Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК В ДИАГНОСТИКЕ АДАПТАЦИИ'

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК В ДИАГНОСТИКЕ АДАПТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
465
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-МИГРАНТЫ / МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК / МИГРАНТЫ / АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Путулян Н. С., Закирова В. Г.

Актуальность статьи обусловлена активизацией миграционных процессов на территории Республики Татарстан за последние 10-летия и анализом трудностей адаптации детей мигрантов к российской системе образования. Наиболее уязвимым и несовершенным аспектом современной системы адаптации мигрантов в российской школе является диагностика и сопровождение детей-мигрантов, а также школы в котором обучается данный ребенок. Наиболее проблемными зонами российской системы работы с мигрантами является отсутствие комплекса диагностики адаптации детей-мигрантов и их психолого-педагогическое сопровождение. Авторы определяют необходимость реализации системного подхода в проведении диагностики адаптации детей-мигрантов и их взаимоотношений в классном коллективе. Не выявленные вовремя трудности детей мигрантов являются потенциальным источником рисков и опасностей, как для самого ребенка, так и для всей системы образования. Целью данной статьи стало апробация метода экспертных оценок в диагностике адаптации детей-мигрантов. Авторами исследования представлен опыт применения метода экспертных оценок в диагностике адаптации детей-мигрантов в российской школе с учетом основных агентов адаптации - родителей и педагогов. В статье даны рекомендации по внедрению данной методики в практику начальной школы, выявлены и проанализированы возможные трудности проведения диагностики методом экспертных оценок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF MIGRANT CHILDREN IN THE RUSSIAN SCHOOL: EXPERIENCE OF USING THE METHOD OF EXPERT ASSESSMENTS IN THE DIAGNOSIS OF ADAPTATION

The relevance of the article is due to the intensification of migration processes in the territory of the Republic of Tatarstan over the past 10 years and the difficulties of adapting migrant children to the Russian education system. The most vulnerable and imperfect aspect of the modern system of adaptation of migrants in the Russian school is the diagnosis and support of migrant children and the school in which this child is trained. In our opinion, working with migrant children would be more successful if there could be realization of a systematic approach in diagnostic work. The difficulties of migrant children that are not identified in time are a potential source of risks and dangers for both the child and the entire education system. It is important to choose diagnostic methods that can provide a systematic approach. The purpose of this article is to test the method of expert assessments in the diagnosis of adaptation of migrant children in the Russian school, taking into account the main agents of the child's adaptation - parents and teachers.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК В ДИАГНОСТИКЕ АДАПТАЦИИ»

УДК 37.06

Адаптация детей мигрантов в российской школе: опыт применения метода экспертных оценок в диагностике адаптации

Adaptation of migrant children in the Russian school: experience of using the method of expert assessments in the diagnosis of adaptation

Путулян Н.С., Казанский федеральный (Приволжский)университет, narohk@mail.ru

Закирова В.Г., Казанский федеральный (Приволжский) университет, zakirovav-2011@mail.ru

Putulyan N., Kazan (Volga region) Federal University, narohk@mail.ru

Zakirova V., Kazan (Volga region) Federal University, zakirovav2011@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.023

Ключевые слова: дети-мигранты, метод экспертных оценок, мигранты, адаптация мигрантов, социокультурная адаптация, технологии адаптации.

Keywords: migrant children, expert assessment method, migrants, adaptation of migrants, socio-cultural adaptation, technologies of adaptation.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена активизацией миграционных процессов на территории Республики Татарстан за последние 10-летия и анализом трудностей адаптации детей мигрантов к российской системе образования. Наиболее уязвимым и несовершенным аспектом современной системы адаптации мигрантов в российской школе является диагностика и сопровождение детей-мигрантов, а также школы в котором обучается данный ребенок. Наиболее проблемными зонами российской системы работы с мигрантами является отсутствие комплекса диагностики адаптации детей-мигрантов и их психолого-педагогическое сопровождение.

