Научная статья на тему 'Адаптация личности в социально-психологической структуре малой группы'

Адаптация личности в социально-психологической структуре малой группы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2094
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ГРУППЫ / МАЛЫЕ ГРУППЫ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПОДГРУППЫ / ADAPTATION / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF GROUP / SMALL GROUPS AND INFORMAL SUBGROUPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коваль Елена Сергеевна

Рассматривается вопрос социально-психологической адаптации личности в малой группе, основные понятия, подходы и методы исследования. Представлена перспектива исследования социально-психологической адаптации учащихся в группе на начальном этапе ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of personality in the social and psychological structure of the small group

The question of social-psychological adaptation of the person in small group, the basic concepts, approaches and research methods are considered. The prospect of the research of pupils' social-psychological adaptation in the group at the initial stage of its formation is presented.

Текст научной работы на тему «Адаптация личности в социально-психологической структуре малой группы»

адаптация личности в социально-психологической структуре малой группы

Коваль Е.С.

Рассматривается вопрос социально-психологической адаптации личности в малой группе, основные понятия, подходы и методы исследования. Представлена перспектива исследования социально-психологической адаптации учащихся в группе на начальном этапе ее формирования.

Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, социально-психологическая структура группы, малые группы и неформальные подгруппы.

Проблема адаптации человека во многих областях научного знания относится к числу фундаментальных. Все большее внимание специалистов различного профиля привлекает проблематика, связанная с адаптационными ресурсами человека как субъекта деятельности, общения и познания в целом. Это понятие активно используется в биологии, физиологии, медицине, в рамках которых достаточно давно предпринимались попытки изучения процессов взаимодействия организма и окружающей среды, что также позволило расширить область знания до гуманитарных и социальных наук, обогатив тем самым их новыми идеями, содержанием и значениями. Философы, психологи, социологи и педагоги не прекращают попыток осмысления феномена психологической адаптации личности в контексте постоянных изменений современного мирового и российского общества.

Само определение понятия «адаптация» представляет собой сложную философско-методологическую проблему. В общем виде (со времен Ламарка) - в естественных науках под адаптацией понималась вся «...совокупность реакций живой системы, поддерживающих ее целостность и функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды» [1, 6]. И соответственно, человек, являясь продуктом эволюции живой материи, имеет свою специфическую социальную среду обитания, соответствующую его биосоциальной природе, а значит вполне логично говорить о закономерностях адаптации человека к этой среде. Также очевидно, что наиболее сложные и разнородные аспекты явления адаптации проявляются именно в многогранной человеческой деятельности, в которой можно выделить психофизиологические, поведенческие, когнитивные и субъектно-личностные компоненты адаптационного процесса. Обратив свое

пристальное внимание на то, как понимают в психологии термин адаптация, мы сталкиваемся с обилием разных точек зрения: как в зарубежной психологии (в работах Г. Айзенка, З. Фрейда, Г. Гартмана, А. Филипса, Т. Шибутани и др.), так и в отечественной психологии - Е.Л. Белинской, Б.Д. Парыгина, Г.М. Андреевой, А.А. Реана, Г.А. Балла, В.М. Ромма и др.).

Особенности социально-психологического изучения адаптации заключаются в том, что, во-первых, отношения индивида и общества рассматриваются как опосредованные малыми группами, членом которых является индивид, во-вторых, малая группа сама становится одной из сторон, участвующих в адаптационном процессе, образуя новую социальную среду, к которой приспосабливается человек [8].

Существуют разные определения социально-психологической адаптации индивида в микросреде. Более обобщающим и подходящим, на наш взгляд, является определение, согласно которому социально-психологическая адаптация - это процесс и результат взаимной активности индивида и малой группы/неформальной подгруппы, связанный с усвоением им цели и задач, норм и ценностей группы/подгруппы, с определением своего места в системе отношений в соответствии с взаимными интересами и возможностями [7].

Также, принято выделять три основных подхода к изучению социально-психологической адаптации: адаптация как функция характеристик и активности индивида, адаптация как функция характеристик и активности группы, адаптация как функция взаимной активности индивида и группы [7, 8].

