Научная статья на тему 'Адаптационные возможности организма учащихся в зависимости от их физической нагрузки'

Адаптационные возможности организма учащихся в зависимости от их физической нагрузки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
925
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САRDIО-VASCULАГ AND RESPIRATORY SYSTEMS / ADAPTATIONAL RЕSERVЕS / РUBERTATУ / АДАПТАЦИЯ / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / КАРДИОРЕСПИРАТОРНАЯ СИСТЕМА / РЕЗЕРВЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СОМАТИЧЕСКОЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бутяева В. В., Беликова Е. А., Омельченко О. Л.

Цель представленной работы заключалась в исследовании функционального состояния организма учащихся в зависимости от интенсивности их двигательного режима. В ходе работы было установлено, что у большинства обследованных учащихся с недостаточным объемом двигательной активности на момент обследования, наблюдались недостаточные функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и вследствие этого потенциально низкие адаптационные возможности организма этих детей в период пубертата в отличие от школьников, занимавшихся спортом. Подобного рода обследования позволяют своевременно выявить снижение адаптационных резервов детского организма и повысить их за счет комплекса оздоровительных мероприятий, ведущим из которых является активизация двигательного режима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бутяева В. В., Беликова Е. А., Омельченко О. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATIONAL POSSIBILITIES OF STUDENTS ORGANISMS’ IN DEPENDENCE OF THEIR PHYSICAL LOADING

The aim of the presented research lies in the study of studеnt’s оrgаnisms functional conditions in dependence to their motional condition rаtе. In the соuгsе of the rеsеаrсh it was found that most of the examined students with low rate of motional activity for the moment of study, displayed the funсtiоnal capability deficiency of саrdiо vasculаг and respiratory systems and, in consequence of the stated, potentially low adaptational abilities of these children organisms in рubertatу in contrast to the going in foг sроrts students. The similar геsеaгсh makes it possible to геvеаl the degradation of а child's оrganism adaptational rеservеs and to improve them by means of keeping fit соmplex measures, motional rate activisation being the leading аmong them.

Текст научной работы на тему «Адаптационные возможности организма учащихся в зависимости от их физической нагрузки»

Since 1999 ISSN 2226-7425

The journal of scientific articles “Health & education millennium” (series Medicine), 2012, tom 14 [1]

Butyaeva V.V, Belikova E.A., Omelchenko O.L.

Children and teenagers' anatomy and physiology department, Municipal Budgetary Comprehensive Institution, Cy Rostov on Don

ADAPTATIONAL POSSIBILITIES OF STUDENTS ORGANISMS’ IN DEPENDENCE OF THEIR PHYSICAL LOADING

The aim of the presented research lies in the study of studеnt’s оrgаnisms functional conditions in dependence to their motional condition rаtе. In the соuгsе of the rеsеаrсh it was found that most of the examined students with low rate of motional activity for the moment of study, displayed the funсtiоnal capability deficiency of саrdiо - vascu^ and respiratory systems and, in consequence of the stated, potentially low adaptational abilities of these children organisms in рubertatу in contrast to the going in foг sроrts students.

The similar геsеaгсh makes it possible to геvеаl the degradation of а child's оrganism adaptational rеservеs and to improve them by means of keeping - fit implex measures, motional rate activisation being the leading аmong them.

Key words: саrdiо - vascu^ and respiratory systems, adaptational rеservеs, рubertatу.

Бутяева В.В., Беликова Е.А., Омельченко О.Л.

Южный Федеральный Университет, кафедра анатомии и физиологии детей и подростков, г. Ростов-на-Дону

АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ

Аннотация: Цель представленной работы заключалась в исследовании функционального состояния организма учащихся в зависимости от интенсивности их двигательного режима. В ходе работы было установлено, что у большинства обследованных учащихся с недостаточным объемом двигательной активности на момент обследования, наблюдались недостаточные функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и вследствие этого потенциально низкие адаптационные возможности организма этих детей в период пубертата в отличие от школьников, занимавшихся спортом.

Подобного рода обследования позволяют своевременно выявить снижение адаптационных резервов детского организма и повысить их за счет комплекса оздоровительных мероприятий, ведущим из которых является активизация двигательного режима.

Ключевые слова: адаптация, сердечно-сосудистая система, кардиореспираторная система, резервы, функциональное состояние, соматическое, физическое здоровье.

