Научная статья на тему 'Адаптация первокурсников вуза культуры в условиях интернациональной образовательной среды'

Адаптация первокурсников вуза культуры в условиях интернациональной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / ADAPTATION / HIGHER EDUCATION / INSTITUTE OF CULTURE / FOREIGN CITIZENS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буцык С.В., Жернокова Н.А.

Статья посвящена одному из актуальных направлений научных исследований в российском образовании проблемам адаптации студентов первого года обучения в вузе. Авторами представлены результаты эксперимента, особенностями которого стало выявление сходств и различий при адаптации групп студентов граждан различных стран (Таджикистан, Казахстан, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буцык С.В., Жернокова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF STUDENTS OF THE FIRST COURSE OF THE INSTI-TUTE OF CULTURE IN THE CONDITIONS OF THE INTERNATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article is devoted to one of the topical areas of scientific research in Russian education the problems of adaptation of students of the first year of study at a university. The authors present the results of the experiment, the features of which were the identification of similarities and differences in the adaptation of groups of students citizens of different countries (Tajikistan, Kazakhstan, Russia).

Текст научной работы на тему «Адаптация первокурсников вуза культуры в условиях интернациональной образовательной среды»

Педагогика и образование

УДК378

С.В.Буцык, Н.АЖернокова

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Статья посвящена одному из актуальных направлений научных исследований в российском образовании -проблемам адаптации студентов первого года обучения в вузе. Авторами представлены результаты эксперимента, особенностями которого стало выявление сходств и различий при адаптации групп студентов - граждан различных стран (Таджикистан, Казахстан, Россия).

Ключевые слова: адаптация, высшее образование, институт культуры, обучение иностранных граждан.

Sergey V. Butsyk, Nataliya A. Zhernokova ADAPTATION OF STUDENTS OF THE FIRST COURSE OF THE INSTITUTE OF CULTURE IN THE CONDITIONS OF THE INTERNATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article is devoted to one of the topical areas of scientific research in Russian education - the problems of adaptation of students of the first year of study at a university. The authors present the results of the experiment, the features of which were the identification of similarities and differences in the adaptation of groups of students - citizens of different countries (Tajikistan, Kazakhstan, Russia).

Keywords: adaptation, higher education, institute of culture, foreign citizens training.

Актуальность исследований проблем, связанных с адаптацией студентов высших учебных заведений в современный период определяется значительным числом научных работ, касающихся данной тематики. Только в электронной библиотеке диссертаций Российской государственной библиотеки (http://diss.rsl.ru) нами найдено более 200 диссертаций, в названиях которых использованы слова «адаптация» и «студент», затрагивающих различные стороны адаптации обучающихся вузов: учебную, социальную, социокультурную, профессиональную и т.п. Кроме того, наряду с диссертациями по педагогическим наукам, составляющими более половины от числа указанных выше работ, в библиотеке достаточно широко представлены исследования той же тематики, но из других отраслей: психологических, биологических, социологических, медицинских и даже философских наук. На наш взгляд, интерес к данному направлению в целом не снижается, поскольку за последние, представленные в электронной библиотеке, 4 года в среднем защищалось около 10 работ из различных отраслей и различного уровня, в том числе несколько докторских диссертаций по педагогическим наукам [5, 6].

В тоже время, работы, рассматривающие различные проблемы адаптации иностранных студентов за последние годы практически исчезли из поля российских диссертационных исследований по педагогическим наукам, хотя объективно, на наш взгляд, должно было произойти обратное. С 2012 г. в России стал ежегодно проводиться мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования (http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo), в котором международная деятельность (по традиции определяющаяся долей студентов-иностранцев в общем контингенте обучающихся вуза) была определена одним из семи целевых (т.е. основных) показателей мониторинга. Это, как следствие, дало значительный толчок к обучению иностранцев в вузах, расположенных в различных регионах страны и относящихся к различным отраслям [1]. В дальнейшем целый ряд документов стратегического характера в сфере образования (2012 г.), культуры (2014 г.) и национальной безопасности (2015 г.) уже достаточно четко определил вектор российской государственной политики в отношении иностранных студентов. Причем, эта направленность связана не только с повышением престижа, конкурентоспособности российских вузов на глобальном рынке таких услуг, но и с усилением роли научно-образовательных структур при формировании лояльных кадров в зарубежных странах [7], что, безусловно, придает особое значение роли отечественных вузов культуры при подготовке иностранных граждан.

