Проблемы экономики и менеджмента
Media Group.
7. http://nw.ria.ru/society/20111006/82057326.html - The official site of Russia’s Information Agency.
8. http://rt.com/business/news/russia-financial-literacy-train/ - The official site of a 24 hour TV channel Russia Today, Business news.
М.Ю. Рудик
соискатель,
ФГОУВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации»
АДАПТАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ
ЭКОНОМИКИ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос перехода современной экономики к экономике нового типа. Поднимается проблема адаптации российских организаций к условиям развивающейся новой экономики. Рассматриваются возможные пути развития, как отдельных компаний, так и экономики страны в целом.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, новая экономика, знания, информация, конкурентоспособность.
M.U. Rudik, The Finance University of the Government of the Russian Federation
ADAPTATION OF MODERN ORGANIZATIONS IN THE NEW ECONOMY
Abstract. The paper considers transition of modern economy to the new economy. The author raises a problem of adaptation of Russian companies to developing the new economy. The paper considers possible ways of development of both individual companies and the economy in general.
Keywords: intellectual capital, new economy, knowledge, information, competitiveness.
Современная экономика переходит на новый уровень своего развития. Переход ознаменовался проникновением информации во все отрасли экономики, ожесточением конкуренции, быстрым устареванием новых продуктов и технологий, исчезновением многих профессий. Экономическая мысль называет современный этап развития экономики «новой экономикой».
В новой экономике доминирующим становится труд интеллектуальный, труд же физический уходит на второй план. Успех и конкурентоспособность организаций в условиях меняющейся экономики обуславливает их способность генерировать и внедрять новые идеи каждый день, выдерживать конкуренцию, создаваемую стремительно развивающимися коммуникационными технологиями.
В новых условиях смогут выжить и адаптироваться компании, владеющие неосязаемыми активами, воплощающимися в интеллектуальном труде их сотрудников [5]. Компания нового типа использует не те методы работы, которыми пользовались представители постиндустриальной экономики. Новые методы работы возникают и развиваются вместе с современными информационными и телекоммуникационными технологиями. Основным средством производства становится интеллектуальный потенциал сотрудников компании [2].
Знания из разных областей деятельности используются для производства услуг и товаров на базе передовых достижений научно-технического прогресса. Интеллекту-
32
№ 2 (6) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
альный капитал компании становится источником инновационного потенциала, новым инновационным ресурсом, сохранившимся в России со времен перехода от плановой экономики к рыночной [3].
Экономический строй России уже менялся, и перемены эти происходили на фоне масштабных перемен в мировой экономике [5]. Смогут ли организации нынешней России на современном уровне их развития полноценно адаптироваться к меняющимся условиям? Для восстановления позиций на мировой арене России необходимо развивать экономику, адекватную переменам, совокупность которых сегодня принято называть «новой экономикой».
Сегодня компании делают ставку на интеллектуальный капитал. Он расценивается как составляющая накопленных благ компании и включается в ее капитал. Как и финансовый капитал, интеллектуальный капитал компании принимает участие в круговороте капитала [4]. Денежная форма капитала перетекает в интеллектуальную путем найма сотрудников с соответствующими знаниями, опытом и навыками, задействованных в интеллектуальном труде: управление персоналом, научная деятельность. Совокупный опыт и знания этих сотрудников - источник инновационных идей, на основе которых в дальнейшем создается интеллектуальная собственность - предмет купли-продажи на рынке. Интеллектуальный капитал - первоисточник инновационной продукции, он внедряется в нее на всех этапах ее создания [6]. Материализуясь в конкретном продукте, интеллектуальный капитал вновь превращается в денежную форму после реализации продукции.
Так же компания наращивает свой интеллектуальный капитал и, соответственно, инновационный потенциал, направляя средства на обучение своих сотрудников, улучшение технологий труда, повышение мотивации сотрудников, формирование особого внутриорганизационного микроклимата.