Авторы определяют необходимость реализации системного подхода в проведении диагностики адаптации детей-мигрантов и их взаимоотношений в классном коллективе. Не выявленные вовремя трудности детей мигрантов являются потенциальным источником рисков и опасностей, как для самого ребенка, так и для всей системы образования. Целью данной статьи стало апробация метода экспертных оценок в диагностике адаптации детей-мигрантов. Авторами исследования представлен опыт применения метода экспертных оценок в диагностике адаптации детей-мигрантов в российской школе с учетом основных агентов адаптации - родителей и педагогов. В статье даны рекомендации по внедрению данной методики в практику начальной школы, выявлены и проанализированы возможные трудности проведения диагностики методом экспертных оценок.

Abstract. The relevance of the article is due to the intensification of migration processes in the territory of the Republic of Tatarstan over the past 10 years and the difficulties of adapting migrant children to the Russian education system. The most vulnerable and imperfect aspect of the modern system of adaptation of migrants in the Russian school is the diagnosis and support of migrant children and the school in which this child is trained. In our opinion, working with migrant children would be more successful if there could be realization of a systematic approach in diagnostic work. The difficulties of migrant children that are not identified in time are a potential source of risks and dangers for both the child and the entire education system. It is important to choose diagnostic methods that can provide a systematic approach. The purpose of this article is to test the method of expert assessments in the diagnosis of adaptation of migrant children in the Russian school, taking into account the main agents of the child's adaptation - parents and teachers.

Введение. Россия всегда была многонациональной страной и сохраняет статус более мягкого адаптационного пути для мигрантов из стран СНГ в связи с высоким уровнем жизни по сравнению с другими бывшими союзными республиками (Киргизия, Таджикистан) [3].

Этому способствует и советское прошлое наших народов, и многообразие культур коренных жителей России. По этой причине, совершенно естественно, что именно Россия становится местом для трудовой миграции из бывших союзных республики. Однако, если с поколением

80-90-х годов рождения проблем в языковой адаптации не было, то современное поколение имеет значительные трудности и в языковой, и социокультурной адаптации [3;4]. Это вызвано произошедшими изменениями в образовательной системе родины мигрантов: уменьшение часов на изучение русского языка или вовсе отказ от него, усиление влияния религии на светскую жизнь. В основном трудовые мигранты Республики Татарстан - это выходцы из мусульманских стран СНГ [5].

Адаптация детей мигрантов к современной российской школе является одной из важнейших задач системы работы с мигрантами в целом [6;7]. Важность этой задачи подкрепляется еще и тем, что в современных условиях именно дети-мигранты становятся агентами интеграции своих родителей в новую для них культурную среду, и успешность адаптации семьи в этом случае напрямую зависит от качества работы, проведенной с ребенком в условиях школы [2].

Работу по адаптации совершенно естественно начинать с диагностики. Однако, существуют некоторые трудности в исследовании адаптации детей-мигрантов, связанные с языковым барьером, индивидуально-возрастными особенностями ребенка и субъективностью методик [7-9].

Настоящее исследование посвящено проблеме диагностики адаптации детей мигрантов в российской школе путем применения метода экспертных оценок.

Материалы и методы. Исследование условий адаптации детей мигрантов в современной школе является актуальной проблемой отечественных и зарубежных исследований в области образования. В рамках данного литературного обзора представим несколько направлений современных исследований проблем диагностики адаптации детей-мигрантов.

Ученые-исследователи Казанского

федерального университета Ч.Р. Громова, Р.Р. Хайрутдинова в течение более 5 лет исследовали различные проблемы [1;11]. Наиболее интересны работы последних лет, посвященные проблемам установок педагогов и анализа школьного климата. Данные исследования позволяют сделать вывод о необходимости системной работы по поддержке как самих детей, так и их родителей. В рамках изучения самих практик социокультурной адаптации детей-мигрантов достойны внимания исследования Л.А. Камаловой по применению театральных и игровых методик в диагностике. Театральные методики позволяют в моделируемой ситуации выявить признаки адаптации с одной стороны, с другой в процессе театрализации педагог может корректировать

ошибочные модели поведения ребенка в формате игры [12].

При исследовании условий адаптации детей-мигрантов следует также упомянуть концепции социально-психологической адаптации личности, предложенные Н.Г. Фирсовой. Автор рекомендует адаптацию детей рассматривать в системе фактора их психологического здоровья и условий его оптимизации как в теоретическом, так и в практическом планах [10].

