Библиографический список 1 .Гоойс, Б. Утопия и обмен / Б. Гройс. — М.: Знак, 1993. — 374 с.
2.Ганжин, В.Т. Паблик рилейшнз. Что это значит? Введение в средоведческую коммуникологию / В.Т. Ганжин.— М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.— 176 с.
3.Гундарин, М.В. Массовые коммуникации в современном обществе / М.В. Гундарин. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002. — 100 с.
4.Десятов, В.И. Со-творение— human relations. Высокие технологии связей с общественностью / В.И. Десятов // Партнерство как способ оптимизации регионального художественно-образовательного пространства: материалы межрегионал. науч.-практич. Конференции. — Барнаул: Изд-во АГИИК, 2004.— 188 с.
5Десятов, В.И. Связи с общественностью в управлении социально-культурными проектами в контексте антропологического подхода: монография / В.И. Десятов, Г.В. Оленина. — Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. — 266 с.
6.Ионин, Л.Г. Повседневность / Л.Г. Ионин // Культурология. XX век. Словарь. Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997. — 640 с.
7.Лобок, А.М. «Антропология мифа» / А.М. Лобок.— Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997.— 688 с.
8.Пашенцев, Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики / Е.Н. Пашенцев. — М.: Финпресс, 2000. — 240 с.
9.Ситников, А.П. Победа без победителей: очерки теории прагматических коммуникаций / А.П. Ситников, М.В. Гундарин.— М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт», 2003.— 256 с.
10.Ульяновский, А.В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы / А.В. Ульяновский. СПб.: Питер, 2005.— 544 с.
11 .Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня : пер. с нидерл. / Й. Хейзинга.— М.: Издат. группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992.
12.Хренов, Н.А. «Человек играющий» в русской культуре / Н.А. Хренов.— СПб.: Алетейя, 2005. — 604с.
13.Шишкина, М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления / М.А. Шишкина. — СПб.: Паллада-медиа и СЗРЦ «Русич», 2002. — 444 с.
Статья поступила в редколлегию 16.05.07
УДК 374.28 Т.Т. Фисюк
АДАПТАЦИЯ ФОРМЫ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ БЕНЕФИС» В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДОСУГА
В статье рассматривается история бенефисов, доказывается, что театральный бенефис— театрализованная клубная форма, которая требует адаптации в современной ситуации, ориентированной на возрождение ретро-форм социальнокультурной деятельности населения и специалистов в сфере досуга.
Бенефис (от фр. benefice — «барыш», «польза») — спектакль, театрализованное представление, сбор от которого полностью (полный бенефис) или частично (полу-бенефис) поступает в пользу одного или нескольких актеров — «бенефициантов», за вычетом расходов по спектаклю [3, с. 535].
История бенефисов начиналась в середине XVIII века. Первый бенефис состоялся во Франции в 1735 году. Вскоре бенефисы представляли собой вид единовременной материальной помощи актерам и со временем превратились в род неофициальной надбавки к жалованью. В России вошли в практику с 1738 года, и до конца 1809 бенефисы предоставлялись также драматургам и композиторам. В России система бенефисов была наиболее устойчива в провинциальных антрепренерских театрах и преследовала цель скрыть материальную необеспеченность актеров отдельными подарками. В Императорских театрах России конца XVIII века бенефисы как благотворительная форма материального поощрения актеров были двух видов: юбилейные и наградные. А.Н. Островский в 1885 году выразил свое недоумение по поводу введения наградных бенефисов в Московские театры [2]. Он аргументировал свое негативное отношение к ним следующим образом: «По-настоящему, бенефисы, кроме юбилейных, не следует давать никому, так как за бенефисы уже платятся деньгами. Распоряжение о наградных бенефисах было так неожиданно, что удивило всех, и публику, и артистов» [2, с. 351].
