Since 1999 ISSN 2226-7425
The journal of scientific articles “Health & education millennium” (series Medicine), 2012, tom 14 [1]
Arefyeva A.V., Fateeva N.M. , T Glukhikh.A., Turisheva A.A.
Russia, Tyumen State University, Institute of Psychology, Pedagogics, Department of Medicobiological Disciplines Health and Safety
ADAPTATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS TO EDUCATIONAL STRESS
Summary. In this work the results of studying of educational stress influence to psychophysiological characteristics of students’ organisms. There was formed the lowering of adaptive possibilities of organism during examination session.
Key words: adaptation, stress, psychophysiology, physiology.
Арефьева А.В., Фатеева Н.М., Глухих Т.А., Турышева А.А.
Россия, Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики, кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОМУ СТРЕССУ
Аннотация. В работе представлены результаты исследования влияния учебного стресса на функциональные и психофизиологические показатели организма студентов. Установлено снижение адаптивных возможностей организма во время экзаменационной сессии.
Ключевые слова: адаптация, стресс, психофизиология, физиология.
Состояние здоровья студенчества является проблемой, требующей комплексного рассмотрения. Эмоциональное напряжение обязательный компонент процесса обучения. Большое количество зачетов, экзаменов, рост объема информации и дефицит времени на ее переработку представляют неполный перечень факторов, порождающих застойные отрицательные эмоции.
Исследование адаптации студентов к учебному стрессу проведено на базе Тюменского государственного университета. Обследования проводились дважды - в период семестра и во время экзаменационной сессии. Анализ результатов исследования показал, что в период сессии у 77% студентов повышается уровень тревожности до высокого уровня по сравнению с семестровым периодом; снижается экстравертность до умеренного уровня, а нейротизм, наоборот, повышается до значительного уровня. Показатель сопротивляемости стрессу выявил у студентов с выраженным нейротизмом преобладание высокой стрес-соустойчивости.
Изменения психофизиологических показателей в период сессии тесно взаимосвязаны с вегетативным фоном физиологических функций. Так, показатель пропорциональных отношений САД/ДАД во время сессии повышается у 25% сту-
дентов по сравнению с семестровым периодом за счёт повышения систолического артериального давления крови. Показатель пропорциональных отношений ЧСС/ЧДД также увеличивается в сессию по сравнению с исходными значениями (у 75% выше нормы в сессию, у 33% - в семестровый период), что свидетельствует о напряжении в функциональной системе обеспечения организма кислородом.
Влияние экзаменационного стресса на вегетативную нервную регуляцию проявляется активацией симпатической регуляции сердечнососудистой системы. Во время сессии снижается вегетативное равновесие на 17% и возрастает симпатический тип регуляции до 86%. Это подтверждается исследованием адаптационных возможностей организма по методу Р.М. Баевского: так в семестровый период у всех студентов наблюдается удовлетворительный уровень адаптации, а во время сессии у 26% студентов снижаются адаптационные возможности организма.
Таким образом, адаптация студентов к экзаменационному стрессу проявляется напряжением в функциональных системах организма, снижением адаптивных возможностей, т.е. студенты «оплачивают» физиологическую стоимость за адаптацию к учебному стрессу.