Научная статья на тему 'Адаптация молодых ученых к модернизационным и глобализационным процессам'

Адаптация молодых ученых к модернизационным и глобализационным процессам Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
184
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ADAPTATION / YOUNG SCIENTISTS / SOCIAL ADAPTATION / PROFESSIONAL ADAPTATION / MODERNIZATION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Водождокова Зарема Нальбиевна

В статье осуществляется экспликация базовых понятий «адаптация», «социальная адаптация», «профессиональная адаптация». Рассматривается процесс адаптации молодых ученых к изменениям, обусловленным актуализацией модернизации и глобализации. Значимость этого вопроса связана с тем, что после защиты диссертационного исследования молодые ученые сталкиваются с проблемами, которые в перспективе могут отразиться на дальнейшем профессиональном выборе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of young scientists to modernization and globalization

In the article the basic concepts of "adaptation", "social adaptation", professional adaptation have been explicited. The process of adaptation of young scientists to changes due to the actualization of modernization and globalization has been considered. The significance of this issue stems from the fact that after a scientific research young scientists face the problems that could potentially affect future professional choice.

Текст научной работы на тему «Адаптация молодых ученых к модернизационным и глобализационным процессам»

УДК 316.346.32-053.6 ББК 60.542.15 В 62

Водождокова Зарема Нальбиевна, аспирантка кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, е-mail: V Zarema@mail.ru.

А ДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ К МОДЕРНИЗАЦИОННЫМ И ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫМ ПРОЦЕССАМ

(рецензирована)

В статье осуществляется экспликация базовых понятий «адаптация», «социальная адаптация», «профессиональная адаптация». Рассматривается процесс адаптации молодыхученъа к изменениям, обусловленным актуализацией модернизации и глобализации. Значимость этого вопроса связана с тем, что после защиты диссертационного исследования молодые ученые сталкиваются с проблемами, которые в перспективе могут отразиться на дальнейшем профессиональном выборе.

Ключевые слова: адаптация, молодые ученые, социальная адаптация, профессиональная адаптация, модернизация, глобализация.

Vodozhdokova Zarema Nalbievna, post graduate student of the Department of Philosophy and Sociology of Adyghe State University, e-mail: V_Zarema@mail. ru.

ADAPTATION OF YOUNG SCIENTISTS TO MODERNIZATION AND GLOBALIZATION

(reviewed)

In the article the basic concepts of "adaptation", "social adaptation”, “professional adaptation” have been explicited. The process of adaptation of young scientists to changes due to the actualization of modernization and globalization has been considered. The significance of this issue stems from the fact that after a scientific research young scientists face the problems that could potentially affect future professional choice.

Keywords: adaptation, young scientists, social adaptation, professional adaptation, modernization, globalization.

Изучение вопросов, касающихся адаптации молодых ученых к проявлениям модернизации и глобализации, неразрывно связано с исследованием процесса воспроизводства научных и научнопедагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования, так как после окончания аспирантуры и защиты диссертационной работы многие молодые ученые, получившие ученую степень, сталкиваются с вызовами социокультурной среды.

Считается, что термин «адаптация» изначально использовался в биологических науках, согласно которым рассматриваемое понятие определяется как выработанное в процессе эволюции приспособление биологической системы к условиям среды обитания [1]. В дальнейшем термин был перенят учеными других наук, в том числе социологами. Так, в науке существует точка зрения, согласно которой многообразие экспликаций понятия «социальная адаптация» базируется на двух ведущих социологических парадигмах, «причём в различных классификациях эти уже ставшие традиционными парадигмы обозначаются по-разному: объективизм и субъективизм; макро- и микросоциология; нормативная и интерпретативная парадигмы» [2].

Обращение к энциклопедическим источникам выводит нас к следующей интерпретации понятия: социальная адаптация - это процесс приспособления индивида или группы к социальной среде, основанный на взаимодействии и постепенном согласовании ожиданий обеих сторон. При этом социальная адаптация направлена на «обретение индивидом субъективности для самостоятельного осуществления социальных действий, а также функций с оптимальными психофизиологическими затратами» [3]. В связи с тем, что характерной чертой социальной адаптации является динамичность, многие ученые отмечают, что она вплетена в человеческую жизнь.

В контексте изучаемого вопроса для нас представляет интерес обращение к различным теориям социальной адаптации. Интерес представляют концептуальные теории классиков научной мысли Т. Парсонса, Р. Мертона, У. Томаса, Ф. Знанецкого, А.А. Богданова-Малиновского.

Так, известный американский социолог-теоретик, основатель структурно-функциональной школы Т. Парсонс, рассматривая понятие «социальная адаптация», отмечал, что она является важнейшим условием социализации [4]. Ученый констатировал ориентированность социальной адаптации на усвоение норм, правил и т.п. При этом Парсонс рассматривал ее как естественный процесс.

