Научная статья на тему 'Адаптация архитектурно-пространственной среды для людей с ограниченными возможностями'

Адаптация архитектурно-пространственной среды для людей с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1131
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ДОСУГ / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кустаубаева Манар Мухтаровна, Балыкбаев Байжан Тулеуханович

В статье рассмотрена специфика организации досуга для инвалидов в современных условиях (на примере города Алматы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация архитектурно-пространственной среды для людей с ограниченными возможностями»

АДАПТАЦИЯ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Кустаубаева М.М.1, Балыкбаев Б.Т.2

1Кустаубаева Манар Мухтаровна - бакалавр искусств, магистрант; 2Балыкбаев Байжан Тулеуханович - кандидат архитектуры, ассоциированный профессор,

кафедра архитектуры, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассмотрена специфика организации досуга для инвалидов в современных условиях (на примере города Алматы).

Ключевые слова: безбарьерная среда, доступная среда, досуг, люди с ограниченными возможностями.

УДК 72.01 (574)

В настоящее время в Казахстане проживает 388,7 тыс. людей инвалидов различных категорий, в том числе, 211 тысяч детей (49,1 тысяч детей до 16 лет, 58,8 тысяч инвалидов с детства). В данное время в Алматы проживает 34,7 тыс. инвалидов, в том числе 3276 детей-инвалидов, что составляет порядка 7,2 % от общего количества инвалидов по Республике. На примере города Алматы проблему архитектурно-пространственной среды для инвалидов можно рассматривать с различных аспектов, так как это большой и развивающийся мегаполис Имеющееся архитектурное пространство города можно использовать и понять какие ошибки и не учёты следует исправить и не допускать их в других городах.

Инвалидность (лат. шуэШш — букв. «несильный», ш — «не» + validus — «силач») — состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

Согласно «Декларации о правах инвалидов» принятой в 2008 году наше государство обязано создать приемлемые условия для инвалидов. Это значит, должны быть обеспечены свободный доступ к объектам социальной инфраструктуры всем своим гражданам: жилым, образовательным, общественным, производственным, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям [1]. В реальности условия для инвалидов не соответствуют нормативным требованиям. В городе Алматы большинство пандусов не соответствует требованиям.

Почти треть населения составляют люди, нуждающиеся в специфических условиях, так называемые "физически ослабленные лица" или "лица с ограниченными возможностями здоровья" — те, кто испытывает затруднения при самообслуживании и передвижении: инвалиды, больные-хронически и травмированные, престарелые, беременные, взрослые с маленькими детьми на руках или в колясках. Фактически каждый человек в определенные периоды своей жизни может оказаться в таком положении. Стоит попробовать создать среду жизнедеятельности человека, обладающую экологической полноценностью, обеспечивающую условия для решения комплекса биосоциальных и функционально-технологических задач.

Доступная среда для людей с ограниченными возможностями - это среда, в которой обеспечивается беспрепятственный вход/ вывод, пребывание, передвижение, передвижение людей с двигательными, сенсорными или интеллектуальными нарушениями [2]. Доступность это - доступность общества и самореализация в какой любо области. Самореализация в обществе — это важная сторона жизни так как психологически человек не может жить вне общества. Общество — это большой двигатель для развития личности. Образование сейчас доступно для всех, но для маломобильных групп из-за трудности передвижения, получение образования затруднительно. Людям с ограниченными возможностями очень тяжело добраться до места получения образования и проведения досуга, но при этом их сложности не заканчиваются, здание куда они добрались не

соответствует их возможностям. Кроме получения образование есть такая сторона жизни как досуг, он так же не доступен для инвалидов. Поэтому, одной из главных сторон создания безбарьерной среды является доступность образования и досуга для инвалидов.

Досуг - это сфера свободного, нерегламентированного поведения человека, возможность выбора досуговых занятий и в то же время стройность, целенаправленность самого процесса досуга, охватывающего искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество и т.д.

Досуговый центр - это специально организованное пространство для досуговой деятельности определенного сообщества людей. Как правило, в материальном исполнении — это здание или помещение, используемое для каких-либо из широкого спектра целей общественной досуговой активности, которые относятся к благотворительным или некоммерческим.

Первые планировочные рекомендации по проектированию безбарьерной среды в СССР были разработаны в конце 1980-х годов. На их основе был издан документ "Типовая инструкция по обеспечению передвижения инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в проектах общественных зданий, планировки и застройки населенных мест" (1988), в котором впервые обобщены требования, обеспечивающие беспрепятственное передвижение инвалидов в местах общественного пользования. С 1994 года в России разрабатываются рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, нормы и пособия по проектированию специализированных объектов для инвалидов и престарелых.

