Научная статья на тему 'АДАПТАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЙ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА И ЭКСКРЕЦИИ КАТЕХОЛАМИНОВ У КРЫС ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ШУМА'

АДАПТАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЙ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА И ЭКСКРЕЦИИ КАТЕХОЛАМИНОВ У КРЫС ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ШУМА Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristic features of man's adaptation to the physical factor under study are elucidated on the basis of the analysis of changes in the levels of catecholamines, glucose and pyruvic acid throughout a month exposure to the broad-band noise (L equiv.-80dBA 8 hrs. per day) and during a period of after-effect.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЙ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА И ЭКСКРЕЦИИ КАТЕХОЛАМИНОВ У КРЫС ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ШУМА»

УДК 610-008.934.54-07:616.634.452]-02:613.044]-092.9

В. П. Артюх, Н.Д. Шабунина, М. И. Руднев, Л. А. Олешкевич, В. А. Иваницкий, И. И. Засенко

АДАПТАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЙ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА И ЭКСКРЕЦИИ КАТЕХОЛАМИНОВ У КРЫС ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ШУМА

Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева; ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев

Ввиду отсутствия выраженной специфики в проявлении неблагоприятных последствий воздействия шума малой интенсивности на человека и животных изучение характера влияния шумового «загрязнения» окружающей среды на системы целостного организма, несомненно, представляет значительный теоретический и практический интерес.

Значение симпатико-адреналовой системы определяется тем, что она осуществляет адаптационно-трофическое влияние на все процессы жизнедеятельности, что выражается прежде всего в постоянном приспособлении интенсивности обменных процессов к функциональным потребностям данного момента. В первую очередь, безусловно, это касается углеводно-энергетического обмена (Morgan Н., Parmeggiani А., 1964; 1вашк1на Г. А., 1972; Панин Л. Е„ 1975).

В нашей работе в эксперименте на животных на основании исследований состояния симпатико-адреналовой системы и обмена углеводов сделана попытка оценки адаптационной реакции организма при воздействии широкополосного шума.

Эксперимент проведен на 80 белых крысах-сам-цах с начальной массой 130—160 г. Подопытные животные находились в шумозаглушенной камере, где подвергались воздействию шума интенсивностью LaKB 80 дБ А в течение 8 ч в сутки. У крыс собирали суточную молу, затем их декапитирова-ли. Исследования выполняли в конце 1-х суток эксперимента, а также на 15-й и 30-й день после начала шумового воздействия. Кроме того, у животных, находящихся в камере 30 сут, исследования проводили спустя 7 дней после прекращения шумового воздействия. Крысы, использовавшиеся в качестве динамического контроля, содержались в условиях, аналогичных тем, в которых находились подопытные животные, но интенсивность шума не превышала 30 дБ А.

Биохимические исследования включали определение содержания глюкозы в крови ортотолуи-диновым методом (Райцис А. Б., Устинов А. О., 1965), количества пировиноградной кислоты в крови — спектрофотометрически (Бабаскин П. М., 1976). Уровень экскретируемых с мочой адреналина, норадреналина, дофамина и ДОФА определяли флюоресцентным методом (Матлина Э. Ш. и др., 1974).

Как нами ранее сообщалось, при краткосрочном воздействии широкополосного шума интен-

сивностью ЬэкВ 80 дБ А, первоначальные изменения обмена углеводов и катехоламинов к концу 2-часового воздействия в основном возвращаются к уровню, определяемому у контрольных животных (Артюх В. П. и др., 1981). Результаты данной работы показали, что достигнутый уровень резистентности действителен лишь при краткосрочном «озвучивании» животных. Так, после суточного эксперимента у животных опытной группы содержание глюкозы в крови равнялось 0,47± ±0,14 ммоль/л, что было на 17,5 % выше (Р<0,05), чем у контрольных животных.

Суточная экскреция адреналина у контрольных животных составляла 1,04±0,05 нмоль/сут, у подопытных — 0,562±0,180 нмоль/сут, а экскреция норадреналина была соответственно 4,301 ±0,149 и 2,272±0,261 нмоль/сут. Таким образом, суточная экскреция адреналина и норадреналина при воздействии шума была ниже, чем в контроле, на 46% (Я<0,05) и на 47% (Я<0,05) соответственно. Экскреция дофамина оставалась на уровне контроля. Различие в суточной экскреции ДОФА для животных контрольной и опытной групп было статистически недостоверно (Р>0,05).

Через 2 нед после начала шумового воздействия отмечалось наиболее выраженное отклонение изучаемых параметров обмена от тех, что были определены у групп динамического контроля, хотя в абсолютном выражении они не выходили за пределы значений гомеостаза (Трахтенберг И. М. и др., 1978). Так, у животных, подвергавшихся воздействию шума, в крови содержалось глюкозы 3,54± ±0,14 ммоль/л при 2,58±0,27 ммоль/л в контроле (Р<0,02), а соответствующие показатели для пировиноградной кислоты были 10,71 ±0,66 и 7,20± ±0,51 ммоль/л (Р<0,05), т. е. были на 37 % для глюкозы и на 39% для пировиноградной кислоты выше, чем в контроле.

