Научная статья на тему 'Адаптация и интеграция трудовых мигрантов в контексте концепции государственной миграционной политики'

Адаптация и интеграция трудовых мигрантов в контексте концепции государственной миграционной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1067
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / MIGRATION POLICY / ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ / MIGRANT WORKERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карелина Екатерина Анатольевна

Доказывается, что Российская Федерация, как и многие другие страны, уделяет пристальное внимание и занимается вопросами интеграции и адаптации мигрантов. Отражена работа и роль Федеральной миграционной службы в этом направлении, осуществляющей функции по выработке и реализации государственной политики в сфере миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation and integration of migrant workers in the context of the concept of the state migration policy

It is proved that the Russian Federation, as well as many other countries, paying close attention and deals with issues of integration and adaptation of migrants. Reflected the work and role of the Federal Migration Service in this direction, responsible for drafting and implementing the state policy in the field of migration.

Текст научной работы на тему «Адаптация и интеграция трудовых мигрантов в контексте концепции государственной миграционной политики»

Особенности современного образовательного процесса // Высшее образование в России. 2011. № 8-9. С. 68-73.

References

1. Andreev A.A. Pedagogy in the information society, or e-pedagogy // Higher education in Russia. 2011. № 11. pp. 113-117.

2. Galustjan O.V Technology e-lerning in the educational process // Informatization of education. 2013. № 5. pp. 126-133.

3. Ibragimov G.I. Methodological and applied problems of didactics vocational school // Pedagogy. 2014. № 8. pp. 3-13.

4. Kirilov G.I. Questions modeling information environment of vocational education // Kazan pedagogical journal. 2008. № 8. pp. 114--119.

5. Sazonov Z.S., Matveeva E.V. Informational and educational space of the new pedagogy // Higher education in Russia. 2011. № 2. pp. 103-108.

6. Starodubtsev V.A., Shepel O.M., Kiselev A.A. Features modern educational process // Higher education in Russia. 2011. № 8-9, pp. 68-73.

УДК 316.722 ББК 60.523

АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

ЕКАТЕРИНА АНАТОЛЬЕВНА КАРЕЛИНА,

инспектор отдела анализа и планирования Организационно-аналитического управления ФМС России

E-mail: [email protected] Научная специальность 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы Научный руководитель и рецензент: доктор социологических наук,

профессор Т.Н. Юдина

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Доказывается, что Российская Федерация, как и многие другие страны, уделяет пристальное внимание и занимается вопросами интеграции и адаптации мигрантов. Отражена работа и роль Федеральной миграционной службы в этом направлении, осуществляющей функции по выработке и реализации государственной политики в сфере миграции.

Ключевые слова: интеграция, адаптация, миграция, миграционная политика, трудовые мигранты.

Annotation. It is proved that the Russian Federation, as well as many other countries, paying close attention and deals with issues of integration and adaptation of migrants. Reflected the work and role of the Federal Migration Service in this direction, responsible for drafting and implementing the state policy in the field of migration.

Keywords: integration, adaptation, migration, migration policy, migrant workers.

В последние годы миграция населения приобретает поистине глобальные масштабы, становясь важнейшим фактором экономического, социального, политического и культурного развития населения всего мира, отдельных стран и регионов. Миграционные процессы изменяют социокультурную среду современных обществ, трансформируют традиционно сложившиеся отношения как внутри государств, так и на межгосударственном уровне. Все это существенно повышает

роль и значение международного и государственного регулирования миграционных процессов в интересах распределения и перераспределения миграционных ресурсов, поднимает статус миграционной политики государств на новый, более высокий уровень.

Все государства в той или иной мере подвержены влиянию миграции. Все они являются либо странами происхождения, странами назначения, либо теми и другими одновременно. Для многих из них успешная

интеграция прибывающих трудовых мигрантов является одной из основных задач, для которой необходимо найти правильное решение.

Проблема адаптации и интеграции трудовых мигрантов выходит сегодня в число самых острых и приоритетных вопросов государственной миграционной политики многих стран мира и Российская Федерация одна из них.

Рассматривая данный вопрос хотелось бы отметить, что приток трудовых мигрантов в большинстве своем воспринимается гражданами принимающего государства как дестабилизация сложившегося социального порядка, как угроза обществу. Но не стоит забывать, что в каждом современном государстве и уже во многих странах мира есть и существует законодательная база и политика, предусматривающая деятельность в области интеграции и адаптации мигрантов.

Необходимо отметить, что интеграция это процесс, при котором иностранных граждан принимают в обществе - в индивидуальном порядке и как группу. Конкретные требования к принятию обществом принимающей страны могут существенно меняться, в зависимости от страны. Ответственность за интеграцию лежит не только на одной конкретной группе, а скорее на нескольких сторонах: самих иммигрантах, правительстве, организациях и населении принимающей страны.