В Белоруссии с 1990 года ведутся научно-исследовательские работы, направленные на формирование архитектурно-пространственной среды, доступной для лиц с ограниченными возможностями. На основании проведенных исследований сформирован комплекс нормативов, позволяющих при архитектурно-планировочной организации жилых территорий и отдельных жилых, общественных, административных зданий и сооружений обеспечивать базовые требования к безбарьерной среде. Получается в постсоветском пространстве именно Белоруссия, первая страна корорая подняла этот вопрос и на данный момент успешно решает проблемы инвалидов.

Допустим, колоссальную программу по созданию безбарьерной среды для инвалидов, которая будет включать в себя модернизацию инфраструктуры городов Казахстана. От нее сплошные плюсы - приток инвестиции, создание рабочих мест. Это позволит трудоустроить работоспособных инвалидов, что в свою очередь приведет к пополнению бюджета, за счет пенсионных, социальных отчислений, а также косвенных налогов. Это позволит сбалансировать бюджет и колоссальная цифра выплат пособий, частично будет перекрываться за счет налоговых поступлений. С точки зрения экономики, права человека необходимы по одной простой причине - они устанавливают единые для всех правила игры, а именно: обеспечивают работающие законы, регулирующие бизнес-сектор, а также право на справедливое судебное разбирательство. Логично предположить, что далеко не все инвалиды являются абсолютно недееспособными. Однако именно барьеры окружающей среды в виде городской инфраструктуры являются непреодолимым препятствием свободного доступа инвалидов, как к социальным объектам, так и потенциальным рабочим местам.

Полноценная функционально-технологическая организация среды для физически ослабленных людей невозможна без учета их антропометрических особенностей. Структура антропометрических признаков, позволяющая в полной мере проследить отношения в системе "человек — деятельность — жизненный процесс — пространство", подразумевает выделение двух основных групп этих признаков: классических, включающих продольные размеры и пропорции, тотальные размеры, а также форму отдельных частей тела представителей каждой группы пользователей, и эргономических, включающих статические признаки (размеры отдельных частей тела, определяющие размеры предметов оборудования), динамические (размеры, определенные перемещением в пространстве), габаритные (наибольшие и наименьшие размеры тела), гониометрические (подвижность в суставах, влияющая, как и динамические признаки, на размеры сенсомоторного поля) и

85

перисоматические (расстояния от тела до поверхностей оборудования, определяющие в совокупности со статическими признаками размеры рабочего пространства). Сочетание классических и эргономических признаков разных групп людей с ограниченными возможностями здоровья, их анализ и унификация позволяют произвести упорядочение требований уже на уровне минимальной функциональной ячейки, задать размеры сенсомоторного поля пользователя, габариты рабочего места, определить пространственные характеристики и формы предметов оборудования, используемого в бы-ту, уровни досягаемости при работе в различных положениях, параметры необходимых свободных площадей внутри функциональной зоны для подхода к размещенным в ней предметам оборудования и т.д. [3].

Благодаря информационным технологиям, опытом других и специализированной литературе любое пространство может быть удобным и эргономичным. Это позволяет адаптировать жизнедеятельность инвалида и стереть границы между людьми без исключения.

В данной проблеме изучение эргономики занимает важное место, при проектировании. Были изучены такие аспекты эргономической науки, как:

- антропометрические данные и позы,

- движения и условия,

- условия зрительного восприятия.

В процессе погружения в тему, было осознано, что при художественном конструировании постоянно возникают цели и задачи:

- снять не нужное напряжение и утомление,

- создать режим, экономящий человеческие усилия,

- обеспечить оптимальные формы, комфортные условия,

- обеспечение безопасности людей во время обучения, отдыха.

Особенно нужно учитывать при проектировании, как исходные антропометрические данные, самотографические исследования, так и обычаи, национальные традиции той группы людей, для кого проектируются конкретные изделия, атак же конкретные условия проектирования и возникающие проблемы и трудности у людей с нарушением двигательного аппарата.