Внутрифирменная среда характеризуется прививанием предпринимательского духа каждому сотруднику, системным мышлением, непрерывным процессом обучения, атмосферой творчества, нестандартностью и скоростью принятия решений, экспериментированием, командным духом, способностью работать в условиях постоянных перемен. Эти качества компании создают ее, так называемые, неосязаемые активы и они уже учитываются при капитализации компании.
Этот вид активов был известен и раньше, именно этот актив обуславливал успех многих компаний, создающих и развивающих высокие технологии в век индустриальной экономики, когда благополучие в основном «упиралось» в природные ресурсы страны, в которой вела свою деятельность компания. Новая экономика требует от каждой компании именно эти качества, «весомо и зримо» [5]. В условиях развивающейся экономики нового типа крупные организации с огромной капитализацией, хорошо отлаженной, но устаревшей, рабочей системой, теряют все свои преимущества и становятся уязвимы перед небольшими, быстро обучающимися компаниями.
Не все компании смогут адаптироваться в меняющихся условиях экономики, многие уже не смогли. Особенно это коснется компаний, работающих в развивающихся странах. Наше время показывает, насколько катастрофичен барьер между технологично развитыми и развивающимися странами. Основная причина сложившейся ситуации в отсутствии специалистов, исследователей, в высокой стоимости разработок и внедре-
№ 2 (6) - 2012
33
Проблемы экономики и менеджмента
ний новых технологий. «Сказывается также ужесточение международной конкуренции с «перекупкой» перспективных технологий на стадии идей или ноу-хау, иногда - даже талантливых студентов на этапе обучения» [5].
Благосостояние компаний в новой экономике будет определяться изобретательностью и квалификацией ее сотрудников. Компании должны создавать условия полной свободы творчества и бизнеса, должны моментально реагировать на возникающие технологические и культурные тенденции. Серийная продукция уходит в прошлое, компаниям будет необходимо постоянно создавать что-то совершенно новое и особенное.
В этих условиях основным богатством компании становятся: знания сотрудников, опыт обучения, прикладной опыт, профессиональные навыки, преданность работе, технологии, базы данных. Все эти качества неосязаемы, но они позволяют создавать осязаемые высоко конкурентные предметы.
Осязаемые активы все больше вытесняются неосязаемыми, знания и опыт их применения становятся основой буквально каждой сферы жизни. Благосостояние и само будущее компании зависит от вопроса, сможет ли она мобилизовать интеллектуальный капитал, уже существующий у нее, но ранее не востребованный, а также от ее стремлений к созданию и накоплению новых знаний новыми путями.
Во многих крупных компаниях существуют центры обучения, через которые должны проходить сотрудники, прежде чем приступить к работе. Такое обучение включает в себя прохождение как теоретического, так и практического курса. В условиях новой экономики этого будет уже недостаточно. Процесс обучения и самообучения сотрудников должен стать постоянным и непрерывным, так компания станет «самообучающейся». В такой процесс включаются: непрерывный мозговой штурм, кружки, коллоквиумы, обмены мнениями. Обучение должно строиться вокруг решения конкретных вопросов, так сотрудники приобретают не только знания, но и опыт, наращивая совокупный интеллектуальный капитал компании.
И такой процесс обучения уже сегодня перестал быть односторонним. «Предыдущее поколение передает накопленное понимание и опыт следующему, те - дальше. Но когда технологии меняются кардинально и многократно на протяжении трудовой жизни одного человека, поток информации становится двусторонним: обратная связь, которую новобранцы дают своей профессиональной среде, оказывается не менее значимой, чем багаж, исторически накопленный самой средой; дополняет опыт и интуицию отцов-командиров острой юношеской восприимчивостью к новому» [1].
Таким образом, создавая условия для непрерывного развития своих сотрудников, оплачивая им обучение в высших учебных заведениях и участие в семинарах и конференциях, открываясь новому восприятию, обучая и перенимая опыт, знания и свежие взгляды у новых сотрудников, компания делает прибыльные инвестиции в свое устойчивое развитие в условиях новой экономики.