Безусловно, интеграция отличается от адаптации, под которой понимается процесс приспособления человека к новым для него условиям жизни. С одной стороны, это приспособление человека как живого существа, а с другой, - как личности, социального феномена.

Российская Федерация в этом комплексном вопросе уже начала работу, чтобы приезжающие в Россию могли нормально интегрироваться и адаптироваться в нашем обществе, знали русский язык, уважали нашу культуру, традиции, историю нашей, поистине, великой страны и, конечно же, знали и следовали нашим законам.

В свою очередь, была разработана и утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.. В настоящее время это основной документ, представляющий систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Российской Федерации в области миграции.

В соответствии с данной Концепцией одной из основных задач является содействие адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. К числу приоритетных направлений относятся:

• содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формирование у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;

• создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, включая их обучение русскому языку, правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения путем формирования соответствующей инфраструктуры в странах их происхождения и в регионах Российской Федерации, испытывающих наибольший приток мигрантов, а также активно используя потенциал средств массовой информации и возможности культурно-адаптационных центров в странах происхождения мигрантов;

• обеспечение доступа иностранных граждан и членов их семей к социальным, медицинским и образовательным услугам, в зависимости от их правового статуса;

• содействие распространению русского языка и русской культуры за рубежом;

• противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов;

• разработка, внедрение и реализация программ адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей в Российской Федерации на основе взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и бизнес-структур;

• создание инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации и интеграции, включая центры информационной и правовой поддержки мигрантов, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации, а также создание специализированного канала и циклов телепередач, ориентированных на социокультурную и языковую адаптацию мигрантов;

• создание программ по формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;

• совершенствование взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с общественными объединениями, содействующими адаптации и интеграции мигрантов.

Основную работу в данной области осуществляет Федеральная миграционная служба, уделяя особое внимание теме адаптации и интеграции трудовых мигрантов.

Так в 2010 г. в Федеральной миграционной службе создана линия работы, направленная на содействие адаптации и интеграции мигрантов в российское общество, продвижение принципов толерантности, недопущение дискриминации и ксенофобии. Для этого создано Управление содействия интеграции ФМС России, задачи которого были определены следующим образом:

• участие в разработке стратегии интеграции иммигрантов в российское общество;

• организация работы территориальных органов ФМС России в сфере адаптации различных категорий иностранных граждан, прибывших на территорию

Российской Федерации, интеграции - полноценного включения иммигрантов в социокультурную структуру российского общества;

• сотрудничество с общественными, правозащитными российскими и международными организациями, национальными объединениями;

Кроме того, не стоит забывать, что в настоящий момент имеет место неурегулированность в законодательстве вопросов, касающихся социальной и культурной интеграции и адаптации иностранных граждан. До сих пор окончательно не проработан вопрос основных понятий в данной сфере.

В свою очередь, ФМС России по поручению Правительства Российской Федерации, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, разработан проект федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации».

Законопроект направлен на закрепление в законодательстве основных понятий, необходимых для обеспечения деятельности в области адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации. В их числе: «социальная и культурная адаптация иностранных граждан», «социальная и культурная интеграция иностранных граждан», «адаптационный контракт», «интеграционный контракт», «инфраструктура для адаптации и интеграции иностранных граждан», «центр социальной адаптации и интеграции».

Рассматривая работу в этом направлении можно говорить, что на первом этапе (в 2012-2015 гг.) реализации Концепции планируются не только разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики, но и создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства и инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации.

В настоящее время, в рамках пилотного проекта ФМС России «Центр социальной адаптации трудовых мигрантов», открыто два таких Центра в г. Тамбове и г. Оренбурге.

Центры призваны помочь осуществлению целей и задач по социальной адаптации иностранных трудовых мигрантов в российское общество на основе знания и уважения к нашему языку, культуре, обычаям и образу жизни.

Основными задачами Центров являются: оказание содействия в социальной адаптации трудовых мигрантов к российским условиям, профилактика незаконной миграции, информирование иностранных граждан о нормах российского миграционного законодательства.

Таким образом, политика в области содействия адаптации и интеграции трудовых мигрантов сейчас

только отстраивается с целью разработки четких и ясных процедур языковой, культурной, социальной, экономической адаптации и интеграции.

В зависимости от того, насколько эффективной и продуктивной будет работа в данной области, настолько будет формироваться у мигрантов стремление к социальной и культурной адаптации и интеграции в российский социум и, соответственно, взаимоотношений с местным населением.

Литература

1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года от 8 июня 2012 г. Пр-1490.

2. Миграция в России 2000-2012. Хрестоматия в 3 томах. Том 2. Миграционная политика и законодательство. Российский совет по международным делам. Главный редактор: докт. ист. наук, член-корр. РАН И.С. Иванов.