В статье «О наградных бенефисах» А.Н. Островский неоднократно подчеркивал мысль о том, что актеры и так получают достаточно высокое жалованье, и цель, с
которою придуманы наградные бенефисы, понять можно, но оправдать нельзя. «Какие же такие подвиги должен совершить актер, чтобы получить чрезвычайную награду — два бенефиса в год, один деньгами, другой натурой?... Эта чрезвычайная награда дается не всегда за сценические заслуги, а иногда за особую угодливость перед начальством и раболепство; а эти добродетели заслуживают порицание, а не награды...» [2, с. 353]. Чтобы оградить начальственный произвол в назначении бенефисов, Островский предлагал составить правила, которые основаны на таких положениях, что прежде всего заслуживает бенефиса тот актер, который сумел привлечь публику и у которого есть своя публика, свои поклонники; по количеству и качеству публики оценивается и достоинство актера. Он объяснял это тем, что, привлекая публику, артист увеличивает сборы и поэтому заслуживает награждения. «Начальство награждает любимого публикой актера прибавкою жалованья... Справедливость требовала, чтобы такому актеру даны были право и возможность взять дань с любви публики. Любовь любови рознь, кого больше любят, тому больше и платят. Тут награда будет справедливая, соответствующая заслугам» [2, с. 354]. Завершая обоснование своего негативного отношения к наградным бенефисам, А.Н. Островский заметил, что понять и оправдать наградные бенефисы сложно, артисты и без бенефисов обязаны играть так хорошо, как только могут, и даже лучше, если бы смогли. Он рассматривал эту форму материального поощрения артистов как своего рода подкуп начальства, чтобы держать в подчинении и повиновении актеров.
В начале XX века актеры Императорских театров по-лучалидостойное жалованье, и система бенефисов в 1908 году как форма материального поощрения была отменена. В провинциальных театрах она еще некоторое время встречалась, но в 1925 году постановлением V Всесоюзного съезда профсоюза работников культуры была упразднена практика назначения бенефисов в театрах СССР. Бенефисы были заменены творческими, преимущественно юбилейными, отчетами артистов.
У бенефиса как формы материального поощрения артистов есть много аспектов и достоинств, благодаря которым он внес свою лепту в историю русского театра и многие судьбы великих актеров и драматургов [1]. Материальный аспект — это благотворительный жест руководства театра, но был еще этический, нравственный, творческий аспекты. Бенефис в театре — это всегда тройной праздник: и для бенефицианта, и труппы, и поклонников. А сколько для русского театра дало только одно право бенефицианта выбирать пьесу и роль для бенефиса?
Кроме того, можно привести множество примеров из истории русского театра, когда благодаря участию в бенефисе актеры стали замечены и их судьба в театре состоялась. Так, в 1976 году Стрепетова с огромным успехом сыграла роль Лизаветы в бенефисе актрисы Александрийского театра Е. Левкеевой, но на казенную сцену не была приглашена. Однако была замечена публикой и не забыта. Под давлением общественного мнения, дирекция в декабре 1881 года вынуждена была подписать с ней контракт [1, с. 321]. 30 января 1870 года произошло событие, определившее судьбу М.Н. Ермоловой: заменив в бенефисе Н.М. Медведевой заболевшую Г.Н. Федотову, она сыграла центральную роль в трагедии Лессинга «Эмилия Галотти». «Безвестная ученица, — писала в своих мемуарах о Ермоловой Т.Л. Шеп-кина-Куперник, — штурмом взяла Москву» [5].
Итак, бенефис — творческая, благотворительная акция, которая носит ситуативный характер и устраивается по случаю исключительного события в жизни творческой личности: юбилейная дата со дня рождения или творческой деятельности, правительственная награда, премия, присвоение звания «заслуженного... или народного деятеля искусств», победа в профессиональном конкурсе, прощание со сценой, возвращение на сцену и т.п.
Ввиду того, что с 1925 года материальный аспект исчез из практики поощрения творческой личности и бенефисы в советское время были заменены на творческие отчеты, то эту позицию в настоящий момент решает в каждом отдельном случае сам творческий коллектив. Если основу для материального вознаграждения актера русского театра XVПI-XIX веков составляла надбавочная цена за входные билеты на бенефисное представление, то в современных условиях эта проблема может быть решена и за счет личных инициатив любителей и поклонников театра, друзей, творческих комитетов и объединений, спонсоров, спецсчета руководства, наградного фонда, сбора самой труппы, сопутствующих платных услуг в ходе проведения бенефиса.
Бенефис возрождается и становится популярным. Это наблюдается на практике современного театра, телевидения, культурно-досуговых учреждений. В клубах и Домах культуры бенефис как форма особенно популярен, при наличии в них любительских театров, балетных студий. В бенефисе как творческой акции привлекает прежде всего особая возвышенность театральной атмосферы творческого братства, избранности, элитарности.