Специфические особенности инвалидов в наибольшей степени влияют на особенности проектирования зданий с учетом маломобильных групп населения. Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата по своим антропометрическим и эргонометрическим признакам существенно отличаются от здоровых людей. Они испытывают затруднения в передвижении, движении по сложному маршруту и в затесненном пространстве, в преодолении различных препятствий в виде лестниц, порогов и т.п., в пользовании балконами, лоджиями, обычной мебелью и оборудованием. Следует выделить две подгруппы: инвалиды, использующие при передвижении различные приспособления для ходьбы и кресла-коляски. Основой для назначения размеров помещений и оборудования взяты габариты наиболее употребительного типа кресел-колясок, двигаемых вручную и с помощью электрических аккумуляторов. Меньшие значения, как правило, относятся к коляскам для внутреннего пользования (в пределах жилища), большие размеры — к креслам-коляскам как наружного, так и внутреннего пользования. Пространство для разворота кресла-коляски должно быть диаметром 1 500 мм. Высота сиденья кресла-коляски, включая подушку сиденья, составляет 500—550 мм (рис. 1, 2) [4].

Рис. 2. Оптимальные габариты полосы движения

В процессе изучения темы было важно использовать научные данные о человеке и его деятельности, психических и физических возможностях и ограничениях в проектировании. Были использованы данные по эргономике утверждённые учеными для создания безбарьерной среды для инвалида.

Людям с ограниченными возможностями нужна помощь общества, чтобы понять, что они так же полноценны, как и все люди. И надо начинать все это с их зоны комфорта, помочь им преодолеть каждодневную борьбу с несамостоятельностью, потому что все их окружающее не предназначено для полноценного существования. Учитывая все эти обстоятельства, это большая проблема со всех сторон, нашему обществу пора принять и помочь таким людям в социальном и архитектурном плане.

Список литературы

1. Мурзагалиева Э.Т., Абдрасилова Г.С. К вопросу о практических аспектах формирования безбарьерной среды (на примере г. Алматы) // Научный журнал. Вестник КазГАСА. Алматы, 2013. № 4 (50). С. 34-40.

2. Мурзагалиева Э.Т., Абдрасилова Г.С. К вопросу об адаптации архитектурно-пространственной среды для людей с ограниченными возможностями) // Научный журнал. Вестник КазГАСА. Алматы, 2013. № 4 (48). С.45-45.

3. Хачатрянц К.К. Проблема создания городской среды, доступной для лиц с ограниченными возможностями // Градостроительство и архитектура: актуальные проблемы: Сб. науч. тр./ БНТУ, АФ. Мн.: Тэхналопя. Беларусь, 2002. С. 182-185.

4. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды. М.: Архитектура, 2007.

RECONSTRUCTION OF ARCHITECTURAL MONUMENTS

OF ALMATY CITY Nussipkozhaeva A.R.

Nussipkozhaeva Aihan Rabel kyzy - Undergraduate, DEPARTMENT OF ARCHITECTURE AND DESIGN, INSTITUTE OF ARCHITECTURE, CONSTRUCTION AND ENERGY NAMED AFTER T.K. BASENOV, SATBAYEV UNIVERSITY, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article considers the problem of cultural heritage in the city of Almaty. The state of buildings of Soviet constructivism before reconstruction is considered and a parallel is drawn with the current state of buildings.

Keywords: reconstruction, architectural monument, public places, cultural heritage, restoration, constructivism.

The reconstruction of architectural monuments plays a huge role in preserving the historical heritage. Restoration and reconstruction are necessary when the buildings are dilapidated, begin to collapse and lose their unique properties. Reconstruction of buildings and structures is their reorganization with the aim of partial or complete change of functional purpose, installation of new effective equipment, improvement of the development of territories, bringing it into line with modern increased regulatory requirements.

A considerable number of such objects of cultural heritage are located in the city of Almaty. But for a number of reasons, their number is declining every year, so the problem of preserving the architectural heritage is currently very relevant and needs to be addressed. Over the long period of its existence, historical objects are repeatedly subjected to alterations and rearrangements. The task of restoration is to restore their original appearance, as close as possible to the original. But such construction work requires significant material resources, which are often not enough. Reconstructing and restoring architectural monuments is much more expensive than demolishing. For this reason, many historical buildings in the city of Almaty are not being restored, but are subject to demolition. This policy may lead to the fact that after a certain amount of time, not a single building will remain on the streets that could tell something about the past of our city. As an object of study, all public buildings in the constructivism style were selected. Constructivism is the artistic direction of the 1920s of the XX century in architecture. Design is one of the methods of shaping, based on accurate calculations of the physical properties of materials and functions of the object and it is characterized by such features as rigor, conciseness, geometry and solidity of appearance. In European architecture, the ideas of constructivism were carried out by such masters as Le Corbusier, Mies van der Rohe, Gropius. Supports, roof gardens, free lay-out, glazing, fronts without decorations - these principles were formulated by Le Corbusier for new architecture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.