3. «Законодательство и политика в области интеграции иммигрантов. Сборник законодательства, политики и практики 19 государств в области интеграции иммигрантов» - Международная организация по миграции. Перевод с английского. М., 2011. С. 196.

4. Герасимова И.В. Влияние миграционных процессов на регулирование социально-трудовых отношений [Текст]: Монография. М.: ГУУ, 2014. 188 с.

5. Мукомель В.И. Интеграция мигрантов: Российская Федерация, CARIM-East RR 2013/01, Robert Schuman Centre for Advanced Studies, San Domenico di Fiesole (FI): European University Institute, 2013.

6. Основные направления деятельности федеральной миграционной службы (административно-правовой аспект): учебное пособие / Под ред. А.С. Прудникова, В.А. Лянного. М., 2015.

7. Основы миграционной политики: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. И.Н. Барцица, В.К. Егорова, К.О. Ромодановского, М.Л. Тюркина. М., 2010. 478 с.

8. Справочник по терминологии в области миграции (русско-английский). Международная организация по миграции. М.: 2011. 165 с.

9. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособ. М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007. 472 с.

References

1. The concept of state migration policy of the Russian Federation for the period till 2025 as from 08/06/2012, PR-1490.

2. Migration in Russia in 2000-2012. Readings in 3 volumes. Volume 2. Migration policy and legislation. Russian international Affairs Council. Chief editor: doct. of hist. sciences, corresponding member of RAS I.S. Ivanov.

3. "Law and policy in the field of immigrant integration. The collection of legislation, policy and practice 19 States in the field of integration of immigrants" Interna-

tional organization for migration. Translation from English. M., 2011. P. 196.

4. Gerasimova I.V. Influence of migration processes on the regulation of social-labor relations [Text]: monograph. M.: GUU, 2014. 188 p.

5. Mukomel V.I. Integration of migrants: the Russian Federation, CARIM-East RR 2013/01, Robert Schuman Centre for Advanced Studies, San Domenico di Fiesole (FI): European University Institute, 2013.

6. The main activities of the Federal migration service (administrative-legal aspect): the textbook / under

the editorship of A.S. Prudnikov, V.A. Lyannoy. M., 2015.

7. Fundamentals of migration policy: textbook / Ed. by I.N. Bartsits, V.K. Egorov, K.O. Romodanovsky, M.L. Tyurkin. M., 2010. 478 p.

8. Handbook of terminology in the field of migration (Russian-English). International organization for migration. M., 2011. 165 p.

9. Yudina T.N. Migration: a Glossary of key terms: Textbook. M.: Publishing house RSSU; Academic Project, 2007. 472 p.

УДК 37 ББК 74

РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СЕЛЕ: ОТ ИСТОКОВ К

СОВРЕМЕННОСТИ

ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА СЕМЕНОВА,

учитель начальных классов МБОУ «Фрязевская» СОШ№ 41 им. Б.А. Воробьева, аспирантка кафедры технологий и профессионального образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» E-mail: [email protected]

Научная специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Ю.В. Шаронин

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается история развития сельского образования в России от земских реформ до наших дней. Раскрываются истоки, предпосылки и причины современных проблем в российском образовании, а также вопросы модернизации современной системы сельского образования и перспективы дальнейшего его развития.

Ключевые слова: педагогика, сельское образование, история образования, стремление к образованию, развитие образования, земские реформы, библиотеки, техническое образование.

Annotation. Considered the history of development of education in rural of Russia: from land reforms to our days. Described origins, backgrounds and reasons of modern problems in Russian education, also covered issues of modernization of contemporary educational system and perspectives for further development of education in Russia.

Keywords: pedagogics, rural education, history of education, passion for education, development of education, land reforms, libraries, technical education.

В советское время, да и сегодня еще бытует мнение о том, что до Октябрьской революции 1917 г. качественного образования в России не существовало. Как указывает в своей статье А.Л. Андреев1, если «после великой революции» обычно говорят о стремительном восхождении к небывалому расцвету просвещения, то период «до революции» столь же привычно ассоциируется в прессе и исторических учебниках, литературе с хронической отсталостью в сфере образования. Более того, дореволюционная Россия обычно характеризуется чуть ли не поголовной безграмотностью, а также стремлением власти гасить «светильники раз-

ума», и, как утверждают советские учебники истории, все прогрессивное в то время могло происходить исключительно и лишь «вопреки реакционной политике самодержавия». Сегодня, однако, наметилась некоторая тенденция отхода от такой черно-белой трактовки прошлого нашей страны. В прессе время от времени встречаются статьи, в которых прослеживается стремление дать более объективную и взвешенную оценку деятельности таких представителей русской культуры и образования, как С.С. Уваров, Д.А. Толстой, И.Д. Де-лянов, К.П. Победоносцев и др. Однако, такой подход проявляется пока, в основном, лишь в биографических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.