В условиях ограниченности адаптационных резервов, свойственной растущему организму, любое увеличение нагрузки, умственной или физической, можно рассматривать как стрессорное воздействие, носящее длительный и устойчивый характер [2]. Факторами, отрицательно влияющими на состояние организма школьника, являются несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка, стрессорная тактика авторитарной педагогики, нерациональная организация учебного процесса, нарушения санитарно-гигиенических

условий обучения. Значимость этих факторов определяется деятельностью, систематичностью и непрерывностью их воздействия на организм ребенка [1].

Степень жизнеспособности человека или уровень его систематического (физического) здоровья определяется в наибольшей мере развитием качества общей выносливости, физиологической основой, которого являются аэробные возможности человека.

Исходя из выше изложенного, мы в ходе нашей работы оценивали соматическое здоровье и функциональное состояние организма 175 уча-

Since 1999 ISSN 2226-7425

Журнал научных статей «Здоровье и образование вXXI веке» (Серия медицина), 2012, том 14 [1]

щихся (80 девочек и 95 мальчиков) 12 лет в зависимости от физической нагрузки в период начала пубертата. При этом в качестве индикатора адаптационных возможностей организма детей мы исследовали функциональное состояние важнейшей системы жизнеобеспечения - кардиореспира-торной. Целью нашей работы являлась оценка общего уровня соматического здоровья учащихся в период пубертата в зависимости от степени их физической нагрузки и выявление «групп риска», т.е. школьников, резервные возможности организма которых недостаточны и у которых в процессе адаптации к обучению в этот период может возникнуть «школьный стресс».

В нашем обследовании учащиеся, двигательная нагрузка которых ограничивалась уроками физической культуры, составили 1 группу (40 девочек и 45 мальчиков), а школьники (40 девочек и 50 мальчиков), занимавшихся в спортивных секциях составили 2 группу.

Для экспресс-оценки соматического здоровья учащихся мы использовали комплекс, состоящий из пяти морфологических и функциональных показателей, имеющих наивысшую степень взаимосвязи и энерговооруженностью организма, уровнем его общей выносливости и острой заболеваемостью, это индекс Кетле (ИК), индекс Робинсона (ДП), индекс Скибинского (ИС), индекс мощности Шаповаловой и индекс Руфье (ИР). На основании определения этих показателей мы оценивали общий уровень соматического здоровья учащихся. Результаты обследования обрабатывали статистически с оценкой достоверности различий по t - критерию Стьюдента. Различия полагались статистически значимыми при уровне р<0,05.

На момент обследования функциональные возможности кардиореспираторной системы у большинства (75%) учащихся 1 группы были недостаточны, что свидетельствовало о сниженной устойчивости их организма к гипоксии. Это, по видимости, обусловлено их недостаточной физической активностью по сравнению с учащимися 2й группы, у которых функциональное состояние кардиореспираторной системы и общий уровень соматического здоровья были достоверно выше.

Очевидно, это обусловлено тем, что большинство мальчиков и часть девочек этой группы находились на втором этапе пубертата и у них уже наблюдалось возрастное замедление роста сердца и его функциональные возможности временно

отставали от потребностей растущего тела. также тормозился прирост легочных объемов и, соответственно, функциональные возможности дыхательной системы [3], что в первую очередь сказывалось на кислородном снабжении работающих мышц. У учащихся, занимавшихся спортом функциональное состояние кардиореспираторной системы было достоверно выше (р<0,05), чем у детей, не занимавшихся физической нагрузкой.

В ходе нашего обследования мы определяли общий уровень физического здоровья школьников, т.е. степень жизнеспособности их организма, что в наибольшей мере определяется развитием общей выносливости.

Полученные нами данные свидетельствовали о том, что у учеников, занимавшихся спортом, функциональное состояние кардиореспираторной системы и общий уровень соматического здоровья были достоверно лучше, чем у их сверстников, не занимавшихся физической нагрузкой. Высокая интенсивность школьного обучения и недостаточная двигательная активность приводит к резкому снижению эмоционального и психического тонуса учащихся, повышению уровня тревожности и снижению их умственной работоспособности.

Подобного рода обследование позволяют своевременно установить снижение адаптационных резервов ученика и повысить их за счет комплексных мероприятий, ведущим из которых, на наш взгляд, является активизация двигательного режима, т.к. систематическая правильно организованная физическая нагрузка является универсальным адаптогеном. Она улучшает функциональное состояние кардиореспираторной системы и расширяет функциональные возможности детского организма.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Безруких М.М. Региональные программы «Образование и здоровье» как вариант комплексного решения проблем здоровья школьников. - СПб,

1999. - С.33-34.

2. Горбунов Н.П. Процессы физиологической адаптации школьников в условиях дифференциации образования. / / Автореферат докторской диссертации. - Тюмень, 2002.

3. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. - СПб: «Терра-Спорт», 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.