Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ'

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
355
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вектор
ВАК
Ключевые слова
МИГРАНТЫ / ДЕТСТВО / АККУЛЬТУРАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ананьина Дарья Александровна, Терентьева Анастасия Вадимовна, Цзян Дань

Феномен трудовой миграции из стран постсоветского пространства, главным образом из республик Центральной Азии на территорию Российской Федерации, представляет собой предмет пристального внимания специалистов, учёных из различных областей социогуманитарных наук. Расширение ареала трудовой миграции, распространяющееся в рамках Сибири и ДФО, а также количественный прирост въезжающих мигрантов актуализирует ряд вопросов, включающих такие аспекты, как адаптация прибывающих мигрантов к изменившимся социокультурным условиям, анализ трансформации этнокультурного и этнорелигиозного пространств региона-реципиента, инкорпорация семей трудовых мигрантов, включающих, в том числе их детей, в социальные институты принимающего сообщества. Целью исследования является выявление когнитивно-мотивационного аспекта адаптации исследуемых категорий, что позволит скорректировать имеющуюся на уровне региона стратегию социальной политики в отношении мигрантов и их семей, соответственно, создаст условия для более эффективного управления миграционными процессами. Проблематика исследования подразумевает использование теоретико-эмпирических методов. Рассмотрение в указанных аспектах феномена детства позволяет выявить существующие модели и стратегии адаптации детей как покинувших привычную культурную среду и мигрировавших вместе с родителями, так и рождённых в миграции на основании применения теоретико-методологических разработок аккультурации Дж. Берри и теории адаптации Янга Кима. Необходимость такого рода анализа определяется непосредственно самой социальной повесткой - увеличением доли мигрантов среди получателей социальных услуг. В качестве эмпирического метода применяется метод фокус-группы, способствующий выявлению трудностей и особенностей адаптационного процесса, а также целей и перспектив дальнейшей социализации, являющейся приоритетной для детей мигрантов, представителей образовательных учреждений - дошкольного и школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ананьина Дарья Александровна, Терентьева Анастасия Вадимовна, Цзян Дань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF MIGRANT CHILDREN IN A FOREIGN CULTURAL ENVIRONMENT: SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

The phenomenon of labor migration from the post-Soviet countries and, mainly, from the Central Asian republics to the territory of the Russian Federation is the subject of close attention of specialists, scientists from various fields of socio-humanitarian sciences. The expansion of the area of labor migration spreading within Siberia and the Far Eastern Federal District, as well as the quantitative increase in incoming migrants, actualizes a number of issues, including aspects such as the adaptation of arriving migrants to changed socio-cultural conditions, analysis of the transformation of the ethno-cultural and ethno-religious space of the recipient region, the incorporation of migrant labor families, including their children, into social institutions of the host community. The purpose of this study is to identify the cognitive-motivational aspect of adaptation of the studied categories, which will allow to adjust the social policy strategy available at the regional level in relation to migrants and their families, and, accordingly, will create conditions for more effective management of migration processes. The problems of the research imply the use of theoretical and empirical methods. Consideration of the phenomenon of childhood in these aspects makes it possible to identify existing models and strategies for the adaptation of children who have left the usual cultural environment and migrated with their parents, and those born in migration based on the application of theoretical and methodological developments of acculturation of J. Berry and Yang Kim's adaptation theories. The need for this kind of analysis is determined directly by the social agenda itself- an increase in the share of migrants among recipients of social services. As an empirical method, the focus group method is used, which helps to identify the difficulties and features of the adaptation process, as well as the goals and prospects of further socialization, which is a priority for migrant children, representatives of educational institutions - preschool, school education.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ»

Ананьина Д. А., Терентьева А. В., Цзян Дань Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17, № 2

http://www.zabvektor.com

ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853 (Print)

Научная статья УДК 314.7.044

DOI: 10.21209/1996-7853-2022-17-2-122-130

Адаптация детей-мигрантов в условиях инокультурной среды: социально-философский анализ

Дарья Александровна Ананьина1, Анастасия Вадимовна Терентьева2, Цзян Дань3

12Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия, 3Хэйхэский университет, г. Хэйхэ, КНР 1ananina_1989@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3509-7036, 2bardanastasya@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8099-6597, 3dan.tszian@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7430-9113