Бенефис по своей природе театрализованная клубная форма. Во-первых, причастностью всех присутствующих к праздничной ситуации, а именно самого бенефи-
цианта, творческого коллектива, к которому он имеет отношение; родных, близких, друзей, поклонников, любителей театра, представителей общественности и пр. Во-вторых, существованием потребности в общении и выражении своего отношения к происходящему: поздравлением, подарками, творческими посвящениями, воспоминаниями, материальной поддержкой, сюрпризами, предложениями выгодного контракта, аплодисментами и т.п. В-третьих, наличием особого эмоционально-психологического настроя и атмосферы как следствия причастности всех присутствующих к происходящему, а также возникновения ситуации творческого общения.
В природе не существует похожих бенефисов, они неповторимы, и это зависит от многих факторов: личности бенефицианта и многогранности его дарований, атмосферы и традиций творческого коллектива, материальной базы, популярности и места расположения театра, национальных традиций и региональных особенностей и т.п. Поэтому не имеет смысла рассмотрение конкретного проекта бенефиса, и мы остановимся на вариативности компонентов содержания бенефиса как творческой и благотворительной акции одновременно.
Варианты компонентов содержания основных блоков бенефиса
1. Ритуально-символический блок
Особую атмосферу могут создать вечерние туалеты участников бенефиса, о наличии которых необходимо указать в афише и пригласительном билете.
Церемония приветствия участников. Приглашенных на входе могут встречать: служители театра в вечерних туалетах, швейцар в парадной форме, администратор во фраке, группа молодых актеров с гитарой, сказочные персонажи, хорошенькие актрисы в театральных туалетах, гусары (с гитарой, шампанским, пивом, квасом и пр.).
Особый акцент на появлении гостя — аккорд на гитаре, звон колокольчика, гонг, открытие музыкальной шкатулки, громкое оглашение имени входящего (типа: «Господа, к нам на бенефис пожаловали студенты,... семья,... поклонники бенефицианта...»).
Особое ситуативное обращение. Регистрация приглашенных, интервью для прессы; запись на диктофон обращения поклонников к бенефицианту с поздравлением, пожеланием, комплиментом, перечислением заслуг, выражением своего отношения и др. (в дальнейшем эта запись может быть публично подарена бенефицианту); выяснением формы поздравления; записью в «записную книжку бенефицианта» и заполнением персональной поздравительной визитной карточки бенефицианта и т.п.
Ситуативная активизация аудитории.
В фойе театра или Дома культуры можно организовать несколько бенефисных экспозиций: «Семейные реликвии бенефицианта» (семейные фотографии, фантики-бантики, игрушки, письма, рисунки и пр.); «Театральные афиши бенефицианта», «Его жизнь в театре» (макеты оформления спектаклей, фрагменты декораций, бутафория, реквизит, фотографии, вырезки из газет, программы спектаклей и пр.); «Подиум Арт бенефицианта» (театральные костюмы, парики, на фоне фотографий и афиш) и др. При этом бенефисные экспозиции могут «работать» одновременно, а в роли экскурсоводов выступать молодые коллеги актера.
«Бенефисная ресторация или буфетная» — за символическую плату участникам бенефиса предлагается отведать любимые блюда и напитки бенефицианта. Это может быть и угощение с лотка, с рекламными зазываниями, благотворительной продажей рецептов.
«Объяснение в любви бенефицианту» — для этого на стене укрепляется рулон бумаги, который свитком ложится на столик, возле которого может стоять «человек от театра», приглашающий выразить свою любовь и признательность бенефицианту. Над столиком следует укрепить плакат, извещающий о том, что запись признания участвует в конкурсе на самое-самое лучшее признание и трех авторов понравившихся надписей ожидает награда от бенефицианта: автограф, цветок, поцелуй, приглашение на спектакль.
Благотворительный аттракцион «Разбитые сердца» заключается в том, что группа «несчастных актеров и поклонников» всех возрастов под шарманку, скрипку, гитару и пр. поют жалостливую песню о неразделенной любви и при этом собирают в благотворительную кружку или шляпу деньги на всеобщий подкуп сердца бенефицианта (в ходе бенефиса можно огласить сумму благотворительного сбора «Разбитых сердец» и потребовать за него слово бенефицианта о любви; монолог из спектакля, стихи, песню и пр.).
Знакомство с содержанием бенефисного представления может проходить через специальную программу, которая может продаваться по фиксированной цене или по свободной, но при этом стоимость, назначенная покупателем, опускается в специальный накопитель с надписью «Наградной фонд бенефицианта».
