Научная статья на тему 'Адаптация механизма развития наноиндустрии РФ к условиям неблагоприятной внешней среды'

Адаптация механизма развития наноиндустрии РФ к условиям неблагоприятной внешней среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наноиндустрия / экономический механизм развития наноиндустрии / санкционные условия / nanoindustry / economic mechanism of nanoindustry development / sanctions conditions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хоружая Елена Юрьевна, Джикия Анастасия Андреевна

В данной статье проводится диагностика блоков и определения корректирующих мер экономического механизма стратегического развития наноиндустрии в РФ в условиях неблагоприятной внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хоружая Елена Юрьевна, Джикия Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF THE DEVELOPMENT MECHANISM OF NANOINDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION TO THE CONDITIONS OF ADVERSE EXTERNAL ENVIRONMENT

In this article, the diagnosis of blocks and the determination of corrective measures of the economic mechanism of the strategic development of nanoindustry in the Russian Federation in an unfavorable external environment

Текст научной работы на тему «Адаптация механизма развития наноиндустрии РФ к условиям неблагоприятной внешней среды»

эффективности управления им. Они позволяют получить данные о долговых обязательствах государства и принять правильные решения по управлению ими.

Список литературы

1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://audit.gov.ru/activities/audit-of-the-federal-budget/31622/ (Дата обращения: 06.10.2018).

2. Абышева А.В. Государственный долг России: оценка современного состояния // Интернет-журнал Науковедение. 2016. №5 (36). С. 1-6.

3. Балынин И.В. Комплексный анализ долговой политики в рамках рейтинговой оценки субъектов Российской Федерации по уровню риска несбалансированности региональных бюджетов // Экономика и предпринимательство. 2014. №5-1 (46). С. 217222.

4. Ермакова Е.А. Методические подходы к оценке эффективности долговой политики субъекта РФ // Финансы и кредит. 2014. №28 (604). С. 32-39.

5. Кирюшкина А.Н. Пути совершенствования практики управления долгом в разрезе обеспечения долговой устойчивости регионов // КНЖ. 2016. №4 (17). С. 119-123.

6. Полтева Т.В., Кирюшкина А.Н. К вопросу о методах оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации // КНЖ. 2016. №4 (17). С. 168-171.

7. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации по долгосрочному бюджетному планированию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=94598 (Дата обращения: 06.10.2018).

Kharitonenko Lidia Bogdanovna, student (e-mail: lidia.fef@yandex.ru)

Supervisor - Pavlova Irina Vladimirovna, doctor of Economics, Professor (e-mail: pr.pavlova@mail.ru)

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia GOVERNMENT DEBT: ANALYSIS AND EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT

Abstract. This article analyzes the public debt of the Russian Federation, its volume and structure. Methods for assessing public debt management are considered in this article. Methods of assessment of debt sustainability of the Russian Federation and subjects of the Russian Federation are also given there.

Keywords: public debt, public debt management, debt sustainability, public debt assessment, management efficiency.

УДК: 338(470+571):620.3 АДАПТАЦИЯ МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ НАНОИНДУСТРИИ РФ К УСЛОВИЯМ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ11 Хоружая Елена Юрьевна, ассистент elena.horuzhaya@mail.ru Волгоградский государственный университет

11 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Государственная политика РФ в сфере наноиндустрии в условиях неблагоприятной внешней среды» № 16-02-00591-ОГН.

Джикия Анастасия Андреевна, к.э.н., начальник управления науки, инноваций и подготовки научных кадров acja_o@mail.ru Волгоградский государственный университет

В данной статье проводится диагностика блоков и определения корректирующих мер экономического механизма стратегического развития наноиндустрии в РФ в условиях неблагоприятной внешней среды.

Ключевые слова: наноиндустрия, экономический механизм развития наноиндустрии, санкционные условия.

Нанотехнологии являются фундаментом научно-технической революции в ХХ1 веке, одним из наиболее перспективных и востребованных направлений науки, технологий и промышленности в индустриально развитых странах.