Феномен трудовой миграции из стран постсоветского пространства, главным образом из республик Центральной Азии на территорию Российской Федерации, представляет собой предмет пристального внимания специалистов, учёных из различных областей социогуманитарных наук. Расширение ареала трудовой миграции, распространяющееся в рамках Сибири и ДФО, а также количественный прирост въезжающих мигрантов актуализирует ряд вопросов, включающих такие аспекты, как адаптация прибывающих мигрантов к изменившимся социокультурным условиям, анализ трансформации этнокультурного и этнорелигиозного пространств региона-реципиента, инкорпорация семей трудовых мигрантов, включающих, в том числе их детей, в социальные институты принимающего сообщества. Целью исследования является выявление когнитивно-мотивационного аспекта адаптации исследуемых категорий, что позволит скорректировать имеющуюся на уровне региона стратегию социальной политики в отношении мигрантов и их семей, соответственно, создаст условия для более эффективного управления миграционными процессами. Проблематика исследования подразумевает использование теоретико-эмпирических методов. Рассмотрение в указанных аспектах феномена детства позволяет выявить существующие модели и стратегии адаптации детей как покинувших привычную культурную среду и мигрировавших вместе с родителями, так и рождённых в миграции на основании применения теоретико-методологических разработок аккультурации Дж. Берри и теории адаптации Янга Кима. Необходимость такого рода анализа определяется непосредственно самой социальной повесткой - увеличением доли мигрантов среди получателей социальных услуг В качестве эмпирического метода применяется метод фокус-группы, способствующий выявлению трудностей и особенностей адаптационного процесса, а также целей и перспектив дальнейшей социализации, являющейся приоритетной для детей мигрантов, представителей образовательных учреждений - дошкольного и школьного образования.

Ключевые слова: мигранты, детство, аккультурация, социокультурная адаптация, образование

Original article

Adaptation of Migrant Children in a Foreign Cultural Environment: Socio-Philosophical Analysis

Darya A. Anan'ina1, Anastasia V. Terentyeva2, Jiang Dan3

1,2Transbaikal State University, Chita, Russia, 3Heihe University, Heihe, China 1ananina_1989@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3509-7036, 2bardanastasya@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8099-6597, 3dan.tszian@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7430-9113

The phenomenon of labor migration from the post-Soviet countries and, mainly, from the Central Asian republics to the territory of the Russian Federation is the subject of close attention of specialists, scientists from various fields of socio-humanitarian sciences. The expansion of the area of labor migration spreading within Siberia and the Far Eastern Federal District, as well as the quantitative increase in incoming migrants, actualizes a number of issues, including aspects such as the adaptation of arriving migrants to changed socio-cultural conditions, analysis of the transformation of the ethno-cultural and ethno-religious space of the recipient region, the incorporation of migrant labor families, including their children, into social institutions of the host community. The purpose of this study is to identify the cognitive-motivational aspect of adaptation of the studied categories,

© Ананьина Д. А., Терентьева А. В., Цзян Дань, 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons "Attribution" («Атрибуция») 4.0 Всемирная The content is available under the Creative Commons "Attribution" 4.0 International

which will allow to adjust the social policy strategy available at the regional level in relation to migrants and their families, and, accordingly, will create conditions for more effective management of migration processes. The problems of the research imply the use of theoretical and empirical methods. Consideration of the phenomenon of childhood in these aspects makes it possible to identify existing models and strategies for the adaptation of children who have left the usual cultural environment and migrated with their parents, and those born in migration based on the application of theoretical and methodological developments of acculturation of J. Berry and Yang Kim's adaptation theories. The need for this kind of analysis is determined directly by the social agenda itself - an increase in the share of migrants among recipients of social services. As an empirical method, the focus group method is used, which helps to identify the difficulties and features of the adaptation process, as well as the goals and prospects of further socialization, which is a priority for migrant children, representatives of educational institutions - preschool, school education.

Keywords: migrants, childhood, acculturation, sociocultural adaptation, education

Введение. Импульсом, повлиявшим на развитие исследования феномена трудовой миграции на территорию Забайкальского края, явился усилившийся в последние десять лет приток трудовых мигрантов, состоящий в основном из граждан республик Центральной Азии. Массовая эмиграция привела к образованию многочисленной центральноазиатской диаспоры за рубежом, в первую очередь в Российской Федерации, как крупнейшей принимающей стране в Евразии [1, с. 88]. Так, например, по состоянию на сентябрь 2020 г. прибыло на территорию г. Читы - 3 802 человек, в сентябре 2021 г. -5 509 человек.

Важно учитывать тот факт, что миграция в Забайкальский край мужского населения с целью заработка нередко, а в последнее время всё чаще сопровождается переездом и их семей, включая жён и детей. Данный процесс представляет интерес с нескольких точек зрения. Во-первых, отмеченный нами факт переезда семей трудовых мигрантов влечёт за собой необходимость их вхождения в разные социальные институты (медицина, образование) [2, с. 27]. Во-вторых, увеличение доли числа приезжих среди населения края способствует интенсификации их социальных контактов с местным населением, что, безусловно, отражается на социокультурной ткани региона [3, с. 5]. В этой связи важное значение приобретает полярность духовных скреп местного сообщества, разделяющего в подавляющем большинстве индустриальные и постиндустриальные ценности, и приезжих, для которых характерны традиционалистские, патриархальные взгляды. Целью исследования является анализ процесса столкновения диаметрально противоположных ценностных императивов в индивидуальном сознании мигрантов/иммигрантов, провоцирующих аккультурационный стресс, результатом которого становится выработка той или иной

стратегии адаптации [4]. Указанная цель определяет такие задачи, как анализ социально-бытовых условий жизни мигрантов, специфика трудовой деятельности, выявление ценностной парадигмы в процессе воспитания ими своих детей.