Интересны результаты китайских ученых (Юань, Фан и др. [14]) в определении условий и особенностей социокультурной адаптации. Ими установлено, что городские дети-мигранты обладают лучшими показателями в социально-культурной адаптации и худшими в психологической адаптации, чем дети из провинциальной сельской местности. А дети дети-мигранты в государственной школе намного лучше в социально-культурной и психологической адаптации чем в школах, созданных специально для детей-мигрантов. В тоже время Т. 8ЬоисЬш [13] отмечает, что несмотря на трудности в поведении, у детей-мигрантов не отмечаются значительные трудности в академической успешности.

Представленный обзор позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования диагностики адаптации детей-мигрантов и включения в систему оценки мнения основных агентов адаптации (педагогов и родителей).

Базой опытно-экспериментальной работы стало МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа № 81 с углубленным изучением отдельных предметов имени В.А. Григорьева» Кировского района г. Казани. В исследовании адаптации детей мигрантов участвовали 5 первоклассников, 5 родителей и классный руководитель. Количество участников экспериментальной работы обосновано тем, что данное исследование является пилотной апробацией диагностического инструментария.

Исследование проходило в три этапа:

- констатирующий этап эксперимента, целью которого стало выявление уровня адаптации детей мигрантов к школе;

- формирующий этап эксперимента, целью которого стала разработка проекта интерактивных технологий в адаптации детей мигрантов;

- контрольный этап эксперимента, целью которого стало проведение повторного исследования адаптации детей мигрантов и оценка эффективности опытно-экспериментальной работы.

Результаты. В настоящем исследовании представлены результаты констатирующего и

контрольного этапов исследования по применению метода экспертных оценок в диагностике адаптации. Для исследования выбрана методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» В.И. Чиркова, О.Л. Соколовой, О.В. Сорокиной. Данная методика предназначена для педагогов и родителей. Классный руководитель и родители заполняют схемы изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе.

Каждая схема содержит упорядоченный набор поведенческих, аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить приспособленность ребенка к школе.

Схема для учителей включает в себя 4 критерия адаптированности: эффективность учебной деятельности; усвоение школьных норм поведения; успешность социальных контактов; эмоциональное благополучие.

Схема для родителей состоит и 6 шкал, из которых нужно выбрать утверждение, которое наиболее точно отражает состояние своего ребенка: успешность выполнения школьных заданий; степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий; самостоятельность ребенка при выполнении заданий; настроение, с которым ребенок идет в школу; взаимоотношения с одноклассниками; общая оценка адаптированности.

Педагогов и родителей просят выбрать утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребенка на данный момент (каждое утверждение имеет свой балл). На основании суммы полученных баллов по каждой схеме можно оценить адаптированность ребенка к школе, см. таблицу 1.

Таблица 1. -Соотношение баллов выбранных утверждений и уровеня социально-психологической адаптации детей

Обработка результатов для учителей Обработка результатов для родителей

нормальная адаптация - 22 - 35 баллов; неполная адаптация - 15 - 21 балл; дезадаптация - 0 - 14 баллов нормальная адаптация - 19 - 30 баллов; неполная адаптация - 13 - 18 баллов; дезадаптация - 0 - 12 баллов

Представим результаты контрольного исследования. Результаты анализа протоколов экспертной оценки социально-психологической адаптации детей мигрантов к школе классным руководителем и экспертной оценки адаптированности ребенка к школе родителями представлены в рисунках 1 и 2.

1. Экспертная оценка классного руководителя до и после формирующего этапа эксперимента.

1.1. До эксперимента. Экспертная оценка классного руководителя до эксперимента показала, см. рисунок 1, что 20% детей мигрантов имеют нормальную адаптацию. Данный школьник отвечает на уроках правильно, но редко поднимает руку. Может допустить малозначительные ошибки в письменной речи. На уроках сидит спокойно, все задания учителя выполняет. На переменах спокоен, предпочитает сидеть в классе, читать книгу или играть в спокойные игры. Контактирует только с теми ребятами, с которыми комфортно себя чувствует. По отношению к учителю дружелюбен, может обратиться к нему за помощью. Наблюдается проявление сниженного настроения только эпизодически.

