Русская горно-рудная компания)* (.Ярославский ГОК) и ЗАО «Горно-химическая компания «Бор»).

ООО «Русская горно-рудная компания» расположено в поселке Ярославском на юге Приморского края, в 50 км от г.Уссурийска ив 150 км от г.Владивостока. Сырьевая база ООО (-Русская горно-рудная компания» в границах крупнейших в мире месторождений, разрабатываемых комбинатом, составляет 51,3 млн.т и позволяет полностью удовлетворить потребности российской промышленности в плавиковом шпате более чем на 50 лет, а также предприятие способно экспортировать более 100 тыс.т данной продукции (около 80 % в объеме продаж комбината). Кроме плавикошпатовых руд комбинат обладает запасами цинковых, тантал-ниобиевых руд, редкоземельных металлов (литий, бериллий, цезий, рубидий), известняков, строительного камня (габброиды), декоративного блочного камня (гранодиориты).

Являясь основным производителем плавикошпатового концентрата в масштабах России и стран СНГ. ООО «Русская горно-рудная компания» практически полностью определяет развитие данной отрасли в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.