Исходя из существующих стратегий адаптации человека в условиях инокульту-ры, следует предположить, что различия в указанных стратегиях среди семей трудовых мигрантов Забайкальского края будут варьироваться в зависимости от возраста, пола, длительности пребывания на территории региона [5, с. 241]. Как подчёркивают Т. И. Монастырская, Е. В. Кузина, А. А. Ковалева, учащиеся из семей мигрантов испытывают наибольшие трудности в адаптации к иноязычной среде в первый и второй год пребывания в новой для них стране [6]. Это связано не только и не столько с изменением привычного социокультурного пространства, сколько с возникшим в его результате языковым барьером, преодоление которого требует больших психологических, когнитивных усилий со стороны детей [7, с. 31]. Успешность данного процесса зависит, как представляется, не только от благоприятных условий социальной среды принимающего сообщества, но и от настроений, царящих внутри семьи трудовых мигрантов, что включает доминирующую стратегию адаптации в конкретной семье, степень враждебности к принимающему сообществу - его ценностям, традициям, образу жизни1.

На данном этапе ввиду продолжающегося процесса становления идентичности ребёнка, формирования его «Я-концеп-ции» можно предположить доминирование маргинальной стратегии [8]. Оказавшись в ситуации «пограничного бытия», ребёнок впитывает в себя ценностные категории,

1 Rakhmanov A. Kh. Education of migrant children as a contribution to Russia's future. Upravlenie // Management. - 2021. - Vol. 9, no. 3. - P. 139.

Ананьина Д. А., Терентьева А. В., Цзян Дань Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17, № 2

модели, нормы и паттерны поведения обеих социокультурных систем: одной, носителем которой он является, и другой, в которой он вынужден социализироваться1. Высокая адаптивность, нейропластичность мозга детей, незавершённый процесс оформления стереотипного мышления обусловливают относительно безболезненное вхождение детей в инокультурную среду [9, с. 3]. Подростковый возраст, напротив, характеризуется практически завершившимся процессом формирования «Я-концепции», ребёнок на данном этапе уже в полной мере может оценить свою «инаковость» в среде сверстников, что может стать причиной «буллин-га» со стороны, что, в свою очередь, способствует развитию ряда психологических комплексов, связанных с этнической принадлежностью.

К настоящему времени в отечественной научной литературе сложился широкий круг исследований, связанных с вопросами миграции, затрагивающих различные её аспекты.

Так, например, миграцией на постсоветском пространстве и её влиянием на демографическую ситуацию Российской Федерации занимались такие исследователи, как Ж. А. Зайончковская2, Г. С. Витковская3, Н. В. Мкртчян, Ю. Ф. Флоринская4. Миграция на территорию России в контексте обеспечения безопасности принимающего сообщества рассмотрена К. Боришполец, А. Ба-баджановым5, В. А. Трембой6. Конфликто-генный потенциал миграции исследовался в

1 Седлиньш Э. М. Исследование проблем языковой и социокультурной адаптации детей-мигрантов в Санкт-Петербурге // Управленческое консультирование. - 2019. - № 4. - С. 132-140.

2 Зайончковская Ж. А. Развитие внешних миграционных связей России // Социологический журнал. -1995. - № 1. - С. 29-44.

3 Витковская Г. С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы / Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. - М., 1993. - Вып. 3. - 174 с.

4 Мкртчян Н. В., Флоринская Ю. Ф. Социально-экономические эффекты трудовой миграции из малых городов России // Вопросы экономики. - 2016. - № 4. -С. 103-123.

5 Боришполец К., Бабаджанов А. Миграционные риски стран Центральной Азии // Аналитические записки МГИМО (У) МИД России. - 2007. - Вып.2. - С. 1-28.

6 Тремба В. А. Миграционные процессы в совре-

менном обществе: политологический анализ // Госу-

дарственное и муниципальное управление // Учёные

записки. - 2012. - № 3. - С. 1-10.

работах В. А. Авксентьева7, И. П. Добаева8 и др. Адаптация и социализация трудовых мигрантов из стран региона Центральной Азии на территории России освещалась авторами М. Н. Храмовой, А. В. Смирновым и др.9

Проблема педагогической адаптации детей-мигрантов к образовательной среде территории-реципиента рассмотрена Т. Ф. Ушевой, Н. А. Мункоевой10, Т. И. Монастырской Е. В. Кузиной, А. А. Ковалевой и др.11 На социально-психологической составляющей этого процесса акцентировали своё внимание Л. Г. Ионин12 и др.

Анализ исследований, касающихся миграционной ситуации на территории Забайкальского края обнаруживает, что основной их массив составляют труды, посвящённые «китайской миграции». Среди немногочисленных работ, объектом изучения которых являются мигранты из Центральной Азии и различные аспекты их пребывания на территории края, следует выделить работы О. А. Марковой13, Н. В. Козыкиной14 и др.

7 Авксентьев В. А. Регион как объект конфликтологического анализа // Региональные конфликты и проблемы безопасности Северного Кавказа. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. - 384 с.

8 Добаев И. П. Современный терроризм: региональное измерение. - Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009. - 328 с.