При изучении динамики экскреции катехоламинов в этот период установлено, что при шумовом воздействии экскреция адреналина соответствовала 0,573±0,050 нмоль/сут, а норадреналина — 4,421 ±0,390 нмоль/сут, т.е. была на 51% (Р< <0,05) для адреналина и на 15% (Р<0,05) для норадреналина ниже, чем в контроле. Экскреция дофамина и ДОФА оставалась на уровне контроля. Исследования после месячного воздействия шума показали, что изучаемые параметры обмена к этому времени не отличались от контрольных, кроме экскреции норадреналина, суточная экскреция <

которого составляла 3,992±0,393 нмоль/сут, что было на 37% ниже, чем в контроле (Я<[0,001). В этот период отмечались также сдвиги уровня дофамина, однако эти изменения оказались статистически недостоверны.

Исследования, проведенные через неделю после окончания шумового воздействия, показали, что этого срока оказалось вполне достаточно для возвращения к исходным значениям изучаемых показателей обмена. Об этом свидетельствуют нормализация содержания глюкозы и пировиноград-ной кислоты в крови и количество экскретируемых с мочой адреналина и норадреналина, хотя следует отметить, что экскреция дофамина и ДОФА была несколько снижена.

По-видимому, в условиях длительного воздействия шума организм животных отвечает общей неспецифической реакцией, носящей фазовый характер. Известно, что любое раздражение является толчком к возникновению цепной реакции, выражающейся как в нарастании, так и затухании фазовых колебаний состава различных компонентов крови, уменьшении или увеличении выделения метаболитов, гормонов и медиаторов с мочой и др. (Кассиль Г. Н., 1980).

Уменьшение экскреции адреналина и норадреналина, обнаруженное в конце суточного эксперимента, свидетельствует о таком фазовом состоянии симпатико-адреналовой системы, которое может вызвать повышение инсулиноподобной активности крови, а следовательно, привести к снижению уровня глюкозы (Панин Л. Е., 1975). Наблюдаемые в течение эксперимента сдвиги изучаемых показателен подтвердили это.

Наибольшие изменения обмена наблюдались через 2 нед после начала шумового воздействия. В этот период несбалансированность между процессами аэробного окисления достигает максимума, что подтверждается наличием повышенного уровня пнровиноградной кислоты в крови и свидетельствует в пользу того, что в данной ситуации происходит усиленная утилизация глюкозы в процессах гликолиза. Последнее обстоятельство не-

избежно приводит к накоплению продуктов гликолиза, которые в отличие от адреналина тормозят активность фосфорилаз (Morgan Н., Parmeggi-ani А., 1964).

Характер экскреции адреналина и норадреналина в этот период отражает такую перестройку их обмена, которая направлена на восстановление нарушенного равновесия за счет резервов.

Таким образом, изменения в динамике изученных показателей обмена носили адаптационный характер, так как в конце месячного эксперимента в организме устанавливается новое равновесие углеводно-энергетического обмена. При этом адаптационные возможности организма в условиях данного эксперимента не были исчерпаны, что подтверждается относительно быстрой нормализацией всех основных параметров обмена катехоламинов и углеводов в восстановительный период.

Л итература. Артюх В. /7., Руднев М. //., Ша-бунина Н. Д. — В кн.: Биохимия — медицине. Одесса, 1981, с. 37—38. Бабаскин П. М. — Лаб. дело, 1976, № 8, с. 497. 1вашк1на Г. А. — Укр. б1ох1м. ж., 1972, т. 44, [№ 4, с. 450—453.

Кассиль Г. Н. — В кн. Адаптация организма к физическим факторам. Вильнюс, 1980, с. 14—22. Матлина Э. Ш., Киселева 3. М., Софиева И. Э. — В кн.: Меньшиков В. В. Методы клинической биохимии гормонов и медиаторов. М., 1974, ч. 2, с. 27— 32.

Панин Jl. Е. — В кн.: Медико-биологические аспекты процессов адаптации. Новосибирск, 1975, с. 34—45. Показатели нормы у лабораторных животных в токсикологическом эксперименте./Трахтенберг И. М., Сова Р. Е., Шефтель В. О. и др. М., 1978. Райцис А. Б., Устинов А. О. —Лаб. дело, 1965, № 1, с. 33—35.

Morgan Н. Е., Parmeggiani А. — J. biol. Chem., 1964, v. 239, p. 2440—2445.

Поступила 19.07.83

Summary. Characteristic features of man's adaptation to the physical factor under study are elucidated on the basis of the analysis of changes in the levels of catecholamines, glucose and pyruvic acid throughout a month exposure to the broad-band noise (L equiv.-80dBA 8 hrs. per day) and during a period of after-effect.

УДК 613.633:622]-07

Р. С. Гильденскиольд, В. К. Ковальчук

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ЗОЛЫ ГРЭС, РАБОТАЮЩЕЙ НА БУРЫХ УГЛЯХ СРЕДНЕ-СИБИРСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Сжигание минерального топлива на ГРЭС сопровождается значительным выделением ряда веществ в окружающую среду, в том числе в атмосферный воздух. Так, в состав дымовых выбросов ГРЭС входят такие потенциально опасные для здоровья человека вещества, как сернистый и серный ангидриды, окислы азота, угарный газ, ви-

тающая зола, микроэлементы, входящие в состав топлива, и др.

В ряде экспериментальных гигиенических исследований показана биологическая роль названных компонентов выброса при действии на организм, установлены их ПДК для атмосферного воздуха населенных мест (Шаламберидзе О. П., 1969;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.