С учетом теории Парсонса отметим, что человек в процессе социальной адаптации может либо отвергать ценности, либо принимать их; решает - следовать нормам или, наоборот, отстраняться от них. Иначе, в процессе жизнедеятельности человек на основе существующих образцов поведения и с учетом объективных и субъективных факторов отдает предпочтение тому или иному типу поведения.

В отечественной социологической мысли также сформировалась собственная теоретическая база по вопросу социальной адаптации. Один из авторов современного видения «социальной адаптации» М.В. Ромм обозначает социальную адаптацию личности как «процесс / результат преобразования и/или интерпретации

объективного социального мира, себя в этом мире и субъективного образа этого мира в себе и формирования на этой основе индивидуального адаптивного пространства и персональной идентичности, задающих смыслы индивидуальной жизнедеятельности и направленность индивидуальной адаптации в социуме» [5]. Иначе говоря, интерпретация социальной адаптации базируется, во-первых, на смыслах индивидуальной жизнедеятельности, и, во-вторых, на направленности индивидуальной адаптации в социуме.

«Диапазон» социальной адаптации широк и подтверждением тому является классификационные теории. Как пример приведем две. Одна из них, принадлежащая М.А. Шабановой, предполагает выделение добровольной и вынужденной социальной адаптации [6]. Другая классификация, обозначенная Н.А. Свиридовым, рассматривает позитивную и негативную (связана с результатом приспособления индивида или группы к социальным условиям) [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация определяется как процесс и результат установления «добровольных», «вынужденных», «позитивных», «негативных» и др. взаимоотношений между личностью (группой) и социальной средой, включающий как усвоение (отрицание) норм, ценностей социальной среды в процессе социализации, так и преобразование среды в соответствии с новыми условиями, целями деятельности.

В рамках изучаемого вопроса целесообразно рассматривать профессиональную адаптацию, которая обусловлена социальной адаптацией. Так, «профессиональная адаптация» в контексте понятия «адаптация» предполагает приспособление личности (группы) к условиям профессиональной среды. Данное понятие соизмеримо с человеческой жизнью. При этом человек в процессе профессионального пути может предпочесть один из трех возможных вариантов: во-первых, не принимать «профессиональные условия»;

во-вторых, пассивно подчиняться им; в-третьих, активно противодействовать им адаптивными мерами.

Рассмотрим социальную и профессиональную адаптацию молодых ученых, а именно выпускников аспирантуры, соискателей ученой степени, защитивших диссертационные исследования.

В рамках изучения вопросов, касающихся процесса воспроизводства научных и научнопедагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования, нами было проведено социологическое исследование: первый этап - опрос аспирантов и соискателей ученой степени Республики Адыгея (анкетирование, 2009 г., п = 200); второй этап - опрос молодых ученых республики (полуформализованное интервью, 2011 г., п = 20).

В данной работе приведем результаты исследования, касающиеся адаптационных аспектов. Согласно социологическому опросу, молодыми учеными - кандидатами наук, работающими в Республике Адыгея, выделяются барьеры, с которыми они сталкивались во время получения послевузовского профессионального образования, а также трудности, с которыми они продолжают сталкиваться в профессиональной среде под влиянием современных процессов.

Респондентами выделены следующие трудности - недостаток времени, ограниченный доступ к необходимой литературе, совмещение работы с обучением, финансовые затраты, материальные и технические трудности, нехватка информационного материала, статистических данных для исследования, недостаточные связи с вузами Северного Кавказа, несоответствие базового образования профилю специальности аспирантуры, стипендиальный вопрос, плохое финансирование командировок во время прохождения послевузовской подготовки и др.

На фоне положительных характеристик научно-исследовательской сферы, к которым молодые ученые отнесли творческий подход, научные коммуникации, интеллектуальный рост, апробацию научных трудов, возможность самовыражения, выезда за рубеж и т.д., отмечены отрицательные. К ним относятся: трудности в трудоустройстве по специальности, недостаточная оплата труда, несистематизированный контроль правительства РФ за ситуацией в научно-педагогической сферой, низкий престиж профессии, низкий уровень мотивации работников и др. То есть, выбирая научную и научно-педагогическую сферы деятельности, молодые ученые вынуждены приспосабливаться к реалиям окружающей действительности.

На вопрос о мерах по привлечению молодежи в сферу науки, которые будут в действительности способствовать адаптации творческой молодежи к социокультурной среде, высказывались предложения, касающиеся в основном «увеличения заработной платы», «наличия перспектив кадрового роста», «повышения престижа профессии в обществе».