9 Храмова М.Н., Смирнов А.В. Проблемы адаптации и интеграции трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в России // Государственная молодёжная политика: национальные проекты 2019-2024 гг. в социальном развитии молодёжи: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 2021 апр. 2020 г.). - М.: Перспектива, 2020. - С. 213-220.

10 Ушева Т.Ф., Мункоева Н.А. Социальная адаптация детей-мигрантов в общеобразовательной школе // Russian Journal of Education and Psychology. - 2019. -№ 10. - С. 48.

11 Монастырская Т. И., Кузина Е. В., Ковалева А. А. Адаптация детей мигрантов в образовательной среде: проблемы и возможности средней школ. - Текст: электронный // Специфика этнических миграционных процессов на территории Центральной Сибири в XX-XXI веках: опыт и перспективы: материалы VI Международной научно-практической конференции. -Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2016. - URL: http://conf.sfu-kras.ru/ethnicmigration2016/ participant/15572 (дата обращения: 06.03.2022).

12 Ионин Л. Г. Культурный шок: конфликт этнических стереотипов // Психология национальной нетерпимости: хрестоматия / сост. Ю. В. Чернявская. - Минск, 1998. - 560 с.

13 Маркова О. А., Кошелев М. С., Суходолов Я. А. Анализ миграционной преступности в Забайкальском крае, её влияние на криминогенную обстановку в регионе // Всероссийский криминологический журнал. -2018. - Т. 12, № 2. - С. 211-219.

14 Козыкина Н. В. Современная китайская миграция в Забайкальском крае: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Читинского государственного университета. - 2010. - № 9. - С. 53-59.

Таким образом, осуществлённый обзор научной литературы демонстрирует недостаток исследований, отражающих региональную специфику процесса вхождения в социальные институты мигрантов и членов их семей, особенности их взаимодействия с местным сообществом, что обусловливает актуальность данного исследования.

Методология и методы исследования. Исходя из проблематики заявленного исследования, целесообразно использование междисциплинарного подхода, который позволит спрогнозировать возможные стратегии адаптации детей мигрантов в реципирующем сообществе, подробно рассмотреть этнокультурные и этнорелигиозные детерминанты их поведения в изменившихся социокультурных условиях, а также проанализировать взаимоотношения детей - представителей мигрантов и местного сообщества. Для практического исследования специфики адаптации детства в условиях инокультурной среды выбран метод фокус-групп, ориентированный на анализ данных, полученных в ходе беседы с представителями образовательных учреждений, непосредственно занимающихся вопросами социальной, культурной, образовательной адаптации детей-мигрантов.

Для определения путей адаптации детей-мигрантов в исследовании применялась теория стратегий аккультурации Джона Бер-ри. По его мнению, аккультурация мигранта/ иммигранта может осуществляться по одной из четырёх стратегий: ассимиляция, сепарация, маргинализация, интеграция. Успешность социокультурной адаптации, в свою очередь, зависит от того, какой из существующих вариантов переселенцы или визитёры (мигранты) выбирают исходя из опыта коммуникации как с новым обществом, так и со своим ближайшим окружением (семья, диаспора), так или иначе влияющим на принятие решений. Использование её в рамках исследуемой проблемы способствует выявлению возможных путей аккультурации детей-мигрантов.

В рамках данного исследования целесообразно использование теории адаптации Я. Ким, которая фокусирует внимание на значении фактора коммуникации с представителями принимающего сообщества в процессе социокультурной адаптации.

Результаты исследования и их обсуждение. Учитывая, что объектом плани-

руемого исследования является детство, а именно - особенности адаптации детей-мигрантов к новым социокультурным условиям, вызванным миграцией, представляется необходимым дифференцированно исследовать процесс адаптации детей разных возрастов. Это обусловлено, во-первых, разницей в степени пластичности/ригидности когнитивных моделей, которые могут варьироваться у детей дошкольного и школьного возрастов. Во-вторых, различием психоэмоционального статуса, характеризующегося продолжающимся становлением высших психических функций у детей дошкольного возраста, и практически полным завершением такового у школьников [10, с. 234].

Рассматривая вопросы адаптации в условиях инокультуры детей-мигрантов, Т. Ф. Ушева и Н. А. Мункоева отмечают, что миграционные процессы приводят к возникновению целого комплекса «детских» проблем, характеризующихся определённой спецификой и требующих своего безотлагательного и детального решения [11].

С целью изучения данной проблематики была организована фокус-группа, состоящая из специалистов - представителей образовательных организаций: дошкольного образования (муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Читы № 15 (далее МДОУ № 15)), школьного образования (муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 32» (далее СОШ № 32)). Выбор указанных организаций обусловлен максимальной концентрацией детей-мигрантов в составе их контингента. Так, в МДОУ № 15 из 400 детей 98 человек являются мигрантами, в СОШ № 32 из 764 обучающихся 213 - мигранты, что актуализирует необходимость разработки специальных технологий адаптации, социализации, направленных на интеграцию детей в социальное пространство реципирующего сообщества.

В ходе проведения фокус-группы выявлены сущностные характеристики таких понятий, как «адаптация», «конфликтоген-ность», «мотивация учащихся».