Таким образом, в качестве базы настоящего исследования нами был объективно выбран Челябинский государственный институт культуры (далее - ЧГИК), где в 2017 году доля студентов-иностранцев в контингенте, приведенном к очной форме, превысила 10%, что является лучшим показателем среди всех институтов культуры федерального подчинения. Срок проведения анкетирования охватил последние месяцы первого учебного года студентов, при этом данное изучение адаптации вошло в серию исследований, проводившихся в ЧГИК в период 2016-18 гг. и затронувших различные проблемы подготовки студентов, в том числе иностранных граждан. [2]. В выборку исследования вошли 4 группы первокурсников очной

формы обучения (9-13 человек], каждая из которых имела ряд специфических особенностей. Так, первую группу составили граждане республики Таджикистан, поступившие в институт по квоте Правительства РФ, вторую - граждане Казахстана, поступившие на общих основаниях с гражданами РФ и проживающие на территориях, граничащих с регионом обучения. Третью и четвертую группу составили российские граждане, часть из которых приехала из Челябинской области, других регионов РФ и проживают в общежитии вуза (третья группа], а другая - жители г. Челябинска (четвертая группа]. Исследование охватило 100% обучающихся в вузе первокурсников из Таджикистана, более 50% - из Казахстана и около 10% российских студентов. При этом, респонденты всех групп приблизительно равномерно распределились между тремя условными блоками образовательных программ сферы культуры: культуроведение, сценические искусства и музыкальное искусство.

Сравнительный анализ проводился по трем основным направлениям адаптации первокурсников -их настроение; информированность; студенческие требования и обязанности, на которых были сконцентрированы вопросы письменного анкетирования, а также устные беседы с респондентами, проводившиеся в случае необходимости и носившие характер полуформализованного интервью [4].

В рамках первого направления анализа нами было выявлено, что ухудшение настроения в целом за прошедший учебный год отмечается лишь у незначительного количества первокурсников, представленных в единичном числе во всех группах, кроме четвертой (нет]. В тоже время, наиболее заметное улучшение настроения за год произошло у первокурсников из Таджикистана (78% против 40-46% в остальных группах]. Это можно объяснить их значительным беспокойством до приезда в Россию ввиду наибольшей удаленности от России, отсутствия родственников или знакомых в Челябинске и т.п., что было выявлено одним из предшествующих исследований [2].

К числу одного из наиболее сильных эмоциональных состояний, характеризующих текущее самочувствие студента в его новом качестве, представители всех групп опроса отнесли интерес к происходящему (от 50 до 90% участников в каждой группе], что, безусловно, придает особое значение изучению когнитивных мотивов обучения в вузе. В тоже время, другим наиболее сильным эмоциональным состоянием для студентов из Таджикистана и Казахстана (1-2 группы] является «уверенность в себе» (67% респондентов первой и 54% второй группы], что, скорее всего, является важным для молодого человека, решившего приехать учиться в другую страну. Для российских студентов, проживающих в общежитии, таким эмоциональным состоянием является «чувство личной свободы» (50% группы 3], что, возможно, связано с пониманием отсутствия постоянной родительской опеки. Жители Челябинска отметили «удовлетворение» и «уверенность» (60% и 50% соответственно], скорее всего, от ощущения свершившегося факта обучения в вузе, причем именно в том, в который и хотели поступить. Отметим, что такие эмоциональные состояния как «разочарование» и «тревога» у студентов исследованных групп практически не зафиксированы.

На вопрос «Как относится к Вам лично основная часть студентов группы?» (допускались несколько вариантов ответа] большинство опрошенных (от 50 до 90%] отметили «доброжелательно» и ни один не отметил «нетерпимо». Это является особенно важным результатом исследования, проведенного в условиях интернациональной образовательной среды института культуры. Более того, большинство (более 60%] респондентов из всех стран отметили фактическое отсутствие серьезных конфликтов в своих учебных группах. Причины редких конфликтных ситуаций многие студенты, проживающие в общежитии (1, 2, 3 группы], связывают с этическими нормами (бестактность, не желание терпеть, слушать других и т.п.], а проживающие в Челябинске (группа 4] - с различием интересов, ценностей, жизненных ориентиров. В свободное от учебы время представители всех четырех групп увлекаются чтением, которое стало вторым по популярности внеучебным занятием. При этом, самым популярным увлечением у студентов из Таджикистана является спорт и активный отдых (67% опрошенных группы 1], а у остальных групп - художественное творчество (от 40 до 70%].

