Научная статья на тему 'Адаптация студентов к экзаменационному стрессу'

Адаптация студентов к экзаменационному стрессу Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук»

CC BY
293
159
Поделиться
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС

Аннотация научной статьи по общим и комплексным проблемам естественных и точных наук, автор научной работы — Фатеева Надежда Ммхайловна

В работе представлены исследования адаптации студентов к условиям обучения в высшем учебном заведении. Выявлено, что изменения психофизиологических показателей тесно взаимосвязаны с вегетативным фоном функциональных параметров и адаптационными возможностями организма. Адаптация студентов к экзаменационному стрессу проявляется снижением адаптивных возможностей организма.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Адаптация студентов к экзаменационному стрессу»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№1/2016

ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Методы научного познания. Электронный ресурс. Режим доступа: [https://www.filosofio.ru/filosofiya-nauchnogo-poznaniya/metody-nauchnogo-poznaniya.html]

2. Потапова Е.В. Проблемы озеленения городов: монография. - изд-во LAP LAMBERT Academic Pablishing, Германия, 2014. - 219 с.

3. Минский М. Фреймы для представления знаний. Электронный ресурс. Режим доступа: [http: //www .myai.narod.ru/Minsky/sod.htm]

4. Потапова Е.В. Методология науки: проблемы применения на урбанизированных территориях// Конференция «Наука и цивилизация». - Science and Civilization-2015 - Science and Education LTD, Великобритания, Шеффилд 30.01-7.02.2015., С 21-23.

© Потапова Е.В., 2016

УДК 159.953;612.82;616.89

Фатеева Надежда Ммхайловна,

д-р биол. наук, профессор, ФГБОУ ВО «ТюмГУ», г. Тюмень, РФ E-mail: fateevanm@yandex.ru

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ СТРЕССУ

Аннотация

В работе представлены исследования адаптации студентов к условиям обучения в высшем учебном заведении. Выявлено, что изменения психофизиологических показателей тесно взаимосвязаны с вегетативным фоном функциональных параметров и адаптационными возможностями организма. Адаптация студентов к экзаменационному стрессу проявляется снижением адаптивных возможностей организма.

Ключевые слова.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Здоровье студентов, психофизиология, экзаменационный стресс.

Адаптации студентов является на современном этапе развития высшей школы одной из наиболее значимых проблем. Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение [1, 934-935]. Часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается в клинической психиатрии при определении характера психогении и может являться пусковым механизмом реактивной депрессии [2, 132-133]. Известно, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую, иммунную системы студентов. Эмоциональное напряжение приводит к активации вегетативной нервной системы, а также к развитию процессов, сопровождающихся нарушением гомеостаза и лабильностью сердечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс [3, 567-568].

Целью данной работы явилось экспериментальное исследование влияния экзаменационного стресса на физиологические и психофизиологические показатели организма студентов.

Материал и методы исследования. Для достижения поставленной цели на базе Тюменского государственного университета в течение нескольких лет проведено исследование физиологических и психофизиологических показателей организма студентов в семестровый период и во время экзаменационной сессии (168 обследований).

Методы исследования. Определение тревожности «Шкала тревожности» (по Дж. Тейлору). Выявление характерологических особенностей темперамента (экстраверсия, интроверсия, уровень

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

нейротизма) по методу Айзенка. Для оценки состояния вегетативных систем организма использовался вегетативный индекс Кердо (ВИК), отражающий уровень вегетативного гомеостаза. Вегетативный индекс Кердо рассчитывался по формуле: ВИК = (1 - АДД/ЧСС) х 100. Определение адаптационных возможностей организма проводилось с помощью метода Р.М. Баевского «Определение адаптационного потенциала организма» по формуле:

АП=0,011*ЧСС+0,014*СД+0,008*ДД+0,014*возраст+0,009*вес-0,009*рост-0,27 (АП - адаптационный потенциал, ЧСС - частота сердечных сокращений в минуту, СД - систолическое давление, ДД -диастолическое давление, рост - сантиметры, возраст - год).

Определение пропорциональных отношений показателей проводилось по соотношению частоты сердечных сокращений (ЧСС) к частоте дыхательных движений (ЧДД) в минуту (норма 4:1); соотношению систолического давления крови СД к диастолическому давлению ДД (норма 1,62).