Фокус-группа в МДОУ № 15 определила, что дети дошкольного возраста довольно быстро адаптируются к условиям детского сада: режиму дня, питанию, коммуникации со сверстниками других национальностей, специфике дошкольной образовательной программы, применяемой в детском саду.

Ананьина Д. А., Терентьева А. В., Цзян Дань Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17, № 2

Результатом фокус-группы СОШ № 32 явилось выявление проблемы, связанной с языковым барьером. Такая ситуация сложилась в начальной школе, когда ребёнок сталкивается с недостатком словарного запаса, трудностями в формировании фонематического слуха, навыков письма. Подобная тенденция наблюдается в средней и старшей школе, что, естественно, влияет на общую успеваемость и препятствует успешной сдаче ЕГЭ, следовательно, и поступлению в высшие и средние учебные заведения (вузы, сузы) [12, с. 66].

Следующая проблема, которая обсуждалась в фокус-группе, - это конфликтность. В МДОУ № 15 конфликтность в детском коллективе отсутствует, при этом эпизодически возникают недопонимания между сотрудниками детского сада и родителями-мигрантами. Эти недопонимания связаны, как правило, с неприятием со стороны последних культурных детерминантов принимающего сообщества, заключающихся в нежелании участвовать в проведении национальных праздников, использовать национальную атрибутику.

В СОШ № 32 явных конфликтов между детьми коренного населения и мигрантами не отмечается, однако существуют и латентные формы, проявляющиеся в становлении «стигматизированного восприятия детьми коренного населения и мигрантов друг друга» [13, с. 178].

Говоря об отношении к обучению, следует отметить, что дети-мигранты характеризуются высоким уровнем мотивации к учёбе, что проявляется в таких качествах, как любознательность, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность. Дети дошкольного возраста, в свою очередь, демонстрируют успеваемость по дошкольным образовательным программам, которые включают в себя формирование коммуникативных навыков, познавательных умений, способствуют выстраиванию эмоциональных контактов между сверстниками.

Обозначенные проблемы стимулируют образовательные учреждения к принятию практических решений, способствующих успешной адаптации, социализации, снижению конфликтогенности, повышению интеграции к условиям инокультурной среды де-тей-мигрантов1. Так, в МДОУ № 15 широко

1 Павленко О. Аккультурация и адаптация иммигрантской молодёжи. - URL: https://www.hse.ru/ ma/socpsy/news/51883820.html (дата обращения: 06.03.2022). - Текст: электронный.

применяется образовательная технология, позволяющая через фольклор, театрализованные постановки, интерактивные занятия погрузить ребёнка в языковую среду, интегрировать в культуру принимающего сообщества [14]. В рамках СОШ № 32 в начальном звене введена дисциплина «Русский язык как неродной» для восполнения пробелов, вызванных языковым барьером. Отмечая эффективность введения данной меры для детей младшего школьного возраста, педагогический состав разрабатывает курс этой дисциплины для внедрения её в рамках средней школы [15].

Полученные в ходе проведённого исследования данные позволяют сделать определённые выводы. Социокультурная адаптация детей-мигрантов характеризуется многоаспектностью, проявляющейся различиями в стратегиях адаптации детей в зависимости от возрастной категории, эмоционального климата в семье относительно нахождения в инокультурной среде, опыта взаимодействия с представителями принимающего сообщества. Как отмечают исследователи А. Портес и А. Ривас, «адаптация - это процесс, который происходит с ребёнком не в одиночестве. Она влечёт за собой постоянное взаимодействие с другими. Изучение языка и культуры происходит в семье не изолированно, при этом аккультурация у детей и родителей может протекать с разной скоростью. Самооценка, формируемая в новых условиях, а также мотиваци-онная составляющая адаптации развиваются не только под влиянием семьи. Также и другие обстоятельства (включая, например, возраст миграции) влияют на становление различных типов социального взаимодействия, которые дети-мигранты будут реали-зовывать в принимающем сообществе» [по: 16, с. 110]. Для детей дошкольного возраста процесс социокультурной адаптации является менее стрессогенным, что отражается в активном включении детей в образовательную и игровую деятельность. У детей дошкольного возраста отсутствует понимание социальной, этнической и другой стратификации, они воспринимают мир социальных отношений как некое синкретическое целое, что обусловливает формирование у них стратегии интеграции - когда культурные детерминанты старой культуры не являются антагонистом новой; они не противоречат, а дополняют друг друга.

Усложнение характера деятельности в школьный период, а также психофизиологические процессы, происходящие на разных его этапах, проявляются, в частности, в оформлении систематизирующей функции мозга. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры головного мозга. В подростковом возрасте мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым [16, с. 107]. Это свидетельствует о начавшемся процессе дифференциации окружающей социальной действительности по различным основаниям. Когда-то неразделённое социальное целое начинает приобретать черты различных категорий - этнических, этических, идеологических и других. Именно в этот период постепенно оформляются социальные дихотомии: «свой этнос -чужой этнос», «своя культура - чужая культура» и т. д. Вследствие указанных процессов стратегия адаптации детей-мигрантов может трансформироваться в этот период в диапазоне от сепарации до ассимиляции.

