Научная статья на тему 'Адаптация студенческой молодёжи к вузовской среде исследование факторов взаимозависимости'

Адаптация студенческой молодёжи к вузовской среде исследование факторов взаимозависимости Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ К СТАТУСУ СТУДЕНТА / УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОРОМ / ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ / САМООЦЕНКА РАБОТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Беляева О.С.

В статье излагаются результаты исследования, проведённого на втором курсе по проблемам адаптации студентов Электротехнического факультета Пермского политехнического университета. Студенты, участвующие в исследовании, высказались по различным вопросам, связанным с учебной, социально-психологической и личностной адаптацией к учебному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация студенческой молодёжи к вузовской среде исследование факторов взаимозависимости»

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ К ВУЗОВСКОЙ СРЕДЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ

О.С. Беляева

Olga S. Belyaeva

Perm National research Polytechnical university, Sociology and political science chair

Аннотация

В статье излагаются результаты исследования, проведённого на втором курсе по проблемам адаптации студентов Электротехнического факультета Пермского политехнического университета. Студенты, участвующие в исследовании, высказались по различным вопросам, связанным с учебной, социально-психологической и личностной адаптацией к учебному процессу.

Ключевые слова

Адаптация к статусу студента, удовлетворённость профессиональный выбором, формирование учебной мотивации, самооценка работы, формирование дидактических навыков, использование учебных ресурсов, критерии эффективности обучения.

Keywords

Adaptation to the status of a student satisfaction professional choice, the formation of learning motivation, self-concept of the formation of teaching skills, the use of educational resources, the criteria for the effectiveness of training.

Проведённое на втором курсе электротехнического факультета ПНИПУ исследование было посвящено формированию в процессе адаптации студентов учебной мотивации. В качестве базовых для адаптации были выделены следующие параметры: адаптация к статусу студента, приспособление к саморегулируемой системе обучения, приспособление к учебному режиму, адаптация к различным стилям преподавания, адаптация к студенческому коллективу, формирование мотивации первокурсников на работу по специальности.

Процессы адаптации сопровождаю всю жизнь человека, её способы характеризуют качество и тип личности. Адаптация — это способность личности оптимально использовать личностный для приспособления под требования новой ситуации с тем, чтобы удерживаться в пределах необходимого биологического и социального оптимума.

Процесс адаптации в вузе осуществляется одновременно в сфере формальных и неформальных отношений, которые трудно разделить. К ожиданиям студента отнесём

- принятие смысла и значимости обучения;

- оценка преподавателями своего труда, соответствующая самооценке

- интерес и творчество к избранной специальности;

- включенность своей деятельности в жизнь группы факультета, университета;

- принятие себя и признание как полноправного члена студенческой группы.

В свою очередь, группа ожидает от студента

- принятия и соблюдения основных формальных и неформальных правил,

- разделения и принятия ее ценности и нормативы,

- адекватной групповым интересам деятельности,

- определённого уровня конформности.

От того, как сбалансируются эти ожидания, зависит успешность адаптация.

Проведённое на втором курсе электротехнического факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) исследование было посвящено в процессе адаптации студентов 1 курса учебной мотивации.

Таблица № 1

Мотивы выбора вуза (в % от общего числа опрошенных*, в рангах)_

Мотивы % Ранги

Интересная специальность 36,0 1

Гарантия работы 27,0 2

Престиж вуза 23,0 3

Положение в обществе 14,0 4

Выбор вуза совершенно случаен 12,0 5

Избегание призыва в армию 10,0 6

Здесь учатся друзья 7,0 7

Невысокий конкурс 4,0 8

Возможность организации собственного дела 3,0 9

Досуг 2,0 10

* Сумма по столбцу превышает 100%, поскольку можно было выбрать более одной позиции.

Анкета включала в себя вопросы по дидактической, т.е. формирующей основные навыки учебной деятельности, а также по социально -психологической адаптации.

В качестве базовых для адаптации были выделены следующие параметры:

Подавляющее большинство студентов своим новым статусом (80%) удовлетворены, хотя некоторые хотели первоначально хотели бы попасть на другие специальности.

ПНИПУ располагает значительным объёмом учебных ресурсов, которыми многие первокурсники до первой сессии (70%) не пользуются, просто не проявляя к ним интереса.

Таблица № 2.