По абсолютным показателям развития науки, технологий, степени промышленного освоения и коммерциализации разработок наноиндустрии Россия значительно отстает от мировых нанотехнологических лидеров -США, Японии, стран Европейского Союза, доля страны на рынке международных нанотехнологических патентов в 2016 г. составляла 0,3%.

Главными проблемами, препятствующими эффективному использованию и развитию потенциала нанотехнологий в Российской Федерации, являются [5]:

• критическое отставание от мирового уровня базовых компонентов инфраструктуры наноиндустрии: приборно-инструментальной базы; кадровой базы; технологической базы; информационно-коммуникационной базы; организационно-правовой и управленческой базы;

• отсутствие должной интеграции работ в этой области нанотехноло-гий;

• низкая восприимчивость промышленности к разработкам в области нанотехнологий в условиях перехода экономики на инновационный путь развития является сдерживающим фактором. В результате потребность отечественного рынка в нанотехнологической продукции во многих социально значимых сферах значительно превышает объемы ее реального производства, но также существует и проблема недостаточного спроса, таким образом, можно говорить об ассиметрии данного показателя.

Формирование современной инфраструктуры нанотехнологий должно осуществляться таким образом, чтобы в результате была обеспечена координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, исключено неоправданное дублирование и достигнут синергетический эффект от обмена результатами их трансфера.

Из этого требования вытекает, что инфраструктурная база наноиндустрии должна создаваться в сетевом формате, т.е. не для отдельных предприятий и организаций, а в виде инфраструктурной подсистемы национальной

нанотехнологической сети как совокупности организаций различных организационно-правовых форм, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования, осуществляющих разработки и коммерциализацию технологий, ведущих подготовку кадров в области нанотехнологий, деятельность которых в этой сфере координируется федеральными органами исполнительной власти на межотраслевом уровне.

Развитие наноиндустрии также тормозится отсутствием отлаженных механизмов продвижения продукции наноиндустрии на внутреннем и международном рынках. В современных условиях в стране нет постоянно действующих масштабных нанотехнологических форумов и конференций мирового уровня, большинство российских специализированных конференций и выставок имеет локальный характер, мала доля российского представительства на крупных зарубежных профильных мероприятиях.

Другим серьезным негативным фактором развития российской наноин-дустрии стало введение под политическим предлогом экономических санкций против РФ лидерами нового технологического и хозяйственного уклада (США, ЕС, Япония и др.). Эти страны изменили свои стратегические ориентиры и приоритеты, перешли от коллаборации к оппортунизму в совместном формировании основ глобальной наноиндустрии, заменили механизмы паритетного партнерства на механизмы торможения бывших партнеров и нынешних конкурентов. С этим возросли риски не только для корпораций и компаний РФ, но и для их партнеров по инвестициям.

В этих условиях требуется коррекция сложившегося экономического механизма развития национальной наноиндустрии, изменение методов и инструментов его реализации с учетом влияния неблагоприятной глобальной среды.

Механизм наноиндустриального развития России в условиях действия санкций представляет собой целенаправленное осуществление и регулирование процесса развития наноиндустрии РФ на основе взаимодействия её субъектов с субъектами разных уровней строения глобальной экономической системы с использованием соответствующих методов, инструментами, источниками ресурсов и каналами коммуникаций, факторами и капиталами. [1]

Целью функционирования данного механизма является разрешение возникающих противоречий, с которыми сталкиваются субъекты наноиндуст-рии РФ в своей хозяйственной деятельности в области производства, рыночного продвижения нанотехнологий, нанотоваров и наноуслуг и их производственного потребления.

В современных условиях требуется следующая коррекция блоков механизма стратегического развития наноиндустрии в РФ:

1) Необходима диагностика субъектов механизма развития наноиндустрии РФ. Одной из основных задач в сфере нанотехнологий является рост негосударственного сектора: развитие бизнес-инкубаторов, технологиче-

ских парков и интеллектуальных центров, лизинговых и коммерческих структур.