20% детей мигрантов имеют неполную адаптацию. Данный школьник на уроке часто отвлекается, не слышит заданий. Только по одному предмету плохо усваивает материал. Изредка на уроке может заговорить с соседом по парте. Во время перемены школьник готовится к следующему уроку, подготавливает рабочие принадлежности, может помочь учителю убраться в классе, вымыть доску. По отношению к одноклассникам ведет себя замкнуто, предпочитает находиться один. При общении с учителем смущается, говорит тихо. В плане эмоций может наблюдаться снижение настроения.

60% детей мигрантов дезадаптированы к школе. Данные школьники пассивны на уроках, не отвечают на вопросы учителя, плохо усваивают учебный материал, успеваемость низкая, требования учителя выполняют частично, часто отвлекаются, вертятся. На переменах могут мешать другим детям, бегать, кричать. В общении с одноклассниками замкнуты. Общения с учителем избегают. Обидчивы, вспыльчивы, раздражительны.

Рисунок 1. -Результаты экспертной оценки социально-психологической адаптации детей мигрантов к школе

классным руководителем до и после эксперимента

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

До эксперимента

После эксперимента

И нормальная адаптация

20%

60%

И неполная адаптация

20%

40%

ЕЗ дезадаптация

60%

0

1.2. После эксперимента. Экспертная оценка классного руководителя показала, что 60% детей мигрантов имеют нормальную адаптацию. Данные школьники стали активнее работать на уроках, не стесняются отвечать, даже если ответ неправильный. В работах могут наблюдаться небольшие помарки, но в основном правильно выполняют задания. На уроках выполняют требования учителя, но иногда могут отвлекаться. На переменах стали участвовать в коллективных играх. С одноклассниками малообщительны, но легко идут на контакт, когда они к ним обращаются. Стали проявлять дружелюбие к учителю, общаются с ним на переменах или после уроков. Эмоциональное состояние спокойное.

40% детей мигрантов имеют неполную адаптацию. Данные школьники стали получать больше хороших оценок, активнее работать на уроках, могут допустить небольшие помарки в работах. На уроках могут иногда отвлекаться и отвлекать одноклассников. Предпочитают находиться рядом с детьми, но редко вступают с ними в контакт. Иногда избегают контакта с учителем, а иногда проявляют дружелюбие. Эмоциональное состояние разное, могут и раздражаться, могут и иметь хорошее настроение.

Детей мигрантов, дезадаптированных к школе, после проведенного эксперимента учителями не выявлено.

2. Экспертная оценка адаптированности детей родителями.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

До эксперимента

После эксперимента

И нормальная адаптация

20%

60%

П неполная адаптация

60%

40%

□ дезадаптация

20%

Рисунок 2. -Результаты экспертной оценки адаптированности ребенка к школе родителями до и после эксперимента

2.1. До эксперимента, см. рисунок 2. 20% родителей считают, что ребенок нормально адаптирован к школе. Родитель считает, что его ребенок плохо усваивает школьный материал по одному предмету, домашние задания выполняет, но иногда просит помощи. В школу идет спокойно, не проявляет сниженного настроения. Общается только с некоторыми ребятами. Родитель считает, что уровень адаптированности у ребенка выше среднего. В целом мнение данного родителя совпадает с мнением классного руководителя.

60% родителей считают, что у детей неполная адаптация к школе. Родители считают, что дети неаккуратно выполняют задания, однако допускают немного ошибок. Иногда выполняют домашние задания легко, а иногда упрямятся. При выполнении заданий стараются все сделать самостоятельно, а иногда обращаются за помощью. При собирании в школу редко бывает сниженное настроение, с неохотой идут в школу в эти дни. Общаются при необходимости только с некоторыми ребятами, друзей практически нет. Один родитель отметил уровень адаптированности ниже среднего. Два родителя считают, что уровень адаптированности средний. Мнение одного родителя сошлось с мнением классного руководителя, о том, что школьник находится в зоне неполной адаптации к школе. Двое других родителей считают, что у детей неполная адаптация, тогда как экспертная оценка классного руководителя показывает

дезадаптацию.