В первом подходе личность рассматривается как активное начало, внимание фокусируется на тех или иных индивидных и личностных качествах человека [5, 7, 8].

Второй подход заметно меньше, чем первый, представлен в теоретических и эмпирических исследованиях [2, 7]. Внимание обращается на те особенности группы, которые сильнее всего обуславливают успешность/неуспешность адаптации в ней индивида.

Третий подход является более всесторонним, по сравнению с двумя предыдущими, но в тоже время более сложным в плане теоретико-экспериментального и прикладного исследования. Например, представители интеракционизма рассматривают адаптацию как функцию взаимной активности личности и группы [4].

К данному подходу можно также отнести модель развития личности в новой микросреде (малой группе), разработанную в рамках концепции пер-сонализации личности [7]. Как уже упоминалось, во всех существующих исследованиях социально-психологическая адаптация рассматривается с точки зрения того приспосабливается индивид к требованиям среды (группы) или приспосабливает требования под себя. Однако в анализ процесса адаптации не включается социально-психологическая структура, то есть неформальные подгруппы и «самостоятельные» члены, отношения между ними. Адаптация индивида рассматривается через связи либо в паре: индивид-индивид, либо с позиции группы в целом: индивид-группа. Поэтому из поля внимания выпадают иные важные связи: индивид-подгруппа, индивид-подгруппа-подгруппа, индивид-подгруппа-группа [7], как в классическом варианте социометрического подхода. Так, в основе социометрической структуры группы лежат лишь эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности.

В нашем исследовании будет применен разработанный А.В. Сидоренковым подход к изучению социально-психологической адаптации индивида в малой группе, суть которого заключается в анализе адаптации в контексте именно социально-психологической структуры группы. Неформальная подгруппа - это, в свою очередь, совокупность членов группы, объединенных на основании одного или нескольких психологических более общих и значимых для них признаков на данный момент времени по сравнению с другими членами группы. Неформальная подгруппа представляет собой коллективный субъект, который выполняет определенные социально-психологические функции для своих членов и группы в целом [8]. То есть, неформальные подгруппы и не включенные в них члены, являясь основой социально-психологической структуры группы, обладают общими характеристиками и находятся в определенных отношениях друг к другу и к группе. Здесь следует принимать во внимание потребностно-

мотивационный, социально-перцептивный и поведенческий аспекты внутренней и внешней их активности. К примеру, сплоченность группы основывается на отношениях между подгруппами по тем или иным основаниям (предметно-деятельностному или социально-психологическому), а не только на отношениях между индивидами, индивидами и группой в целом.

Проведенные ранее исследования, позволяют также говорить, что индивид адаптируется не в малой группе в целом, а в неформальной подгруппе наиболее «открытой» для него. Открытость подгруппы, в общем, как и группы в целом, связывается с ее адаптирующим потенциалом [7]. В результате процесс адаптации в группе содержит в себе процесс адаптации в одной из подгрупп. Причем иногда индивид включается в малую группу, но не включается ни в одну из подгрупп. Однако такой индивид не является неадаптированным, как показывают исследования, уровень его адаптации приближается к показателю адаптированности по малой группе в целом. Тогда как у членов отдельных подгрупп этот показатель может существенно отличаться от среднегруппового.

Стоит отметить, что иногда человек, не являющийся членом ни одной из подгрупп, не является объективно и не воспринимает себя субъективно полностью адаптированным. Более того, такие члены склонны к миграциям внутри малой группы в поисках «своей» подгруппы, но и здесь есть исключения. Это так называемые «тасующиеся» индивиды, их цель быть сопричастными с несколькими подгруппами [7].

В связи с существующей проблемой разобщенности членов учебных групп, находящихся на начальном этапе их формирования, нам представляется актуальным изучение социально-психологической адаптации с позиции именно микрогрупповой концепции.

Целью нашего исследования является изучение социально-психологической адаптации учащихся в (учебной) группе и неформальных подгруппах.