В целях стимулирования инновационной деятельности повышается роль бизнес-инкубаторов в части поддержки финансирования проектов. Многие бизнес-инкубаторы обеспечивают начинающим предпринимателям доступ к получению инвестиционного капитала в таких объемах, в которых они могут нуждаться, не будучи абсолютно кредитоспособными. Полезным в этом случае является американский опыт. Так, например, в американских бизнес-инкубаторах 76% организаций готовы оказать помощь в получении федеральных грантов, 74% - в подготовке финансовых предложений, 60% - в получении роялти финансирования. [8]

В настоящее время существует 72 инкубационные программы, действующие в 42 регионах России, причем подавляющее большинство программ сосредоточено в Приволжском и Центральном федеральных округах, при этом многие программы действуют в таких инновационных центрах страны, как Москва, Санкт-Петербург, Казань и Самара. [6]

Российские программы функционируют с такими источниками дохода, как получение спонсорской поддержки от крупных компаний и сбор оплаты за пользование услугами, снижая при этом свою зависимость от субсидий со стороны правительства. Вместе с тем, средний бюджет инкубаторов в мире почти в два раза превышает средний бюджет по российским программам. Многие российские программы подстраивают свои предложения под технологические стартапы. Однако, каждая из 72 российских программ за последние 5 лет помогла создать в среднем 309 рабочих мест в стартапах, тогда как в европейских инкубаторах этот показатель составляет 342 рабочих места, а среднемировой показатель - 493. [7]

Другое

Доходы от мероприятий Плата за услуги Государственные субсидии Доходы от акций компаний

0 10 20 30 40 50 60 70 долл.

Рисунок 1. Источники финансирования инкубаторов и акселераторов

Источник: [4]

Таким образом, в субъектах Российской Федерации существует потребность в бизнес-инкубаторах с разнообразным функциональным назначением и набором услуг с ориентацией на запуск и поддержку компаний ранней стадии развития и промышленно-технологической направленностью. Также в результате введения санкций против России, компаниям наноин-

Мир

Европа

Россия

дустрии РФ необходимо переориентироваться на новых субъектов в сфере наноиндустрии, в том числе поставщиков оборудования и материалов.

2) В современных неблагоприятных условиях необходима коррекция такого блока механизма стратегического развития наноиндустрии, как методы и соответствующие инструменты их реализации.

А. Актуализируется задача совершенствования инвестиционного метода. Одновременно требуется разработка инструментов для стимулирования экспорта нанотехнологий; для поддержки средних и крупных компаний-лидеров в сфере наноиндустрии. Существенным недостатком является недостаточное развитие в РФ банковского, венчурного и страхового инструментария финансирования развития наноиндустрии.[2]

В настоящее время очевидно недостаточное эффективное развитие венчурного финансирования. Более 50% совокупного объема венчурных инвестиций в мире приходится сегодня на долю традиционных лидеров -США, Канаду, Ирландию и Республику Корея, а также на относительных новичков - Чехию, Израиль и Польшу. Общий спад деловой активности, неопределенность относительно прогнозов ключевых макроэкономических показателей и обесценение рубля оказывали существенное давление на российский венчурный рынок. Суммарный объем капитала в венчурной системе сократился в 2016 г. на 81% по сравнению с 2015 г. (2,19 млрд. долл.) и составил 0,41 млрд. долл.[6]

Рынок венчурных сделок, являющийся основой венчурной системы, в 2016 г. сократился на 29% относительно показателя 2015 г. (232,6 млн. долл.) и составил 165,2 млн. долл. Количество сделок в 2016 г. составило 184, в 2015 г. было заключено 180 сделок.

Относительная стабильность по количеству венчурных сделок позволяет сделать вывод об активности венчурных инвесторов на российском рынке.

Средний размер сделки в 2016 г. снизился по сравнению с 2015 г. (1,5 млн. долл.) на 27% и составил 1,1 млн. долл. Наибольшее сокращение среднего размера сделки наблюдалось на стадии расширения (на 47% с 5,26 млн. в 2015 г. долл. до 2,81 млн. долл. в 2016 г.) и на стадии стартапа (на 23% с 0,73 млн. долл. в 2015 г. до 0,56 млн. долл. в 2016 г.). [4]

В 2016 году сохранился высокий интерес инвесторов к российским проектам на более поздних стадиях развития.

