подготовки)» в СевГУ https://inlnk.ru/84pK2K (дата обращения: 19.07.2024).
4. Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» https://inlnk.ru/dnPKwQ (дата обращения: 08.03.2024).
5. ФГОС ВО бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» https://inlnk.ru/DBzPDv (дата обращения: 19.07.2024)
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) https://clck.ru/39HqUU (дата обращения: 19.07.2024)
7. Хуторской А. В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня, 2017. №. 12. С. 9-16.
©Данько Ю.В., 2024
УДК 373
Юлдашева У.,
студентка, Тлеумбетова К.,
доцент,
Нукусский государственный педагогический институт,
г. Нукус, Узбекистан
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДОУ Аннотация
В статье рассматривается процесс адаптации ребенка к окружающему миру и из-за ограниченных возможностей традиционного ежедневного общения с ближайшим окружением.
Ключевые слова речь, компетентность, адаптация, окружающий мир, воспитание.
Вопрос организации инклюзивного обучения для детей с недостатками слуха достаточно дискуссионным в научных кругах. Очевидно, что совместное воспитание и обучение детей дошкольного возраста с пониженным слухом и их здоровых сверстников полезно, поскольку стимулирует к речевой активности, возможно оно только при соответствующем уровне психофизического и речевого развития ребенка с пониженным слухом и умело организованного психолого-медико-педагогического.
Речевое развитие детей с нарушениями слуха (обеих категорий: глухих детей и детей с пониженным слухом) является одним из важнейших предпосылок и показателей коммуникативной и социальной компетентности, в значительной степени определяющих возможность личностной реализации и разностороннего развития. Языковая и речевая компетентности имеют целью решение как чисто познавательных (знание языка как универсального средства передачи информации и умение использовать это коммуникативное средство с целью получения знаний), так и социальных (налаживание разветвленных социальных контактов) и морально-этических (умение налаживать
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « БИУ »
!ББЫ (р) 2411-7161 / (е) 2712-9500
№7 / 2024
взаимоотношения и общее деятельность, гармонизировать отношения, выражать свою позицию) задач.
Уже в первые дни жизни малыш с расстройством слуха сталкивается с большими проблемами, главная из которых заключается в том, что его слуховой аппарат не может воспринимать многих внешних раздражителей (звуков). Как следствие - поток информации сужается.
Значительно усложняется процесс адаптации ребенка к окружающему миру и из-за ограниченных возможностей традиционного ежедневного общения с ближайшим окружением [1].
Особенности психического развития ребенка с пониженным слухом обуславливают необходимость создания в дошкольном учреждении специальной коррекционно-развивающей среды. Система общеразвивающей и коррекционной работы направлена в первую очередь на коррекцию вторичных отклонений - развитию речи. Путь от звука к овладению фразовой речью проходит через целенаправленную систему работы с не слышащими малышами.
Чтобы словесная речь стала основной формой общения детей с недостатками слуха, необходимо прежде всего, чтобы работа над ее формированием и развитием началась как можно раньше. Это будет сдерживать появление жестомимического языка. Начинать учить ребенка общаться со взрослыми нужно еще до того, как он сможет понимать слова и давать ответы. Поэтому, чтобы не обречь детей с недостатками слуха, особенно глухих, на немоту, следует разговаривать с ними, вызывать потребность в речевом общении. При этом отношение к малышам - ласковое, внимательное, сдержанное.
Сегодня осуществлять работу по развитию речи детей с нарушениями слуха можно в специально организованных инклюзивных учреждениях. В целях обеспечения качественного формирования речевой деятельности не слышащих детей проводится подготовительная работа с ними, в основу которого положен метод непосредственного подражания. Когда устно сообщают детям материал, они смотрят на губы и в это время самопроизвольно подражают языковым движениям, рефлекторно повторяют слова-слоги. Сначала это лепетная речь, но и она способствует тому, что малыши начинают понимать, что каждый предмет или действие имеет словесное обозначение. При многократном повторении знакомых слов дети учатся узнавать их по губам человека, говорящего и произносить вслух.