В условиях постоянно меняющейся обстановки меняется процесс планирования, теперь он требует не только знаний конкретных областей деятельности, но и быструю реакцию, интуицию, гибкость, способность принимать не стандартные решения, порой сопряженные с высоким риском. Компании придется адаптироваться не только в период перехода из одного типа экономики в другой, но и делать это каждый день, раскрепощая инициативу своих подразделений, делая из своих сотрудников лично заинтере-
34
№ 2 (6) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
сованных предпринимателей. Сотрудник, как послушный исполнитель, как штатная единица уходит в прошлое. «Постепенно формируется новый образ работника - партнера, бизнесмена, собственника» [5]. Он мобилен, независим, постоянно на связи. Сотрудник компании требователен к себе и к результатам своей работы. Он лично заинтересован в полной отдаче от своего труда, он сам выбирает свой вид деятельности и способы выполнения работы, превращая труд в творческую деятельность, от результатов которой сотрудник получает не только материальное вознаграждение, но и моральное удовлетворение.
Для компании в новой экономике жизненно необходимы талантливые люди. Каждый человек талантлив в какой-то своей области. Сегодня уже поднимается не столько вопрос «как найти талантливого сотрудника?», но «как удержать талантливого сотрудника?». Талантливому сотруднику необходимо создать условия постоянного развития, необходимо ставить перед ним новые сложные задачи, требовать ответственности и предоставлять хорошую компенсацию. Такие люди раскрывают свой потенциал в условиях «здорового соперничества и постоянного совершенствования» [5].
Могут ли руководители российских компаний создать такую атмосферу для своих сотрудников? Готовы ли они к этим переменам? Сомнительно.
Как для уходящего века индустриальной экономики, так и для большинства российских компаний, еще характерны жесткие должностные инструкции, отступление от которых «карается» на усмотрение такого же жесткого руководителя, относящегося к своим сотрудникам как к рабочей силе или как к детям, доводя до смешного, например, контроль за опозданиями, требуя быть на работе в определенной форме одежды (не регламентированной уставом компании, но отвечающей представлениям руководителя о «своем» сотруднике). Для российских компаний еще характерна кастовость управления, контроль допуска сотрудников к внутренней информации, принятие решений в узком кругу. Еще не ушло в прошлое мнение, что сотрудник ленив и приходит на работу исключительно за зарплатой. С определенной долей уверенности можно утверждать, что такое отношение создается руководством, ограждающим сотрудников рамками, инструкциями и запретами. Такая структура управления неминуемо приведет к краху под ветром перемен.
Те либералы, которые давали сотрудникам ощущать содержательность их труда, причастность к жизни компании, создавали условия для комфортного труда и творчества, достигали отличных результатов. Но что нужно, что бы создать такую атмосферу?
Необходимо отказаться от жесткой, неповоротливой структуры управления, граничащей с военной субординацией. Этот вопрос особенно актуален для российских компаний. Нынешнему управленцу необходимо понять и принять, что его предназначение в компании состоит в направлении действий своих коллег, обеспечивать их обучение и развитие с тем, что бы сотрудники сами распоряжались своей деятельностью, сами руководили своей работой, не ощущая ненужного давящего контроля со стороны, предоставляя результат. Управленцу необходимо открываться идеям своих коллег, пополняя свой опыт и знания, подхватывая и развивая новые идеи на благо компании и своего собственного благосостояния.
Отдельно нужно выделить терпимое отношение к ошибкам. Но с этим вопросом в российских организациях все не так плохо, у нас бытует пословица: «Не делает ошибок только тот, кто не работает». Стив Росс, бывший председатель Time Warner, гово-
№ 2 (6) - 2012
35
Проблемы экономики и менеджмента
рил: «Если сотрудник делает слишком мало ошибок, его надо уволить».