Анализируя полученные в ходе исследования данные, следует сказать, что в средней и старшей школе доминирует стратегия сепарации. Дети при этом бесконфликтно общаются с представителями другой культуры, выполняют все формальные требования образовательного учреждения, однако происходит некое обособление своей этнической группы (внутри которой также есть разделение по родственным, дружеским, земляческим основаниям) от всех прочих [17, с. 175]. Таким образом, даже на школьном уровне мы наблюдаем процесс диаспо-ризации, который в последующем окрепнет и станет ведущей формой взаимодействия мигрантов на территории проживания.

Следует отметить, что мигранты из региона Центральной Азии прибывают на территорию Читы в основном с целью трудоустройства. При этом они обладают высокой степенью горизонтальной мобильности, что позволяет им одинаково эффективно быть задействованными в различных сферах неквалифицированной и/или низко квалифицированной трудовой деятельности (строительство, общепит, пассажиропере-возки). Однако заработанные таким образом средства позволяют поддерживать им средний и выше среднего уровень достатка. Это во многом является следствием предприим-

чивости, трудолюбия, отсутствия пагубных пристрастий, негативно отражающихся на трудовой деятельности. Данные особенности менталитета также находят отражение в учебной деятельности детей-мигрантов.

Педагоги дошкольного и среднего образовательных учреждений выделяют указанные черты как характерные для большинства таких детей. При этом педагоги среднего образования отмечают отсутствие стремления к получению следующей ступени образования; дети-мигранты как правило после окончания школы не поступают в средние специальные и высшие учебные заведения. Причинами тому, на наш взгляд, являются, во-первых, воспитательная парадигма, сложившаяся в рамках того сообщества, которое они покинули, не ориентированная на вертикальную мобильность; во-вторых, занятые мигрантами экономические ниши оказываются способны обеспечить достойные качество и уровень жизни, при котором образование для них утрачивает свою необходимость и целесообразность.

Заключение. Таким образом, социокультурная адаптация детей-мигрантов происходит в два этапа, которые связаны «с соответствующими институтами образования - дошкольного и школьного» [18, с. 249]. Прохождение каждого из них способствует приобретению необходимых для жизни в другом государстве навыков. В контексте исследования адаптации детей-мигрантов в г. Чите отмечается ряд характерных черт - интегративная модель адаптации в дошкольный период и сепаративная модель адаптации в средней и старшей школе.

Стремление к обособлению в группе, связанной этническими, родственными и другими связями, обусловливается как психологическими, так и прагматическими мотивами. С одной стороны, такая группа обеспечивает психологический комфорт в условиях нахождения вне территории своего привычного проживания, с другой - является «социальным гарантом» по широкому спектру самых разнообразных проблем. В этой связи диаспора как форма и способ существования этнической группы в стране проживания становится средоточием её жизни, включающим как онтологические, ценностные основания, так и повседневные практики. В настоящее время наблюдается тенденция к расширению функций диаспор, всё чаще «распространяющих своё влияние

Ананьина Д. А., Терентьева А. В., Цзян Дань Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17, № 2

в рамках определённых экономических ниш» [19, с. 2700]. Этот фактор, на наш взгляд, во многом обуславливает «непроницаемость» диаспор для внешнего влияния, потому как внутри диаспор содержится всё необходимое для поддержания привычного образа жизни, мировоззрения. Социокультурная адаптация мигрантов и их детей (школьного возраста), таким образом, возможна лишь

настолько, насколько она необходима для их базовой интеграции в рецепиирующее сообщество, насколько способствует достижению практических, утилитарных целей. Недостаточная научная разработанность различных аспектов миграции в регионе актуализирует необходимость многомерного, разностороннего изучения данной проблематики.

Список литературы

1. Pismennaia E., Ryazantsev S., Bozhenko V. Central Asian Diasporas in the Russian Federation // Migration Channels and their Contribution to the Socioeconomic Development of the Sending Communities. Central Asia and the Caucasus. 2016. Vol. 17. Pp. 87-95.

2. Vasilina L., Zetkina I., Rogachev V., Zamkin P., Miroshkin V. Educational Environment of Regional Cultural Space in Adaptation of Migrants' Children // Espacios. 2018. Vol. 39. Pp. 25-31.

3. Gurieva S., Koiv Kr., Tararukhina O. Migration and Adaptation as Indicators of Social Mobility Migrants // Behavioral Sciences. 2020. Vol. 1. Pp. 1-12.

4. John W. Berry Immigration, Acculturation and Adaptation Applied Psychology // International Review. 1997. Vol. 46. P. 7.

5. Juang L., Moin Syed. The Evolution of Acculturation and Development Models for Understanding Immigrant Children and Youth Adjustment // Child Development Perspectives. 2019. Vol. 13. Pp. 241-246.

6. Монастырская Т. И., Кузина Е. В., Ковалева А. А. Адаптация детей-мигрантов в образовательной среде: проблемы и возможности средней школы. Текст: электронный // Специфика этнических миграционных процессов на территории Центральной Сибири в XX-XXI веках: опыт и перспективы: материалы VI Международной научно-практической конференции. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2016. URL: http://conf.sfu-kras.ru/ethnicmigration2016/participant/15572 (дата обращения: 06.03.2022).