При появлении в течение года каких-либо психологических, эмоциональных, организационных трудностей российские студенты (как местные, так и приезжие], в основном, обращались за помощью к родителям или друзьям (около 40% респондентов групп 3 и 4]. Студенты из Казахстана, в отсутствие возможности частого обращения к своим родственникам, в первую очередь старались решать проблемы самостоятельно (46% опрошенных группы 2]. Наиболее заметную роль в оказании помощи обучающимся из Таджикистана, по их мнению, оказывали представители педагогического состава (78%], в том числе педагоги русского языка, обучение которому осуществляется в вузе в специальной (мелкогрупповой] форме несколько раз в неделю. Это является одним из элементов специальной системы, сформировавшейся в институте в отношении обучающихся по квоте Правительства РФ, к которым относятся респонденты первой группы. Другим решением в рамках упомянутой системы является, например, возможность выбора первокурсником-иностранцем (квотником] из трех вариантов проживания в общежитии: 1] на этаже, специально выделенном для проживания иностранных студентов (квота Правительства РФ, подготовительное отделение для иностранных граждан]; 2] с первого курса на этаже своего факультета (начиная со второго курса все студенты-иностранцы, как правило, проживают на этаже факультета]; 3] с первого курса со студентами другого факультета (в случае необходимости].

Возможно, именно по этой причине на вопрос «Довольны ли Вы в целом своими жилищными условиями?» студенты из Казахстана (обучающиеся на общих основания с гражданами РФ] ответили более сдержанно (хотя также положительно], нежели студенты из Таджикистана, обучающиеся по квоте:

- группа 2 (Казахстан]: полностью доволен - 31%, скорее доволен - 69%;

- группа 1 (Таджикистан]: полностью доволен - 78% опрошенных.

В рамках второго направления анализа (информированность) можно отметить, что к окончанию первого года учебы в вузе студенты всех опрошенных групп достаточно неплохо информированы: в подавляющем большинстве они знают расположение корпусов института, деканата своего факультета, выпускающей кафедры; знают заведующего кафедрой и ведущих педагогов, декана, своего куратора. Отличия, в основном, касаются студентов из Таджикистана (группа 1], которые в своих ответах указали, что знают расположение кабинетов ректора и проректоров лучше своих российских и казахских однокурсников (89% против 54-60%], а также что лично знакомы с деканом, но в меньшей степени представляют, что можно уточнить в деканате (78% против 67%]. От студентов 2-4-й групп получены обратные сведения (60-80% лично знакомы с деканом против 80-100% знающих, что можно уточнить в деканате], что, скорее всего, связано с индивидуальным подходом, применяемым к студентам-квотникам (группа 1] на стадии их приема и начального периода обучения, при непосредственной координации со стороны проректора по учебной работе вуза.

В качестве основных источников получения текущей информации о происходящих в институте (на факультете] событиях для студентов всех опрошенных групп стали общение студентов между собой (6092%] и доски объявлений деканатов и кафедр (40-46%]. Также, значительная часть студентов первой группы (Таджикистан] получают информацию от преподавателей (56%], а третьей (Россия, проживающие в общежитии] - от старшекурсников (50%]. Важно отметить, что в группах 1 и 4 (Таджикистан и Челябинск] доля студентов, получающих информацию о вузе вследствие общения через Интернет, заметно выше, нежели в группах 2 и 3 (Казахстан и Россия-общежитие]: 60-78% против 30-38%. В отношении местных студентов это может быть объяснено отсутствием как таковой возможности непосредственного общения с однокурсниками во внеучебное время, поскольку у данной группы общение через сеть не преобладает над непосредственным общением (60% против 80% соответственно].

В тоже время, у студентов из Таджикистана, на наш взгляд, имеются несколько иные (возможно, требующие более длительного периода адаптации] причины, поскольку: с одной стороны, доля обучаю-щихся группы 1, получающих необходимую информацию посредством сети, оказалась выше доли обучающихся, получающих информацию в результате непосредственного общения (78% против 56%], даже несмотря на то, что данные первокурсники приехали из страны с относительно невысоким технологическим уровнем; с другой стороны, все они проживают в общежитии и имеют возможность (аналогично студентам групп 2 и 3] непосредственного общения с однокурсниками как в институте, так и во внеучебное время.