Интересен опыт так называемого вида «компаний-семей». Внутри таких компаний царит неформальная, дружеская атмосфера. Их характеризуют дружеские внутрифирменные отношения, поддержка, гибкий график работы, постоянные спортивные и развлекательные мероприятия. У сотрудников вырабатывается доверие к компании, психология партнера. Это атмосфера «давайте попробуем!», минимума запретов, культуры «да», а не «нет» [5].
Таким образом, атмосфера компании новой экономики исключает должностные инструкции, предполагает минимум бюрократической системы, свободный доступ к любой внутрифирменной информации, возможность участия в принятии решений, возможность учиться, решать новые задачи, ответственность за свои действия.
Меняющаяся ситуация ставит компании перед новыми задачами из области управления и стратегии. Компании не могут пренебрегать законами спроса и предложения, они остались, но претерпели изменения. Экономика перестала развиваться по старым правилам. В новых условиях компаниям приходится делать огромные вложения в заведомо рискованные проекты. Высокотехнологичные организации несут большие начальные издержки, вкладывая в НИОКР, эти вложения часто оказываются оправданными, но все зависит от объемов первоначальных вложений. То есть, если компания хочет быть успешной и бесперебойно развиваться, она должна быть готова не только рисковать, но и вкладывать огромные средства в исследования и разработки. Но далеко не каждая компания может позволить себе подобную роскошь. Как быть?
Новая экономика дает компаниям новые пути и стратегии развития. Издержки на создание интеллектуальной продукции и производство информации приближены к нулю. Это позволяет компаниям объединяться в союзы для удержания завоеванных ниш рынка. Такие союзы позволяют не только удерживать и расширять рынок, но и создавать и развивать новые отрасли рынка. Такие союзы могут позволить себе высокую степень гибкости в ценовой политике [7]. Такая гибкость достигается путем разложения издержек на широкий круг покупателей и тем самым вытеснять менее гибких конкурентов, которым в одиночку приходится нести крупные издержки на исследования и разработки. Таким образом, уменьшаются издержки всех участников союза, но это происходит только в случае целенаправленного создания клиентского капитала, а не давления на поставщиков с целью повышения показателей прибыли. Если организация в союзе с поставщиками и покупателями освобождает от товарно-материальных запасов систему в целом, снижает издержки, распределяет прибыль между всеми участниками, она остается в выигрыше.
Компании, наращивающие клиентский капитал, постепенно налаживают взаимосвязи со своими клиентами. Две стороны одного делового процесса обучаются и учат друг друга. Сотрудники таких компаний, взаимодействуя друг с другом, обретают новые знания, становящиеся для их компаний дополнительным потенциалом, составляющим основу деловой активности.
В условиях новой экономики информация становится долговечной. Современные информационные технологии освободили информацию от материальных носителей, сделали ее доступной и всепроникающей. Каждая компания, вступающая в новую экономику должна изучить приемы работы с новыми ресурсами. Иначе ей просто нет
36
№ 2 (6) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
места в новом, динамично меняющемся, мире.
Каждый день сотни компаний индустриальной эпохи сталкиваются с вопросом кому и зачем они нужны. Этого вопроса не сможет избежать ни одна компания, живущая по правилам отжившей свое время форме экономических взаимоотношений. Чем раньше компания осознает необходимость менять методы и приемы своей работы, тем выше ее шансы занять свое место в новой экономике.
В последнее время компании существуют все более короткие сроки. Это не значит, что «умирают» только компании индустриального типа. Очень многие компании, занимающиеся исследованиями и разработками новых технологий, тоже оказываются в стороне. Причины не только в новых условиях существования, но и в низкой маркетинговой культуре.
Интересно, что в технологически развитых странах, города, в которых концентрируются компании с коротким жизненным циклом, имеют самые высокие показатели по росту доходов населения и низкому уровню безработицы [5]. Экономика развивается стабильно, если в ней постоянно поддерживать состояние сотрясения. Парадоксально, но экономика начинает загнивать именно тогда, когда она достигает состояния равновесия [5]. «Круговорот» компаний, быстро приходящих на смену друг другу станет нормой. Сменять друг друга будут не только компании местного значения, но и мировые гиганты, и даже целые отрасли.