Объектом исследования, соответственно, являются группы учащихся высшей и средней школы, на начальном этапе их формирования. Говоря об адаптации студентов к условиям образования в вузе естественно считать, что наиболее интенсивно процесс адаптации происходит у первокурсников. Опыт показывает, что первый, а для ряда студентов и второй курсы обучения, оказываются критическими годами, в течение которых они переживают сложные и многообразные ситуации своей студенческой жизни. Именно в это время студенты взрослеют, у них формируется самосознание, продолжает развиваться система отношений с миром и с самими собой, формируются базовые учебные установки. Все это,

в существенной мере, определяет в дальнейшем успешность обучения студентов, эффективность обучения, возможности личностной самореализации в студенческой среде.

Это позволяет сформулировать ряд положений:

- в процессе вхождения новичка в группу он фактически включается в одну из неформальных подгрупп, которая наиболее открыта для него, или же не включается ни в одну из подгрупп; общий процесс адаптации новичка в группе - это, в значительной мере, процесс его включения или не включения в какую-то подгруппу;

- члены подгрупп имеют более высокий уровень адаптации внутри своих подгрупп, чем по группе в целом; «самостоятельные» члены характеризуются более высоким уровнем адаптации к подгруппе, на которую ориентируются, чем по группе в целом;

- адаптация полноправных членов в группе опосредована адаптацией в неформальной подгруппе (у членов подгрупп) или адаптацией к какой-то подгруппе (у «самостоятельных» членов), т.е. адаптация полноправных членов в группе осуществляться посредством их включения в ту или иную подгруппу;

- уровень адаптации индивида в группе в большей степени зависит от того, насколько «открыта» для него группа-подгруппа, чем от личностных характеристик.

Разработанный подход позволяет качественно расширить аналитические перспективы и получить более адекватное представление о заявленной проблематике.

Что же касается области психодиагностики социально-психологической адаптации личности, традиционно исходят с позиции группы в целом, что приводит к получению обобщенных, усредненных результатов. Включение же социально-психологи-еской структуры в процедуру диагностики позволит ставить более дифференцированный и точный диагноз адаптации индивида в зависимости от его места в этой структуре. Социометрический тест, широко распространенный за рубежом и в нашей стране, сам по себе часто не позволяет с высокой степенью надежности выделять в малой группе неформальные подгруппы и не включенных в них членов. Чем более многочисленна группа и более сложными становятся отношения внутри нее, тем менее пригодной оказывается обычная социометрическая процедура для решения данной задачи.

Поэтому выделение в исследовании неформальных подгрупп возможно в том случае, если будет использована формализованная и достаточно простая процедура. Такая процедура, которая позволяет выделять подгруппы в группе, заранее не задавая

возможного числа таких подгрупп и количества членов, включенных в такие неформальные подгруппы, а также таких членов, которые не включены ни в одну из подгрупп.

Создание формализованного метода выделения подгрупп предполагает решение двух основных вопросов: по каким критериям определяется принадлежность данного индивида к подгруппе; с помощью какого алгоритма можно выделить подгруппы, если заранее не известны ни их количество в группе, ни их состав [3].

Принадлежность индивида к подгруппе определяют на основании самых разнообразных - как непсихологических (например, возраст, профессия, квалификация, продуктивность деятельности), так и психологических (например, сходство установок, ценностей, темпераментных свойств) критериев. При выделении микрогрупп по этим критериям обычно не требуется использование специальных математических процедур.

Когда же принадлежность индивида к подгруппе определяется на основании анализа межличностных выборов, отражающих отношения, складывающиеся между членами группы, то эта задача становится значительно более сложной. Такое разделение на подгруппы является структурной характеристикой группы и не столь очевидно, хотя может быть раскрыто посредством применения специального математического аппарата. При этом возможны три различных варианта определения принадлежности человека к подгруппе:

а) на основании его собственного мнения (или, например, произведенных им межличностных выборов);

б) на основании мнения членов подгруппы (их выборов);

в) в результате совпадения собственного мнения человека и мнений членов подгруппы (взаимных выборов).

А.С. Горбатенко [2] отдает предпочтение второму варианту, т.е. мнению членов подгруппы. Он обосновывает это тем, что такой вариант в большей степени соответствует психологической традиции, предполагающей важную, детерминирующую роль группы по отношению к личности.