7. Василькова С. Г. Языковая и социальная адаптация детей-мигрантов // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы VII Международной научной конференции (г Санкт-Петербург, дек. 2020 г). СПб., 2020. С. 31-33.

8. Pomytkina L., Moroz R., Kovalchuk O., Pomytkin E. Psychological predictors of formation and development of personal identity of older preschool children. URL: https://www.matec-conferences.org/articles/ matecconf/pdf/2021/11/matecconf_simpro21_11001.pdf (дата обращения: 06.03.2022). Текст: электронный.

9. Weyandt L., Clarkin Ch., Holding E., May Sh. Neuroplasticity in children and adolescents in response to treatment intervention: A systematic review of the literature // Clinical & Translational Neuroscience. 2020. Vol. 4. Pp. 1-21.

10. Portes A., Rivas A. The Adaptation of Migrant Children // Future Child. 2011. Vol. 21, no. 1. Pp. 219-246.

11. Ушева Т. Ф., Мункоева Н. А. Социальная адаптация детей-мигрантов в общеобразовательной школе // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. № 10. С. 48.

12. Куприна Т. В. Обучение детей-мигрантов в школах России: проблемы и пути их решения // Многоязычие в образовательном пространстве. 2017. № 9. С. 65-74.

13. Бритвина И. Б. Стереотипы восприятия мигрантов из стран Центральной Азии как представителей культуры единого региона // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. «Проблемы образования, науки и культуры». 2020. Т. 26, № 2. С. 176-184.

14. Ефимова А. Как дети-мигранты учатся в российских школах и почему об их проблемах почти не говорят. URL: https://mel.fm/shkola/7524918-migrants_study (дата обращения: 06.03.2022). Текст: электронный.

15. Зборовский Г. Е., Шуклина, Е. А. Обучение детей-мигрантов как проблема их социальной адаптации. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2014/05/05/1251339495/08Zborovskiy.pdf (дата обращения: 06.03.2022). Текст: электронный.

16. Иванова Г. П., Стецевич М. Ю., Ширкова Н. Н. Проблема адаптации детей-мигрантов в образовательном учреждении: результаты теоретического и эмпирического исследования // Социальные отношения. 2018. Т. 25, № 2. С. 106-115.

17. Elena B. Bedrina, Elena V. Lazareva Adaptation and Integration of Labour Migrants from Central Asia in Russia and Countries of European Union: Comparative Analysis // Economy of regions. 2021. Vol. 17, no. 1. Pp. 170-181.

18. Боярский П. В. Положение и права мигрантов в сфере школьного образования в России // Молодой учёный. 2020. № 20. С. 247-253.

19. Fofanova K. V., Sychev A. A., Borisov D. M. Factors of the Economic Adaptation of Migrants // Advances in Economics, Business and Management Research. 2020. Vol. 128. Pp. 2698-2703.

Информация об авторах

Ананьина Дарья Александровна, кандидат философских наук, доцент; Забайкальский государственный университет; 672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30; e-mail: ananina_1989@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-3509-7036.

Терентьева Анастасия Вадимовна, старший преподаватель; Забайкальский государственный университет; 672039, Россия, г Чита, ул. Александро-Заводская, 30; e-mail: bardanastasya@mail.ru; https:// orcid.org/0000-0001-8099-6597.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цзян Дань, декан факультета русского языка, Хэйхэский университет; 164300, КНР, г. Хэйхэ, ул. Сюэ Юань; e-mail: dan.tszian@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-7430-9113.

Вклад авторов в статью

Д. А. Ананьина определяла методологию исследования, осуществляла сбор материалов, структурирование и анализ данных.

А. В. Терентьева проводила эмпирическое исследование, осуществляла его оформление. Цзян Дань осуществлял подбор и анализ литературы.

Для цитирования

Ананьина Д. А., Терентьева А. В., Цзян Дань. Адаптация детей-мигрантов в условиях инокультур-ной среды: социально-философский анализ // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17, № 2. С. 122-130. DOI: 10.21209/1996-7853-2022-17-2-122-130.

Статья поступила в редакцию 11.04.2022; одобрена после рецензирования 13.05.2022; принята к публикации 16.05.2022.

References

1. Pismennaia, E., Ryazantsev, S., Bozhenko, V. Central Asian Diasporas in the Russian Federation: Migration Channels and their Contribution to the Socioeconomic Development of the Sending Communities. Central Asia and the Caucasus, vol. 17, pp. 87-95, 2016. (In Engl.)

2. Vasilina, L., Zetkina, I., Rogachev, V., Zamkin, P., Miroshkin, V. Educational Environment of Regional Cultural Space in Adaptation of Migrants' Children. Espacios, vol. 39, pp. 25-31, 2018. (In Engl.)

3. Gurieva, S., Koiv, Kr., Tararukhina, O. Migration and Adaptation as Indicators of Social Mobility Migrants. Behavioral Sciences, vol. 1, pp. 1-12, 2020. (In Engl.)