20% родителей считают, что ребенок находится в зоне дезадаптации. Родитель школьника отмечает плохое усвоение программного материала, ребенок часто проявляет агрессию, отказывается выполнять домашние задания. При выполнении заданий требуется постоянный контроль. Настроение чаще всего депрессивное. Ребенок предпочитает находиться один, отзывается плохо об одноклассниках. Родитель отметил, что уровень адаптированности ребенка к школе низкий. Мнение родителя сошлось с мнением классного руководителя, что ребенок находится в зоне дезадаптации к школе. При этом важно отметить, что только 20% родителей по сравнению с 60% педагогов отмечали дезадаптацию детей.

Итак, результаты исследования первой диагностики родителей позволяют сделать вывод, что дети-мигранты слабо адаптированы к школе. Школьники пассивны на уроках, не отвечают на вопросы учителя, плохо усваивают учебный материал, успеваемость низкая, требования учителя выполняют частично, часто отвлекаются,

вертятся. На переменах могут мешать другим детям, бегать, кричать. В общении с одноклассниками замкнуты. Общения с учителем избегают. Обидчивы, вспыльчивы,

раздражительны.

2.2. После эксперимента, см. рисунок 2. 60% родителей считают, что ребенок нормально адаптирован к школе. Взрослые считают, что дети стали лучше усваивать школьную программу. Выполнение домашних заданий не вызывает особых трудностей. Стали больше проявлять самостоятельность в выполнении домашних заданий. В школу собираются с хорошим настроением. Появились друзья. Стали общительны. Родители считают, что уровень адаптированности детей к школе выше среднего. Мнение родителей совпадает с экспертной оценкой классного руководителя.

40% родителей считают, что у детей неполная адаптация к школе. Взрослые считают, что дети неаккуратно выполняют задания, однако допускают немного ошибок. Иногда выполняют домашние задания легко, а иногда упрямятся. При выполнении заданий стараются все сделать самостоятельно, а иногда обращаются за помощью. При собирании в школу редко бывает сниженное настроение, с неохотой идут в школу в эти дни. Общаются при необходимости только с некоторыми ребятами, друзей практически нет. Родители считают, что уровень адаптированности детей к школе средний. Мнение родителей сошлось с мнением классного руководителя.

Результаты экспертной оценки адаптации детей мигрантов родителями и классным руководителем были единообразны и сошлись на мнении, что после реализации проекта интерактивных технологий школьники адаптировались к школе. Школьники стали активнее работать на уроках, не стесняются отвечать, даже если ответ неправильный. В работах могут наблюдаться небольшие помарки, но в основном правильно выполняют задания. На уроках выполняют требования учителя, но иногда могут отвлекаться. На переменах стали участвовать в коллективных играх. С одноклассниками малообщительны, но легко идут на контакт, когда они к ним обращаются. Стали проявлять дружелюбие к учителю, общаются с ним на переменах или после уроков. Эмоциональное состояние спокойное. Экспертные оценки классного руководителя и родителей практически совпали.

Заключение. В настоящее время согласно отчетам УФМС Республика Татарстан сохраняет лидирующее положение по своей привлекательности для мигрантов среди регионов

Российской Федерации. Миграционный кризис, произошедший в западноевропейских странах в 2018-2020 гг., и возникшие там этнокультурные конфликты доказывают необходимость разработки превентивных программ

межнациональных конфликтов и социо-политических инструментов регулирования миграционных процессов. Основой данных решений выступают разработанные система диагностики ситуации и программы по сопровождению адаптации мигрантов.

Наше исследование посвящено проблеме комплексной диагностики адаптации детей-мигрантов в российской школе. Выбор данной проблемы обоснован высоким потенциалом адаптации взрослых мигрантов через детей младшего школьного возраста. Психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют им значительно быстрее родителей пройти социокультурную адаптацию и стать агентами адаптации для своих старших родственников.