Большинство респондентов всех четырех групп знают о существовании в вузе студенческого совета (67-90%], а среди направлений, лежащих в основе его деятельности, наиболее часто выделяют: информационное обеспечение студентов по различным вопросам (в среднем около 61%]; организацию и проведение культурно-массовых мероприятий (57%]; разработку и реализацию собственных социально-значимых программ и поддержку студенческих инициатив (44%]. К числу основных причин, мотивировавших их стать активными участниками студенческого совета, стали: наличие активной жизненной позиции (в среднем около 39% всех респондентов], возможность творческой самореализации (33%] и заведения новых знакомств (30%].

Отличия в ответах на вопросы, касающиеся студенческих объединений вуза, в основном, проявились только у группы студентов из республики Таджикистан (группа 1]. Так, например, они в значительной степени хуже знают о деятельности профкома, по сравнению со студенческим советом института (22% против 67%], что, в том числе, связано с ограниченностью роли профсоюзной организации в отношении обучаю-щихся-иностранцев. В части деятельности самого студенческого совета нами также были выявлены некоторые отличия по сравнению с российскими и казахстанскими студентами.

Так, респонденты первой группы в деятельности данного объединения: а] чаще выделяют организацию и проведение спортивных мероприятий, нежели разработку и реализацию социально-значимых программ и поддержку студенческих инициатив (56% против 11%; в трех других группах в среднем - 28% против 55%]; б] отмечают опыт работы в качестве значительно более сильного мотива активного участия в студенческом совете по сравнению с возможностью творческой самореализации (44% против 11%; в трех других группах в среднем - 15% против 40%].

По результатам анализа ответов студентов на вопросы, связанные с третьим направлением адаптации (студенческие требования и обязанности), на наш взгляд, можно сделать следующие выводы. Так, к концу первого года обучения большинство студентов всех четырех исследованных групп: знают о требованиях к студентам (в среднем 87%], могут относительно четко подразделить их по принципу обязательные/желательные (76%]; достаточно хорошо информированы о требованиях, предъявляемых к лекциям, практическим занятиям, зачетам, экзаменам, контрольным работам (83%]; умеют достаточно хорошо конспектировать лекции, работать на практических, семинарских (в том числе, специальных] занятиях, искать

нужную книгу в библиотеке (75%). Это является, в том числе, и результатом работы в рамках Программы адаптации первокурсников, разработанной в ЧГИК.

Первокурсники в значительно меньшей степени осведомлены о требованиях к реферату (48%) и курсовой работе (30%), поскольку данные виды деятельности либо встречаются на первом курсе только на отдельных образовательных направлениях (реферат), либо не встречаются совсем, а ознакомление первокурсников с ними происходит в качестве пропедевтической меры (курсовая работа). К числу общих проблем можно отнести тот факт, что первокурсники, по их мнению, заметно хуже осуществляют поиск нужной книги, представленной в электронной форме (в доступной электронно-библиотечной системе через Интернет), нежели книги в традиционной форме в помещениях библиотеки института (49% против 69%). Данная проблема показывает, в том числе, недостаточность ознакомительного курса, ежегодно проводимого для всех первокурсников сотрудниками библиотеки, и требует повышенного внимания с учетом заметного увеличения доли комплектования дисциплин учебной литературой в электронной форме [3]. Отличия по данному направлению, в основном, коснулись наличия/отсутствия у первокурсников постоянных общественных поручений. Так, если 3/4 российских студентов (группы 3 и 4) ответили, что имеют общественные обязанности в группе, на факультете (в институте), в общежитии или за пределами вуза, то среди студентов из Казахстана также ответили чуть больше половины (54%), а из Таджикистана - менее четверти опрошенных (22%).