4. John, W. Berry Immigration, Acculturation, and Adaptation Applied Psychology: an International Review, vol. 46, p. 7, 1997. (In Engl.)

5. Juang, L., Moin, Syed. The Evolution of Acculturation and Development Models for Understanding Immigrant Children and Youth Adjustment. Child Development Perspectives, vol. 13, pp. 241-246, 2019. (In Engl.)

6. Monastyrskaya, T. I., Kuzina, E. V., Kovaleva, A. A. Adaptation of migrant children in the educational environment: problems and opportunities of secondary school. VI International scientific and practical conference "Specifics of ethnic migration processes in Central Siberia in the XX-XXI centuries: experience and prospects", collection of materials Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2016. Web. 06.03.2022. http://conf.sfu-kras.ru/ ethnicmigration2016/participant/15572. (In Rus.)

7. Vasilkova, S. G. Linguistic and social adaptation of migrant children. Aspects and trends of pedagogical Sciences: materials of the VII Intern. nauch. Conf. (Saint-Petersburg, December 2020). Saint Petersburg: the publishing house, 2020: 31-33. (In Rus.)

8. Pomytkina, L., Moroz, R., Koval'chuk, O., Pomytkin, E. Psychological predictors of formation and development of personal identity of older preschool children. Web. 06.03.2022. https://www.matec-conferences. org/articles/matecconf/pdf/2021/11/matecconf_simpro21_11001.pdf.

9. Weyandt, L. Clarkin, Ch., Holding, E., May, Sh. Thompson Neuroplasticity in children and adolescents in response to treatment intervention: A systematic review of the literature. Clinical & Translational Neuroscience. 2020: 1-21. (In Rus.)

10. Portes, A., Rivas, A. The Adaptation of Migrant Children Future Child, no. 1, pp. 219-246, 2011. (In Engl.)

11. Usheva, T. F., Munkoeva, N. A. Social adaptation of migrant children in secondary school. Russian Journal of Education and Psychology, no. 10, pp. 48, 2019. (In Rus.)

12. Kuprina, T. V. Education of migrant children in Russian schools: problems and ways to solve them. Multilingualism in the educational space, no. 9, pp. 65-74, 2017. (In Rus.)

13. Britvina, I. B. Stereotypes of migrants from Central Asian countries as cultural representatives of a United region. News of the Ural Federal University. Ser. 1, the Problems of education, science and culture, no. 2, pp. 176-184, 2020. (In Rus.)

Ананьина Д. А., Терентьева А. В., Цзян Дань Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17, № 2

14. Efimova, A. How migrant children study in Russian schools and why their problems are almost not talked about. Web. 06.03.2022. https://mel.fm/shkola/7524918-migrants_study. (In Rus.)

15. Zborovsky, G. E., Shuklina, E. A. Teaching migrant children as a problem of their social adaptation. Web. 06.03.2022. http://ecsocman.hse.ru/data/2014/05/05/1251339495/08Zborovskiy.pdf. (In Rus.)

16. Ivanova G. P., Stetsevich M. Yu., Shirkova N. N. The problem of adaptation of migrant children in an educational institution: results of theoretical and empirical research Social relations, no. 2, pp. 106-115, 2018. (In Rus.)

17. Bedrina, E., Lazareva, E. Adaptation and Integration of Labour Migrants from Central Asia in Russia and Countries of European Union: Comparative Analysis. Economy of the region, no. 1, pp. 170-181, 2021. (In Rus.)

18. Boyarsky, P. V. The situation and rights of migrants in the field of school education in Russia. Young scientist, no. 20, pp. 247-253, 2020. (In Rus.)

19. Fofanova, K. V., Sychev, A. A., Borisov, D. M. Factors of the Economic Adaptation of Migrants. Advances in Economics, Business and Management Research, vol. 128, pp. 2698-2703, 2020. (In Engl.)

Information about authors

Anan'ina Darya A., Candidate of Philosophy, Associate Professor; Transbaikal State University; 30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia; e-mail:ananina_1989@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-3509-7036.

Terentyeva Anastasia V., Senior Lecturer; Transbaikal State University; 30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia; e-mail: bardanastasya@mail.ru; https://orcid.org/0000-0001-8099-6597.

Jiang Dan, Dean of the Faculty of Russian Language, Heihe University; Aihui District, st. Xue Yuan, Heihe, 164300, China; e-mail: dan.tszian@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-7430-9113.

Contribution of authors

D. A. Anan'ina - definition of methodology, analysis of results. A. V. Terentyeva - conducting an empirical study, designing a study. Jiang Dan - search and analysis of materials.

For citation

Anan'ina D. A., Terentyeva A. V., Jiang Dan. Adaptation of Migrant Children in a Foreign Cultural Environment: Socio-Philosophical Analysis // Humanitarian Vector. 2022. Vol. 17, No. 2. PP. 122-130. DOI: 10.21209/19967853-2022-17-2-122-130.

Received: April 11, 2022; approved after reviewing May 13, 2022; accepted for publication May 16, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.