В данном исследовании была проведена опытно-экспериментальная работа по апробации метода экспертных оценок в диагностике адаптации детей мигрантов в российской начальной школе. В процессе исследования были определены рекомендации к применению данного метода, а именно:

- метод экспертных оценок должен применяться с включением всех возможных агентов адаптации детей-мигрантов, что исключит возможность субъективизмами результатов диагностики;

- требуется предварительная работа с родителями и родственниками детей-мигрантов, в том числе по документальному сопровождению диагностики (получение разрешения, регистрация анкетных данных и др.);

- при разработке листов экспертной оценки и гайда к интервью с агентами адаптации нужно учитывать социокультурные особенности респондентов и их психоэмоциональное состояние;

- перед определением выборки необходимо провести предварительную работу по определению межличностных отношений между родителями и детьми мигрантами.

По результатам проведенного пилотного исследования по применению метода экспертных оценок были выявлено преобладание поведенческих проблем детей-мигрантов. Данное исследование является предварительной работой по разработке социокультурной модели адаптации детей-мигрантов в российской школе с применением интерактивных технологий.

1. Громова Ч.Р. Образовательные технологии для работы с детьми мигрантов / Ч.Р. Громова, Р.Р. Хайрутдинова // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2021. - №2 1(53). - С. 7689.

2. «О реализации Программы интеграции детей зарубежных мигрантов в московскую образовательную среду и их социально-культурной адаптации к условиям столичного мегаполиса»: Приказ Департамента образования г. Москвы от 30.06.2006 г. № 402 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.alppp.ru/.. ./рпка7^ераПатеп1аоЪга70уаш|а^--тоБкуу

3. Завьялов А.В. Актуальные вопросы государственного регулирования социальной адаптации мигрантов / А.В. Завьялов // Государственное управление. Электронный вестник. - 2019. - № 72. - С. 143-164.

4. Зимова Н.С. Социальная адаптация трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в России / Н.С. Зимова // Миграция и социально-экономическое развитие. - 2017. - № 1. - Т. 2. - С. 19-28.

5. Исламшина Т.Г. Этноконфессиональный фактор миграционного движения населения в Республике Татарстан / Т.Г. Исламшина, А.Р. Ахметгалиева, Л.К. Нагматуллина // Вестник

экономики, права и социологии. - 2017. - № 3. - С. 131135.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Петрова С.И. Проблема адаптации детей мигрантов к условиям обучения в начальной школе (взгляд методиста) / С.И. Петрова // Русский язык как неродной - путь к жизненному и профессиональному успеху / Материалы Круглого стола РОПРЯЛ. 27.01.2006 г. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - С. 67-68.

7. Султанова Н.Д. Здоровьесберегающая психологическая программа для вынужденных переселенцев / Н.Д. Султанова // Материалы третьей международной научно-практической конференции; под ред. К.К. Шебеко. - 2011. - С. 252-255.

8. Уша Т.Ю. Опыт языковой адаптации инофонов как отражение миграционной политики / Т.Ю.Уша // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2014. - № 170. - С. 26-34.

9. Уша Т.Ю. Российская федерация как многонациональное государство: учебно-методическое пособие / И.П. Лысакова, Т.Ю. Уша, Г.М. Васильева, Е.А. Железнякова, О.Г. Розова, Т.Н. Матвеева, О.В. Миловидова // Методика обучения русскому языку как неродному. Сер. "Бакалавриат и магистратура". -Москва, 2021. - С. 8-14.

10. Фирсова Н.Г. Социально-психологическая адаптация личности на разных возрастных этапах: учебное пособие / Н.Г. Фирсова и др.; М-во образования и науки РФ, ФГАОУ ВПО "Белгородский гос. нац. исслед. ун-т" (НИУ "БелГУ"), Фак. психологии, Каф. возрастной и социальной психологии. - Белгород: Белгород, 2014. - 382 с.

11. Gromova C. Teaching technologies for immigrant children: an exploratory study of elementary school teachers in Russia / C.Gromova, R.Khairutdinova, D.Birman, A. Kalimullin // Intercultural Education. - 2019. - 30(5). - P. 495-509.

12. Kamalova L. A. Linguistic adaptation of muslim migrant children in modern schools / L.A.Kamalova, V. G. Zakirova //IFTE 2017 - 3RD International forum on teacher education. - 2017. - Vol. 29, Is. - P. 330-336.

13. Shouchui Z. The stress and social support of migrant children and the protective role of social support in the relation between stress and psychological adaptation //Journal of psychological science. - 2011. - T. 34. - № 3. -P. 631.