200 | 150 I 100

147,2

64,5 60,4

2015

50

13,8 8,4

2016

0

Расширение Ранняя стадия

Стадии развития компании

Стартап

Рисунок 2. Распределение венчурных инвестиций по стадиям развития

российских компаний, млн. долл.

Источник: составлено по: [4]

Российские инвесторы продолжают инвестировать в зарубежные венчурные активы. Однако, в 2016 г. объем сделок российских инвесторов с зарубежными активами снизился по сравнению с 2015 г. на 59% (с 277 до 114 млн. долл.). [3]

В целом, размер и объем российской венчурной индустрии остается незначительным и, во многом, определяется объемом крупных сделок, носящих единоразовый характер.

Таким образом, венчурное финансирование может стать одним из главных инструментов интеграции наноиндустрии РФ в международный рынок высоких технологий и надежного обеспечения конкурентоспособности наукоемкой продукции.

B. В современных условиях требуется корректировка институционального метода, который реализуется с помощью таких инструментов, как: законы, постановления, устав, инструкции, положения, нормы, требования, заключения, соглашения, контракты.

Так, целесообразно выделить общие институциональные меры:

• разработка перечня нормативно-правовых документов, которые направлены на защиту инвесторов, действующих в сфере наноиндустрии;

• совершенствование системы гарантий для потенциальных инвесторов в производственно-инновационной сфере;

• разработка и введение механизма экономико-правового взаимодействия инновационных центров и инновационных фондов в целях продвижения нанопродукции на отечественном рынке;

• должны быть выявлены и устранены существующие диспропорции в развитии институтов наноиндустрии, приводящие к таким последствиям, как усиление коррупционных явлений, развитие непродуктивных институциональных форм.

C. Необходимо обеспечить расширение инструментов реализации контрольно-оценочного метода. Функционирование субъектов наноиндустрии РФ в нанотехнологическом процессе следует проводить в соответствии с приведенной системой индикаторов:

- число поданных за год в АО «РОСНАНО» заявок на софинансирование нанопроектов и одобренных к финансированию;

- число частных инвесторов, осуществляющих долевое финансирование;

- участие в федеральных-целевых программах по приоритетным направлениям, предусматривающим поддержку нанотехнологий (количество и доля поддержанных заявок; сумма финансирования исследований из этого источника);

- объемы финансирования исследовательских, образовательных и инфраструктурных проектов в сфере нанотехнологий, выделяемые ежегодно из федерального и регионального бюджетов;

- объем произведенной с использованием нанотехнологий продукции, доля занимаемого рынка, наличие перспектив выхода на межрегиональные и международные рынки;

- уровень сотрудничества России с зарубежными организациями в сфере нанотехнологий (количество международных и межрегиональных научно-практических конференций, научно-образовательных и выставочных мероприятий, в которых принимают участие исследователи региона.[3]

Индикаторы на этапе развития наноиндустрии характеризуются двумя значениями, соответствующими состоянию измеряемых показателей в начальный момент времени 10 и в момент времени, соответствующий сроку 11, 12, 13 ...1п . На каждом этапе развития наноиндустрии необходимо соотносить достигнутый уровень измеряемых показателей с запланированным с целью внесения соответствующих корректировок или дополнений.

На всех уровнях управления наноиндустрией следует создавать инфраструктуру, нормативные показатели деятельности интегрированных систем и конкретных исполнителей для построения действующей системы контроля. В формах отчетности необходимо отразить:

фактически достигнутые значения контролируемых показателей с целью дальнейшего сопоставления в динамике;

уровень отклонения фактически достигнутого значения контролируемого показателя от запланированного значения;

факторную, по возможности количественную, оценку величины отклонения;

определения причин отклонений по целевым показателям.

На заключительном этапе контрольно-оценочного метода следует сформировать действующие алгоритмы корректировки деятельности в целях ликвидации отклонений.