Для выделения неформальных подгрупп в малых группах А.С. Горбатенко разработал и апробировал метод, общая суть которого состоит в применении математической процедуры «распознавания образа» - кластерного анализа [3]. Её отличительной особенностью является возможность «без учителя» (т.е. не задавая заранее предполагаемое количество подгрупп или количество членов, включенных в подгруппы) выделить объективно имеющиеся в группе подгруппы и их состав.

Для исследования адаптации личности в контексте групповой структуры разработана «Методика изучения социально-психологической адаптации индивида в группе и подгруппе».

Данная методика также основывается на микрогрупповой теории А.В. Сидоренкова и позволяет измерить уровень адаптации, как в целом по группе, так и в неформальной подгруппе. Эта особенность методики позволяет сделать более полный анализ адаптации личности, поскольку адаптация к группе в целом не отражает реального уровня адаптированности. Индивид может быть включен в одну из неформальных подгрупп, может быть не включен, и это в значительной степени отражается на уровне его адаптации. Адаптация напрямую влияет на уровень самочувствия индивида, его работоспособности, эффективность и продуктивность его деятельности. Поэтому предложенная методика поможет наиболее полно и глубоко диагностировать те особенности в адаптации индивида, которые зависят от его включенности в неформальную подгруппу, а значит проводить коррекцию уровня адаптации на более высоком уровне.

Стимульный материал методики имеет единую форму для учебных, производственных, спортивных групп и содержит 14 пунктов в виде утверждений. Оценка выраженности признака, отображенного в пункте, осуществляется на основе 7-ми балльной шкалы Ликерта.

Методика состоит из двух частей: «Среди тех, с кем поддерживаю тесные отношения» и «По группе в целом». Первая часть предназначена для изучения адаптации индивида к подгруппе, а вторая - к группе в целом.

Так же, как было сказано ранее, для получения более точных и обоснованных результатов, нами планируется изучение взаимосвязи уровня адаптации с личностными особенностями индивида и степенью открытости группы/подгруппы. Необходимо изучить какие именно личностные качества (например, общительность/замкнутость; самоуверенность/неуверенность; ответственность/безответственность и пр.) влияют на успешную адаптацию в группе/подгруппы, и как меняется уровень адаптированности, исходя из степени «открытости» и принадлежности к подгруппе или группы в целом. Методический инструментарий находится в стадии разработки.

Итак, адаптация это сложное и многогранное явление. Понятие «социально-психологическая адап-

тация», заявленная нами в будущем диссертационном исследовании, является более узким понятием, чем «адаптация» вообще, и подразумевает приспособленность человека к существованию в обществе, в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями, мотивами, интересами. Критерии адаптации мы будем рассматривать в двух аспектах: а) объективные (внешние) - продуктивность деятельности, успеваемость, соответствие поведения социальным нормам и т.п. и б) субъективные (внутренние) - субъективная удовлетворенность своим положением, отсутствие психоэмоционального напряжения, тревоги и т.д. Соответственно адаптация представляет собой многокомпонентное образование с содержательно-структурной и предметно-аппликативной точек зрения.

литература

1. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Психологический журнал. - 1989. - № 1.

2. Горбатенко А.С. Социально-психологические детерминанты включения нового индивида в группу // Вопросы психологии. - 1982. - № 3. -С. 99-104.

3. Горбатенко А.С., Горбатенко Т.М. Структура межличностных отношений в старших классах: методика и результаты исследования. - Ростов н/Д: РГПУ, 1996.

4. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ереван: Изд -во АН Армянской ССР, 1988. -С. 10-12.

5. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 479 с.

6. Ромм М.В. Философия и психология адаптивных процессов: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: «МОДЭК», 2006. - 296 с.

7. Сидоренков А.В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. -Ростов н/Д: АПСН СКНЦ ВШ, 2003. - 436 с.

8. Сидоренков А.В. Микрогрупповая концепция // Российский психологический журнал. - 2006. -№ 1. - С. 21-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.