В условиях современной экономики и конкуренции очень сложно удивить хорошо информированного и избалованного покупателя. Нынешние маркетологи уже не способны справиться с этой задачей. Мир пришел к рынку, королем которого стал покупатель. В новой экономике уже нельзя будет игнорировать новые потребности клиентов, пренебрегать «не типовыми» условиями работы с каждым клиентом. Калька стандартных договоров перестает себя оправдывать. Даже компании-гиганты, для которых один клиент в общей массе ничего не значит, должны будут признать необходимость искать новые пути работы, учитывающие любые капризы покупателей.
Компания может создать мощную интеллектуальную базу, накопить интеллектуальный капитал, использовать новейшие технические и технологические разработки, но она не добьется успеха без грамотно организованной, сильной маркетинговой политики, позволяющей предлагать качественные и наилучшие товары и услуги новыми способами. Современные маркетологи должны быть все время на шаг впереди современного пресытившегося и избалованного клиента, что бы продолжать удивлять его снова и снова, удерживая за компанией занятую на рынке нишу.
Жизненный цикл выпускаемой продукции неудержимо сокращается. Это заставляет многие компании, выпуская на рынок новый товар, запускать в разработку либо его более совершенный аналог, либо принципиально новый вид товара. Нельзя так же оставлять без внимания сферу услуг, которой обрастает каждый товар. Она должна динамично и адекватно товару развиваться. Новая экономика требует от маркетинговых отделов быть быстрее, смелее и агрессивнее [5]. Невероятные скорости изменений рынка будут оставлять очень мало времени на маркетинговые исследования, компаниям придется полагаться на опыт и интуицию сотрудников отдела маркетинга.
Но такое доверие компании должно подкрепляться соответствующим доступом к информации. Многие ли наши компании готовы сегодня дать неограниченный доступ
№ 2 (6) - 2012
37
Проблемы экономики и менеджмента
к любой внутриорганизационной информации рядовому сотруднику и расширить его полномочия до самостоятельного принятия решений по вопросам, глубоко затрагивающим интересы компании?
Новая экономика опирается на доверительные и партнерские отношения. В современных условиях даже конкуренты объединяются с целью решения совместных задач. Этот принципиально новый подход кажется еще совершенно не приемлемым для нашей деловой среды. В этой ситуации недоверия кроется опасность не только для каждой отдельно взятой компании, но и для экономики страны в целом.
Итак, новая экономика ярко характеризуется быстрым, как в калейдоскопе, темпом сменяющих друг друга перемен. Многие неверно толкуют главный вывод теории естественного отбора Чарльза Дарвина, говоря: «Выживает сильнейший». Это не верно -выживает самый приспособленный. Условия новой экономики как нельзя лучше показывает этот закон в действии, поскольку в новой экономике выживет не та компания, которая обладает огромной капитализацией, но не желающая менять принципы и методы своей работы, а та, которая будет наиболее гибкой и восприимчивой к ветру перемен.
В новой экономике человек станет и целью, и средством развития экономики, его знания, опыт, интуиция. Чем скорее компании осмыслят происходящие вокруг перемены и чем быстрее они начнут развивать свои интеллектуальные потенциалы, накапливать интеллектуальные капиталы как главные факторы производства в новой экономике, тем скорее экономика страны сможет занять свое полноценное место на мировой арене. Особое внимание на новый курс развития необходимо обратить крупным промышленным предприятиям, поскольку именно в них концентрируются наиболее развитые формы интеллектуального потенциала России.
Для развития интеллектуального потенциала и превращения его в интеллектуальный капитал необходимо принципиально менять отношения внутри компании, вкладывать средства в обучение и развитие сотрудников, формировать кардинально иную рабочую атмосферу.