Ритуально-символический блок завершается традиционным приглашением в театральный зал с помощью звонка, колокольчик, после которого может быть исполнена всеми участниками «от театра» ритуально-символического блока песня-приглашение на бенефисное представление.
2. Основная часть бенефиса
Основная часть бенефиса, как правило, делится на зрелищно-игровую и поздравительный церемониал. Они могут следовать друг за другом, а могут чередоваться. Это зависит от характера зрелищно-игровой части. Безусловно, если она представлена премьерным спектаклем или специальной концертной программой, в главной роли с бенефициантом, то границы имеют четкое разделение: сначала спектакль, а затем поздравительный церемониал.
Наблюдение за бенефисами в театрах, телевизионных версиях, Домах культуры позволяют выделить несколько вариантов организации зрелищно-игровой части. Итак, это может быть:
— театральный спектакль (юбилейный, премьерный, прощальный), главную роль в котором исполняет бенефициант;
— сольная программа бенефицианта (монологи, стихи, отдельные сцены из спектаклей в концертном исполнении, песенные и танцевальные номера как специально подготовленные, так и отобранные из репертуарных спектаклей);
— театрализованное представление, специально подготовленное по случаю бенефиса с использованием сценарных ходов типа: «Герои сходят с театральных афиш», «Объяснение в любви Примадонне театра», «Поединок театральных героев за право быть главным героем сердца бенефицианта», «Шкатулка театральных реликвий бенефицианта» (веер, перчатки, платок, украшение и пр., которые дают право на иллюстративный показ сцены из спектакля, с ними связанной) и т.п.;
— театрализованный «капустник» от труппы;
— театрализованное ревю-феерия на тему «Ее величество Примадонна», «Мастер сцены», «Великий маг театра», «Любите ли вы театр так, как он?» и пр. В театрализованном бенефисном ревю-феерии может быть использована целая полифония разных видов и жанров искусств: драматические сцены, оригинальный жанр, эстрадные номера, пародии, танцы на роликах и клоунада, кино и видеопоказы и т.п.
Поздравительный церемониал может быть решен самостоятельным блоком в том случае, если зрелищно-игровая часть представлена полным спектаклем или театрализованным представлением, которое нельзя прерывать. В остальных случаях поздравления и одаривание чередуются между номерами сольной концертной программы бенефицианта или эпизодами театрализованного представления. Поздравительную церемонию можно построить по принципу официального ранжирования: управление, общественные организации, администрация, творческие коллективы, спонсоры, друзья, поклонники, родные, актерская труппа. Поздравительная церемония завершает «творческий портрет» бенефицианта. Завершается основная часть, как правило, выходом всей труппы с поздравлением и вручением своего подарка. Это поздравление является кульминационным моментом и носит поэтически-возвышенный, лирический характер. Это может быть коллективное исполнение любимого романса, специально написанной песни, стихов и пр.
В заключении основной части бенефициант обращается к присутствующим с речью благодарности и приглашением в театр на спектакли. По традиции самые близкие друзья, родные, труппа продолжают чествовать бенефицианта за праздничным ужином. Поздравительные речи, подарки, тосты носят камерный, личностный характер. В зависимости от материальной стороны и обстоятельств, праздничный стол может быть организован за счет бенефицианта, вскладчину или быть подарком от администрации.
Бенефис как форма носит не только благотворительнотворческий характер. Он может стать рекламной акцией театра, привлекающей зрителей. Этому обстоятельству будет способствовать регулярная организация и проведение бенефисов как клубной театрализованной акции.
Библиографический список
1 .Данилов, С.С. Русский драматический театр XIX века / С.С. Данилов, М.Г. Португалова. — М.: Искусство, 1974. Т.2. — С. 114, 134, 231, 233, 238, 321.
2.Островский, А.Н. О наградных бенефисах. Собр. соч. в 10 т. / А.Н. Островский— М.: Худ. литература, 1960. Т.10.— С. 351-359.
3.Театральная энциклопедия.— М.: Сов. Энциклопедия, 1961.— Т.1.
4.Фисюк, Т.Т. Ретро-формы социально-культурной деятельности / Т.Т. Фисюк: учеб. пособ. — Барнаул :изд-во АГИИК, 2001.— 170 с.
5.Щепкина-Куперник, Т.Л. О М.Н. Ермоловой (из воспоминаний) / Т.Л. Щепкина-Куперник. — М.-Л., 1940.
Стаья поступила в редколлегию 16.05.07