14. Yuan X. et al. Educational settings and city adaptation of migrant children // Journal of Beijing Normal University (Social Science). - 2009. - T. 5. - P. 25-32.

References:

1. Gromova Ch.R. Educational technologies for working with children of migrants / Ch.R. Gromova, R.R. Khairutdinova // Psychology of education in a multicultural space. - 2021. - №» 1(53). - S. 76-89.

2. "On the implementation of the Program for the integration of children of foreign migrants into the Moscow educational environment and their socio-cultural adaptation to the conditions of the metropolitan metropolis": Order of the Moscow Department of Education dated June 30, 2006 No. 402 [Electronic resource]. - Access mode: www.alppp.ru/.. ./prikaz-departamentaobrazovanija-g--moskvy

3. Zavyalov A.V. Topical issues of state regulation of social adaptation of migrants / A.V. Zavyalov // Public Administration. Electronic bulletin. - 2019. - №° 72. - S. 143164.

4. Zimova NS Social adaptation of labor migrants from Central Asian countries in Russia / N.S. Zimova // Migration and socio-economic development. - 2017. - № 1.

- T. 2. - S. 19-28.

5. Islamshina T.G. Ethno-confessional factor of the migration movement of the population in the Republic of Tatarstan / T.G. Islamshina, A.R. Akhmetgalieva, L.K. Nagmatullina // Bulletin of Economics, Law and Sociology.

- 2017. - № 3. - S. 131-135.

6. Petrova S.I. The problem of adaptation of children of migrants to learning conditions in primary school (a methodologist's point of view) / S.I. Petrova // Russian as a non-native language - the path to life and professional success / Materials of the ROPRYAL Round Table. January 27, 2006 - SPb.: Publishing house of the RGPU im. A.I. Herzen, 2006. - P. 67-68.

7. Sultanova N.D. Health-saving psychological program for internally displaced persons / N.D. Sultanova // Materials of the third international scientific and practical

conference; ed. K.K. Shebeko. - 2011. - S. 252-255.

8. Usha T.Yu. The experience of language adaptation of foreigners as a reflection of migration policy / T.Yu. Usha // Bulletin of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen. - 2014. - № 170. - S. 26-34.

9. Usha T.Yu. The Russian Federation as a Multinational State: a Study Guide / I.P. Lysakova, T.Yu. Usha, G.M. Vasilieva, E.A. Zheleznyakova, O.G. Rozova, T.N. Matveeva, O.V. Milovidova // Methods of teaching Russian as a non-native language. Ser. "Bachelor's and Master's Degree". - Moscow, 2021. - S. 8-14.

10. Firsova N.G. Socio-psychological adaptation of personality at different age stages: textbook / N.G. Firsova and others; Ministry of Education and Science of the Russian Federation, FGAOU VPO "Belgorod State National Research University" (NIU "BelGU"), Fac. psychology, Department. developmental and social psychology. -Belgorod: Belgorod, 2014. - 382 p.

11. Gromova C. Teaching technologies for immigrant children: an exploratory study of elementary school teachers in Russia / C. Gromova, R. Khairutdinova, D. Birman, A. Kalimullin // Intercultural Education. - 2019. - 30 (5). - P. 495-509.

12. Kamalova L.A. Linguistic adaptation of muslim migrant children in modern schools / L.A. Kamalova, V.G. Zakirova // IFTE 2017 - 3RD International forum on teacher education. - 2017. - Vol. 29, Is. - P. 330-336.

13. Shouchui Z. The stress and social support of migrant children and the protective role of social support in the relation between stress and psychological adaptation // Journal of psychological science. - 2011. - T. 34. - № 3. - P. 631.

14. Yuan X. et al. Educational settings and city adaptation of migrant children // Journal of Beijing Normal University (Social Science). - 2009. - T. 5. - P. 25-32.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Сведения об авторах:

Путулян Нарине Сережовна (г. Казань, Россия), старший преподаватель кафедры начального образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», e-mail: narohk@mail.ru

Закирова Венера Гильмхановна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой начального образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», e-mail: zakirovav-2011@mail.ru

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.