Эффективное использование интеллектуального капитала обеспечивает его наращивание и создание на его основе кадрового капитала и интеллектуальной собственности. Плоды интеллектуального труда сотрудников компании воплощаются в конкретные продукты и услуги, реализуемые на рынке, принося доходы на создание и реализацию новых идей.
Компания нового типа становится генератором новых знаний, местом самореализации талантливых людей, источником динамично растущей прибыли не только для непосредственного руководства компании, но и для каждого, кто принимает прямое участие в воплощении новых проектов. Таким образом, в успешной работе и развитии компании заинтересованы все: от руководителей высшего звена до рядовых сотрудников.
Перемен, принесенных новой экономикой уже не выдержало множество компаний практически во всех странах мира, в том числе в странах с более благополучной экономикой, чем наша. Что же ждет Россию? Сможет ли наша экономика во время «учуять», чем ей грозят перемены и приспособиться к новым условиям или она спрячет голову в песок и до последнего момента будет не замечать происходящие вокруг перемены, как, к сожалению, было уже не раз. В этом случае Россия обречена на роль сырьевого придатка. Но и в этой роли мы не сможем существовать вечно, пора начинать
38
№ 2 (6) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
учиться идти в ногу со всем миром. Наступает момент, после которого экономика уже не сможет сделать судорожный рывок за развитыми странами, необходимо не упустить эту новую волну. Отсидеться в сторонке не удастся никому, перемены уже начинают затрагивать каждую отрасль рынка, каждую компанию, каждого человека.
Список литературы:
1. Вешняковская Е. В гонке технологий победит тот, кто лучше пишет программы и считает инженерные процессы // Наука и жизнь. 2011. № 6.
2. Григорьев Д.В. Интеллектуальный капитал: от уровня индивида к уровню общества // Вопросы экономической теории. Макроэкономика. [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - Режим доступа: http://m-economy.ru/art.php3?artid=26051
3. Гаврилов С., Рылов М., Страшко В., Шмакова И. Инновационный потенциал ускоренного развития страны (на примере атомной промышленности и энергетики) [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа:
http://invur.ru/index.php?page=npot&cat=npub&doc=inn_potenc_atomprom
4. Касьянова А.К., Ченцова М.В. На пути к экономике знаний: институционально-теоретический и практический подходы. - М.: МАКС Пресс, 2008.
5. Репьев А.П. Есть ли нам место в «новой экономике»? [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/98589/read
6. Селезнев Е.Н. Оценка эффективности использования интеллектуального капитала // Финансовый менеджмент. 2005. № 6.
7. Stewart T.A. Intellectual Capital: The New Wealth of Organizations. - N.Y.-L.: Doubleday / Currency, 1997.
List of references:
1. Veshnyakovskaya E. In the race of technology will win the one who writes the best software engineering processes and considers // Science and Life. , 2011. Number 6.
2. Grigoriev D.V. Intellectual capital: the level of the individual to the level of the society // Problems of economic theory. Macroeconomics. [Electronic resource]. -Electron. given. - Mode of access: http://m-economy.ru/art.php3?artid=26051
3. Gavrilov S., Rylov M. , Strashko V., Shmakov I. Innovation potential of accelerated development of the country (for example, the nuclear industry and energy) [electronic resource]. - Electron. given. - Mode of access: http://invur.ru/index.php?page=npot&cat=npub&doc=inn_potenc_atomprom
4. Kasyanov A.K., Chentsov M.V. On the way to the knowledge economy: institutional and theoretical and practical approaches. - Moscow: MAX Press, 2008.
5. Repev A.P. Do us a place in the» new economy »? [Electronic resource]. - Electron. given. - Mode of access: http://lib.rus.ec/b/98589/read
6. Seleznev E.N. Evaluating the effectiveness of the use of intellectual capital / /Financial Management. In 2005. Number 6.
7. Stewart T.A. Intellectual Capital: The New Wealth of Organizations. - N.Y.-L.: Doubleday / Currency, 1997.
№ 2 (6) - 2012
39