Ориентация на работу по получаемой специальности после окончания вуза в зависимости отношения к получаемой

профессии и получаемой специальности (в % от числа опрошенных по каждой группе отношения _к специальности и получаемой специальности)__

Группы по учебной специальности и отношение к ней Будущая специаль- Безразличное отношение к будущей специальности Будущая специальность не нравится

ориентация на работу по специальности ^^^ ность нравится

Будут работать по специальности 89,2 37,5 0

Не будут работать по специальности 8,1 12,5 60

Не знают еще 2,7 50,0 40

Что можно считать критериями адаптации/дезадаптации первокурсника? Вероятности того, что отношение к учёбе будет на протяжении всего периода неизменным, ожидать не следует. И тогда, скорее всего, к середине учёбы (реже к концу) студент встанет перед вопросом о корректировке своих ожиданий.

Список литературы.

1. Иванов О.И. Человеческий потенциал: вопросы теории и методологии исследования. //Социологические исследования, 2014, № 6, с. 89-95

2. Нагимова А.М., Сафиуллина Ф.Р. Совмещение обучения в вузе и трудовой занятости.// Социологические исследования, 2014, № 4, с. 121-124.

3. Караханова Т.М. Свободное время городских жителей: прошлое и настоящее. // Социологические исследования, 2014, № 1, с. 66-79.

4. Кутявина Е.Е., Петрова И.Э., Шинкаренко Е.А. Социальные проблемы в представлениях нижегородских студентов (на материале ННГУ им. Н.И. Лобачевского). //Социологические исследования, 2013, № 11, с. 39-46

5. Лондаджим Т. Специфика социологического изучения социальной адаптации / Т. Лондаджим // Личность. Культура. Общество. М.: Гнозис -2010 //, Вып. 1.-с. 261-265

6. Ростовцева, М.В. Формирование адаптивности, как отношения личности и общества в процессе социализации студенчества / М.В. Ростовцева // Вестник развития науки и образования. - СПб.: Евразия - 2009. - №5. - С. 59-61

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССОВ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Елисеев Сергей Михайлович

Д.п.н., профессор кафедры социологии политических и социальных процессов СПБГУ, г. Санкт-Петербург

Одной из важнейших проблем российского общества является, по нашему мнению, развитие исторической памяти молодежи и возрождение толерантности. Именно возрождение, а не формирование. Поскольку российскому обществу, как ни одному другому, всегда была присуще это черта.

Как писал Гумилев Л.Н. русского человека отличает такая черта, как терпимость к нравам и обычаям других народов. Он разделял убеждение Ф.М.Достоевского о том, «что если у французов есть гордость, любовь к изяществу, у испанцев — ревность, у англичан — честность и дотошность, у немцев — аккуратность, то у русских есть умение понимать и принимать все другие народы. И действительно, русские понимают, к примеру, европейцев гораздо лучше, чем те понимают россиян. Наши предки великолепно осознавали уникальность образа жизни тех народов, с которыми сталкивались, и потому этническое многообразие России продолжало увеличиваться». [1,с. 252]

Народу, окружающие России, чаще всего воспринимали ее не как «тюрьму народов», а как страну национальной терпимости. Именно так, по мнению Гумилева, зарекомендовало себя Московское государство в XV— XVII вв. И поэтому все хотели попасть «под руку» московского царя, жить спокойно, в соответствии с собственными обычаями и с законами страны. То, что приобрела в XVII в. Украина, не пожалевшая крови ради присоедине-

ния к России, безо всяких усилий получили и казахи, и буряты, и грузины, страдавшие от набегов соседей. Так старая московская традиция привлекла целый ряд этносов, органично вошедших в единый российский суперэтнос, раскинувшийся от Карпат до Охотского моря» [1, с. 284]

Конечно можно утверждать, что XIX в. и особенно в XX веке Россия отчасти утратила чувства национальной терпимости. Но это не означает, что они полностью исчезли и их нельзя восстановить.

Проблема возрождение толерантности особенно актуальна в контексте процессов евразийской интеграции, создания общего социокультурного и экономического пространства. [7, с. 150]. За десятилетия дезинтеграцион-ных процессов во многих бывших республик СССР сложились искаженные представления о России и о русском народе. Нетолерантность в отношении России и русской культуры в ряде случаев стали модным трендом в политике некоторых новых независимых государств, которые относят себя к демократическим государством.

В этой связи обратимся к международным документом, определяющим принципы толерантности. В декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность определена как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, это прежде всего активное отношение, формируемое на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.