Результаты исследований и их обсуждение. Сравнительный анализ уровня тревожности у студентов выявил, что в семестровый период показатель тревожности соответствовал у 41,7% студентов среднему уровню с тенденцией к низкой, у 25% наблюдался средний уровень с тенденцией к высокой тревожности и у 33,3% студентов был отмечен высокий уровень тревожности.

Обследования, проведенные в период экзаменационной сессии показали, что средний уровень с тенденцией к низкой тревожности снизился и наблюдался только у 9,2% студентов, у 45,4% студентов отмечался средний уровень тревожности с тенденцией к высокой и у 45,4% студентов - высокий уровень тревожности.

Анализ исследования характерологических особенностей темперамента испытуемых показал, что в период сессии снижается экстравертность до умеренного уровня, а нейротизм, наоборот, повышается до значительного уровня. Показатель сопротивляемости стрессу выявил у студентов с выраженным нейротизмом преобладание высокой стрессоустойчивости.

Анализ состояния вегетативной регуляции функциональных систем организма в семестровый период выявил у 75% студентов симпатический тип вегетативной нервной регуляции (по показателям вегетативного индекса Кердо). Вегетативное равновесие наблюдалось у 25% студентов.

Положительные значения ВИК свидетельствуют о сдвиге равновесия в симпатическую сторону и усилении процессов катаболизма, характерного для напряженного функционирования, расходования резервов организма. Парасимпатическое преобладание (значения ВИК отрицательные) также свидетельствует о нарушении равновесия, но при более благоприятном, анаболическом варианте метаболизма, экономичном режиме функционирования.

Под влиянием экзаменационного стресса во время сессии отмечено преобладание симпатического типа регуляции у 89% студентов, только у 11% студентов отмечалось вегетативное равновесие регуляторных систем организма.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Состояние экзаменационного стресса приводит к достоверному увеличению ВИК практически у всех студентов.

Это подтверждается исследованием адаптационных возможностей организма по методу Р.М. Баевского. Так в учебный семестровый период у всех обследованных студентов отмечался удовлетворительный уровень адаптации, а во время сессии снижались адаптационные возможности организма, а у 17% студентов отмечено напряжение в системе адаптационных возможностей организма.

Исследование и анализ пропорциональных отношений показателей артериального давления, систоличекого к диастолическому, позволили установить, что во время семестрового периода пропорциональные отношения показателей СД/ДД были в пределах нормы у 58% студентов, у 42% студентов этот показатель был ниже нормы. Во время сессии у 25% студентов показатель СД/ДД стал выше нормы за счет повышения уровня систолического артериального давления крови.

Анализ динамики значений пропорциональных отношений показателей частоты сердечных сокращений к частоте дыхательных движений позволил определить, что в учебный семестровый период у 25% студентов показатель находился в пределах нормы, у 33% - выше нормы, а у 42% - ниже нормы. Во

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

время сессии у большинства студентов (75%) этот показатель был выше нормы, в пределах нормы у 17%, ниже нормы только у 8% студентов.

Эти данные свидетельствуют о напряжении в функциональной системе обеспечения организма кислородом в период сессии.

Известно, что у испытуемых, отличающихся недостаточными возможностями адаптации, пропорциональные отношения показателей дальше от эталонных значений.

Заключение. Таким образом, проведенные исследования позволили заключить, что во время экзаменационной сессии в сравнении с семестровым периодом у студентов наблюдались изменения психофизиологических показателей, которые проявлялись в повышении уровня тревожности, нарушении вегетативного равновесия функциональных систем, снижении адаптационных возможностей организма, повышении систолического давления и напряжении функциональной системы обеспечения организма кислородом. Все эти изменения могут быть связаны с экзаменационным стрессом, возникающим у студентов в период экзаменационной сессии.

Использование психофизиологического подхода к изучению здоровья студентов в разные периоды обучения позволяет прогнозировать адаптивное поведение человека на основе оценки индивидуальных особенностей организма. Адаптация студентов к экзаменационному стрессу проявляется снижением адаптивных возможностей, т.е. организм «оплачивает» физиологическую стоимость за адаптацию к учебному экзаменационному стрессу.

Список использованной литературы:

1. Адаптации студентов первого курса в вузе / А. А. Кузьмишкин [и др.] // Молодой ученый, 2014. №3. С. 933-935.

2. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. Т.15. 1994. № 3.С.131-135.

3. Фатеева Н.М., Альберт Л.Н. Изучение адаптации студентов к обучению в ВУЗе //Сб. трудов XI Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, РУДН, 2010. С. 567-568.

© Н.М. Фатеева, 2016

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.