Произношение вслух позволяет контролировать качество речи детей: выразительность, силу голоса, слитность, ударение и т.д. Поэтому следует поощрять дошкольников повторять языковой материал, вопросы, приказы, поручения и прочее, пока их язык не станет достаточно развитым, сознательным.
Да и после этого целесообразно, чтобы они время от времени повторяли слова говорящего вслух, это помогает поддерживать у детей внимательное отношение к чтению с губ говорящего [2].
Известно, что у детей дошкольного возраста с недостатками слуха внимание не устойчиво. Им трудно сосредоточиться на чем-то даже на несколько минут. Вместе с тем наличие стойкого и длительного внимания для такого ребенка необходимо, он способствует более успешному установлению контактов с окружающими людьми. Наблюдая за губами и руками (при дактилировании) говорящего человека, неслышащий малыш быстрее учится читать с губ и говорить.
Воспитанию внимания у детей способствуют подготовительные упражнения, приступающие к работе по языку. Они помогают вырабатывать умение воспроизводить простые движения рук, головы, ног пальцев. Усвоение таких движений способствует овладению детьми дактильной азбукой. Для головы дают следующие простые упражнения: наклонить голову вправо, влево, вперед, назад, совершать круговые движения головой слева направо и наоборот; для рук: поднять руки вверх, отвести в разные стороны, спрятать за спину, поднимать и опускать поочередно то правую, то левую
руки и т.д. Эти упражнения можно делать сидя за столом, стоя, можно их совмещать с движениями ног.
Дети быстро учатся воспроизводить большие движения и тогда переходим к подражанию движениям пальцев. Цель этих упражнений - подготовить ребенка к распознаванию дактильных знаков, а пальцы его - к их воспроизведению.
Упражнения на подражание малым движениям рук могут быть разнообразны, например: сжать пальцы в кулак и разжать; сжать кулаки, а затем отводить поочередно пальцы (сначала по одному пальцу, затем по два, три, четыре и все пять); раздвинуть и сомкнуть пальцы при вытянутых ладонях; имитировать игру на пианино, трубе и т.д.
Работу по развитию умения воспроизводить движения речевого аппарата следует начинать после того, как дети научатся воспроизводить простые движения рук, ног, головы, пальцев. Сначала ребенок воспроизводит несложные движения речевого аппарата. Она повторяет их за взрослым, пристально глядя на рот. Эту работу целесообразно проводить перед зеркалом, где ребенок наблюдает за движениями языка, губ. Следует наблюдать, как ребенок выполняет упражнения, как относится к ним. Важно, чтобы у него не снизился интерес к выполнению упражнений. Чтобы предотвратить это, создают игровую ситуацию и используют поощрения или награды, а также чередуем разные упражнения.
Важное значение для развития словесной речи ребенка с расстройствами слуха имеет общение, включенное в совместную со взрослыми предметную и познавательную деятельность. В процессе такой деятельности пытаются заинтересовать малыша сотрудничеством и научить практическому взаимодействию, которое полезно при обследовании различных предметов с помощью тактильных ощущений, зрения, остатков слуха, вкуса.
Выводы. Следовательно, развитие речи дошкольников - это важная психолого-педагогическая проблема, решение которой является первоочередной задачей семьи и учебных заведений. Для детей с недостатками слуха развитие речи не только потребность в осуществлении коммуникативного взаимодействия, но и возможность успешной социализации. Работа по развитию речи не слышащих детей имеет свою специфику, ее лучше проводить в условиях инклюзивного обучения, к которому подключены специалисты. Такой процесс лучше осуществлять поэтапно, системно выполняя ряд задач и реализуя цель каждого этапа.
Список использованной литературы:
1. Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. - М., -2008.
2. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. - М., - 2008.
© Юлдашева У., Тлеумбетова К., 2024