Таким образом, проведение диагностики блоков существующего экономического механизма стратегического развития наноиндустрии в РФ в современных условиях, позволило сделать вывод о необходимости принятия корректирующих мер в следующих блоках:

1.Субъекты наноиндустрии РФ.

Необходимо развивать негосударственный сектор (бизнес-инкубаторов, технологических парков и интеллектуальных центров, лизинговых и коммерческих структур). Также в результате введения санкций против России, компаниям наноиндустрии РФ необходимо переориентироваться на новых субъектов в сфере наноиндустрии, в том числе поставщиков оборудования и материалов.

2. Методы и сопутствующие им инструменты:

инвестиционный метод. Требуется разработка инструментов для стимулирования экспорта нанотехнологий; для поддержки средних и крупных компаний-лидеров в сфере наноиндустрии. Существенным недостатком является недостаточное развитие в РФ банковского, венчурного и страхового инструментария финансирования развития наноиндустрии;

в условиях действия экономических санкций особую значимость приобретает институциональный метод, в рамках которого необходимо: разработать перечень нормативно-правовых документов, которые направлены на защиту инвесторов, действующих в сфере наноиндустрии; разработать и внедрить механизм экономико-правового взаимодействия инновационных центров и инновационных фондов в целях продвижения нанопродукции на отечественном рынке;

необходимо обеспечить расширение инструментов реализации контрольно-оценочного метода. Индикаторы на этапе развития наноиндустрии характеризуются двумя значениями, соответствующими состоянию измеряемых показателей в начальный момент времени t0 и в момент времени, соответствующий сроку t1, t2, t3 ...tn. На каждом этапе развития наноин-дустрии необходимо соотносить фактический уровень с запланированным с целью внесения соответствующих корректировок или дополнений. Список литературы

1. Автономова О.А. Механизм развития наноиндустрии РФ под воздействием глобализации: методы и инструменты // Вестник. Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. 2015. № 1 (30). С. 60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. В России не хватает механизмов небанковского финансирования инноваций. [Электронный ресурс]. URL: http://www.finmarket.ru/news/4449923 (дата обраще-ния:15.04.2018).

3. Национальный доклад об инновациях в России 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rvc.ru/analytics/ https://www.rvc.ru/upload/iblock/ b6d/RVK_innovation_

2016_ v.pdf (дата обращения: 15.04.2018).

4. Оценка эффективности российских бизнес-инкубаторов и акселераторов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rvc.ru/upload/lblock/4b1/UBI_Global-Russia Im-pact_Assessment_University-Linked_Business_Incubators_Accelerators_RU.pdf

5. Состояние и перспективы развития наноиндустрии в Российской Федерации // Концепция формирования национальной нанотехнологической сети Российской Федерации до 2020 г. С.3.

6. Шестой ежегодный обзор венчурной индустрии России «MoneyTreeTM [Электронный ресурс] // Навигатор венчурного рынка» за 2016 год. URL:

https://www.rvc.ru/ upload/iblock/905/money-tree-rus-2016.pdf (дата

обращения:14.04.2018).

7. Community Research & Development Information Service (CORDIS). Innovation policy: Studies. [Electronic Resource]. URL:cordis.europa.eu (дата обраще-

ния:02.04.2018).

8. Research and innovation (European Commission). [Electronic Resource]. URL:https://ec.europa.eu/info/research-and-innovation_en (дата

обращения:02.04.2018).

Khoruzhaya E. Y., assistant

Volgograd State University elena.horuzhaya@mail.ru

Dzhikiya A.A., Candidate of Economic Sciences, Head of Department of Science, Innovation

and Academic Staff Training

acja_o@mail.ru

ADAPTATION OF THE DEVELOPMENT MECHANISM OF NANOINDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION TO THE CONDITIONS OF ADVERSE EXTERNAL ENVIRONMENT.

Abstract: In this article, the diagnosis of blocks and the determination of corrective measures of the economic mechanism of the strategic development of nanoindustry in the Russian Federation in an unfavorable external environment.

Keywords: nanoindustry, economic mechanism of nanoindustry development, sanctions conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.