В заключение отметим основные выводы проведенного нами исследования. Так, наличие программы адаптации первокурсников является не только актуальным, но и достаточно значимым элементом учебно-воспитательного процесса современного вуза, по крайней мере, в вопросах, касающихся настроения студентов первого курса, их информированности, студенческих требований и обязанностей. Существенные отличия, выявленные приблизительно в 40% ответов студентов группы 1 (граждане Таджикистана, обучающиеся по квоте Правительства РФ), говорят о необходимости формирования в институте, имеющем большой процент студентов-иностранцев (в том числе, квотников), специальной системы, учитывающей особенности адаптации таких студентов (как в учебных, так и социально-бытовых аспектах). Высокая степень корреляции в ответах респондентов третьей (граждане РФ, общежитие) и второй (граждане Казахстана) групп позволяют сделать вывод об отсутствии сколь-нибудь существенной специфики при адаптации студентов из Казахстана, если они: поступили на общих основаниях с гражданами РФ; проживают на территориях своей страны, граничащих с регионом обучения; в большинстве являются этническими русскими.

Литература

1. Арефьев, А.Л., Шереги, Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований, 2014. - 228 с.

2. Буцык, С.В. О некоторых проблемах подготовки иностранных граждан в вузе культуры [Текст] / С.В. Бу-цык, Н.А.Жернокова, О.Г.Усанова / / Высшее образование в России, 2017. - № 8-9. - С. 135-142.

3. Буцык, С.В. Управление эффективным комплектованием библиотек вузов культуры средствами ЭБС: модель, условия, эксперимент [Текст] / С. В. Буцык // Библиотековедение, 2017. - Т. 66. - № 2. - С. 209-213.

4. Веселкова, Н.В. Методические принципы полуформализованного интервью [Текст] / Н.В.Веселкова / / Социология: методология, методы, математическое моделирование, 1995. - № 5-6. - С. 28-47.

5. Исмиянов, В.В. Социально-образовательная адаптация студентов-сирот в физкультурно-спортивной деятельности вуза: автореф. дис. докт. пед. Наук [Текст] / Исмиянов В.В. - Красноярск, 2016. - 50 с.

6. Мифтахова, Н.Ш. Система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе: автореф. дис. докт. пед. Наук [Текст] / Мифтахова Н.Ш. - Казань, 2013. - 44 с.

7. Сургуладзе, В.Ш. Опыт западных научно-образовательных структур по формированию лояльных кадров из числа прошедших стажировку иностранцев [Текст] / В.Ш.Сургуладзе / / Проблемы национальной стратегии, 2015. - № 6 (33). - С. 82-99.

References

1. Arefev, A. L., SHeregi, F. EH. Inostrannye studenty v rossijskih vuzah [Tekst] / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. - M.: Centr sociologicheskih issledovanij, 2014. - 228 s.

2. Bucyk, S. V. O nekotoryh problemah podgotovki inostrannyh grazhdan v vuze kul'tury [Tekst] / S. V. Bucyk N. A. ZHernokova, O. G. Usanova // Vysshee obrazovanie v Rossii, 2017. - № 8-9. - S. 135-142.

3. Bucyk, S. V. Upravlenie ehffektivnym komplektovaniem bibliotek vuzov kul'tury sredstvami EHBS: model', uslo-viya, ehksperiment [Tekst] / S. V. Bucyk // Bibliotekovedenie, 2017. - T. 66. - № 2. - S. 209-213.

4. Veselkova, N. V. Metodicheskie principy poluformalizovannogo interv'yu [Tekst] / N. V. Veselkova // Sociologiya: metodologiya, metody, matematicheskoe modelirovanie, 1995. - № 5-6. - S. 28-47.

5. Ismiyanov, V. V. Social'no-obrazovatel'naya adaptaciya studentov-sirot v fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti vuza : avtoref. dis. dokt ped. nauk [Tekst] / Ismiyanov V. V. - Krasnoyarsk, 2016. - 50 s.

6. Miftahova, N. SH. Sistema adaptacionnogo obucheniya studentov na dvuyazychnoj osnove v tekhnologicheskom vuze : av-toref. dis. dokt. ped. nauk [Tekst] / Miftahova N. SH. - Kazan', 2013. - 44 s.

7. Surguladze, V. SH. Opyt zapadnyh nauchno-obrazovatel'nyh struktur po formirovaniyu loyal'nyh kadrov iz chisla pro-

shedshih stazhirovkuinostrancev [Tekst] / V.SH.Surguladze // Problemy nacional'noj strategii, 2015. - № 6 (33). - S. 82-99.