Многие проблемы, с которыми сталкиваются многие выпускники аспирантуры после защиты диссертационного исследования, связаны с индивидуальными приоритетами (ценностными ориентациями, потребностями) и внешней обстановкой (экономическая, социальная, политическая ситуация в стране и в регионе). Иначе - на адаптацию влияют субъективные и объективные факторы.

Профессиональная адаптация молодых ученых в контексте профессионального самоопределения предполагает вхождение творческой молодежи в сферу трудовой деятельности. Результатом является самореализация личности, которая наполняется новым содержанием в современной России.

Преломление понятий «социальная адаптация» и «профессиональная адаптация» в плоскость системы воспроизводства научных и научно-педагогических кадров актуализирует проблему выявления социокультурных притязаний молодых ученых. Значимость этого вопроса особенно остро проявляется в рамках модернизационных и глобализационных вопросов.

Важно отметить, что в условиях модернизации и глобализации понятие «послевузовское профессиональное образование» как часть системы образования приобретает новые значения, новые функции. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования.

Социологический опрос в среде молодых ученых показал, что после защиты диссертационного исследования многие респонденты активно продолжают научно-исследовательскую деятельность, в частности, продолжают публиковать свои статьи в научных сборниках, журналах, продолжают принимать участие в научных конференциях, принимают участие в грантовой системе финансирования науки и в работе научных школ. Другие, напротив, предпочитают сферы профессиональной деятельности, не связанные с наукой и высшей школой. Таковыми являются молодые люди, работающие не по специальности.

Следует отметить, что современные процессы являются существенным фактором социального и профессионального развития молодых ученых. Они оказывают влияние на образование в целом, а также на послевузовское профессиональное образование, на научную и научно-исследовательскую деятельность, в частности. Так, проявлением модернизационных и глобализационных процессов является новая парадигма развития образования, представленная Болонским процессом, вовлекающим страны в единое мировое образовательное пространство.

Отметим, что модернизационные и глобализационные изменения в системе послевузовского образования, в науке и в высшей школе требуют адаптации соответствующих акторов. При этом следует выделить, что указанная проблема актуальна уже на этапе получения послевузовского профессионального образования.

Существенным условием адаптации молодых ученых является согласование потребностей с возможностями и реальностью социокультурной среды. Данное обстоятельство возможно, если будут решены проблемы, назревшие в соответствующих сегментах.

Согласно проведенному опросу, основные потребности молодых ученых базируются на материальных (оплата труда) и духовных (условия для самореализации) ценностях. Удовлетворение потребностей способствует адаптации молодых ученых, а возникновение препятствий на пути к удовлетворению потребностей влияет на процесс самопозиционирования в науке и в высшей школе. Существенное влияние оказывают мотивы, неверно сформулированные при поступлении в аспирантуру, а также другие факторы.

Подводя итог, несмотря на то, что в последнее время в России принимаются меры по поддержке молодых ученых, что, действительно, влияет на процесс адаптации творческой молодежи к проявлениям модернизации и глобализации, требуются их дополнение, а также систематизация. Такая работа должна носить не спорадический, а систематический характер.

Литература:

1. См.: Агаджанян Н.А. Адаптация биологическая // Глобалистика: энциклопедия / гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков; Центр научных и прикладных программ «ДИАЛОГ». М., 2003. С. 18.

2. Ромм М.В. К вопросу об экспликации понятия социальная адаптация личности // Материалы III Всерос. социол. конгресса. URL: http://www.isras.ru/abstract bank/1207278651.pdf.

3. Ковалева А.И. Адаптация социальная // Социология молодежи: энциклопед. словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М.: Академия, 2008. . 7-8.

4. Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

5. Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социс. 1995. №9.

6. Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи (дальневосточная ситуация) // Там же. 2002. №1.

References:

1. See: Aghajanian N. A. Biological adaptation / / Global Studies: Encyclopedia / Ch. Ed. I.I. Mazur, A.N. Chumakov. Center for Scientific and Applied Programs "Dialogue." -M., 2003. P. 18.

2. Romm M.V. On the explication of the concept of social adaptation of personality / / Proceedings of the III All-Russian Congress of Sociology. URL: http://www.isms. ru/abstract_bank/1207278651.pdf.

3. Kovaleva A. I. Social Adaptation / / Sociology of Youth. Encyclopedic Dictionary / Ed. J.A. Zubok, V. I. Chuprov. Mi. P. 7-8.

4. Parsons T. The functional theory of change / / American Sociological thought: texts / ed. V.I. Dobrenkova. M., 1994.

5. Shabanova M.A. Social adaptation in the context of freedom // Socis. 1995. № 9.

6. Sviridov N. A. Adaptation processes among young people (Far Eastern situation) // Socis. 2002. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.