УДК378

Р.Х.Гильмеева, Е.В.Зеленкова

НАУЧНО-ИССЛЦДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ КАК ФАКТОР ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТА

В статье рассматриваются проблемы, связанные с поиском способов реализации компетентностно-ориен-тированных требований ФГОС ВПО в области музыкального искусства. Раскрываются особенности творческого саморазвития студента-музыканта, одним из факторов которого является формирование навыков исследовательской деятельности, что вызывает необходимость изучения проблемы формирования исследовательской компетентности музыкантов-исполнителей, которая связана с творческой спецификой исполнительской деятельности музыканта. Выявляется значение междисциплинарной интеграции, являющейся основой научно-исследовательской работы студентов-музыкантов, связанной с интегрированием разнообразных пластов гуманитарных, психолого-педагогических и специальных профессиональных знаний.

Ключевые слова: компетентностно-ориентированные требования подготовки музыканта; научно-исследовательская работа студента-музыканта; междисциплинарная интеграция; творческое саморазвитие студента музыкального вуза.

Rimma Kh. Gilmeeva, Elena V. Zelenkova SCIENTITIC RESEARCH WORK ON THE BASIS OF CROSSDISCI-PLINARY INTEGRATION AS A FACTOR OF CREATIVE SELF-DEVELOPMENT OF THE STUDENT

In this article, the problems connected with search of ways of implemention of the competence-based focused requirements of FGOS VPO in the field of musical art are considered. Captures of creative self-development of the student-musician are revealed, one of the favors of which is formation of skills of research achieve that causes the necessity of student the problem of formation of research competence of musicians-performers which has the pronounced specifics connected with creative performer activity. Value of the cross-disciplinary inte-gration, which is a basis of the scientific research work of students-musicians, connected with integration of various layers humanitarian psychology-pedagogical and special knowledge conies to light.

Key words: The competence-oriented requirements of training of the musician; scientist research work of the student musician; creative self-developent of the student of musical Higher Education institution.

Совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов музыкального вуза направлено на реализацию компетентностно-ориентированных требований ФГОС ВО. Для студентов всех специальностей разработана система общекультурных и профессиональных компетенций, предполагающая развитие комплексных представлений о специфике предстоящей деятельности в разных областях музыкального искусства и образования. Поэтому одним из факторов творческого саморазвития студентов-музыкантов является формирование навыков исследовательской деятельности, что становится достаточно сложной проблемой для работы преподавателей со студентами различных специальностей.

Научно-исследовательская работа студентов исполнительских факультетов включена в настоящее время в учебные программы и должна быть представлена в виде выпускной теоретической работы для защиты на государственном экзамене по курсу «Музыкальное исполнительство и педагогика». Поэтому в связи с разработкой и внедрением в учебный процесс консерватории Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения выявляется особая необходимость изучения проблемы формирования исследовательской компетентности музыкантов-исполни-телей. В отличие от студентов теоретического факультета, профессиональная деятельность которых направлена на исследовательскую работу, связанную с музыковедческим анализом и обусловленную задачами теоретического осмысления музыкально-профессиональных проблем, для студентов исполнительских факультетов данный вид работы является достаточно сложным и трудоемким процессом.

Следует особо подчеркнуть, что основными принципами исследовательской работы студентов-исполнителей являются принципы научности, культуросообразности, креативности, целостности и междисциплинарной согласованности [2; 3; 5, 6]. Важным условием, связанным со сложностью, многомерностью и многоаспектностью исследовательской работы, является «междисциплинарность и интегратив-ность, что предполагает содержательно-тех-нологическую интеграцию дисциплин» [6, с.83]. Междисциплинарная интеграция становится одним из средств формирования исследовательской компетентности студентов музыкального вуза, содействующим систематизации в освоении и применении общекультурных и профессиональных компетенций.

Достижению цели профессионального обучения студентов консерватории способствует создание условий для раскрытия способностей к творческому саморазвитию, а также развитию музыкального мышления. Понимание студентами взаимосвязи всех составляющих сложного комплекса гуманитарной, музыкально-теоретической и специальной исполнительской подготовки содействует формированию профессиональной компетентности. Одним из факторов, способствующих становлению профессионального мастерства, самоактуализации в профессии, может быть творческая исследовательская работа.

Для студентов очень важно овладение методологией научного исследования, что связано с пониманием принципов осуществления научной работы. В дальнейшем познание способов исследовательской дея-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.